Интегрированное обучение учащихся с особенностями развития в общеобразовательном учреждении. Средняя общеобразовательная школа № 73, Челябинск / Альманах №11 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Альманах №11 "Опыт интегрированного (совместного с нормально развивающимися детьми) воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии"

Интегрированное обучение учащихся с особенностями развития в общеобразовательном учреждении. Средняя общеобразовательная школа № 73, Челябинск

Л.Е. Шевчук Средняя общеобразовательная школа № 73, Челябинск

Сегодня в России существует две формы организации обучения детей с особенностями в развитии в общеобразовательных учреждениях. Это внешняя дифференциация в форме открытия специальных (коррекционных) классов для детей с задержкой психического развития и интегрированное обучение в условиях общеобразовательного класса.

Словарь иностранных слов понятие "интеграция" объясняет как "восстановление, восполнение, объединение в целое каких-либо частей". В педагогическом словаре Г.М. Коджаспировой и А.Ю.Коджаспирова "интеграция групповая" рассматривается как "процесс упорядочения, структурирования внутригрупповых отношений. …интеграция групповая возникает на том этапе, когда появляются общественное мнение и внутриколлективные гуманистические отношения". "Дефектология: словарь-справочник" дает следующее толкование понятия интегрированное обучение: "обучение и воспитание детей с различными дефектами психофизического развития в учреждениях общей системы образования вместе с нормально развивающимися детьми. Интеграция, как включение человека в общество в качестве полноценного его члена, зависит от успешности его общеобразовательной и профессиональной подготовки".

Обсуждая проблему интеграции, известные ученые-дефектологи приходят к выводу, что интегрированное обучение "является закономерным этапом развития системы специального образования. Оно предполагает овладение ребенком с отклонениями в развитии общеобразовательным стандартом в те же сроки (или близкие), в которые это происходит у нормально развивающихся детей. В этом смысле интегрированное обучение может быть эффективным для части детей с отклонениями в развитии, уровень психофизического развития которых соответствует возрасту или близок к нему". "Границы между массовыми и специальными учебными заведениями должны стать "прозрачными"... каждый ребенок с отклонениями в развитии должен иметь возможность реализовать свое право на получение образования в любом типе образовательного учреждения и получать при этом необходимую ему специализированную помощь".

То, что учить детей с особенностями в развитии необходимо в системе интегрированного обучения, утверждал еще в 20-е годы прошлого века Л.С.Выготский. Он настаивал на создании такой системы обучения, в которой удалось бы органически увязать специальное образование с общим. Это необходимо, поскольку "при всех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника слепого, глухого или умственно отсталого ребенка, в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фиксирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь".

Один из вариантов взаимодействия общего и специального образования нашли педагоги школы N73 Металлургического района г. Челябинска. В основу положена технология интегрированного обучения, которая предполагает внутреннюю дифференциацию учащихся в общеобразовательном классе. Одним из ключевых понятий нашего исследования является "особенность" ученика. По С.И.Ожегову, особенность - это "характерное, отличительное свойство кого-нибудь", а особенный - "не такой, как все, необыкновенный". При организации учебного процесса для детей с особенностями в развитии предполагается учитывать индивидуальные характеристики и возможности каждого ученика.

Разработанная технология состоит из 4 блоков:

  • Интегрированное обучение в общеобразовательном классе.
  • Обучение в условиях "гибкого" класса.
  • Воздействие в системе коррекционных кабинетов.
  • Коррекция в условиях системы дополнительного образования.

Система методического обеспечения технологии интегрированного обучения учащихся с особенностями в развитии и детей с нормальным развитием объединяет программные, учебно-методические и дидактические материалы как для общеобразовательной школы, так и для специального (коррекционного) образовательного учреждения, посредством которых выстраивается учебно-воспитательный процесс. В основу образовательного процесса положены государственные учебные планы, государственные программы для общеобразовательных учреждений, программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений V, VII, VIII видов.

Для реализации принципов последовательности, системности усвоения учебного материала, а также личностного развития ребенка программы интегрируются в зависимости от особенностей обучающихся в отдельно взятом общеобразовательном классе. Интегрирует учебные программы учитель в контексте учебно-тематического планирования по предметным дисциплинам. Для организации учебного процесса педагогами школы был разработан "алгоритм составления интегрированного календарно-тематического планирования" со следующей последовательностью:

  1. изучение общеобразовательных и специальных (коррекционных) образовательных программ для учреждений V, VII, VIII видов;
  2. выявление уровня соответствия выбранной программы Государственным образовательным стандартам;
  3. определение регионального и валеологического компонентов;
  4. определение содержания учебно-методического и дидактического комплекса, обеспечивающего данное календарно-тематическое планирование;
  5. соотнесение количества часов в учебных планах с количеством часов образовательных программ;
  6. анализ количества часов, регламентируемых программой для прохождения основных тем;
  7. поиск логично связанных между собой, содержательно соответствующих учебному материалу тем по предмету;
  8. выделение общих тем программ для изучения их в условиях общеобразовательного интегрированного класса при внутренней дифференциации;
  9. выделение общих тем программ для изучения их в условиях "гибких" классов;
  10. составление календарно-тематических планов в соответствии с годовым календарным учебным графиком школы.

Схема составления календарно-тематического планирования соответствует общепризнанной форме.

В процессе подготовки к уроку в общеобразовательном интегрированном классе учитель составляет план-конспект урока, в котором интегрирует учебный материал общеобразовательных и специальных (коррекционных) программ так, чтобы на одном уроке дети с разным состоянием психофизического и интеллектуального развития изучали близкую по содержанию тему, но на том уровне усвоения, который доступен для каждого ученика. Это значит, информация, получаемая учеником по изучаемой теме, соответствует рекомендованной ему для обучения образовательной программе. Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков ведется на разном дидактическом материале, подобранном для каждого ученика индивидуально: раздаточные карточки, упражнения из учебных пособий и учебников. Структура урока в общеобразовательном классе соответствует требованиям организации и проведения уроков в малокомплектных школах, при которой учитель поочередно выстраивает совместную деятельность с разными группами детей в классе. Для объяснения сложно воспринимаемых тем, понятий ученикам с особенностями в развитии предлагаются инструкционные карточки с описанием пошаговых действий обучающегося. Такое построение учебных занятий создает условия, при которых все ученики класса вовлекаются в общеклассную работу.

При изучении сложно усваиваемой темы для учеников с особенностями в развитии ее усвоение выносится на индивидуальные коррекционные занятия, альтернативой которым является обучение в условиях "гибкого" класса. "Гибкие" классы составляют автономную в учебном процессе структуру, реализующую специальное (коррекционное) образование в общеобразовательной школе. Система "гибких" классов - это способ оказания адекватной помощи детям с особенностями в развитии. Продолжительность обучения учащихся в условиях "гибкого" класса зависит от индивидуально-типологических особенностей учеников; от выбора варианта индивидуального учебного плана и образовательной программы, обеспечивающих доступность учебного материала на начальной ступени обучения; от развития познавательных способностей; от сформированности навыков самооценки и самоконтроля, как на начальной, так и на основной ступенях обучения. Вся работа учителей-дефектологов направлена на пробуждение познавательной активности, увеличение зоны ближайшего развития и реализацию резервных возможностей детей. Оба этих положения, как известно, имеют динамику развития лишь при положительном участии педагогов и узких специалистов в создании ситуации активного мышления ученика, что формирует системный процесс развивающего обучения, в том числе детей с особенностями в развитии.

Система "гибких" классов - это способ оказания адекватной помощи детям. В "гибкий" классе учитель-дефектолог из нескольких классов одной параллели на одном уроке объединяет в группу учащихся с особенностями в развитии, учитывая их индивидуально-типологические характеристики и рекомендуемые для обучения специальные (коррекционные) образовательные программы. Например, в 1 классе первым уроком по расписанию стоит урок "обучение грамоте". Из всех классов первой параллели школьники, обучающиеся по специальным (коррекционным) образовательным программам для учреждений VII вида (для детей с задержкой психического развития), объединяются в так называемый гибкий класс, с которым работает учитель-дефектолог, используя специальные приемы и методы работы. Аналогично выстраивается процесс обучения детей с тяжелыми нарушениями речи и с умственной отсталостью. При обучении умственно отсталых школьников вместе с учителями-дефектологами и родителями учителя общеобразовательных интегрированных классов разделяют ответственность за судьбу этих детей, совместно обучая и воспитывая их с учащимися с нормой психофизического и интеллектуального развития. Педагоги помогают умственно отсталому ребенку освоиться в коллективе сверстников, стараются подружить его с детьми, выбирают для его размещения на уроке такое место в классе, чтобы в случае затруднений ему легко было оказать индивидуальную помощь. Такой ребенок должен посильно участвовать в работе класса, не задерживая темп ведения урока. При обучении умственно отсталых детей в условиях "гибкого" класса учителя-дефектологи учитывают особенности их познавательной деятельности. Новый учебный материал, необходимый для изучения, делят на маленькие порции и представляют для усвоения в наглядно-практических, деятельностных условиях.

Закрепление проводят на большом количестве тренировочных упражнений, многократно повторяют усвоенное на разнообразном дидактическом материале, дают консультации родителям и учителю общеобразовательного интегрированного класса по оказанию специализированной помощи в процессе обучения. Контрольные работы по "Русскому языку", "Математике", а также различные творческие работы (сочинения, изложения) выносятся на уроки в "гибком" классе или на индивидуальные коррекционные часы, составляются в соответствии с уровнем развития учащихся и оцениваются согласно программным требованиям специальных (коррекционных) образовательных программ.

Совместно с учителями коррекционную работу по обучению учащихся проводят логопеды, учителя-дефектологи, психологи. Узкие специалисты работают в тесном контакте с учителями, постоянно ведут отслеживание развития ребенка.

Обучение учащихся в условиях "гибкого" класса направлено на формирование у детей веры в свои собственные силы, в собственные возможности, так как жизнеутверждающий тонус повседневной жизни школьника опирается прежде всего на успехи в его основном труде - учении.

Полученные данные подтверждают качественную продуктивность интегрирования детей с особенностями в развитии в общеобразовательный класс общеобразовательного учреждения. Все ученики удовлетворительно усваивают учебную программу. Обучающиеся получают образование в социуме своих сверстников, тем самым не испытав "резервации или навешивания ярлыков", что имеет место в специальных (коррекционных) классах и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.

Печать
Библиография
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Шевчук, Л.Е.  Интегрированное обучение учащихся с особенностями развития в общеобразовательном учреждении. Средняя общеобразовательная школа № 73, Челябинск [Электронный ресурс] / Л.Е. Шевчук // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2007. –  Альманах №11. – Электрон. ст. - Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-11/integrirovannoe-obuchenie-uchaschihsja-s-osobennostjami
Список литературы
  1. Васильева, Т.И. Опыт совместного обучения слабослышащих и слышащих школьников [Текст] / Т.И. Васильева // Дефектология. – 2005. – № 5. – C. 36-38.
  2. Дети с отклонениями в развитии [Текст]: методическое пособие / Сост. Н.Д. Шматко. – М.: Аквариум, 1997. – 128 с. – Библиогр.: C. 124-126.
  3. Зыкова, Т.С. Требования к интегрированным урокам в школе для глухих детей [Текст] / Т.С. Зыкова // Дефектология. – 2006. – № 2. – С. 18-26.
  4. Корвякова, Л.П. Из опыта интегрированного обучения подростков с нарушениями слуха [Текст] / Л.П. Корвякова // Дефектология. – 2005. – № 5. – C. 39-40.
  5. Малофеев, Н.Н. Отечественные модели интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии и опасность механического переноса западных моделей интеграции [Текст] / Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко // Актуальные проблемы интегрированного обучения. – М.: Права человека, 2001. – С. 47-55.
  6. Малофеев, Н.Н. Перспективы развития в России учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. – 2001. – № 5. – С. 3-11.
  7. Отношение педагогов и родителей к интегрированному обучению детей с нарушенным слухом [Текст] / С.А. Алейникова, М.М. Маркович, Н.Д. Шматко // Дефектология. – 2005. – № 5. – C. 19-30.
  8. Соловьева, Т.А. Обучение детей с нарушением слуха в массовой школе [Текст] / Т.А. Соловьева // Дефектология. – 2005. – № 5. – С. 44-48.
  9. Шматко, Н.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение [Текст] / Н.Д. Шматко // Дефектология. – 1999. – № 1. – С. 41-46.; № 2. – С. 49-56.
Статьи выпуска: