Выпуски

Как сделать видимыми скрытые проблемы развития ребенка

Альманах №16 · Цикл публикаций «Информационные технологии в специальном образовании» · 2011 год

Альманах №16. Как сделать видимыми скрытые проблемы развития ребенка
Этот выпуск альманаха начинает публикацию работ лаборатории компьютерных технологий обучения детей ИКП РАО. Отвечая современным потребностям изучения возможностей и разработки средств использования компьютерных технологий в образовании, наши специалисты создают развивающие программы, как и прежде, направленные на поиск обходных путей помощи ребенку, затрудняющемуся в психическом и социальном развитии. В этих программах не просто используется привлекательность компьютера, вовлекающая ребенка в восприятие нужной информации, помогающая сосредоточить его на отработке необходимых навыков, не только задействуются имеющиеся дополнительные возможности организации деятельности ребенка.

Восприятие и переработка информации. Сопоставление оценок и мнений в общении. Обсуждаем погоду

Королевская Т.К. , Гончарова Е.Л. , Кукушкина О.И.
При выполнении заданий этой части программы, детям будет казаться, что они смотрят вместе с героем телевизор, разговаривают с ним о погоде, играют в «Бюро прогнозов», однако суть их деятельности иная. Они будут учиться описывать одно и то же явление в разных знаковых формах, перекодируя информацию из символов в слова, и из слов в символы, соотносить часть с целым, составляя из фрагментов описаний целостную и непротиворечивую характеристику явления; извлекать из общения нужную информацию.
Ключевые слова

Восприятие и переработка информации. Сопоставление оценок и мнений в общении. Обсуждаем погоду

компьютерная программа
диалог
упражнения
отношения
знаковые операции

Жизненный опыт ребенка: систематизация и обобщение. Времена года

Гончарова Е.Л. , Королевская Т.К. , Кукушкина О.И.
Первая часть «Времена года» может быть полезна всем детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста, но необходима она детям с отклонениями в развитии — тем, кому трудно: выделять существенное и отграничивать от не существенного; систематизировать и обобщать; устанавливать взаимосвязь порядка природного и уклада собственной жизни; описывать в речи личные впечатления, наблюдения и действия, связанные с явлениями окружающего мира и жизнью людей.
Ключевые слова

Жизненный опыт ребенка: систематизация и обобщение. Времена года

компьютерная программа
управление мышкой
упражнения
моделирование
календарь

Решение житейских задач: поиск меняющихся ориентиров. Одеваемся по погоде

Гончарова Е.Л. , Кукушкина О.И. , Королевская Т.К.
«Одежда» — это та тема, которой уделяется достаточно много времени в процессе обучения ребенка в детском саду и в специальной школе. Однако если проанализировать сложившуюся практику и традиции обучения, легко заметить, что из-за выраженных речевых трудностей детей внимание учителя сосредоточено, главным образом, на том, чтобы научить различать и правильно называть одежду и обувь, включать эти слова во фразы, внятно произносить их, отчитываться о совершенном действии.
Ключевые слова

Решение житейских задач: поиск меняющихся ориентиров. Одеваемся по погоде

компьютерная программа
одежда и обувь
упражнения
наглядный материал
житейские ситуации

Прочитанный текст как источник нужной информации: читаем осмысленно. Рассказы о временах года

Королевская Т.К. , Кукушкина О.И. , Гончарова Е.Л.
Проблема приобщения детей к чтению, и, прежде всего, — к чтению художественной литературы, была и остается одной из самых актуальных проблем современной школы. Сегодня ясно, что без глубокого понимания процессов читательского развития ребенка, без эффективных методик педагогической диагностики и коррекции сложнейшей умственной деятельности, лежащей в основе понимания текста, школа не сможет преодолеть феномена «нечтения», который поразил современное образование.
Ключевые слова

Прочитанный текст как источник нужной информации: читаем осмысленно. Рассказы о временах года

компьютерная программа
одежда и обувь
упражнения
наглядный материал
житейские ситуации

Развитие мыслительных операций: начинаем упорядочивать и классифицировать. Осваиваем и присваиваем календарь

Кукушкина О.И. , Королевская Т.К. , Гончарова Е.Л.
Такой привычный и понятный для всех людей на Земле календарь — это своеобразная модель года, абстрактное, особым образом структурированное отображение определенного временного промежутка. Календарь — очень сложная система, над созданием, которой работало не одно поколение, где в скрытом виде представлен опыт наблюдений многих людей. Создание календаря — сложнейшая задача для взрослого мышления, которое совершенствовалось от поколения к поколению.
Ключевые слова

Развитие мыслительных операций: начинаем упорядочивать и классифицировать. Осваиваем и присваиваем календарь

календарь
мыслительные операции
структура программы
упражнения

Приложение

Видео-пособие "Компьютер в специальном образовании: новое средство - новые идеи"

Перейти

©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности