Всемирный доклад по проблемам слуха предвидит мир, в котором нет людей с нарушениями слуха, которые можно было бы предотвратить, а те, у кого имеются нарушения слуха, смогут достичь своего полного потенциала за счет реабилитации, образования и расширения прав и возможностей.
В мире насчитывается более 1,5 миллиарда людей, имеющих нарушения слуха разной степени, среди которых минимум 430 миллионов нуждаются в реабилитации. Результаты последних исследований по изучению глобального бремени болезней (Global Burden of Disease – GBD) свидетельствуют о возрастании влияния нарушений слуха. Сравнительный анализ результатов продемонстрировал, что тугоухость была 11-й по значимости причиной лет, проведенных с инвалидностью, в 2010 году и 4-й лидирующей причиной – в 2015 году. Кроме того, следует отметить, что распространенность нарушений слуха в настоящее время намного больше, чем в 1985 году, когда были опубликованы первые данные для всех стран мира [25,33].
Нарушения слуха выходят далеко за пределы сенсорного поражения [9,19,20]. Отсутствие или существенное ослабление слухового входа к мозгу изменяет связи мозга и обработку в нем [19,20,24,27,29], что особенно выражено в возрасте до 3 лет и, возможно, после 60 лет [16,22]. Нарушения слуха в раннем возрасте сопровождаются задержкой развития разговорного языка [16,22,24,27,29,31]. У детей с выраженной тугоухостью отмечается более низкая грамотность, чем у сверстников с нормальным слухом. Большинство взрослых с инвалидизирующими нарушениями слуха отмечают чувство глубокой изоляции, они, как правило, выпадают из общества, у них нарушаются отношения в семье [8,9].
Не выявленные вовремя и оставленные без внимания нарушения слуха могут иметь далеко идущие последствия, отрицательно влияющие на развитие языка, психосоциальное благополучие, качество жизни, уровень образования и экономическую независимость на разных жизненных этапах [21,28,30]. Они сопровождаются ежегодными затратами, превышающими 980 миллиардов долларов, и могут нарушить глобальную цель стран-членов ООН покончить с бедностью и обеспечить всем людям планеты мир и процветание к 2030 году [15]. При этом расходы в секторе здравоохранения (включая только стоимость медицинского обслуживания детей и взрослых, обусловленного невозможностью решить проблемы, связанные с нарушениями слуха, но не учитывающие расходы на оказание диагностической помощи и реабилитацию) составляют 314 миллиардов долларов; в секторе образования (при учете только детей и подростков в возрасте 5-14 лет с порогами слышимости в лучше слышащем ухе выше 50 дБ) – 27 миллиардов; расходы, обусловленные безработицей и снижением производительности – 182,5 миллиардов; социальные расходы, включая социальную изоляцию, проблемы с коммуникацией, стигматизацию – 456, 5 миллиардов долларов [37].
В 2019 году количество лет, проведенных с инвалидностью, обусловленной нарушениями слуха, составило 43,5 миллионов и выросло на 73% с 1990 года. Возрастные нарушения слуха были третьей по значимости причиной лет, проведенных с инвалидностью, в 2019 году и основной причиной у лиц старше 70 лет [26]. В 65% инвалидность, обусловленная нарушениями слуха, относится к средним и выраженным степеням тугоухости. Однако, вне зависимости от выраженности тугоухости и аудиологического профиля выраженность отрицательного эффекта нарушений слуха на жизнь людей зависит от применения эффективных клинических и реабилитационных технологий. Усугубляется ситуация при наличии других функциональных ограничений, таких как нарушения зрения, аутизм или нарушения развития. Так, слепо-глухота имеется у 0,2-2% популяции земного шара во всех возрастных группах [17].
Многие причины, вызывающие нарушения слуха, могут быть предотвращены (у детей – в 60%). К ним относятся осложнения при родах, хронические и инфекционные заболевания уха, заболевания, которые можно предотвратить при своевременной вакцинации, а также воздействие шума, химических веществ, препаратов с ототоксическим действием.
По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) более 1,1 миллиарда подростков и молодых людей имеют риск возникновения постоянных нарушений слуха за счет прослушивания музыки на высоких уровнях интенсивности в течение длительного времени. Уменьшение таких рисков за счет действий национальных систем здравоохранения принципиально важно для решения проблем, связанных с тугоухостью [23,32,35].
Главная цель – все люди с нарушениями слуха должны иметь возможность доступной и эффективной реабилитации в течение всей жизни. Предлагаемые ВОЗ подходы включают скрининг слуха и раннее вмешательство, профилактику и лечение заболеваний уха, доступ к современным технологиям, развитие сети реабилитационных центров, улучшение коммуникации, снижение уровней шума и более активное участие общества.
Последние десятилетия отмечены инновационными достижениями в области диагностики и реабилитации нарушений слуха, телемедицины и телеаудиологии. Консервативное и хирургическое лечение, слухопротезирование, кохлеарная имплантация, реабилитационная терапия и сурдопедагогическая реабилитация, являются решениями, обеспечивающими пациентам с нарушениями слуха и глухотой доступ к образованию и полноценной реализации своего потенциала.
Однако, несмотря на современные возможности реабилитации, многие люди с нарушениями слуха все еще не имеют доступа к ним. Для решения этой глобальной проблемы Всемирной ассамблеей здравоохранения в 2017 году была принята резолюция WHA 70.13 [13], которая призывает правительства интегрировать оказание помощи при заболеваниях уха и нарушениях слуха в национальные системы здравоохранения и рекомендует ВОЗ обеспечить условия и инструменты для этого.
Всемирный доклад по проблемам слуха, который был принят ВОЗ 3-го марта 2021 года, был разработан с целью обеспечения глобальных действий для равноправного доступа к оказанию помощи при заболеваниях уха и нарушениях слуха во всем мире вне зависимости от экономического достатка стран. В Докладе представлены четкие доказательства, позволяющие рассматривать нарушения слуха как глобальный приоритет систем здравоохранения, даны подходы к решению многих существующих проблем.
Вызовы эти еще более усилились в условиях пандемии, вызванной COVID-19, которая проявила уязвимость современных систем здравоохранения и сфокусировала внимание на необходимости инвестирования в них. При этом должны приниматься во внимание происходящие демографические изменения и ожидаемое увеличение 1,5 раза в ближайшие 30 лет числа людей с нарушениями слуха. В условиях пандемии особое значение приобретает широкое применение технологий телемедицины и телеаудиологии.
Основными задачами Всемирного доклада является определение помощи при заболеваниях уха и нарушениях слуха глобальным приоритетом систем здравоохранения с рекомендацией подходов к ее реализации от пренатального периода до старческого возраста. И это должно признаваться на политическом уровне.
Программы раннего выявления нарушений слуха и их реабилитации включают:
- универсальный аудиологический скрининг новорожденных;
- постоянное наблюдение за новорожденными с факторами риска по тугоухости, которые прошли скрининг в родовспомогательном учреждении;
- расширенное диагностическое обследование для определения степени и формы тугоухости;
- участие родителей и поддержку семьи;
- социальную психологическую и информационную поддержку семей детей, у которых был подтвержден диагноз стойкой тугоухости;
- реабилитационные технологии, в том числе, слуховые аппараты, кохлеарные импланты, FM-системы;
- дополнительное консультирование, информацию и обучение для обеспечения технологий;
- варианты развития коммуникации, включая аудиторно-вербальную терапию, развитие жестового языка и другие [2,4,5,37].
При этом, целевые показатели предусматривают относительное увеличение эффективного охвата аудиологическим скринингом новорожденных на 20%, относительное увеличение на 20% эффективного охвата взрослых с нарушениями слуха, использующих технические средства реабилитации; относительное снижение на 20% распространенности хронических заболеваний уха и оставленных без внимания нарушений слуха у школьников в возрасте 5-9 лет.
Особое значение должно придаваться включению ориентированной на человека помощи при заболеваниях уха и нарушениях слуха в национальные системы здравоохранения, совершенствованию оказания помощи на всех уровнях, информационным кампаниям, направленным на борьбу с заболеваниями уха и нарушениями слуха и связанной с ними стигматизацией, определению целей и мониторингу национальных трендов, оценке прогресса и обеспечению высококачественных исследований в этой области [37].
Современные слуховые аппараты и кохлеарные импланты являются ключевым компонентом реабилитации. Однако следует отметить, что они составляют лишь часть реабилитационной стратегии, которая включает участие в процессе многопрофильной команды специалистов.
У детей проведенные в ранние сроки слухопротезирование и кохлеарная имплантация обеспечивают развитие слуха, речи и коммуникаций, улучшают качество жизни, что в результате приводит к лучшим результатам обучения [1,3]. Использование слуховых аппаратов способствует предотвращению когнитивных нарушений у детей и деменции у взрослых [22]. У взрослых слухопротезирование и кохлеарная имплантация улучшают слух и качество жизни.
Накопленный опыт свидетельствует о том, что современные технические средства реабилитации, такие как слуховые аппараты и кохлеарные импланты, экономически эффективны [6,7,10,11,14,18]. По консервативным оценкам ВОЗ при слухопротезировании одного уха в экономически развитых странах каждый инвестированный доллар предполагает возврат в 1,84 доллара. При односторонней имплантации эта величина соответствует 2,59 долларам. Однако, несмотря на функциональную и экономическую эффективность слухопротезирования и кохлеарной имплантации, существует множество проблем, ограничивающих их доступность и применение.
Ключевые проблемы, стоящие перед системой оказания помощи при заболеваниях уха и нарушениях слуха, можно сгруппировать в три категории:
- демографические и популяционные тенденции,
- правильность организации системы оказания помощи и стигма, связанная с нарушениями слуха,
- вопросы, связанные с системой здравоохранения.
Демографические и популяционные тенденции являются отражением высокого и постоянно растущего уровня распространенности нарушений слуха в течение жизни [36]. Ожидается, что к 2050 году количество людей с нарушениями слуха приблизится к 2,5 миллиардам, из которых 700 миллионов будут иметь среднюю и высокую степень снижения слуха в лучше слышащем ухе [37]. И только правильно организованная помощь людям с нарушениями слуха, предполагающая придание ей приоритетов в национальных системах здравоохранения, сможет обеспечить эффективную реабилитацию всем, кто в ней нуждается. Для этого необходимы профессионалы, которые могут обеспечить высококачественную помощь на индивидуальном уровне, решая, в то же время, все вопросы на межличностном, организационном, общественном и политическом уровнях.
Недостаток в человеческих ресурсах должен быть решен за счет инновационных стратегий в подготовке кадров. В этих стратегиях должен быть сделан акцент на увеличении количества специалистов, оказывающих помощь при заболеваниях уха и нарушениях слуха, за счет обеспечения больших возможностей для профессиональной подготовки и переподготовки сурдологов-оториноларингологов, оториноларингологов, сурдопедагогов, преподавателей жестового языка, среднего медицинского персонала, утверждения профессионального стандарта «сурдолога-оториноларинголога», разработки стандартов и клинических рекомендаций, отвечающих современным требованиями нуждам пациентов.
Основная цель - доступность помощи на всех уровнях (первичном, вторичном и третичном) в течение всей жизни. Например, оказание помощи при нарушениях слуха должно быть частью планов развития ребенка, здоровья подростков, школьников, программ здоровое поколение и здоровая старость, служб гигиены труда и т.д. А для того, чтобы эта помощь была доступна, она должна быть интегрирована в систему оказания помощи первичного уровня.
Важно, чтобы решение вопросов оказания помощи при заболеваниях уха и нарушениях слуха осуществлялось на правительственном уровне через национальные системы здравоохранения. Во многом этому должно способствовать создание национальных стратегий и национальных комитетов по профилактике нарушений слуха и глухоты, а также сотрудничество и взаимодействие различных правительственных секторов, включая Министерство здравоохранения, Министерство труда и социальной помощи, Министерство финансов, Министерство экономического развития, Министерство образования, Министерство юстиции, а также региональные Министерства и Департаменты здравоохранения и образования.
Интеграция комплексной социально ориентированной помощи при заболеваниях уха и нарушениях слуха в национальные системы здравоохранения должна предусматривать:
- определение потребности в помощи, оценку потенциала системы здравоохранения, определение приоритетов и целей;
- постановку реалистичных, актуальных и привязанных к срокам задач, согласованных с глобальными целями;
- интеграцию помощи при заболеваниях уха и нарушениях слуха в первичное звено систем здравоохранения;
- выделение адекватных финансовых ресурсов для оказания помощи людям с нарушениями слуха;
- увеличение количества и финансирование профессиональных образовательных программ;
- подготовку специалистов смежных областей для оказания помощи на первичном уровне;
- использование при возможности телемедицины и инновационных технологий для обеспечения доступности к качественной помощи;
- обеспечение доступа к высококачественным реабилитационным технологиям с налаживанием адекватного сервиса;
- обеспечение необходимыми медикаментами, вакцинами и техническими средствами реабилитации;
- интеграцию индикаторов данного вида помощи в национальные информационные системы;
- проведение исследований, направленных на повышение эффективности помощи при заболеваниях уха и нарушениях слуха.
Инвестиции в экономически эффективные технологии будут способствовать реабилитации лиц с нарушениями слуха и глухотой и принесут финансовую выгоду обществу.