Выпуски

Инклюзивное образование

Альманах №52 · Выпуск пятый · 2023 год

Альманах №52. Инклюзивное образование

Выпуск Альманаха открывается описанием актуальной тематики исследований в области коррекционной педагогики – это важнейший ориентир начинающих исследователей при выборе темы диссертации. Семь статей выпуска посвящены инклюзивному образованию, осмыслению позиций и накопленного опыта дефектологами отечественной научной школы.

Актуальная тематика исследований в области коррекционной педагогики

Ахметзянова А.И. , Бабкина Н.В. , Гончарова Е.Л. , Кантор В.З. , Коробейников И.А. , Красильникова О.А. , Кузьмичева Т.В. , Кукушкина О.И. , Лазуренко С.Б. , Филатова Ю.О.
В статье представлены разделы актуального паспорта научной специальности «Коррекционная педагогика» и соответствующая каждому из них проблематика актуальных научных исследований, направленных на продуктивное развитие отечественной научной школы специальной психологии и коррекционной педагогики. Впервые представлена целостная картина актуальных научных исследований, отражающая принципиальную междисциплинарность коррекционной педагогики, задачи трансформации результатов психологических исследований об особенностях развития детей с ОВЗ в собственно педагогические представления об их общих и особых образовательных потребностях, требуемых системах обучения и воспитания.
Ключевые слова

Актуальная тематика исследований в области коррекционной педагогики

паспорта научной специальности
коррекционная педагогика
тематика исследований
диссертации
дипломы
практика

У истоков отечественного инклюзивного образования

Малофеев Н.Н.
В статье представлены первые идеи и практические попытки инклюзивного образования в мире и в России. Раскрыты риски развития отечественной практики инклюзивного образования.
Ключевые слова

У истоков отечественного инклюзивного образования

глухие дети
слепые дети
дети с ограниченными возможностями здоровья
дети с особыми образовательными потребностями
инклюзивное образование
первые попытки совместного обучения
риски инклюзии в России

Инклюзивное образование: взгляд дефектологов отечественной научной школы

Кукушкина О.И. , Гончарова Е.Л. , Малофеев Н.Н.
Инклюзивное образование осмысливается дефектологами отечественной научной школы как один из возможных вариантов совместного обучения ребенка с ОВЗ со сверстниками без ограничений здоровья, предполагающий полное включение особого ребенка в общеобразовательную среду.
Ключевые слова

Инклюзивное образование: взгляд дефектологов отечественной научной школы

инклюзия
образование
концепция
требования
результаты
обучение в России

Принципы дизайн-проектирования пространственно-предметного компонента инклюзивной образовательной среды

Голубчикова А.В. , Нурлыгаянов И.Н. , Лазуренко С.Б.
В статье рассматриваются различные модели образовательной среды школы с позиции формирования пространственно-предметного компонента. Анализируются принципы организации пространственной структуры образовательной среды инклюзивной школы. Представлены исследования о влиянии архитектуры и предметно-пространственной среды на образовательный процесс. Выделены значимые параметры для создания рациональной и эстетичной среды в инклюзивной школе. На основе литературных данных и проводимых авторами исследований сформулированы основные принципы дизайна инклюзивного пространственно-предметного компонента школы: целостности и структурированности, мобильности и трансформируемости, безопасности, релевантности, эргономичности, гибкости, субъектности, развития. Представлена краткая характеристика каждого принципа и возможности практической реализации.
Ключевые слова

Принципы дизайн-проектирования пространственно-предметного компонента инклюзивной образовательной среды

особые образовательные потребности
дети с ограниченными возможностями здоровья
предметно-пространственный компонент
инклюзивная образовательная среда
принципы проектирования

Дошкольник с ОВЗ в инклюзивном коммуникативном пространстве

Бойков Д.И. , Матасов Ю.Т.
Динамика коммуникативных и личностных качеств детей старшего дошкольного возраста оценивается с позиций рассмотрения группы в качестве коллективного субъекта общения. В числе участников эксперимента дети с особыми образовательными потребностями, испытывающие специфические трудности при включении в процессы обучения и воспитания в детском коллективе. Совокупность участников педагогического процесса и возникающих при этом социально-психологических феноменов и условий определяется как коммуникативное образовательное пространство. Показано, что полноценное развитие инклюзивного коммуникативного пространства возможно при условии развития положительного отношения всех участников этого пространства друг к другу.
Ключевые слова

Дошкольник с ОВЗ в инклюзивном коммуникативном пространстве

инклюзивное образование
ограниченные возможности здоровья
социализация
коммуникативное пространство
фрустрация
принцип дифференциации
адаптация

Представления о мире, формирующиеся у дошкольников в условиях инклюзивного и специального образования

Хайдарпашич М.Р.
В статье представлены результаты экспериментального исследования представлений дошкольников о временах года, их способности выдвигать гипотезу, менять ее, выражать сомнения, откладывать решение в случае неуверенности, аргументировать личным опытом впечатлений, наблюдений и действий. Показано, как условия совместного обучения влияют на формирование этих умений у детей с нарушениями слуха, речи, с задержкой психического развития и их нормально развивающихся сверстников.
Ключевые слова

Представления о мире, формирующиеся у дошкольников в условиях инклюзивного и специального образования

Формирование представлений о мире
картина мира дошкольника
окружающий мир
дети с нарушением слуха
дети с нарушением речи
дети с задержкой психического развития
ЗПР

Особенности организации образовательного процесса у детей с гликогеновой болезнью

Свиридова Т.В. , Герасимова А.М. , Егоренкова О.С.
Известно, что создание вариативных условий обучения детей-инвалидов с редкими болезнями является необходимым условием их эффективного лечения, обучения и социализации. С целью оценки состояния психосоциального функционирования детей-инвалидов с гликогеновой болезнью и формулировки предложений по оптимизации образовательного процесса проведено сплошное проспективное исследование 37 детей-инвалидов (средний возраст 13,5 лет) с гликогеновой болезнью – младшие школьники 62,2% (23 чел.) и 37,8% (14 чел.) – подростки. В качестве методов и методик применялись: анализ медицинской документации, неструктурированная беседа с родителем о социальных условиях жизни ребенка, анкета организации образовательного процесса ребенка для специалистов (педагогов и психологов), анкета качества жизни «PedsQL 4.0 Generic Core Scales». Установлено, что при организации образовательного процесса детей с гликогеновой болезнью требуется учитывать тип ГБ и, как следствие, физическое и психосоциальное функционирование, а также организацию лечебного процесса.
Ключевые слова

Особенности организации образовательного процесса у детей с гликогеновой болезнью

инклюзия
дети с ограниченными возможностями здоровья
психофизическое функционирование
редкие болезни
гликогеновая болезнь
качество жизни
госпитальная школа

Ранняя помощь детям с ОВЗ - начальный этап инклюзивного образования

Приходько О.Г. , Югова О.В.
В статье рассматриваются современные взгляды на раннюю помощь детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в контексте необходимого условия успешного инклюзивного образования этих детей. Обозначены истоки разработки данной проблематики в отечественной науке и практике. Обоснована важность раннего проведения дифференциальной диагностики отклоняющегося развития и сокращения сроков между выявлением проблем в развитии ребенка и началом комплексной коррекционно-развивающей работы. Перечислены ключевые цели и основные задачи ранней помощи детям и их семьям, а также обозначены актуальные проблемы, требующие осмысления и решения. Среди проблем можно выделить рост числа детей с ОВЗ и «группы риска»; недостаточную осведомленность родителей в вопросах ранней помощи их детям; отсутствие единых подходов в оказании ранней помощи специалистами различных ведомств; дефицит кадров, компетентных в раннем комплексном сопровождении детей с ОВЗ и их семей; недостаточный уровень владения информационно-коммуникационными технологиями консультирования и сопровождения.
Ключевые слова

Ранняя помощь детям с ОВЗ - начальный этап инклюзивного образования

ранняя помощь
инклюзивное образование
специальное образование
дети с ограниченными возможностями здоровья
психолого-педагогическое сопровождение семьи
подготовка дефектологических кадров.
©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности