Образование учащихся с нарушением слуха в условиях массовой школы / Альманах №11 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Альманах №11 "Опыт интегрированного (совместного с нормально развивающимися детьми) воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии"

Образование учащихся с нарушением слуха в условиях массовой школы

Т.А. Соловьева ГНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва

Развитие системы ранней помощи, целенаправленная разработка разноуровневых моделей интеграции дошкольников с нарушенным слухом, открытие смешанных групп привело к тому, что появилась новая категория дошкольников с нарушением слуха. К основным ее отличительным особенностям можно отнести: близкий к возрастной норме уровень речевого и общего развития, богатый опыт общения и разных видов совместной деятельности со слышащими сверстниками. Высокий уровень дошкольной подготовки этих детей позволяет их родителям выбирать для своего ребенка массовую школу рядом с домом. Родители полагают, что и в школе их дети будут также обеспечены сурдопедагогической помощью и специальной психологической поддержкой. В реальности все складывается иначе.

Государственная политика в области модернизации среднего образования направлена на переход к хозрасчетной системе финансирования. В такой ситуации на первое место выходит повышение престижа школы, ее конкурентоспособности. Стремление к повышению качества образовательной подготовки учащихся на практике выражается в открытии гимназических и лицейских классов, классов профильного обучения, развитии системы дополнительного образования и т.д. Программное и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса становится вариативным, педагогами разрабатываются авторские программы преподавания той или иной учебной дисциплины. В результате от ученика обычного класса массовой школы требуется овладеть большим объемом знаний и умений в более короткие сроки. В сложившейся ситуации общеобразовательная школа часто оказывается не готовой к принятию ребенка с отклонениями в развитии. Отсутствует необходимое нормативно-правовое и научно-методическое обеспечение процесса образовательной интеграции школьников, в том числе с нарушением слуха. Возникает опасность игнорирования особых потребностей неслышащего ребенка, его обучение может оказаться лишь формальным пребыванием в стенах массовой школы.

Одной из наиболее актуальных задач отечественной сурдопедагогики в настоящий момент становится разработка научно-методического обеспечения процесса образования ребенка с нарушением слуха в условиях массовой школы. Для решения поставленной задачи, а также с целью обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием выпускников комбинированных ДОУ на базе средней общеобразовательной школы № 578 г. Москвы был открыт класс кратковременного пребывания для неслышащих учащихся. На этот класс выделена 1 ставка сурдопедагога и 0,5 ставки педагога-психолога. Основными задачами работы класса являются:

  • оказание индивидуальной специализированной помощи детям с нарушением слуха, обучающимся в школе № 578 и других школах Южного округа г. Москвы;
  • обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса обучения и воспитания детей с нарушенным слухом в школе № 578.

Основанием для зачисления детей в класс кратковременного пребывания являлось заявление родителей (или лиц, их заменяющих) и заключение ПМПК. Наполняемость класса - 8 человек. Основной состав - первоклассники, выпускники ДОУ комбинированного вида. Кроме них в класс были приняты трое учащихся школы № 578 (8, 10 и 14 лет) с нарушениями слуха. Все эти дети по 1-2 человека вливались в массовые классы на условиях полной интеграции.

По результатам обследования слухоречевого и общего развития поступающие в первый класс дети с недостатками слуха были признаны готовыми к получению образования в условиях массовой школы. Важно, что состояние слуховой функции не являлось определяющим фактором. Основными показаниями к обучению в массовой школе стали: приближенный к возрастной норме уровень общего и речевого развития, коммуникабельность, психологическая готовность к обучению среди нормально развивающихся сверстников. Первичное обследование также выявило наличие небольших нарушений произносительной стороны устной речи и специфического аграмматизма, характерного для учеников первого отделения школы для слабослышащих детей.

Перед началом учебного года была проведена подготовка педагогического коллектива школы к работе с детьми с нарушением слуха, и прежде всего учителей начальных классов. Основой для консультативной и методической поддержки педагогов стали научно-методические материалы, разработанные сотрудниками Института коррекционной педагоги РАО [1, 2, 6].

Основными направлениями коррекционной поддержки со стороны сурдопедагога стали: преодоление недостатков произносительной стороны речи и ее грамматического оформления, развитие слухового восприятия, диалогической и монологической речи, контроль за успеваемостью ребенка по общеобразовательным предметам, оказание помощи при возникновении трудностей усвоения массовой программы. Разработка содержания коррекционных занятий, подбор лексико-грамматического материала проводились с опорой на тематическое планирование педагога массового класса и во взаимосвязи с общеобразовательными предметами.

Особое место в образовательном процессе занимает работа с родителями. Родители посещают коррекционные и консультативные занятия их ребенка с сурдопедагогом. Сурдопедагог составляет рекомендации для родителей по вопросам обучения и воспитания ребенка. Очень важно исключить дублирующее обучение, когда ребенок приходит на урок с уже изученным дома материалом. В том случае, если такой вариант является единственно возможным для успешного обучения, встает вопрос о целесообразности пребывания ребенка в массовой школе. Полезнее для данного ученика может быть организация совместной со слышащими детьми внеклассной деятельности, участие в праздниках и спортивных мероприятиях при оказании постоянной коррекционной помощи.

Вполне очевидно, что ребенок с нарушением слуха, не готовый к обучению со слышащими сверстниками, не сможет эффективно осваивать программу. Однако, первый опыт помощи интегрированным детям с нарушением слуха показал, что даже в том случае, когда ребенок признан готовым к обучению в массовой школе, у него могут возникнуть серьезные затруднения. Они связаны с двумя областями школьной жизни - это усвоение программы массовой школы и общение со слышащими сверстниками.

Особенности усвоения программы начальной школы детьми с нарушением слуха

Результаты первого года экспериментальной деятельности показали, что неслышащие первоклассники оцениваются педагогами как прилежные, старательные ученики, с высоким уровнем познавательной мотивации. Действительно, выпускники смешанных дошкольных групп отличаются дисциплинированностью, высокой работоспособностью, желанием узнавать новое. Это естественно, так как в массовую школу, как правило, поступают те дети с нарушением слуха, которые с самого раннего возраста привыкли много заниматься.

В начале учебного года, когда в первом классе идет обучение грамоте, усвоение состава числа и т.д. учителя не отметили появления трудностей у данной категории учащихся. Дети с нарушением слуха успевали усваивать программный материал, работали в хорошем темпе. К концу первого года обучения у некоторых ребят с недостатками слуха появились первые признаки неуспеваемости по основным школьным предметам. В зависимости от наличия или отсутствия трудностей в обучении и степени их выраженности учеников можно было условно разделить на три группы:

I группа: 1 слабослышащий ребенок, обладающий высоким уровнем развития аналитико-синтетической деятельности. Условием эффективности обучения для него являлась минимальная дополнительная помощь со стороны учителя. На индивидуальных занятиях с сурдопедагогом решались задачи коррекции произносительной стороны устной речи и развития слухового восприятия.

II группа: 5 слабослышащих детей разного возраста и 1 глухой ребенок. Необходимым условием всестороннего развития и эффективного обучения для них стала ежедневная коррекционно-педагогическая поддержка со стороны педагога массового класса, сурдопедагога и родителей.

III группа: 1 слабослышащий ребенок, слабо успевающий по основным учебным предметам даже при условии постоянной специально организованной психолого-педагогической поддержки. Причиной его низкой успеваемости являются особенности психофизического и личностного развития.

Первый опыт практической и экспериментальной работы позволил наметить главную задачу коррекционно-педагогической поддержки интегрированного школьника с нарушением слуха - создание оптимальных условий для выявления и реализации его особых образовательных потребностей. Важным этапом на пути решения поставленной задачи становится изучение программного и учебно-дидактического обеспечения учебного процесса. Анализ и обобщение данных, полученных нами в ходе эксперимента, убеждает в необходимости следующих действий:

  • выделить области предметных знаний, усвоение которых ребенком с нарушенным слухом сопряжено с особыми, специфическими трудностями;
  • рассмотреть возможности адаптации методов и приемов обучения слышащих школьников применительно к учащимся с нарушениями слуха;
  • расширить сферу деятельности сурдопедагога в массовой школе, организовав его непрерывное взаимодействие с учителями, психологом и родителями. Специалист-сурдопедагог, знающий особенности психофизического развития детей с нарушенным слухом, владеющий методикой их обучения, должен оказывать своевременную и доступную консультативную помощь педагогам массовой школы в течение всего учебного года.

Общение детей с нарушением слуха со слышащими сверстниками

Образовательная интеграция ребенка с нарушением слуха предполагает обучение в коллективе слышащих сверстников на равных условиях. В связи с этим сложно предусмотреть все варианты и ситуации взаимодействия между детьми, а также их результат. Чрезвычайно важным становится психолого-педагогическое сопровождение неслышащего ребенка в процессе его общения со слышащими сверстниками.

Интерес нормально развивающихся школьников к однокласснику с нарушением слуха естественен. У слышащих учащихся возникает множество вопросов по поводу особенностей восприятия окружающего мира слабослышащими (глухими) детьми, значения звукоусиливающей аппаратуры. В первом классе основной задачей для любого ребенка становится овладение новой социальной ролью "ученика", правилами поведения в школе. В это время ребенок с нарушением слуха еще не ощущает дискомфорта от отсутствия близких дружеских контактов с одноклассниками. В дальнейшем слышащие ребята начинают понимать разницу в происхождении ошибок в своей речи и речи ребенка с нарушенным слухом. Неправильное произношение слова слабослышащим ребенком вызывает бурную эмоциональную реакцию, при этом аналогичная ошибка у слышащего ученика остается незамеченной, поскольку она не связана с дефектом, глухотой. В этой связи огромное значение имеет позиция взрослого человека (педагога, родителей). Представление о ребенке с нарушением слуха у слышащего школьника складывается под влиянием окружающих взрослых. Так, если учитель испытывает страх за здоровье слабослышащего учащегося, пытается оградить его от возможных травм, то и нормально развивающиеся школьники скорее всего будут поддерживать постоянную дистанцию в отношениях с ребенком с нарушением слуха, не включая его в свои игры.

Опыт организации класса кратковременного пребывания для детей с нарушением слуха доказал целесообразность коллективных форм игровой и предметной деятельности, позволяющих ребенку с нарушениями слуха быть успешным наравне с нормально развивающимися сверстниками и преодолеть возникающие у него на первых этапах обучения коммуникативные трудности.

В настоящий момент можно обозначить основные условия обучения ребенка с нарушением слуха в массовой школе: заключение ПМПК о готовности к обучению в массовой школе, предварительная подготовка всех участников образовательного процесса (дети, родители, учителя), своевременное консультирование учителей и родителей по вопросам обучения и воспитания ребенка с нарушением слуха, создание оптимальных условий для выявления и реализации его особых образовательных потребностей, повышение статуса слабослышащего (глухого) ученика в коллективе нормально развивающихся сверстников путем организации совместных видов деятельности.

Печать
Библиография
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Соловьева, Т.А.  Образование учащихся с нарушением слуха в условиях массовой школы [Электронный ресурс] / Т.А. Соловьева // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2007. –  Альманах №11. – Электрон. ст. - Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-11/obrazovanie-uchaschihsja-s-narusheniem-sluha
Список литературы
  1. Васильева, Т.И. Опыт совместного обучения слабослышащих и слышащих школьников [Текст] / Т.И. Васильева // Дефектология. – 2005. – № 5. – C. 36-38.
  2. Дети с отклонениями в развитии [Текст]: методическое пособие / Сост. Н.Д. Шматко. – М.: Аквариум, 1997. – 128 с. – Библиогр.: C. 124-126.
  3. Зыкова, Т.С. Требования к интегрированным урокам в школе для глухих детей [Текст] / Т.С. Зыкова // Дефектология. – 2006. – № 2. – С. 18-26.
  4. Корвякова, Л.П. Из опыта интегрированного обучения подростков с нарушениями слуха[Текст] / Л.П. Корвякова// Дефектология. – 2005. – № 5. – C. 39-40.
  5. Малофеев, Н.Н. Отечественные модели интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии и опасность механического переноса западных моделей интеграции [Текст] / Н.Н. Малофеев, Н.Д. Шматко // Актуальные проблемы интегрированного обучения. – М.: Права человека, 2001. – С. 47-55.
  6. Малофеев, Н.Н. Перспективы развития в России учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями [Текст] / Н.Н. Малофеев // Дефектология. – 2001. – № 5. – С. 3-11.
  7. Отношение педагогов и родителей к интегрированному обучению детей с нарушенным слухом [Текст] / С.А. Алейникова, М.М. Маркович, Н.Д. Шматко // Дефектология. – 2005. – № 5. – C. 19-30.
  8. Шевчук, Л.Е. Интегрированное обучение учащихся с особенностями развития в общеобразовательном учреждении[Текст] / Л.Е. Шевчук // Дефектология. –2004. – № 6. – С. 28-31.
  9. Шматко, Н.Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение [Текст] / Н.Д. Шматко // Дефектология. – 1999. – № 1. – С. 41-46.; № 2. – С. 49-56.
Статьи выпуска: