Использование компьютерных технологий обучения в процессе профессиональной подготовки логопедов / Альманах №12 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Альманах №12 "Новые исследования в приоритетных направлениях развития отечественной дефектологии"

Использование компьютерных технологий обучения в процессе профессиональной подготовки логопедов

Е.Е. Китик Омский государственный педагогический университет, Омск

Реформа системы высшего образования на современном этапе нацелена на повышение качества профессиональной подготовки специалистов. Вопросы общей профессиональной подготовки логопедов в вузе рассматриваются в работах ряда ведущих исследователей (Л.И. Белякова 1986, 1998; Л.С. Волкова, 1989, 1998, 2003; Р.Е. Левина, 1968; О.В. Правдина, 1959; В.И. Селиверстов, 1995; Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина 1987, 1989). Указывается на необходимость применения в учебном процессе технических и компьютерных средств обучения (Х.С. Замский, 1973; О.И. Кукушкина, 2001; Е.Г. Речицкая, 1984; Н.А. Чевелева, С.Н. Шаховская, 1982). Доказано, что адекватное включение информационных технологий (ИТ) в учебный процесс позволяет значительно повысить эффективность подготовки и пере-подготовки специалистов различных отраслей знания (Е.И. Машбиц, 1988; И.В. Роберт, 2001; А.Л. Семенов, 2001; О.К. Филатов, 2001 и др.). Однако в системе высшего дефектологического образования не определены роль, место и функции ИТ.

В специальной педагогике в настоящее время разработан методологический подход к использованию информационных технологий (ИТ) в процессе обучения детей с отклонениями в развитии (О.И. Кукушкина, 2005). В области преподавания профессиональных дисциплин и логопедии, в частности, до настоящего времени не проводилось теоретических и экспериментальных исследований, направленных на создание и применение ИТ. Остается не изученным современный ресурс, адекватное включение которого могло бы обеспечить качественно иной уровень формирования профессиональной компетентности выпускников педагогических вузов, осваивающих специальность «Логопедия». Этим определяется актуальность данного исследования.

Цель исследования – разработка информационных технологий и их включение в систему профессиональной подготовки логопеда.

Задачи исследования:

  1. Обосновать и описать преимущества средств обучения, основанных на ИТ, определить их место и функции в системе формирования профессиональной компетенции студента-логопеда.
  2. Определить типы компьютерных программ, необходимых для формирования у студентов профессиональных умений выявлять, анализировать и квалифицировать нарушения фонетического строя детской речи (НФСДР).
  3. Спроектировать компьютерные программы, направленные на формирование профессионального умения логопеда в сфере диагностики дислалий и развитие профессионального мышления специалиста.
  4. Осуществить экспериментальную оценку разработанных компьютерных программ в аспекте формирования профессиональных умений и логики мышления логопеда в процессе диагностики НФСДР.

Объект исследования – возможности информационных технологий как средства повышения качества профессиональной подготовки логопеда в области диагностики нарушений фонетического строя детской речи.

Предмет исследования – компьютерные программы обучения специалистов-логопедов, включенные в учебный процесс высшей школы.

Гипотеза исследования - включение ИТ в систему профессиональной подготовки логопедов в вузе существенно повышает эффективность обучения за счет:

  • визуализации скрытых от непосредственного наблюдения и динамических по своему характеру процессов артикуляции звуков в норме и при нарушении;
  • предоставления возможности последовательно отрабатывать профессиональное умение распознавать акустический и артикуляционный компоненты фонетически деформированной речи (ФДР) с последующим переходом к целостной интерпретации;
  • введения виртуальной практики обследования фонетического строя детской речи (ФСДР);
  • продуктивной индивидуальной деятельности студентов в условиях групповых занятий с предоставлением пошаговой содержательной по-мощи на каждом этапе выполнения профессиональных упражнений и статистических данных с автоматизированным анализом результата деятельности каждого студента.

Методы исследования выбраны с учетом специфики предмета, объекта, задач исследования и включали: анализ, систематизацию и обобщение литературных данных; метод проектирования; обучающий и контрольный эксперименты; количественный и качественный анализ их результатов.

Методологическую основу исследования составили: концепция системного подхода к изучению и коррекции речевых расстройств (Р.Е.Левина); деятельностный подход в обучении (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина); концепция применения компьютерных учебных средств (В.В. Давыдов, В.В. Рубцов и др.); концептуальные основы применения информационных технологий в специальном образовании (О.И. Кукушкина).

Научная новизна исследования заключается в том, что впервые представлен процесс формирования базового компонента будущей профессиональной деятельности студентов-логопедов - умения анализировать и квалифицировать фонетические отклонения в структуре различных речевых нарушений у детей; обоснованы роль, место и функции ИТ в этом процессе; разработаны необходимые типы компьютерных программ (иллюстративно – демонстрационные, обучающие), экспериментально доказана эффективность применения информационных технологий обучения (ИТО) в процессе формирования профессиональной компетенции логопеда.

Теоретическая значимость исследования. Работа открывает новое направление исследований в отечественной логопедии – создание средств обучения, основанных на ИТ, и их применения в системе профессиональной подготовки логопедов в вузе. Результаты исследования могут служить основой для разработки компьютерных программ, поддерживающих другие разделы курса «Логопедия», и способствуют дальнейшему изучению теоретических вопросов преподавания логопедии в вузе с применением ИТ.

