Нарушения слуха и глухота – глобальная проблема современного здравоохранения / Альманах № 45 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ института коррекционной педагогики
Альманах № 45 "30 лет кохлеарной имплантации в России"

Нарушения слуха и глухота – глобальная проблема современного здравоохранения

Г.А. Таварткиладзе ФГБУ «Российский научно-клинический центр аудиологии и слухопротезирования» ФМБА России; Кафедра сурдологии ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Москва

Всемирный доклад по проблемам слуха предвидит мир, в котором нет людей с нарушениями слуха, которые можно было бы предотвратить, а те, у кого имеются нарушения слуха, смогут достичь своего полного потенциала за счет реабилитации, образования и расширения прав и возможностей.

В мире насчитывается более 1,5 миллиарда людей, имеющих нарушения слуха разной степени, среди которых минимум 430 миллионов нуждаются в реабилитации. Результаты последних исследований по изучению глобального бремени болезней (Global Burden of Disease – GBD) свидетельствуют о возрастании влияния нарушений слуха. Сравнительный анализ результатов продемонстрировал, что тугоухость была 11-й по значимости причиной лет, проведенных с инвалидностью, в 2010 году и 4-й лидирующей причиной – в 2015 году. Кроме того, следует отметить, что распространенность нарушений слуха в настоящее время намного больше, чем в 1985 году, когда были опубликованы первые данные для всех стран мира [25,33].

Нарушения слуха выходят далеко за пределы сенсорного поражения [9,19,20]. Отсутствие или существенное ослабление слухового входа к мозгу изменяет связи мозга и обработку в нем [19,20,24,27,29], что особенно выражено в возрасте до 3 лет и, возможно, после 60 лет [16,22]. Нарушения слуха в раннем возрасте сопровождаются задержкой развития разговорного языка [16,22,24,27,29,31]. У детей с выраженной тугоухостью отмечается более низкая грамотность, чем у сверстников с нормальным слухом. Большинство взрослых с инвалидизирующими нарушениями слуха отмечают чувство глубокой изоляции, они, как правило, выпадают из общества, у них нарушаются отношения в семье [8,9].

Не выявленные вовремя и оставленные без внимания нарушения слуха могут иметь далеко идущие последствия, отрицательно влияющие на развитие языка, психосоциальное благополучие, качество жизни, уровень образования и экономическую независимость на разных жизненных этапах [21,28,30]. Они сопровождаются ежегодными затратами, превышающими 980 миллиардов долларов, и могут нарушить глобальную цель стран-членов ООН покончить с бедностью и обеспечить всем людям планеты мир и процветание к 2030 году [15]. При этом расходы в секторе здравоохранения (включая только стоимость медицинского обслуживания детей и взрослых, обусловленного невозможностью решить проблемы, связанные с нарушениями слуха, но не учитывающие расходы на оказание диагностической помощи и реабилитацию) составляют 314 миллиардов долларов; в секторе образования (при учете только детей и подростков в возрасте 5-14 лет с порогами слышимости в лучше слышащем ухе выше 50 дБ) – 27 миллиардов; расходы, обусловленные безработицей и снижением производительности – 182,5 миллиардов; социальные расходы, включая социальную изоляцию, проблемы с коммуникацией, стигматизацию – 456, 5 миллиардов долларов [37].

В 2019 году количество лет, проведенных с инвалидностью, обусловленной нарушениями слуха, составило 43,5 миллионов и выросло на 73% с 1990 года. Возрастные нарушения слуха были третьей по значимости причиной лет, проведенных с инвалидностью, в 2019 году и основной причиной у лиц старше 70 лет [26]. В 65% инвалидность, обусловленная нарушениями слуха, относится к средним и выраженным степеням тугоухости. Однако, вне зависимости от выраженности тугоухости и аудиологического профиля выраженность отрицательного эффекта нарушений слуха на жизнь людей зависит от применения эффективных клинических и реабилитационных технологий. Усугубляется ситуация при наличии других функциональных ограничений, таких как нарушения зрения, аутизм или нарушения развития. Так, слепо-глухота имеется у 0,2-2% популяции земного шара во всех возрастных группах [17].

Многие причины, вызывающие нарушения слуха, могут быть предотвращены (у детей – в 60%). К ним относятся осложнения при родах, хронические и инфекционные заболевания уха, заболевания, которые можно предотвратить при своевременной вакцинации, а также воздействие шума, химических веществ, препаратов с ототоксическим действием.

По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) более 1,1 миллиарда подростков и молодых людей имеют риск возникновения постоянных нарушений слуха за счет прослушивания музыки на высоких уровнях интенсивности в течение длительного времени. Уменьшение таких рисков за счет действий национальных систем здравоохранения принципиально важно для решения проблем, связанных с тугоухостью [23,32,35].

Главная цель – все люди с нарушениями слуха должны иметь возможность доступной и эффективной реабилитации в течение всей жизни. Предлагаемые ВОЗ подходы включают скрининг слуха и раннее вмешательство, профилактику и лечение заболеваний уха, доступ к современным технологиям, развитие сети реабилитационных центров, улучшение коммуникации, снижение уровней шума и более активное участие общества.

Последние десятилетия отмечены инновационными достижениями в области диагностики и реабилитации нарушений слуха, телемедицины и телеаудиологии. Консервативное и хирургическое лечение, слухопротезирование, кохлеарная имплантация, реабилитационная терапия и сурдопедагогическая реабилитация, являются решениями, обеспечивающими пациентам с нарушениями слуха и глухотой доступ к образованию и полноценной реализации своего потенциала.

Однако, несмотря на современные возможности реабилитации, многие люди с нарушениями слуха все еще не имеют доступа к ним. Для решения этой глобальной проблемы Всемирной ассамблеей здравоохранения в 2017 году была принята резолюция WHA 70.13 [13], которая призывает правительства интегрировать оказание помощи при заболеваниях уха и нарушениях слуха в национальные системы здравоохранения и рекомендует ВОЗ обеспечить условия и инструменты для этого.

Всемирный доклад по проблемам слуха, который был принят ВОЗ 3-го марта 2021 года, был разработан с целью обеспечения глобальных действий для равноправного доступа к оказанию помощи при заболеваниях уха и нарушениях слуха во всем мире вне зависимости от экономического достатка стран. В Докладе представлены четкие доказательства, позволяющие рассматривать нарушения слуха как глобальный приоритет систем здравоохранения, даны подходы к решению многих существующих проблем.

Вызовы эти еще более усилились в условиях пандемии, вызванной COVID-19, которая проявила уязвимость современных систем здравоохранения и сфокусировала внимание на необходимости инвестирования в них. При этом должны приниматься во внимание происходящие демографические изменения и ожидаемое увеличение 1,5 раза в ближайшие 30 лет числа людей с нарушениями слуха. В условиях пандемии особое значение приобретает широкое применение технологий телемедицины и телеаудиологии.

Основными задачами Всемирного доклада является определение помощи при заболеваниях уха и нарушениях слуха глобальным приоритетом систем здравоохранения с рекомендацией подходов к ее реализации от пренатального периода до старческого возраста. И это должно признаваться на политическом уровне.

Программы раннего выявления нарушений слуха и их реабилитации включают:

  • универсальный аудиологический скрининг новорожденных;
  • постоянное наблюдение за новорожденными с факторами риска по тугоухости, которые прошли скрининг в родовспомогательном учреждении;
  • расширенное диагностическое обследование для определения степени и формы тугоухости;
  • участие родителей и поддержку семьи;
  • социальную психологическую и информационную поддержку семей детей, у которых был подтвержден диагноз стойкой тугоухости;
  • реабилитационные технологии, в том числе, слуховые аппараты, кохлеарные импланты, FM-системы;
  • дополнительное консультирование, информацию и обучение для обеспечения технологий;
  • варианты развития коммуникации, включая аудиторно-вербальную терапию, развитие жестового языка и другие [2,4,5,37].

При этом, целевые показатели предусматривают относительное увеличение эффективного охвата аудиологическим скринингом новорожденных на 20%, относительное увеличение на 20% эффективного охвата взрослых с нарушениями слуха, использующих технические средства реабилитации; относительное снижение на 20% распространенности хронических заболеваний уха и оставленных без внимания нарушений слуха у школьников в возрасте 5-9 лет.

Особое значение должно придаваться включению ориентированной на человека помощи при заболеваниях уха и нарушениях слуха в национальные системы здравоохранения, совершенствованию оказания помощи на всех уровнях, информационным кампаниям, направленным на борьбу с заболеваниями уха и нарушениями слуха и связанной с ними стигматизацией, определению целей и мониторингу национальных трендов, оценке прогресса и обеспечению высококачественных исследований в этой области [37].

Современные слуховые аппараты и кохлеарные импланты являются ключевым компонентом реабилитации. Однако следует отметить, что они составляют лишь часть реабилитационной стратегии, которая включает участие в процессе многопрофильной команды специалистов.

У детей проведенные в ранние сроки слухопротезирование и кохлеарная имплантация обеспечивают развитие слуха, речи и коммуникаций, улучшают качество жизни, что в результате приводит к лучшим результатам обучения [1,3]. Использование слуховых аппаратов способствует предотвращению когнитивных нарушений у детей и деменции у взрослых [22]. У взрослых слухопротезирование и кохлеарная имплантация улучшают слух и качество жизни.

Накопленный опыт свидетельствует о том, что современные технические средства реабилитации, такие как слуховые аппараты и кохлеарные импланты, экономически эффективны [6,7,10,11,14,18]. По консервативным оценкам ВОЗ при слухопротезировании одного уха в экономически развитых странах каждый инвестированный доллар предполагает возврат в 1,84 доллара. При односторонней имплантации эта величина соответствует 2,59 долларам. Однако, несмотря на функциональную и экономическую эффективность слухопротезирования и кохлеарной имплантации, существует множество проблем, ограничивающих их доступность и применение.

Ключевые проблемы, стоящие перед системой оказания помощи при заболеваниях уха и нарушениях слуха, можно сгруппировать в три категории:

  1. демографические и популяционные тенденции,
  2. правильность организации системы оказания помощи и стигма, связанная с нарушениями слуха,
  3. вопросы, связанные с системой здравоохранения.

Демографические и популяционные тенденции являются отражением высокого и постоянно растущего уровня распространенности нарушений слуха в течение жизни [36]. Ожидается, что к 2050 году количество людей с нарушениями слуха приблизится к 2,5 миллиардам, из которых 700 миллионов будут иметь среднюю и высокую степень снижения слуха в лучше слышащем ухе [37]. И только правильно организованная помощь людям с нарушениями слуха, предполагающая придание ей приоритетов в национальных системах здравоохранения, сможет обеспечить эффективную реабилитацию всем, кто в ней нуждается. Для этого необходимы профессионалы, которые могут обеспечить высококачественную помощь на индивидуальном уровне, решая, в то же время, все вопросы на межличностном, организационном, общественном и политическом уровнях.

Недостаток в человеческих ресурсах должен быть решен за счет инновационных стратегий в подготовке кадров. В этих стратегиях должен быть сделан акцент на увеличении количества специалистов, оказывающих помощь при заболеваниях уха и нарушениях слуха, за счет обеспечения больших возможностей для профессиональной подготовки и переподготовки сурдологов-оториноларингологов, оториноларингологов, сурдопедагогов, преподавателей жестового языка, среднего медицинского персонала, утверждения профессионального стандарта «сурдолога-оториноларинголога», разработки стандартов и клинических рекомендаций, отвечающих современным требованиями нуждам пациентов.

Основная цель - доступность помощи на всех уровнях (первичном, вторичном и третичном) в течение всей жизни. Например, оказание помощи при нарушениях слуха должно быть частью планов развития ребенка, здоровья подростков, школьников, программ здоровое поколение и здоровая старость, служб гигиены труда и т.д. А для того, чтобы эта помощь была доступна, она должна быть интегрирована в систему оказания помощи первичного уровня.

Важно, чтобы решение вопросов оказания помощи при заболеваниях уха и нарушениях слуха осуществлялось на правительственном уровне через национальные системы здравоохранения. Во многом этому должно способствовать создание национальных стратегий и национальных комитетов по профилактике нарушений слуха и глухоты, а также сотрудничество и взаимодействие различных правительственных секторов, включая Министерство здравоохранения, Министерство труда и социальной помощи, Министерство финансов, Министерство экономического развития, Министерство образования, Министерство юстиции, а также региональные Министерства и Департаменты здравоохранения и образования.

Интеграция комплексной социально ориентированной помощи при заболеваниях уха и нарушениях слуха в национальные системы здравоохранения должна предусматривать:

  • определение потребности в помощи, оценку потенциала системы здравоохранения, определение приоритетов и целей;
  • постановку реалистичных, актуальных и привязанных к срокам задач, согласованных с глобальными целями;
  • интеграцию помощи при заболеваниях уха и нарушениях слуха в первичное звено систем здравоохранения;
  • выделение адекватных финансовых ресурсов для оказания помощи людям с нарушениями слуха;
  • увеличение количества и финансирование профессиональных образовательных программ;
  • подготовку специалистов смежных областей для оказания помощи на первичном уровне;
  • использование при возможности телемедицины и инновационных технологий для обеспечения доступности к качественной помощи;
  • обеспечение доступа к высококачественным реабилитационным технологиям с налаживанием адекватного сервиса;
  • обеспечение необходимыми медикаментами, вакцинами и техническими средствами реабилитации;
  • интеграцию индикаторов данного вида помощи в национальные информационные системы;
  • проведение исследований, направленных на повышение эффективности помощи при заболеваниях уха и нарушениях слуха.

Инвестиции в экономически эффективные технологии будут способствовать реабилитации лиц с нарушениями слуха и глухотой и принесут финансовую выгоду обществу.

Библиография
Печать
Распечатать фрагмент
Поделитесь статьей с коллегами и друзьями
Таварткиладзе Г.А. Нарушения слуха и глухота – глобальная проблема современного здравоохранения // Альманах Института коррекционной педагогики. 2021. Альманах № 45 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-45/hearing-loss-and-deafness-global-problem-of-the-modern-health-care (Дата обращения: 23.01.2022)
Список литературы
  1. «3П-реабилитация детей с КИ. Основные положения и отличия от слухо-речевой реабилитации// Альманах Института коррекционной педагогики. – 2017. – № 30. –URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-30/3p-rehabilitation-of-children-with-ci-basic-provisions-and-differences-from-the-auditory-speech-rehabilitation
  2. Бахшинян В.В., Сатаева А.И. Взаимодействие сурдолога и сурдопедагога в ходе настроек речевого процессора // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2020. – № 42(4). – С. 18-26. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-42/vzaimodejstvie-surdologa-i-surdopedagoga-v-xode-nastroek-rechevogo-proczessora
  3. Чибисова С.С., Маркова Т.Г., Алексеева Н.Н., Ясинская А.А., Цыганкова Е.Р., Близнец Е.А., Поляков А.В., Таварткиладзе Г.А. Эпидемиология нарушений слуха среди детей 1-го года жизни // Вестник оториноларингологии. - 2018. 83(4):37-42.
  4. Чибисова С.С., Цыганкова Е.Р., Маркова Т.Г., Румянцева М.Г., Таварткиладзе Г.А. Универсальный аудиологический скрининг новорожденных: достижения и проблемы // Вестник оториноларингологии. – 2014. - №2. – С.49-53.
  5. Abrams H, Chisolm TH, McArdle R. A cost-utility analysis of adult group audiologic rehabilitation: are the benefits worth the cost? J Rehabil Res Dev. 2002;39(5):549–58.
  6. Bond M, Mealing S, Anderson R, Elston J, Weiner G, Taylor RS, et al. The effectiveness and cost-effectiveness of cochlear implants for severe to profound deafness in children and adults: a systematic review and economic model. Health Technol Assess. 2009;13(44):1–330.
  7. Bouton, K. Shouting won’t help: why I - and 50 million other Americans - can’t hear you. New York: Farrar, Straus and Giroux, 2013.
  8. Brody, J.E. Hearing loss costs far more than the ability to hear. 2015. http://well.blogs.nytimes.com/2015/09/28/hearing-loss-costs-far-more- than-ability-to-hear/?_r=0 (accessed Feb 6, 2016).
  9. Chao, T.K., Chen, T.H. Cost-effectiveness of hearing aids in the hearing-impaired elderly: a probabilistic approach // Otol Neurotol. – 2008. V.29(6). – P.776–83.
  10. Crowson, M.G., Semenov, Y.R., Tucci, D.L., Niparko, J.K. Quality of life and cost-effectiveness of cochlear implants: a narrative review // Audiol Neurotol. -2017. – V.22(4–5). - P.236–58.
  11. Cенсоневральная тугоухость у детей. Клинические рекомендации. Минздрав России. Москва, 2021. URL: https://cr.minzdrav.gov.ru/recomend/22_2
  12. Daniel, E. Noise and hearing loss: a review // J Sch Health. – 2007. – V.77(5). – P.225–31.
  13. Davis, A., McMahon, C.M., Pichora-Fuller, K.M., Russ, S., Lin, F., Olusanya, B.O., et al. Aging and hearing health: the life-course approach // Gerontologist. - 2016. – V.56 (Suppl 2). - S256–267.
  14. Emmett, S.D., Sudoko, C.K., Tucci, D.L., Gong, W., Saunders, J.E., Akhtar, N., et al. Expanding access: cost-effectiveness of cochlear implantation and deaf education in Asia // Otolaryngol Head Neck Surg. 2019;161(4):672–82.
  15. Halfon, N. F.C., Lerner, R.M., Faustman, E.M. Handbook of life course health development: Springer, Cham, 2018.
  16. Harrison Bush, A.L., Lister, J.J., Lin, F.R., Betz, J., Edwards, J.D. Peripheral hearing and cognition: evidence from the Staying Keen in Later Life (SKILL) study // Ear Hear. – 2015. – V.36. – P.395–407.
  17. Jaiswal, A., Aldersey, H., Wittich, W., Mirza, M., Finlayson, M. Participation experiences of people with deafblindness or dual sensory loss: a scoping review of global deafblind literature // PloS one. – 2018. – V.13(9).
  18. Joore, M.A., Van Der Stel, H., Peters, H.J., Boas, G.M., Anteunis, L.J. The cost-effectiveness of hearing-aid fitting in the Netherlands // Arch Otolaryngol Head Neck Surg. – 2003. – V.129(3). – P.297–304.
  19. Kral, A., Kronenberger, W.G., Pisoni, D.B., O’Donoghue, G.M. Neurocognitive factors in sensory restoration of early deafness: a connectome model // Lancet Neurol. - 2016. – V.15. – P.610–621.
  20. Kral, A., O’Donoghue, G.M. Profound deafness in childhood // N Engl J Med. -2010. – V.363. – P.1438–1450.
  21. Lemke, U., Scherpiet, S. Oral communication in individuals with hearing impairment considerations regarding attentional, cognitive and social resources // Front Psychol. – 2015. – V.6. – P.998.
  22. Lin, F.R., Metter, E.J., O’Brien, R.J., Resnick, S.M., Zonderman, A.B., Ferrucci, L. Hearing loss and incident dementia // Arch Neurol. – 2011. – V.68: 214–220.
  23. Meinke DK, Finan DS, Flamme GA, Murphy WJ, Stewart M, Lankford JE, et al. Prevention of noise-induced hearing loss from recreational firearms // Semin Hear. – 2017. – P.38(4). – P.267–281.
  24. Olusanya, B.O., Neumann, K.J., Saunders, J.E. The global burden of disabling hearing impairment: a call to action // Bull World Health Organ. – 2014. -V.92. – P.367–373.
  25. O’Donoghue, G.M., Pisoni, D. Auditory and linguistic outcomes in pediatric cochlear implantation // In: Waltzman S.B., Roland J.T. Jr. (Eds.): Cochlear implants, 3rd edn. New York: Thieme, 2014. - P.158–165.
  26. Pandhi, N., Schumacher, J.R., Barnett, S., Smith, M.A. Hearing loss and older adults’ perceptions of access to care // J Community Health. – 2011. – V. 36(5). – P.748–55.
  27. Peelle, J.E., Troiani, V., Grossman, M., Wingfield, A. Hearing loss in older adults affects neural systems supporting speech comprehension // J Neurosci. – 2011. – V.31. – P.12638–12643.
  28. Russ, S.A.T.K/, Halfon. N., Davis. A. A life course approach to hearing health. Handbook of life course health development. Springer, Cham. - 2018. – P.349–373.
  29. Sharma, A., Glick, H. Cross-modal re-organization in clinical populations with hearing loss // Brain Sci. - 2016. – V.6. – P.4.
  30. Thiyagarajan, J.A., Araujo de Carvalho, I., Peña-Rosas, J.P., Chadha, S., Mariotti, S., P., Dua, T, et al. Redesigning care for older people to preserve physical and mental capacity: WHO guidelines on community-level interventions in integrated care // PLoS Med. – 2019. - 16(10): e1002948.
  31. Tomblin, J.B., Harrison, M., Ambrose, S.E., Walker, E.A., Oleson, J.J., Moeller, M.P. Language outcomes in young children with mild to severe hearing loss // Ear Hear. – 2015. – V.36 (suppl. 1). – P.76–91.
  32. WHO-ITU global standard for safe listening devices and systems: World Health Organization; 2019. Available at: https://www.who.int/deafness/make-listening-safe/standard-for-safe-listening/en/, accessed November 2020.
  33. Wilson, B.S., Tucci, D.L., Merson, M.H., O’Donoghue, G.M. Global hearing health care: new findings and perspectives // Lancet. – 2017. – V.390(10111). – P.2503–2515.
  34. World Health Organization. Addressing the rising prevalence of hearing loss. Geneva: World Health Organization; 2018. Available at: https://apps.who.int/iris/handle/10665/260336?locale=ru , accessed November 2020.
  35. World Health Organization. Environmental noise guidelines for the European region. 2018.
  36. World Health Organization. Hearing loss due to recreational exposure to loud sounds: a review. Geneva: World Health Organization; 2015.
  37. World Report on Hearing, 2021. Available at: Available at: https://www.who.int/teams/noncommunicable-diseases/sensory-functions-disability-and-rehabilitation/highlighting-priorities-for-ear-and-hearing-care
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.
Статьи выпуска:
Мы используем cookie. Во время посещения сайта вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
OK