Рассказывание глухим дошкольникам / Альманах №10 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Альманах №10 "Чтение"

Рассказывание глухим дошкольникам

Б.Д. Корсунская  НИИ Дефектологии АПН РСФСР, Москва

Огромна, незаменима роль детской художественной литературы в воспитании и обучении детей дошкольного возраста, в развитии их речи. Чтение художественных произведений - неотъемлемое средство умственного, нравственного, эстетического воспитания.

Программа воспитания и обучения слышащих дошкольников ограничивает обучение чтению усвоением грамоты. Обучение детей самостоятельному чтению не предусмотрено. Основными видами ознакомления с художественными произведениями является рассказывание детям, чтение им по книге и чтение самих детей наизусть.

Глухой ребенок, лишенный речи, общение которого ограничено узким кругом людей - семья, педагог, глухие сверстники, в силу особенностей развития рано становится объектом специального обучения.

По сложившейся традиции целью обучения в первую очередь становится формирование его мышления и речи, воспитание у него бытовых навыков.

Формированию простых, жизненно необходимых представлений, отражающих взаимоотношения людей, отношение к природе, животным, элементарные понятия о добре, справедливости, дружбе, развитию эмоциональной восприимчивости глухого ребенка уделяется мало внимания. И это наносит ущерб процессу становления личности, ее нравственному и эстетическому воспитанию.

Донести до глухих дошкольников хотя бы основное содержание некоторого минимума произведений детской литературы и с их помощью пробудить у детей необходимые для формирования личности чувства - важнейшая и обязательная задача педагога и воспитателя.

Детская художественная литература, наглядно и образно раскрывающая для слышащих мир нравственных понятий, в своем первозданном виде недоступна глухим дошкольникам. Именно этим объясняется недостаточное внимание сурдопедагогов к ее использованию в целях воспитания.

Возникает вопрос: существует ли возможность компенсировать ту потерю в восприятии и понимании художественных произведений, которая, казалось бы, обусловлена нарушением слуховой функции?

Как показывает длительное исследование, благодаря использованию специальных педагогических средств и приемов глухие дети могут достичь полноценного восприятия целого ряда художественных произведений.

Если слышащий ребенок самого раннего возраста легко и быстро становится слушателем, то наша задача как можно раньше сделать глухого малыша читателем.

На решение этой задачи направлено раннее обучение чтению и специально организованное рассказывание.

Программа формирования речи глухих дошкольников предусматривает обучение чтению с трехлетнего возраста. Именно самостоятельное чтение, понимание контекстной речи в значительной мере призваны восполнить глухому малышу то, чего лишает его нарушение слуха.

На ранней стадии обучения одной из главных задач рассказывания является подготовка детей к самостоятельному чтению. В зависимости от конкретных задач, которые ставятся в процессе обучения глухих, можно выделить три различных по характеру вида чтения.

Первый из них - чтение, проводимое с целью развития у детей умения схватывать основное содержание, общий смысл читаемого текста (в отличие от привычного прочитывания слов и предложений табличек разговорной речи, подписей к картинкам). Для чтения такого рода предлагаются тексты с простой, но занимательной фабулой. За счет развернутых словесных пояснений их объем несколько превышает предусмотренный программой.

За самостоятельным прочитыванием детьми текста следует беседа с ними взрослого. По ответам на вопросы, по инсценированию детьми отдельных моментов текста, по их рисункам уточняется содержание прочитанного. Затем дети вновь перечитывают рассказ. Для такой работы можно использовать отдельные тексты для детей более старшего возраста с некоторыми изменениями, чтобы в следующем учебном году они не потеряли прелести новизны. По языковым требованиям текст превышает уровень знаний детей. Это в большей мере относится к грамматике и стилю, упрощенному для глухих, но касается и лексики. Детям знаком лишь основной словарь. Догадка и минимум опорных слов - ключ для улавливания содержания. (Этот прием, рекомендуемый замечательным лингвистом и дидактом Л. В. Щербой для обучения иностранным языкам, весьма эффективен и в практике дошкольного воспитания глухих.)

Воспитать навык схватывания основного содержания очень важно для глухих. Наш опыт показывает, что, несмотря на то что чтение таких текстов проводится не часто (два-три раза в месяц), к концу обучения этот навык успешно развивается. Начинать такого рода чтение следует на втором году обучения.

Другой по характеру вид чтения является основным в методике обучения глухих дошкольников (к нему относятся все рекомендации по рассказыванию, содержащиеся в данной статье). Чтение такого рода в той или иной форме используется в практике дошкольного воспитания систематически, ежедневно как прием для закрепления слов, воспринятых детьми в процессе наблюдений, в связи с изучением учебного материала, описанием событий, эмоционально затронувших детей, просмотренных диа- или кинофильмов. Через такое чтение проходит весь основной словесный материал, усвоение которого предусмотрено программой по всем разделам формирования речи.

И наконец, третий вид чтения, специальная цель которого - совершенствование, активизация словесной речи. Материалом здесь служат легкие по содержанию рассказы, написанные на усвоенном словаре. Для этой цели рекомендуется использовать тексты предшествующих лет обучения, изменяя имена героев и отдельные детали содержания. Такие изменения как бы обновляют рассказ, а легкость его понимания и занимательность вызывают интерес детей. Систематическое, ежедневное самостоятельное чтение таких текстов - незаменимый прием совершенствования словесной речи.

Важным дидактическим приемом в сложном процессе воспитания и формирования речи у глухих дошкольников является рассказывание. Однако рассказывание кроме этой как бы подсобной роли имеет и свои специфические задачи. В чем же они состоят? Прежде всего необходимо уточнить, что имеется в виду под "рассказыванием" неслышащим и неговорящим или ограничено владеющим речью детям.

Под рассказыванием мы понимаем наглядное изображение текста рассказа с внесением в него дополнительных подробностей, помогающих осмыслить его содержание, лучше воспринять образ героя, характер действий, выраженных в тексте глаголами; яснее представить фигурирующие в рассказе предметы и их качества; полнее восстановить, вообразить ситуацию рассказа, что является необходимым условием его понимания.

По сравнению с рассказыванием слышащим детям рассказывание глухим имеет резко выраженное своеобразие. Слышащим дошкольникам для восприятия художественного произведения совсем не обязательно знать все слова рассказа. Общее развитие, словарный запас, чувство языка и, наконец, интонация рассказчика помогают ребенку понять сюжет, взаимодействие между действующими лицами.

Для глухого дошкольника восприятие рассказа протекает с большими затруднениями. Понимая значение всех слов и даже употребляя их в общении, ребенок часто не в состоянии осмыслить их в контексте, в иной синтаксической структуре, а тем более ему трудно постичь образный строй рассказа, его эмоциональную и дидактическую направленность. Поэтому рассказывание глухим, особенно на раннем этапе обучения, осуществляется с максимальным привлечением разнообразных неречевых средств. Однако привлечение наглядности в таком объеме, который отвлекает внимание ребенка и создает лишь внешнюю занимательность, недопустимо. Следует четко соразмерять объем наглядности с тем, чтобы ее использование было направлено на более полное осмысление содержания рассказа. Обращать внимание детей на степень выразительности используемых слов следует не раньше, чем у них разовьется элементарное чувство языка, умение распознавать смысловые оттенки слов и их грамматические формы.

Поначалу глухой ребенок усваивает только сюжетную схему рассказа. Умелая педагогическая работа со временем расширяет восприятие ребенка, позволяет ему полнее понимать содержание текстов. Проиллюстрируем значение рассказывания как подготовки к восприятию и пониманию читаемого конкретным примером.

Рассказ "Пришла новая девочка" повествует о том, как девочка Таня в первый раз пришла в детский сад, она не хотела здесь оставаться, хотела домой. Но дети встретили ее ласково, дали ей игрушки, девочка успокоилась, и все стали дружно играть.

Прочитав рассказ, дети легко ответили на вопросы: как звали девочку? С кем она пришла? Почему она плакала? Что дал ей каждый из детей? Даже незнакомое слово "успокоилась" они быстро уяснили после выделения его корня. Однако на вопрос, почему Таня - "новая девочка", дети ответили, что у нее новое платье, новые туфли. На вопрос, почему "в первый раз" (пришла в детский сад), отвечали, что девочка пришла в группу, когда никого еще не было.

Печать
Библиография
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Корсунская, Б.Д.  Рассказывание глухим дошкольникам [Электронный ресурс] / Б.Д. Корсунская // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2006. –  Альманах №10. – Электрон. ст. - Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-10/rasskazyvanie-gluhim-doshkolnikam