Практическая значимость исследования состоит в том, что впервые в России создан цикл компьютерных программ для сферы высшего логопедического образования - база данных (БД) «Нарушения фонетического строя детской речи», обучающие компьютерные программы: «Артикуляционный уклад звуков в норме», «Дислалия», «Дислалия: сигматизмы». Разработанные компьютерные технологии могут быть использованы в вузах Российской Федерации, где преподается курс логопедии, а также в системе повышения квалификации и переподготовки специалистов. Доказано, что применение разработанных ИТ позволяет существенно повысить эффективность освоения логопедами профессиональных базовых умений.

Основные выводы:

  1. Обоснованы и описаны преимущества информационных технологий в сравнении с традиционными средствами обучения студентов – логопедов профессиональным умениям в области диагностики нарушений фонетического строя речи детей.
  2. Показано, что разработке конкретных компьютерных программ для сферы высшего дефектологического образования должен предшествовать системный анализ профессиональной дисциплины, выделение конкретных профессиональных умений, проектирование процесса их целенаправленного формирования, обоснование роли, места и функций информационных технологий.
  3. Разработан цикл компьютерных программ - демонстрационно-иллюстративная база данных «Нарушения фонетического строя детской речи», обучающие: «Артикуляционный уклад звуков в норме», «Дислалия» и «Дислалия: сигматизмы», включение которых в учебный процесс обеспечивает логику перехода от распознавания множества признаков фонетически деформированной речи к выделению дифференциальных признаков определенных форм речевых нарушений.
  4. Включение созданных информационных технологий в учебный процесс высшей школы позволяет целенаправленно формировать следующие умения:

    • обоснованно выдвигать рабочую гипотезу относительно вида речевого нарушения на основе анализа образца фонетически деформированной речи ребенка;
    • выстраивать стратегию профессиональных действий логопеда в ходе дальнейшего обследования речи ребенка для подтверждения или опровержения выдвинутой рабочей гипотезы;
    • формулировать и обосновывать сделанное логопедическое заключение, включая описание не только выявленных у ребенка признаков нарушения фонетического строя речи, но и своего представления о механизме образования нарушенных звуков.
  5. Экспериментально доказано, что благодаря выделению конкретных профессиональных умений и построению процесса их целенаправленного формирования средствами разработанных информационных технологий удается перейти от освоения представлений об одном отдельном речевом нарушении к целенаправленному формированию базового компонента будущей профессиональной деятельности – умению анализировать и квалифицировать фонетические отклонения в структуре различных речевых нарушений у детей.

Печать
Библиография
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Китик, Е.Е.  Использование компьютерных технологий обучения в процессе профессиональной подготовки логопедов [Электронный ресурс] / Е.Е. Китик // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2008. –  Альманах №12. – Электрон. ст. - Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-12/ispolzovanie-kompyuternyix-texnologij-obucheniya-v-proczesse-professionalnoj-podgotovki-logopedov
Список литературы
  1. Чистович Л.А. Физиология речи. Восприятие речи человеком. – Л.: Наука, 1976. – 386 с.
  2. Bang D. Multimedia in distance education. // Nordicom revue of Nordic mass communication research. Goteborg. 1998. № 1. – P. 285-290.
  3. Gensen G.F. Interactivity. // Nordicom revue of Nordic mass communication research. 1998. - № 1. – P. 185-204.
  4. Ken M. Bleile, Ph. P. Manual of articulation and phonological disorders. 1995 p.
  5. Александровская М.А. Недостатки произношения у детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дис. … канд.пед.наук. – М, 1955. – 14 с.
  6. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи (в норме и патологии). – М, 1977. – 176 с.
  7. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М.: Просвещение, 1995. – 525 с.
  8. Гальперин П.Я. Зависимость обучения от типа ориентировочной деятельности. М., 1968. – 238 с.
  9. Зеленская Ю.Б. Эволюция технических средств формирования и коррекции произносительной стороны речи у детей // Дефектология. – 2003. – № 2. – С. 76-87.
  10. Информационные технологии в обучении произношению / Кукушкина О.И., Королевская Т.К., Зеленская Ю.Б. – М: Полиграф сервис, 2004 – 159 с.
  11. Кодзасов С.В., Кривнова О.Ф. Общая фонетика. М.: Рос. гос. гуманит. ун-т, 2001. – 592 с.
  12. Кукушкина О.И. Использование информационных технологий в различных областях специального образования: Автореф. дис. … докт. пед. наук. – Москва, 2005. – 58 с.
  13. Кукушкина О.И. Компьютерные технологии в контексте профессии: обучение студентов // Дефектология. – 2001. – № 3 – С. 44-52.
  14. Левина Р.Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды / Ред.- сост. Г.В.Чиркина, П.Б.Шошин. – АРКТИ, 2005. – 224 с.
  15. Малофеев Н.Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России: Автореф. дис. … докт.пед.наук. – М, 1996. – 80 с.
  16. Малофеев Н.Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования // Дефектология. – 1997. – № 6. – С. 3-10.
  17. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. М: Педагогика, 1988. – 192 с.
  18. Правдина О.В. Подготовка логопедов // В кн. Вопросы патологии речи. – Харьков, 1959. – С. 218-220.
  19. Роберт И.В. Распределенное изучение информационных и коммуникационных технологий в общеобразовательных предметах // Информатика и образование. – 2001. – № 5. – С. 12-16.
  20. Семенов А.Л. Роль информационных технологий в общем среднем образовании // Информатика и образование. – 2001. - № 2. – С. 2-7.
  21. Скалозуб Л.Г. Динамика звукообразования (по данным кинорентгенографирования). – К, 1979. – 131 с.
  22. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.: Просвещение, 1989. – 239 с.
Статьи выпуска: