Альманах Института коррекционной педагогики - Альманах №16
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики

Как сделать видимыми скрытые проблемы развития ребенка

Как сделать видимыми скрытые проблемы развития ребенка
Этот выпуск альманаха начинает публикацию работ лаборатории компьютерных технологий обучения детей ИКП РАО. Отвечая современным потребностям изучения возможностей и разработки средств использования компьютерных технологий в образовании, наши специалисты создают развивающие программы, как и прежде, направленные на поиск обходных путей помощи ребенку, затрудняющемуся в психическом и социальном развитии. В этих программах не просто используется привлекательность компьютера, вовлекающая ребенка в восприятие нужной информации, помогающая сосредоточить его на отработке необходимых навыков, не только задействуются имеющиеся дополнительные возможности организации деятельности ребенка. Подробнее о выпуске»

Восприятие и переработка информации. Сопоставление оценок и мнений в общении. Обсуждаем погоду

О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова, Т.К. Королевская
При выполнении заданий этой части программы, детям будет казаться, что они смотрят вместе с героем телевизор, разговаривают с ним о погоде, играют в «Бюро прогнозов», однако суть их деятельности иная. Они будут учиться описывать одно и то же явление в разных знаковых формах, перекодируя информацию из символов в слова, и из слов в символы, соотносить часть с целым, составляя из фрагментов описаний целостную и непротиворечивую характеристику явления; извлекать из общения нужную информацию.
Читать статью   Ключевые словакомпьютерная программа, диалог, упражнения, отношения, знаковые операции

Жизненный опыт ребенка: систематизация и обобщение. Времена года

О.И. Кукушкина, Т.К. Королевская, Е.Л. Гончарова
Первая часть «Времена года» может быть полезна всем детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста, но необходима она детям с отклонениями в развитии — тем, кому трудно: выделять существенное и отграничивать от не существенного; систематизировать и обобщать; устанавливать взаимосвязь порядка природного и уклада собственной жизни; описывать в речи личные впечатления, наблюдения и действия, связанные с явлениями окружающего мира и жизнью людей.
Читать статью   Ключевые словакомпьютерная программа, управление мышкой, упражнения, моделирование, календарь

Решение житейских задач: поиск меняющихся ориентиров. Одеваемся по погоде

Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова
«Одежда» — это та тема, которой уделяется достаточно много времени в процессе обучения ребенка в детском саду и в специальной школе. Однако если проанализировать сложившуюся практику и традиции обучения, легко заметить, что из-за выраженных речевых трудностей детей внимание учителя сосредоточено, главным образом, на том, чтобы научить различать и правильно называть одежду и обувь, включать эти слова во фразы, внятно произносить их, отчитываться о совершенном действии.
Читать статью   Ключевые словакомпьютерная программа, одежда и обувь, упражнения, наглядный материал, житейские ситуации

Прочитанный текст как источник нужной информации: читаем осмысленно. Рассказы о временах года

Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, Т.К. Королевская
Проблема приобщения детей к чтению, и, прежде всего, — к чтению художественной литературы, была и остается одной из самых актуальных проблем современной школы. Сегодня ясно, что без глубокого понимания процессов читательского развития ребенка, без эффективных методик педагогической диагностики и коррекции сложнейшей умственной деятельности, лежащей в основе понимания текста, школа не сможет преодолеть феномена «нечтения», который поразил современное образование.
Читать статью   Ключевые словакомпьютерная программа, одежда и обувь, упражнения, наглядный материал, житейские ситуации

Развитие мыслительных операций: начинаем упорядочивать и классифицировать. Осваиваем и присваиваем календарь

Е.Л. Гончарова, Т.К. Королевская, О.И. Кукушкина
Такой привычный и понятный для всех людей на Земле календарь — это своеобразная модель года, абстрактное, особым образом структурированное отображение определенного временного промежутка. Календарь — очень сложная система, над созданием, которой работало не одно поколение, где в скрытом виде представлен опыт наблюдений многих людей. Создание календаря — сложнейшая задача для взрослого мышления, которое совершенствовалось от поколения к поколению.
Читать статью   Ключевые словакалендарь, мыслительные операции, структура программы, упражнения