Формирование эмоциональной привязанности аутичного ребенка к матери в процессе холдинг терапии / Альманах №12 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Альманах №12 "Новые исследования в приоритетных направлениях развития отечественной дефектологии"

Формирование эмоциональной привязанности аутичного ребенка к матери в процессе холдинг терапии

И.Д. Антонова Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва

Методы и формы психологической помощи семьям, воспитывающим детей со сложными нарушениями развития, - тема, недостаточно разработанная в отечественной и зарубежной семейной психотерапии. В то же время, она становится все более актуальной, так как возрастает социальный запрос на психологическое сопровождение семей, воспитывающих таких детей.

Одной из аномалий детского развития, требующей специальной психологической помощи не только ребенку, но и семье в целом, является аутизм. Установлено, что данный синдром встречается примерно в 3-6 случаях на 10 000 детей, обнаруживаясь у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочяек. Помимо «чистого» клинического сингдрома существует группа сходных с ним расстройств, и при совместном учете случаев аутизма и расстройств аутистического спектра обнаруживается, что расстройствами подобного рода страдают 15-20 из 10 тысяч детей (Э. Мэш, Д. Вольф, 2003). Возрастающая частота таких нарушений делает особенно актуальной проблему помощи семьям, воспитывающим детей с аутизмом и подобными расстройствами.

Традиция семейной психотерапии состоит в одновременном оказании психологической помощи всем членам семьи, коррекции семейных отношений. Осуществить подобную помощь особенно сложно, когда у ребенка тяжелая форма дизонтогенеза, такая, как детский аутизм. В этой ситуации наиболее адекватными представляются методы, способные не только наладить внутрисемейное взаимодействие, но и обеспечить продвижение в психическом развитии ребенка. Уникальным с этой точки зрения является метод холдинг-терапии, разработанный американским психиатром М. Велч (1984, 1988), и адаптированный в отечественной и мировой психологической практике (P. Elmhirst, 1986; I. Prekopp, 1983; M. Zapella, 1983; J. Richer, 1992; М.М. Либлинг, 2000).

Во время процедуры холдинга родители удерживают ребенка на руках, несмотря на его сопротивление, до тех пор, пока он расслабится, пока не станет возможным позитивный эмоциональный контакт. Такой результат возможен только в том случае, если родители не просто механически удерживают ребенка, а пытаются объяснить ему ситуацию, говоря о своих чувствах и о тех проблемах, которые хотелось бы разрешить, уговаривают ребенка не уходить, повторяя, как важно быть всем вместе. Поэтому суть холдинга состоит в том, чтобы удержать ребенка не столько физически, сколько эмоционально.

Опыт отечественных и зарубежных специалистов, использующих в своей практике холдинг терапию, свидетельствует о том, что она не только помогает наладить взаимодействие в семье, но и обеспечивает прогресс в эмоциональном развитии ребенка. При этом метод до сих пор остается дискуссионным, так как, во-первых, считается чрезмерно стрессовым, а во-вторых, не имеет методологического обоснования. Автор метода М. Велч анализирует механизм действия холдинг терапии с точки зрения нейрофизиологии (M. Welch, 1988), а психологические механизмы действия данного метода до сих пор не подвергались специальному исследованию. Это создает серьезные проблемы, касающиеся возможности применения метода:

  • во-первых, нет четкого руководства и специальных ориентиров в работе с этим методом, что становится причиной неясности и неоднозначности представлений о том, чего именно нужно добиваться терапевту и семье в процессе терапии. Особенно актуальной становится эта проблема в работе с семьями, где воспитываются дети со сложными нарушениями развития. Многие специалисты не решаются пользоваться методом и рекомендовать его семьям, не представляя, на что именно необходимо воздействовать, не понимая, в целом, механизма его работы;
  • во-вторых, подобная ситуация создает возможность для разночтений, разных интерпретаций воздействия метода, что приводит как к его неоправданной критике, так и к неумелому применению, превращающему метод из терапевтического в психотравмирующий.

Поэтому актуальным является исследование психологического механизма воздействия данного метода на семью, воспитывающую ребенка с таким сложным нарушением развития, как детский аутизм.

Методологическая основа. Исследование базируется на классических положениях отечественной психологии: идеях Л.С. Выготского о важной роли в развитии ребенка первоначальной «психической общности младенца и матери, которая служит исходным пунктом развития сознания «пра-мы» и формирования у ребенка в дальнейшем сознания собственной личности; на исследованиях онтогенеза общения в раннем возрасте, выполненных М.И. Лисиной и ее сотрудниками; на идеях Д.Б. Эльконина о непосредственно-эмоциональном общении со взрослым как ведущей деятельности младенческого возраста. Не менее важными для нас были идеи этологического направления в психологии (М. Эйсворт, Дж. Боулби) о важности формирования ранней привязанности ребенка к матери для его последующего развития. Исследование также опирается на представление о детском аутизме как нарушении аффективного развития (О.С. Никольская, Е.Р. Баенская).

