Жизненный опыт ребенка: систематизация и обобщение. Времена года / Альманах №16 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Альманах №16 "Как сделать видимыми скрытые проблемы развития ребенка"

Жизненный опыт ребенка: систематизация и обобщение. Времена года

О.И. Кукушкина ФГНУ «Институт коррекционной педагогики» Российской академии образования, Москва
Т.К. Королевская ФГНУ «Институт коррекционной педагогики» Российской академии образования, Москва
Е.Л. Гончарова ФГНУ «Институт коррекционной педагогики» Российской академии образования, Москва

Каким детям необходима первая часть программы «Времена года»?

Первая часть «Времена года» может быть полезна всем детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста, но необходима она детям с отклонениями в развитии — тем, кому трудно:

  • выделять существенное и отграничивать от не существенного;
  • систематизировать и обобщать;
  • устанавливать взаимосвязь порядка природного и уклада собственной жизни;
  • описывать в речи личные впечатления, наблюдения и действия, связанные с явлениями окружающего мира и жизнью людей

В первой части ребенок знакомится с героем компьютерной программы, своим сверстником — Николаем и впервые попадает к нему в комнату, где будут происходить все последующие события.

Комната героя задумана авторами как учебная модель, своего рода обучающая среда, в которой ребенок сможет действовать, экспериментировать, пробовать и ошибаться.

Объекты действия:

  • окно, которое можно открывать, чтобы рассмотреть пейзаж за окном или выбрать подходящий;
  • градусник, на котором можно увидеть или установить самому температуру воздуха;
  • календарь, который можно «перелистывать», выбирая любой день года.

Детей ждет увлекательная работа – моделировать мир на основе своих представлений о нем: подбирать пейзаж за окном, подходящий дате календаря и показаниям термометра; находить в календаре дату, которая соответствовала бы виду из окна и температуре воздуха на градуснике; моделировать температуру воздуха, видя пейзаж за окном и зная дату…

Программа предоставляет ребенку возможность самому выдвинуть гипотезу, оттолкнувшись от личного опыта, наглядно представить ее, моделируя дату, погоду и картину природы за окном, проверить правильность своих представлений в ходе обсуждения со сверстниками и взрослым, выдвигая собственные аргументы и учась «прислушиваться» к аргументам других людей.

В чем преимущества компьютерного варианта?

Во-первых, компьютерная учебная модель дает детям возможность выполнить ряд действий, которые невозможны в реальном мире, но необходимы для систематизации и обобщения их представлений. Например: подобрать пейзаж за окном; подходящий к выбранной дате календаря и показаниям термометра; или найти в календаре дату, которая соответствует пейзажу за окном и температуре воздуха на градуснике; или смоделировать температуру воздуха, видя пейзаж за окном.

Во-вторых, компьютерная программа позволяет обеспечить ребенку необходимую и при этом увлекательную для него деятельность — моделировать окружающий мир на основе своих представлений о нем.

В-третьих, ребенок получает уникальную возможность «возвращать» любое время года из прошлого в настоящее и заглядывать из настоящего в будущее.

Практика в виртуальном мире призвана помочь ребенку осмысливать реальный мир, в котором он живет.

Основной принцип

Программа помогает ребенку сделать предметом анализа свой жизненный опыт впечатлений, наблюдений и действий, связанных с сезонными явлениями. Используется принцип — от опыта самого ребенка через осознанную познавательную деятельность и моделирование — к систематизации, обобщениям. Это означает, что всякий раз программа предоставляет возможность самому выдвинуть гипотезу, оттолкнувшись от личного опыта, наглядно представить ее, моделируя дату, погоду и картину природы за окном, проверить правильность своих представлений в ходе обсуждения со сверстниками и взрослым, выдвигая собственные аргументы и учась «прислушиваться» к аргументам других людей.Программа помогает создать условия обучения, в которых личный опыт каждого ребенка делается видимым, уточняется, систематизируется, обобщается и обогащается за счет опыта других. На этой основе формируются новые знания об окружающем мире.

