Альманах Института коррекционной педагогики - Альманах №14
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики

Разработка и внедрение дифференцированных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья

Разработка и внедрение дифференцированных образовательных стандартов для детей с ограниченными возможностями здоровья
В данном выпуске впервые представлен макет специального федерального государственного образовательного стандарта для детей с ОВЗ, который будет конкретизирован по отношению к каждой категории детей: глухим; слабослышащим; слепым; слабовидящим; детям с нарушениями речи; опорно-двигательного аппарата; задержкой психического развития; умственно отсталым; детям с расстройствами аутистического спектра. Макет создан на основе разработанной в Институте концепции построения СФГОС, предусматривающей дифференцированные уровни и варианты образования, описание требований к структуре основной образовательной программы, результатам ее освоения и условиям реализации. Подробнее о выпуске»

Специальный федеральный государственный стандарт начального образования детей с расстройствами аутистического спектра (основные положения)

О.С. Никольская
Специальный стандарт начального школьного образования детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) являются неотъемлемой частью государственных стандартов начального школьного образования детей с ОВЗ. Так же как все другие дети с ОВЗ дети с аутизмом могут реализовать свой потенциал социального развития при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – образования, обеспечивающего удовлетворение как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей, заданных спецификой нарушения психического развития.
Читать статью   Ключевые словарасстройства аутистического спектра, неоднородность аутистической популяции, четыре уровня образования, академический компонент, компонент жизненной компетенции

Дифференциация уровней и вариантов

Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина
Диапазон возможностей развития и обучения детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от способности обучаться на равных с нормально развивающимися сверстниками до необходимости построения специально адаптированной к возможностям ребенка индивидуальной программы образования. Такой диапазон присутствует в каждой категории детей, составляющих группу школьников с ОВЗ.
Читать статью   Ключевые словадети с ограниченными возможностями здоровья, 4 варианта стандарта, цензовый и нецензовый уровни образования

Требования к структуре основных образовательных программ

Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина
Концепция специального дифференцированного стандарта образования детей с ОВЗ является основой для разработки структуры основной образовательной программы для каждой категории детей.
Читать статью   Ключевые словаСФГОС, области образования, компоненты образования – «академический» и «жизненной компетенции», уровни специального образования

Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального школьного образования детьми с ОВЗ

Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина
Требования дифференцируются с учетом неоднородности группы школьников с ОВЗ (наличия разных категорий школьников) и зависимости уровня психического развития пришедшего в школу ребенка от качества предшествующего обучения и воспитания.
Читать статью   Ключевые словатребования к результатам начального образования, социально-бытовые умения, навыки коммуникации, дифференциация картины мира и социального окружения

Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования

Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина
Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования представляют собой систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования и достижения планируемых результатов начального общего образования.
Читать статью   Ключевые слованачальное общее образование, взаимодействие общеобразовательной и специальной школы, образовательная среда, кадровое и методическое обеспечение, материально-технические условия

Резолюция Всероссийского совещания, посвященного вопросам разработки и внедрения специальных федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Поддержать предложенные направления структурно-функциональной, содержательной и технологической модернизации системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Признать актуальность и ценность разработки дифференцированных образовательных стандартов для детей с ОВЗ, необходимость их внедрения в практику.
Читать статью   Ключевые словадети в ОВЗ, образовательное пространство, апробация положения СФГОС, дифференцированный подход

Книжное приложение

Сборник материалов по итогам проведения всероссийских педагогических чтений по вопросам коррекционной педагогики и специальной психологии
В приложение