Гипотеза исследования. В процессе холдинг терапии формируется эмоциональная привязанность аутичного ребенка к матери, качественно сопоставимая с привязанностью ребенка младенческого и раннего возраста к матери при нормальном онтогенезе.

Целью исследования стало выявление и обоснование психологического механизма воздействия холдинг терапии на аутичного ребенка и его семью.

Объект исследования. Взаимодействие матери и ребенка в процессе холдинг терапии.

Предмет исследования. Формирование эмоциональной привязанности аутичного ребенка к матери в процессе холдинг терапии.

Основные задачи исследования:

  1. Обобщить литературные данные о формировании привязанности между младенцем и его матерью в нормальном онтогенезе, ориентируясь на современные представления отечественных и зарубежных психологов.
  2. Проанализировать литературные данные о специфике нарушений формирования привязанности при аутистическом дизонтогенезе.
  3. По литературным данным выделить и обосновать основные критерии формирования привязанности ребенка к матери а раннем онтогенезе. Определить индикаторы (поведенческие проявления), соответствующие каждому из выделенных критериев.
  4. Ориентируясь на выделенные критерии и индикаторы формирования привязанности, проследить их появление у аутичных детей в процессе холдинг терапии (по материалам протоколов занятий, видеозаписям и опросам родителей).
  5. Выявить специфику эмоциональной привязанности, формирующейся в процессе холдинг терапии, в сравнении с нормальным ходом ее развития на ранних этапах онтогенеза.
  6. На основании результатов исследования сформулировать и уточнить методические рекомендации по проведению холдинг терапии для специалистов, работающих с семьями, воспитывающими детей с тяжелыми аффективными нарушениями.

Методы исследования:

  • Анализ историй развития детей с целью формирования экспериментальной группы, а также для получения дополниптельных данных об особенностях взаимодействия ребенка с его близкими (до начала терапии).
  • Наблюдение в процессе занятий холдинг терапией и анализ видеозаписей сеансов холдинг терапии.
  • Структурированное интервью с родителями и специалистами до начала холдинг терапии и через три месяца работы.
  • Анализ материалов дневниковых записей родителей, направленный на изучение особенностей раннего развития ребенка, а также изменений, происходящих в ходе терапии.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования. До настоящего времени метод холдинг терапии не имеет разработанного методологического обоснования. Впервые исследованы психологические механизмы, обеспечивающие эффективность данного метода. Работа, таким образом, вносит свой вклад в научное обоснование актуальных методов психологической помощи семьям, воспитывающим детей с аффективными нарушениями. Исследование становления привязанности к матери у детей с аутизмом в рамках специальной терапии позволяет уточнить и дополнить представления о формировании ранней связи «мать-дитя» при нормальном онтогенезе.

Практическая значимость исследования обусловлена высокой эффективностью метода холдинг терапии в психологической помощи семьям с детьми, имеющими тяжелые аффективные расстройства. Изучение психологических механизмов данного метода поможет точнее определить круг аффективных расстройств и нарушений семейного взаимодействия, в терапии которых он адекватен, более четко обозначить показания и противопоказания к применению холдинга, уточнить саму процедуру, перспективы терапии в каждом случае и задачи психолога, ведущего холдинг терапию. Подобного рода методические рекомендации будут востребованы психологами, врачами, педагогами, оказывающими специальную помощь семьям, воспитывающим детей с тяжелыми аффективными нарушениями.

Основные выводы:

  1. Анализ работ отечественных и зарубежных психологов – исследователей раннего развития – позволяет выделить критерии формирования привязанности ребенка к матери (или другому ухаживающему за ним взрослому) в раннем онтогенезе и определить соответствующие каждому критерию паттерны поведения.
  2. Оценка привязанности, формирующейся в холдинг терапии у аутичных детей к матери (отцу) в соответствии с выделенными критериями, показала:
    • появление пристраивания к рукам матери и, в большинстве случаев, появление инициативы ребенка в достижении физического контакта с родителями;
    • появление инициативы в зрительном контакте, ранее непереносимом всеми детьми. Использование прямого взгляда для привлечения внимания родителей, в ситуации обращения за помощью, просьбы;
    • в половине случаев – появление в поведении детей, ранее неизбирательных в контакте с близкими людьми, феномена «тревоги отделения» (от матери), характерного в норме для 7-8 месячного возраста;
    • у аутичных детей исходно равнодушных к уходу и появлению матери, во время холдинг терапии появилась отчетливая эмоциональная реакция на разлуку с ней и на ее возвращение;
    • появление почти у всех детей в ситуации дискомфорта обращения к родителям (прежде всего, к маме) за утешением (до начала терапии в подобной ситуации дети предпочитали оставаться «сами по себе»);
    • появление практически у всех детей способности к «эмоциональному заражению» от близких взрослых и, в большинстве случаев, способности к подражанию родителям;
    • появление у всех детей за время холдинг терапии стремления быть рядом с близкими, в большинстве случаев – желания привлечь родителей к своим занятиям.

      Таким образом, результаты исследования позволяют говорить о том, что в процессе холдинг терапии формируется эмоциональная привязанность аутичного ребенка к матери, качественно сопоставимая с привязанностью ребенка младенческого и раннего возраста к матери при нормальном онтогенезе.

  3. Данные нашего исследования, подтвердили, что формирующаяся в процессе холдинг терапии привязанность расширяет возможности аутичного ребенка в контакте и активирует его эмоциональное развитие.
  4. Рассмотрение психологического механизма холдинг терапии с точки зрения формирования эмоциональной привязанности ребенка к матери позволяет уточнить цели и задачи терапии, ее процедуру и сроки проведения, а также оценить ее динамику.
Печать
Библиография
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Антонова, И.Д.  Формирование эмоциональной привязанности аутичного ребенка к матери в процессе холдинг терапии [Электронный ресурс] / И.Д. Антонова // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2008. –  Альманах №12. – Электрон. ст. - Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-12/formirovanie-emoczionalnoj-privyazannosti-autichnogo-rebenka-k-materi-v-proczesse-xolding-terapii
Список литературы
  1. Elmhirst, P., 'Holding Therapy' in 'Communication' (Journal of NAS), Vol. 20 (2), June 1986.
  2. Prekopp, I., 'Appendix' in N.& E. Tinbergen 'Autistic children, new hope for cure', NY, 1983.
  3. Richer, J., and Zapella, M., Changing Autistic Children Social Behavior - The place of Holding. // In: Communication, 23, pp. 35-41.
  4. Баенская Е.Р. Особенности раннего аффективного развития аутичного ребенка в возрасте от 0 до 1,5 лет // Дефектология. – 1995. - №5. – С. 76-83.
  5. Баенская Е.Р. Особенности раннего аффективного развития детей с аутизмом. – Автореф. дис. на соискание степени канд. психол. наук. – М., 2000. – 23с.
  6. Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Психологическая помощь при ранних нарушениях эмоционального развития. – М.: «Полиграф сервис», 2001. – 156 с.
  7. Боулби Дж. Детям – любовь и заботу // Психология развития. Хрестоматия / Сост. и общая редакция: авторский коллектив сотрудников кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ. – СПб.: Питер, 2001. – 512с.
  8. Боулби Дж. Привязанность: Пер. с англ./ Общ. ред. Г.В. Бурменской. – М.: Гардарики, 2003. – 477с. (Psychologia universalis).
  9. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – М.: СОЮЗ, - 1997. – 224с.
  10. Выготский Л.С. Мышление и речь.// Собр. соч.: В 6 т. - М.: Педагогика, 1982-85. – Т. 2.- 1982б. - С. 6- 361.
  11. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2003. – 512с. («Серия библиотека всемирной психологии»).
  12. Дети с нарушениями общения. / Лебединская К.С., Никольская О.С., Баенская К.С., Либлинг М.М. и др.- М.: Просвещение, 1989. – 95 с.
  13. Либлинг М.М. Метод холдинг терапии в системе психологической помощи семьям, воспитывающим детей с аутизмом. – Диссертация на соискание ученой степени канд. психол. наук. – М., 1997. – 130 с.
  14. Либлинг М.М. Холдинг-терапия как форма помощи семье, имеющей аутичного ребенка // Дефектология. – 1996. - №3. – С. 56-66.
  15. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. – 384с. – (Проект «Психологическая энциклопедия»).
  16. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб заведений / Ред.-сост. Б.Д. Эльконин. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384с.
  17. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Хрестоматия по возрастной психологии. Ч.1./Ред.-сост. О.А. Карабанова, А.И. Подольский, Г.В. Бурменская. – М.: Российское психологическое общество, 1999. – 360 с.
  18. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / Лебединский В.В., Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. . - М.: Изд. моск. ун-та, 1990. - 197с.
Статьи выпуска: