Альманах Института коррекционной педагогики - Альманах №17
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики

Специальная поддержка формирования картины мира ребенка с ОВЗ средствами компьютерных технологий: "Лента времени"

Специальная поддержка формирования картины мира ребенка с ОВЗ средствами компьютерных технологий:
Новый выпуск Альманаха продолжает знакомить читателя с разработками сотрудников ИКП РАО в области использования компьютерных технологий для специальной поддержки развития детей с ОВЗ. В проекте специального образовательного стандарта особое внимание было уделено развитию жизненной компетенции детей с ОВЗ, что невозможно вне помощи ребенку в формирования полноценно осмысленной, упорядоченной и осмысленно дифференцированной картины мира. Даже в самых благополучных случаях дети с ОВЗ достаточно ограничены в формировании активного жизненного опыта, поэтому их представления о мире могут быть не только неполны и фрагментарны, но и недостаточно связаны с жизнью самого ребенка. В этих условиях страдает не только формирование реальных навыков жизни, но и развитие представления ребенка о себе, своих возможностях, притязаниях, возможность присвоения и реального использования академических знаний и умений. Как известно, одной из основ организации картины мира ребенка является освоение им представлений о временах года, порядке их смены в круговороте года. Применение компьютерных технологий показывает, что способность правильно разложить картинки еще не позволяет нам увериться в наличии у ребенка дифференцированных и аргументированных представлений о сезонах и календарном годе. Специалистам предлагается компьютерная программа «Лента времени» (авторы Е.Л.Гончарова, Т.К.Королевская, О.И.Кукушкина), позволяющая оценивать степень сформированности таких представлений. Эта прогамма позволяет учить ребенка не просто выделять и фиксировать признаки сезона, а формировать русло его размышлений о закономерной смене времен года в контексте личного опыта, событий внешней и внутренней жизни, собственной и близких людей. Она позволяет ребенку думать, вспоминать, сомневаться и, в итоге, уходить в своих суждениях от однозначности и стереотипности, создавать свою картину сезонов и своего года жизни. Приводятся данные о том, что применение этой технологии специального образования, показано не только детям с ОВЗ, она открывает новые возможности и для нормально развивающегося ребенка, может стимулировать когнитивное развитие. В приложении представлен многообразный картинный материала, используемый в «Ленте времени», и даны принципы его отбора, дополнения для разных региональных условий и индивидуальных нужд ребенка. Подробнее о выпуске»

Помощь ребенку в дифференциации и осмыслении картины мира в контексте новых стандартов образования детей с ОВЗ

Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова
Необходимость разработки специального федерального государственного образовательного стандарта определена тем, что дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свой потенциал социального развития лишь при условии адекватно организованного обучения и воспитания – удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей.
Читать статью   Ключевые словаСФГОС, дети с ОВЗ, жизненная компетенция, картина мира, коррекционная работа

Компьютерный инструмент дифференциации и осмысления картины мира - «Лента времени»

О.И. Кукушкина
Единственно надежной основой формирования новых представлений о мире является жизненный опыт самого ребенка. Помочь выявить накопленный опыт и оценить его осмысленность помогает специализированная компьютерная программа «Лента времени», разработанная в Институте коррекционной педагогики РАО. Обратимся к этому компьютерному инструменту, чтобы лучше представить себе его возможности, сферу применения, методику работы и уникальные преимущества.
Читать статью   Ключевые словадети, компьютерная программа «Лента времени», упражнения, фотографии

Можно ли считать представления сформированными, если ребенок умеет раскладывать картинки по временам года?

М.Р. Хайдарпашич
Компьютерный инструмент «Лента времени» и модифицированная методика его применения могут быть эффективно использованы по отношению к разным категориям детей для достаточно оперативной оценки педагогом достижений и трудностей формирования представлений о мире в контексте жизненной компетенции ребенка.
Читать статью   Ключевые словаформирование представлений о мире, компьютерная программа «Лента времени», дошкольники, календарное время

Нужна ли «Лента времени» нормально развивающемуся ребенку?

М.Р. Хайдарпашич
В настоящее время в специальной литературе широко обсуждается совместное обучение детей с отклонениями в развитии с их нормально развивающимися сверстниками.
Читать статью   Ключевые словатрадиционная группа ДОУ, смешанная группа ДОУ, дошкольники, фотографии, личный жизненный опыт