Учимся работать с программой

Выбрав с помощью «мышки» первую строчку Основного меню. Вы окажетесь в блоке «Учимся работать с программой». Все задания в этом блоке призваны ввести ребенка учебную ситуацию, научить управлять объектами в «компьютерной комнате». Выбрав этот блок программы, Вы увидите подменю упражнений: — Управляем «мышкой» — Устанавливаем температуру — Наш герой и его комната

Учимся управлять мышкой

Прежде, чем приступить к непростым для детей, нуждающихся в особой помощи, упражнениям основной части программы «Четыре времени года», необходимо научить их управлять объектами на экране с помощью «мышки» и дать возможность как следует приспособиться к новому инструменту деятельности.

Заметим, что ребенок должен держать мышку в той руке, которая является для него ведущей. Левша, естественно, возьмет мышку в левую руку, и этот факт не должен вызывать беспокойства взрослых.

Подготовительные упражнения важны и для тех детей, кто никогда не управлял компьютером с помощью «мышки», и для тех, кто уже имеет некоторый опыт, например, играл в компьютерные игры, но все еще не очень умело обращается с ней в силу моторной неловкости. В данной программе ребенок будет учиться пользоваться мышкой в игре с четырьмя кругами, символизирующими сезоны года. Для того чтобы сыграть в игру, ребенку придется освоить «мышку», так как только с ее помощью можно открыть или закрыть круг на экране компьютера.

Круги на экране относительно большие по размеру, и попасть в них мышкой, чтобы открыть или закрыть, не так сложно. Однако начать нужно с трудного объекта на экране компьютера, дав ребенку возможность относительно легко «попасть» в него и испытать радость от правильно выполненного действия. Пока еще не так важна точность. Много важнее дать ребенку в игре понять: если ты хочешь что-то сделать с объектом на экране компьютера, нужно подвести к нему мышку и нажать на левую клавишу.

Не стоит рассказывать ребенку о, том, как управлять мышкой, а затем предлагать выполнить упражнение. Гораздо целесообразнее предложить понятную и увлекательную задачу, в данном случае — игру, в ходе которой ему самому понадобится узнать, как пользоваться мышкой, и захочется этому научиться. Для ребенка, нуждающегося в особой помощи, важно создавать условия обучения, в которых ему самому становится интересно и необходимо научиться что-то делать. Программа предоставляет взрослому значительную свободу в организации обучения, не ограничивая его деятельность каким-либо одним, заданным методическим образцом. Приведем несколько возможных вариантов.

Можно предложить детям просто «поиграть» с кругами на экране компьютера, показав предварительно, как открывать и закрывать их при помощи «мышки». Первое успешно совершенное самим ребенком действие с мышкой приведет к перевороту круга на экране и появлению картинки с пейзажем одного из времен года, что, как правило, вызывает, у одних детей удовлетворение, у других — видимую радость, а третьих — просто завораживает. Увидев пейзаж, одни ребята стараются разглядеть его как можно лучше, другие торопятся открыть следующую картинку, третьи приподнимаются на стуле, стараясь всеми силами заглянуть на экран другого компьютера, чтобы понять, какая картинка у соседа: такая же, как у него, или иная. Но, как бы ни различались реакции и поведение детей, их всех увлекает эта деятельность. Не ограничивайте ребят, не бойтесь дать им возможность «играть» столько, сколько они хотят, ведь переворачивая круги, они осваивают управление объектами на экране с помощью «мышки». Как только ребенок освоит предложенную «игру», она перестанет быть для него интересной, ему самому захочется «пойти дальше».

Печать
Библиография
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Жизненный опыт ребенка: систематизация и обобщение. Времена года [Электронный ресурс] / О.И. Кукушкина, Т.К. Королевская, Е.Л. Гончарова // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2012. –  Альманах №16. – Электрон. ст. - Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-16/zhiznennyj-opyt-rebenka-sistematizacija-i
Статьи выпуска: