Альманах Института коррекционной педагогики - Альманах №10
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики

Чтение

Чтение
Предлагаемый выпуск альманаха составляют работы классиков отечественной дефектологии, посвященные проблемам обучения детей чтению, их привлечения к книге и развития как читателей. Актуальность этой темы в современных условиях подтверждена разработкой в 2006 году Проекта национальной программы поддержки и развития чтения. Это означает, что, несмотря на бурное развитие современных информационных технологий, традиционное чтение признается одним из основных путей введения ребенка в культуру, его интеллектуального и эмоционального становления, присвоения им общечеловеческого опыта. Известно, что особое, и во многих случаях уникальное значение чтение приобретает при ограничении возможностей активного общения, взаимодействия с людьми, освоения окружающего, тогда оно может стать незаменимым источником развития представлений об окружающем и главной опорой личностного развития. Изучение особенностей освоения чтения детьми с различными проблемами в развитии выявляет, с одной стороны, их специфические затруднения и ставит задачи оказания специально организованной помощи. С другой - позволяет прояснить закономерности нормального развития, неразличимые в благополучных условиях, позволяет понять пропуск каких, казалось бы, само собой разумеющихся шагов мешает и обычному ребенку стать полноценным читателем. Основную часть этого выпуска составляют фрагменты из книг А.Р. Лурии "Язык и сознание" (М.: МГУ, 1979), Р.Е. Левиной "Нарушение чтения и письма у детей" (М.: АРКТИ, 2005), а также статьи Н.Г. Морозовой "О понимании текста" (Известия Академии Педагогических Наук РСФСР, вып.7, М.-Л., 1947), В.Я. Василевской "Изучение понимания литературных текстов умственно отсталыми детьми" (Известия Академии Педагогических Наук РСФСР, вып. 114, М., 1961) и Б.Д. Корсунской "Рассказывание глухим дошкольникам" (Дефектология, N5, 1977). Понятно, что работы, составляющие этот выпуск, не нуждаются в нашем представлении. Выявляя и исследуя разные аспекты овладения чтением, разные уровни и условия развития понимания и осмысления текста, их авторы снова дают столь необходимый нам урок системного подхода к проблеме.

Понимание компонентов речевого высказывания

А.Р. Лурия / Источник: фрагмент книги "Язык и сознание", ред. Е.Д. Хомской, изд. МГУ, 1979, с. 217-226
Мы рассмотрели процесс формирования развернутого речевого высказывания, иначе говоря, тот путь, который проходит высказывание, начиная от исходного замысла и кончая развернутым речевым сообщением. Этот процесс, как мы показали, можно рассматривать как процесс, идущий от внутреннего смысла будущего высказывания до системы развернутых речевых значений.
Читать статью   Ключевые словазначение слов, декодирование речевого высказывания, поражение головного мозга

О понимании текста

Н.Г. Морозова / Источник: Известия Академии Педагогических Наук РСФСР, вып. 7, М.-Л., 1947, с.191-239.
В нашем исследовании речь выступила в двух основных планах, несводимых друг к другу, хотя и связанных между собой в живом речевом процессе. Один план - речевое сообщение о фактах или явлениях жизни; это описание, обоснованное или необоснованное, требующее или не требующее дальнейшего самостоятельного вывода, но в том и другом случае не выходящее за пределы фактического содержания устного или письменного сообщения.
Читать статью   Ключевые словапонимание, текст, глухонемые дети, синтагма, речевая практика

Состояние чтения у детей с нарушениями речи и письма

Р.Е. Левина
В ходе предыдущего изложения неоднократно приводились материалы, свидетельствующие о тесной связи, существующей между нарушениями письма и отклонениями в развитии устной речи. В настоящем разделе рассматривается вопрос о соотношении нарушений речи и письма с чтением.
Читать статью   Ключевые слова

Изучение понимания литературных текстов умственно отсталыми детьми (в помощь диагностике умственной отсталости).

В.Я. Василевская
Постановка диагноза олигофрении относится к компетенции врача-психоневролога, однако, диагностирование олигофрении невозможно без серьезного изучения особенностей познавательной деятельности ребенка.
Читать статью   Ключевые словаолигофрения, понимание литературного текста, установление связей, уровень обобщения

Рассказывание глухим дошкольникам

Б.Д. Корсунская
Огромна, незаменима роль детской художественной литературы в воспитании и обучении детей дошкольного возраста, в развитии их речи. Чтение художественных произведений - неотъемлемое средство умственного, нравственного, эстетического воспитания.
Читать статью   Ключевые словаобучение чтению, виды чтения, понимание текста