Альманах Института коррекционной педагогики - Альманах №11
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики

Опыт интегрированного (совместного с нормально развивающимися детьми) воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии

Опыт интегрированного (совместного с нормально развивающимися детьми) воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии
В этом выпуске альманаха рассматриваются актуальные проблемы организации воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии совместно с их обычными сверстниками. Здесь показывается, что такая интеграция может быть полезна всем этим детям и является закономерным этапом развития системы образования – выстраивания новых, гораздо более тесных и творческих отношений между массовыми и коррекционными учреждениями и их специалистами. Подробнее о выпуске»

Почему интеграция в образование закономерна и неизбежна

Н.Н. Малофеев
Новые ценности и идеалы: от унитарного социума к построению открытого гражданского общества. Европейские государства формируют готовность общества к интеграции инвалидов. Семья ребенка с особыми потребностями обретает право голоса. Открытое общество - открытая образовательная система. От специальных образовательных институтов к политике интеграции в образовании.
Читать статью   Ключевые словагражданское общество, правовое сознание, Европа, Запад, ценности, интеграция, образование

Система специального образования нового типа

Н.Н. Малофеев
Характеристика системы нового типа. Система специального образования XXI века - система нового типа. Образовательные учреждения нового типа - комбинированные. Новые функции специальных образовательных учреждений.
Читать статью   Ключевые словакомбинированное образовательное учреждение, Институт коррекционной педагогики, система специального образования, интегративное образование, смешанные группы

Интегрированное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии

Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко
Новые формы образовательной интеграции. Интеграция детей с особыми нуждами в массовые образовательные учреждения. Отношение родителей и педагогов к интегрированному обучению.
Читать статью   Ключевые словамодели образовательной и социальной интеграции, специальные учреждения, массовые учреждения, учреждения комбинированного вида, отношение к интеграции

Из опыта образовательной интеграции: Интегрированное воспитание дошкольников с нарушенным слухом (из опыта работы), Москва. ГОУ ДЕТСКИЙ САД № 1365

В.Н. Сводина
Наш детский сад находится в отдаленном районе Москвы - Марьино. Он работает уже 14 лет, из которых последние шесть как учреждение комбинированного типа, в котором воспитываются нормально развивающиеся дети (от 1,5 до 6 лет) и дошкольники с нарушенным слухом.
Читать статью   Ключевые словамодели совместного воспитания и обучения, специальные группы, смешанные группы, массовые группы, воспитатель, сурдопедагог

Интегрированное обучение дошкольников с нарушенным слухом в смешанной группе (из опыта работы). ГОУ ДЕТСКИЙ САД № 1365, Москва

Л.Н. Терьянова, М.Г. Гуревич
1 сентября 1996 г. для меня начался новый этап моей педагогической деятельности в качестве учителя-дефектолога смешанной группы, которая была скомплектована из трехлетних детей: 10 дошкольников с нормальным слухом и 4 слабослышащих ребенка.
Читать статью   Ключевые словасовместное воспитание и обучение, смешанная группа, организация занятий и деятельности детей, уровень психофизического и речевого развития, результаты обучения

Из опыта работы по интеграции детей с нарушенным слухом ГОУ № 1513, Москва

И.И. Дорофеева, Е.А. Гиндина, И.А. Теплоухова, Л.Л. Лосева
В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем развития коррекционной педагогики является расширение возможностей интегрированного (совместного с нормально развивающимися детьми) воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии. Это обусловлено, с одной стороны, демократизацией всех сторон жизни общества, а с другой - поиском оптимальных условий организации реабилитации детей, имеющих те или иные отклонения в развитии.
Читать статью   Ключевые словамодели совместного воспитания и обучения, специальные группы, смешанные группы, массовые группы, воспитатель, сурдопедагог, музыкальный руководитель, уровень психофизического и речевого развития, результаты обучения

Интегрированное обучение детей с нарушенным слухом в специальном коррекционном детском доме. Коломна

З.П. Медведева
Коломенский дошкольный коррекционный детский дом для детей с нарушением слуха находится в 120 км от Москвы. Учреждение существует с 1960 года. Дети поступают к нам со всей Московской области, в первую очередь с ее Юго-восточного региона - Егорьевска, Воскресенска, Луховиц, Каширы, Озер.
Читать статью   Ключевые словаспециальное образовательное учреждение, массовое образовательное учреждение, дети с нарушенным слухом, уровень психофизического и речевого развития, обучение общению, психологическая готовность к интеграции

Образование учащихся с нарушением слуха в условиях массовой школы

Т.А. Соловьева
Развитие системы ранней помощи, целенаправленная разработка разноуровневых моделей интеграции дошкольников с нарушенным слухом, открытие смешанных групп привело к тому, что появилась новая категория дошкольников с нарушением слуха. К основным ее отличительным особенностям можно отнести: близкий к возрастной норме уровень речевого и общего развития, богатый опыт общения и разных видов совместной деятельности со слышащими сверстниками. Высокий уровень дошкольной подготовки этих детей позволяет их родителям выбирать для своего ребенка массовую школу рядом с домом. Родители полагают, что и в школе их дети будут также обеспечены сурдопедагогической помощью и специальной психологической поддержкой. В реальности все складывается иначе.
Читать статью   Ключевые словаинклюзия, дети с нормальным и нарушенным слухом, сопровождение, коррекционная помощь, взаимодействие специалистов

Опыт совместного обучения слабослышащих и слышащих школьников

Т.И. Васильева
Исследования последних 10-15 лет показали, что наиболее комфортные условия для социальной и образовательной интеграции с учетом уровня общего и слухо-речевого развития каждого ребенка с нарушенным слухом созданы в детских садах комбинированного вида. Для дошкольников разработаны и апробированы разноуровневые модели интеграции, но они не могут быть механически перенесены на обучение школьников.
Читать статью   Ключевые словадети с нормальным и нарушенным слухом, специальная (коррекционная) школа, общеобразовательная школа, школа комбинированного вида, специальные классы, интегрированные классы, совместные мероприятия и уроки

Интегрированное обучение учащихся с особенностями развития в общеобразовательном учреждении. Средняя общеобразовательная школа № 73, Челябинск

Л.Е. Шевчук
Сегодня в России существует две формы организации обучения детей с особенностями в развитии в общеобразовательных учреждениях. Это внешняя дифференциация в форме открытия специальных (коррекционных) классов для детей с задержкой психического развития и интегрированное обучение в условиях общеобразовательного класса.
Читать статью   Ключевые слованарушения речи, ЗПР, умственная отсталость, обычные классы, интегрированные классы, гибкие классы, деятельность психолога и учителя дефектолога

Книжное приложение

Статья "Дети с отклонениями в развитии и их особые образовательные потребности"
Книга "Педагогам массового образования о детях с особыми образовательными потребностями"
В приложение