Можно ли считать представления сформированными, если ребенок умеет раскладывать картинки по временам года? / Альманах №17 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Альманах №17 "Специальная поддержка формирования картины мира ребенка с ОВЗ средствами компьютерных технологий: "Лента времени""

Можно ли считать представления сформированными, если ребенок умеет раскладывать картинки по временам года?

М.Р. Хайдарпашич ФГНУ «Институт коррекционной педагогики» Российской академии образования, Москва

На современном этапе развития коррекционной педагогики выработана методология разработки и применения компьютерных инструментов в контексте отечественной научной традиции. Использование уникальных возможностей информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) во всех областях специального образования предложено подчинить задаче максимально возможного развития ребенка, предупреждения и коррекции вторичных его отклонений. С помощью ИКТ «достраиваются» те условия обучения, которые необходимы для развития ребенка, но не могут быть созданы при помощи традиционно применяемых средств.

В лаборатории компьютерных технологий обучения детей Института коррекционной педагогики РАО разработаны инструменты для выявления баланса между обучением и развитием детей с нарушениями слуха, речи и с задержкой психического развития. Среди них «Лента времени» - инструмент, предназначенный для выявления трудностей формирования представлений о мире в контексте формирования жизненной компетенции ребенка, трансформации этих трудностей в специальные задачи обучения и поиска методических путей их решения.

Мы предприняли попытку использовать этот инструмент для выявления умения детей соотносить образы окружающего мира с календарным временем, выделяя для этого всё наиболее существенное и опираясь на личный опыт впечатлений, наблюдений и действий. Соответственно, упражнение выполнялось ребенком в несколько этапов. Вначале он рассматривал предъявляемые фотографии действительности и соотносил каждую с календарным временем, отмечая его на динамической наглядной модели года – ленте времени (рис.1).

Рисунок 1.

тута есть картинка

Программа Лента времени устроена так, что каждый сделанный ребенком выбор запоминается и впоследствии предъявляется ему (рис.2).

Рисунок 2.

тута есть картинка

На этом этапе требовалось объяснить выбор. Предметом внимания педагога становится не только умение ребенка дифференцировать образы окружающего мира и соотносить их с календарным временем, но и способность выделять всё существенное в ходе анализа и опираться на личный опыт впечатлений, наблюдений и действий при аргументации.

В исследовании участвовали 60 детей старшего дошкольного возраста (средний возраст 6,8 лет). Среди них: нормально развивающиеся (30 чел.); с общим недоразвитием речи III уровня (10 чел.); с задержкой психического развития (10 чел.); дети с нарушенным слухом, преимущественно, сенсоневральной тугоухостью III-IV степени, (10 чел.). Подчеркнем, что условия дошкольного воспитания и обучения детей различались. Нормально развивающиеся старшие дошкольники были представлены тремя группами: одни воспитывались в традиционной группе обычного детского сада, вторые - в смешанной группе, третьи - также совместно с детьми с нарушенным слухом, но при постоянной поддержке со стороны сурдопедагога. Испытуемые с ОНР, ЗПР воспитывались в специальных дошкольных учреждениях. Эксперимент проводился индивидуально.

На первом этапе последовательно предъявлялись заведомо знакомые ребенку образы окружающей действительности в фотографиях, требовалось соотнести каждую с календарным временем. Высказанную ребенком гипотезу экспериментатор сам отмечал на «ленте времени».

На втором этапе компьютерная программа предъявляла ребенку результат его работы в наглядном виде, и экспериментатор просил объяснить выбор. В случае верной гипотезы, но недостаточной ее аргументации, ребенка побуждали к анализу образа, выделению и называнию всего наиболее существенного для соотнесения со временем. В случае неверной гипотезы - к более внимательному анализу образа и размышлению. Если этого было недостаточно для смены гипотезы, взрослый совместно с ребенком выделял всё существенное для соотнесения образа со временем, после чего просил его сделать новый выбор.

Обратим внимание: мы рассматривали и оценивали умение ребенка соотносить образ мира со временем в контексте его жизненной компетенции, поэтому аргументация гипотезы была для нас не менее важна, чем сама гипотеза.

При анализе результатов экспериментального исследования удалось выделить варианты развития представлений о мире.

Варианты развития представлений о мире

Вариант А

Ребенок может самостоятельно и правильно соотносить большинство знакомых образов со временем, самостоятельно и правильно аргументировать свое решение, выделяя все наиболее существенное, при аргументации - самостоятельно опираться на личный опыт впечатлений, наблюдений и действий.

Пример:

тута есть картинка

«Это весна или лето, скорее всего лето, потому что солнышко выглядывает, травка вся зеленая, и на деревьях все зеленое. Вот тут цветы. А мы когда ездили в деревню, нашли очень много грибов, мы за пакетом ездили, их собирали. Потом дедушка привез их, и они там суп грибной варили. Еще на рыбалку ездили. Я 10 карасиков поймал. Котятам отдал. Мы в дождливую погоду поехали, тогда лучше ловится. - Хорошо, Дим, так какое время года? –Лето».

Вариант В

Ребенок может самостоятельно и правильно лишь соотносить большинство знакомых образов со временем. И только с помощью взрослого - аргументировать свое решение, выделить все наиболее существенное, актуализировать личный опыт впечатлений наблюдений и действий.

Пример:

тута есть картинка

«Это тоже осень. –Почему? -Потому что листья разноцветные. –А здесь только один лист. –Да, один разноцветный лист. –И что с ним случилось? –Он упал. –А трава какая? –Трава начинает потихоньку пропадать. –А трава какая? –Ну, такая замерзшая. -Да, инеем покрытая. А ты видела иней на траве? –Да, когда иней, значит зима скоро. Я не люблю зиму. Одеваться тепло надо, на велосипеде кататься нельзя. –Значит, какое время года? –Осень»

Вариант С

Ребенок может правильно соотносить большинство знакомых образов со временем, однако ориентируется на фрагмент вместо целого, что проявляется при аргументации выбора. Он не умеет и не стремится самостоятельно опираться на личный опыт впечатлений наблюдений и действий при дифференциации образов и ее аргументации.

Пример:

тута есть картинка

«А вот это, какое время года? –Весна. –Молодец. Почему это весна? –Потому что снег тает. –Молодец. Снег тает. А еще почему? –Не знаю. –Ну, подумай. –Что еще есть на картинке? –Потому что травка первая появилась. –Молодчина, а еще почему? –Потому что снег тает, небо голубое. –Отлично, а еще почему? –Потому что почки появились. -Конечно. Умница. Почки появились на деревьях, снег тает, травка появилась. Молодец, Илюша. Так, все-таки, какое это время года? –Весна. Потому что снег тает».

В основе выделения вариантов развития лежала профессиональная интерпретация разговора с ребенком. Обратимся к последнему примеру и представим его интерпретацию:

Диалог ребенка со взрослым Интерпретация диалога педагогом
- «А вот это, какое время года? -Весна. Ребенок самостоятельно и правильно соотнес образ со временем.
- Молодец. Почему это весна? Побуждение к аргументации гипотезы.
- Потому что снег тает. Ребенок выделяет один важный признак.
- Молодец. Снег тает. А еще почему? Побуждение к поиску других существенных признаков.
- Не знаю.
- Ну, подумай. Побуждение к размышлению
- …
- Что еще есть на картинке? Побуждение к поиску других существенных примет времени
- Потому что травка первая появилась. Ребенок выделяет еще один признак.
- Молодчина, а еще почему? Побуждение к поиску других имеющихся существенных признаков.
- Потому что снег тает, небо голубое. Ребенок вновь возвращается к ранее выделенному признаку, добавляя другой – менее существенный в данном случае.
- Отлично, а еще почему? Побуждение к поиску существенных признаков.
- Потому что почки появились. Ребенок выделяет еще один важный признак.
- Конечно. Умница. Почки появились на деревьях, снег тает, травка появилась. Молодец, Илюша. Итак, это, какое время года? Взрослый оказывает помощь - помогает выделить и назвать все существенное.
- Весна. Ребенок подтверждает свою гипотезу.
- Конечно. Теперь ты мне расскажи, почему весна. Проверяем, была ли воспринята помощь взрослого.
- Потому что снег тает». Помощь оказалась не действенной, ребенок устойчиво ориентируется на важный, но единственный признак времени.

Вариант D

Ребенок может самостоятельно и правильно соотносить со временем лишь отдельные знакомые образы мира, при этом стремится к ориентировке на фрагмент вместо целого, не может и не стремится самостоятельно опираться на личный опыт впечатлений, наблюдений и действий при дифференциации образов и аргументации.

В основе выделения этого варианта также лежит интерпретация диалога с ребенком.

тута есть картинка

Диалог взрослого с ребенком Интерпретация диалога
- А это? -Осень Ребенок выдвигает неверную гипотезу и не пытается аргументировать ее.
- Почему? Побуждение к аргументации гипотезы
- Потому что на деревьях нет листьев. На фотографии на деревьях лопаются почки, однако ребенок не замечает этой важной детали
- Совсем нет? Привлечение внимания к важной детали
- Ну, немножко. Ребенок выделяет важную деталь по побуждению
- Немножко есть. Правильно. А они большие или маленькие? Взрослый продолжает привлекать внимание к качеству выделенного ребенком признака
- Маленькие Ребенок характеризует деталь
- А на земле что есть? Побуждение к поиску других существенных примет времени.
- Немного травки Ребенок выделяет еще один важный признак
- Да. Так какое время года? Взрослый проверяет, не изменилась ли гипотеза ребенка под влиянием выделения новых признаков
- Осень Гипотеза не изменилась, она остается ошибочной
- Смотри, на земле лежат старые прошлогодние листья, появилась молодая травка, ее немного, на деревьях стали появляться первые маленькие листочки. Так какое время года на фотографии? Взрослый помогает выделить и назвать все существенное
- Лето. Весна. Ребенок сменил гипотезу, выдвинул две новые гипотезы, одну верную, другую ошибочную.
- Так какое же время года на фотографии? Весна или Лето?
- ...
- У нас сейчас какое время года? Взрослый проверяет знание актуального времени года.
- Весна. Ребенок дает правильный ответ.
- Хочешь посмотреть в окно? Похоже это или не похоже? Взрослый предлагает ребенку сравнить весенний вид из окна с фотографией весны на экране.
- Да, хочу. Ребенок с удовольствием соглашается.
- Чуть- чуть похожи. Слова ребенка свидетельствуют о том, что он замечает некоторое сходство.
- Там тоже листочки появляются? Взрослый привлекает внимание ребенка к тем признакам сезона, которые он рассматривал на фотографии.
- Да.
- А травка уже есть?
- Да. А мы с бабушкой видели, как листочки из почек раскрываются. Ребенок актуализирует личный опыт при обращении к живой природе.
- Здорово! А теперь вернись и посмотри на картинку. Похоже на то, что за окном? Взрослый возвращает ребенка к задаче на соотнесение фотографии действительности со временем.
- Да.
- Так, какое время года на фотографии?
- Осень. Ответ ребенка остается неверным.

Покажем, как распределились участвующие в исследовании дети по выделенным вариантам развития представлений о мире (диагр. 1).

Диаграмма 1.

тута есть картинка

К концу дошкольного возраста ребенок должен уметь самостоятельно и правильно соотносить большинство знакомых образов со временем, уметь аргументировать свое решение, выделяя всё наиболее существенное и опираясь на личный жизненный опыт в сфере сезонных явлений (Вариант А). Как видно из диаграммы, ни один из детей с нарушениями слуха, речи, ЗПР не показал такого набора умений. В группе «норма» таких детей было чуть более половины: 17 из 30. Следует подчеркнуть, что больше всего нормально развивающихся детей, полностью справившихся с заданиями, оказалось в условиях совместного обучения при поддержке сурдопедагога: 9 из 10. В смешанной группе с обычным педагогом с заданием справилась половина: 5 из 10. В традиционной группе – только 3 из 10.

Получены важные косвенные свидетельства целесообразности включения дефектолога (в данном случае – сурдопедагога) в работу с обычными детьми в условиях совместного обучения. У них отмечалось стремление отразить в речи свое понимание протяженности времени, границ и стадий сезона. Их речь была более выразительной и развернутой. Только в этой группе с самого начала выполнения задания отмечался самостоятельный спонтанный комментарий, выраженным было стремление непременно продемонстрировать взрослому осмысленность принятого решения.

Приведем примеры:

Катя М. (норма, смешанная группа, при поддержке сурдопедагога, 6 лет 5 мес.) «Это лето, потому что здесь уже грибы и елки, и ягоды появились. Потому что тепло, листики и травка»; «Лето, потому что я вижу клубничку, цветочки, грибочки, травку, елки зеленые».

Саша К. (норма, смешанная группа, при поддержке сурдопедагога, 6 лет 7 мес.): «Это лето, потому что травы стоооолько, уже листва вовсю, еще потому что уже светло, солнышко, тропинка вон уже какая, уже вон уже ромашки, а сейчас ромашек еще нет, зато одуванчиков много, я буду скоро венки плести. Эх, мы тут в Люблинский парк ездили, я там попыталась сплести, потом вся желтая была…»

Дима Д. (норма, смешанная группа, при поддержке сурдопедагога, 6 лет 7мес.): «Это лето, потому что земляника, а весной земляники нет. А еще мне кажется, потому что такие огромные грибы, либо там июль, или август. Елка вся зеленая, без одной соринки снега».

Митя Л. (норма, смешанная группа, при поддержке сурдопедагога, 6 лет 4 мес.): Вначале – «Ой…, лето… или осень…? Я не уверен. Давайте положим в «?»», при повторном рассмотрении – «Хмм… не знаю. <…> Листья зеленые. <…> и большие и маленькие <…> зелени много… Все-таки, наверное, весна, потому что еще мало листьев, мало травы, мало всего… Так у нас на даче, когда весной приезжаем».

Дима Б. (норма, традиционное обучение, 6 лет 6 мес.): «Это лето, потому что грибы растут и клубника, елка с иголочками и черники много. Вот, листики черники зелененькие, видите? Просто она еще не поспела. Ммм, вкусная будет, когда поспеет».

Как показал эксперимент, у значительного числа детей было сформировано умение самостоятельно и правильно соотносить большинство знакомых образов со временем, но еще не сформировано умение самостоятельно аргументировать свое решение, выделяя всё наиболее существенное и опираясь на личный жизненный опыт в сфере сезонных явлений (Вариант В).

Те 13 нормально развивающихся дошкольников, которые сумели самостоятельно и верно соотнести большинство знакомых образов мира с календарным временем, но не смогли самостоятельно аргументировать выдвинутую гипотезу, выделить всё существенное и включить в свою аргументацию личный опыт, оказались способны сделать все это с помощью взрослого. В группах детей с ОНР, с ЗПР и с нарушенным слухом таких дошкольников оказалось меньшинство (2 из 10). Они могли самостоятельно соотнести большинство знакомых фотографий со временем, но только с помощью взрослого аргументировать каждую гипотезу, выделить всё наиболее существенное и актуализировать личный опыт впечатлений, наблюдений и действий в сфере сезонных явлений.

Приведем примеры:

Максим Н. (норма, смешанная группа без сурдопедагога, 6 лет 9 мес.) «А это? –Тоже лето, потому что много травы и на деревьях много листьев. –А еще? –Потому что солнце светит и цветы растут»; «А это? –Лето, потому что грибы уже растут и земляника. –А еще? –И елка уже такая летняя. –А еще? –Много листьев, травы. –А ты грибы собирал? –Да. На даче и землянику».

Гоша К. (ЗПР, 6 лет 6 мес.): «Это лето. –Почему? –Потому что летом только грибы. –А осенью собирают? –Ну, папа и осенью ходит за грибами, но обычно все-таки летом, пока на даче…»; «А это? –Это зима. –Почему? –Снега много. –А еще? –Сугробы. –А ты был когда-нибудь зимой на даче? –Да. Ой, а мы когда с папой однажды зимой на дачу ездили, я дверь открыл и из машины прямо в сугроб провалился».

Артем Н. (ОНР, 6 лет 5 мес.) «А вот это, какое время года? –Весна. –Почему? -… - Хочешь, мы с тобой сначала опять порассуждаем? –Да –Давай посмотрим, что есть у нас на картинке? Что мы видим? –Нет листьев. –Посмотри внимательно, листьев совсем нет? –Ну, там совсем немножко листьев. Это почки. –Да, листочки только, только начинают появляться. А еще, что есть на нашей картинке? –Травка. –Какая она? –Зеленая и маленькая. –Да, травка пока маленькая. А еще? –Еще… Вода уже не замерзшая. –Да, что это? –Это снег, который уже растаял. –Да. Смотри, что у нас получилось. Снег уже почти весь растаял, от него бегут ручейки, на кустах появились почки, травка начала вылезать, она маленькая и ее еще мало. Да? –Да. –Так какое это время года? –Вот, теперь похоже на то, что за окном. Весна. Как сейчас. –Молодец».

Алина К. (сенсоневральная тугоухость III степени, 6 лет 4 мес.) «Это какое время года? –Зима. –Почему? –Потому что зима, лежит снег. -А еще почему? –Потому что еще снег... –Кто это? –Птица. –Какая? –Красный живот большой. –Это снегирь. –Да. Я видела. – Много снега и снегирь. Какое время года? –Зима»; «А это? -... –Что есть на картинке? –Грибы, там два. Грибы нашла. –А это что? –Не знаю. –Ягодка. Земляничка. –Да. Красная. Вкусная. -Ты ела? –Да. В деревне. Лето».

Анализ экспериментальных данных дает некоторые основания предполагать, что большее число детей с особыми образовательными потребностями могло бы продемонстрировать описываемые умения (вариант В), если бы в ходе предшествующего обучения они были научены откладывать решение в случае сомнений и вступать в коммуникацию со знающим партнером. Выяснилось, что в случае неуверенности или сомнений нормально развивающиеся дети чаще и легче детей с нарушениями развития использовали возможность отложить решение о соотнесении образа со временем. Значительная часть дошкольников с ЗПР, ОНР и, особенно, с нарушенным слухом опасалась демонстрировать сомнения, предпочитая ошибочный ответ отложенному. Дети готовы были принимать помощь взрослого, но не просили и не искали ее.

Большинство детей с особыми образовательными потребностями могли соотносить большинство знакомых образов со временем, однако выделяя существенное, они устойчиво ориентировались на фрагмент вместо целого, не стремились опираться на личный опыт впечатлений наблюдений и действий (Вариант С). В группе детей с нарушенным слухом таких детей оказалось 8 из 10; с ОНР – 6 из 10; ЗПР - 7 из 10. В отличие от нормально развивающихся сверстников, они могли в ходе аргументации гипотезы оперировать «выученными» признаками сезона, не замечая их отсутствия на предъявляемой фотографии.

Приведем примеры:

Гоша К. (ЗПР, 6 лет 6 мес.). «А это? –Ну, конечно это осень. –Почему? –Там листьев на кустах нет. –Приглядись, пожалуйста, совсем нет? –О, почки! Это весна, весна, весна! –А еще, что есть на картинке? - Кораблик вдалеке плавает. –Да. Правда. А вот здесь, Гоша, что это? –Трава. Это лето тогда. –А вот это что такое? –Белое? –Да –Хм, а это снег. Ну, тогда это зима. –А приглядись, что с ним происходит. –Хм, он тает. Это же весна, весна. –Смотри, что у нас получилось. Снег тает, почки появились на кустах, трава начала расти. Так какое время года? – Весна - Умница! Теперь ты мне расскажи, почему это весна? – Ну, потому что снег тает».

Даша Б. (ОНР, 6 лет 6 мес.). Увидев на фотографии солнечный день, аллею деревьев с ярко-зеленой и очень пышной листвой, густую зеленую траву и распустившиеся цветы, ребенок счел, что это весна. На вопрос, почему она так думает, девочка привела в качестве аргументов те «выученные» признаки весны, которые не соответствовали содержанию фотографии: «Солнышко светит. Снег растаял. Деревья без снега».

Катя М. (сенсоневральная тугоухость III степени, 6 лет 9 мес.) «А это? – Лето. –Почему? – Потому что цветы, ягоды, клубники. – Но на картинке нет ягод. Почему здесь лето? – Потому что там ромашки, грибы. – Но у нас на картинке нет ромашек и грибов <…>».

Специфичные и объяснимые характером нарушения затруднения детей с ОНР в соотнесении образа со словом были выявлены в ходе изучения их представлений о мире.

Приведем пример:

Саша П. (ОНР, 7 лет). Рассматривая осеннюю фотографию, ребенок выделяет опавший заиндевевший лист, после чего начинает вспоминать название времени года, перебирая все известные ему: «Весна, нет, лето…, ой … –Посмотри внимательно, какого цвета листик? –Желтый. –Так какое время года? – ..., ой, … –Давай вспомним, какие времена года бывают. Мне кажется, ты знаешь, просто никак не можешь вспомнить название. - Да!!! –Так какие времена года ты знаешь? –Весна, лето, зима,… и еще …, ой …. –Осень. –Да! Осень. Это осень! Осень!!!- Почему ты думаешь, что это осень? –Потому что листик желтый, наверное, все такие же уже, и он замерз. –Молодец! Так какое это время года? –… Ой…».

Характерные затруднения детей с ЗПР в определении смыслов происходящего проявлялись и в их представлениях о мире. Начиная анализировать фотографию действительности и выделять существенное, ребенок мог неожиданно и с легкостью переключиться на несущественные подробности и связанные с ними яркие впечатления, теряя общий ход размышлений, не замечая при этом смену смысловых акцентов, устойчиво фиксируясь на деталях.

Приведем пример.

Гоша М. (ЗПР, 6 лет 8 мес.) «Какое это время года? –Лето. –Почему? –Потому что на дорожках есть солнышко и вот почему лето. –А еще, почему? –Еще почему? Потому что, вот, солнце, потому что до солнца нельзя трогать, если кто-то до солнца дотронется, значит, он умрет в огне. А знаете, я ведь все знал, у меня есть два компьютера, я на одном все знаю же. –Молодец. А еще, почему ты думаешь, что на этой картинке лето? –Потому что листья не падают, травка вырастает, сама она еще вырастает. Потому что цветы вырастают, а вот когда, вот у зеленых такие колючки вырастают на цветы, вот, а потом, когда колючки вырастают, их надо выбрасывать и другие цветы вырастут».

Специфичным для слабослышащих детей при взаимодействии с незнакомым взрослым было стремление многократно описывать разными лексическими способами уже выделенный и ранее названный признак сезона вместо поиска недостающих. Дети с нарушенным слухом затрачивали гораздо больше времени на выполнение задания из-за трудности выстраивания диалога и взаимодействия с малознакомым взрослым, не владеющим профессиональными знаниями и умениями сурдопедагога.

Приведем примеры:

Саша К. (сенсоневральная тугоухость III степени, 7 лет) «Какое это время года? –Зима. –Почему? –Снегирь. –А еще, почему? –У снегиря красный живот. –А еще, почему зима? -… -Ты молодец! Ты все знаешь! Почему это зима? -… -А, если бы там не было снегиря? – Потому что там снег. –Молодец!»

Боря Д. (сенсоневральная тугоухость III степени, 6 лет 9 мес.) «Лето. –Почему? –Гриб. –А еще, почему? –Гриб большой. –А, что еще есть на картинке? –Гриб. Лето.»

Аня М. (сенсоневральная тугоухость III степени, 6 лет 11 мес.) «А это? –Осень. –Почему? –Трава уже начинает засыхать. –А еще? –Зеленая, но уже засыхает, потому что уже осень. –Да. А еще, почему осень? –Потому что потом будет зима, наверное. –Почему ты так думаешь? –Трава зеленая, но она засыхает. Она желтая немножко. <…>»

Зоя Л. (сенсоневральная тугоухость III степени, 6 лет 4 мес.) «А это? –Лето. –Почему? – (показывает на гриб) Лето. – Потому что гриб растет. Молодец. А еще, почему это лето? – (опять показывает на гриб) –А еще, покажи, почему лето? –(опять показывает на гриб) –Это гриб. А еще, почему лето? –Гриб большой. – Гриб большой. Молодец. А что еще есть на картинке? – Гриб».

Итак, все дети с нарушенным слухом распределились по вариантам В и С, в то время как часть детей с ЗПР и ОНР продемонстрировали большее неблагополучие в формировании представлений о мире в условиях специального дошкольного учреждения. Выяснилось, что есть дети, которые к концу дошкольного возраста научились соотносить лишь отдельные знакомые образы мира с календарным временем (Вариант D). Среди дошкольников с ОНР – 2 из 10; с ЗПР – 1 из 10.

Приведем примеры:

Володя Ш. (ОНР, 7 лет) рассматривая фотографию леса ранней весной «А это? – Осень. -Почему? - Листьев нету. - Совсем нет? - Немного есть. - Они большие или маленькие? – Маленькие - И их много или мало? – Мало. – Да, они только начали распускаться. А еще что есть на нашей картинке? – Деревья - А еще? – Травка - А ее много или мало? – Мало - Да, она тоже только начала появляться. Смотри, на картинку, только начала появляться травка, ее пока мало, на деревьях только начали распускаться зеленые листики, их тоже мало. Правильно? – Да. - Значит, какое это время года? - Осень. –Почему? –Листьев нету».

Владик Ш. (ЗПР, 6 лет 4 мес.) рассматривая фотографию набережной реки ранней весной, с молодой травой, почками на кустах и тающим снегом на заднем плане «А это? – Осень - Почему ты так думаешь? - Потому что там листочков нету. - Совсем нет? – Да. - А посмотри внимательно на кусты. - … -На них совсем ничего нет? - Значит, это весна - Почему? – Лето - Почему? - Потому что там листочки появляются. -А вот это, что такое, посмотри? – Снег - А бывает летом снег? - Нет. Значит это весна. - Почему? - Потому что там снега немножко - Что с ним происходит? - Он тает - А еще, почему это весна? - Потому что там купаться можно - Весной? - Да. -Ты купался, когда у тебя был день рождения? – Нет - Ты сказал, что весна, потому что снега мало, он тает, от него бегут ручейки и листики появляются. А еще почему? - Потому что прилетают птички. - Но здесь нет на картинке птичек, ты мне про нашу картинку расскажи. Вот посмотри на картинку и расскажи, почему весна? - Не знаю. - Ну, ладно. Какое время года? – Весна».

Диапазон индивидуальных различий особенно велик внутри групп детей с ЗПР и ОНР: от самостоятельной дифференциации всех образов до различения одного – двух, что свидетельствует о необходимости значительно более глубокой и качественной индивидуализации процесса формирования картины мира у части этих детей в условиях специального дошкольного учреждения.

Анализ результатов эксперимента показал, что компьютерный инструмент «Лента времени» и модифицированная методика его применения могут быть эффективно использованы по отношению к разным категориям детей для достаточно оперативной оценки педагогом достижений и трудностей формирования представлений о мире в контексте жизненной компетенции ребенка: полная сформированность (вариант А), неполная сформированность (вариант В) и несформированность (варианты С и D). Предметом внимания и анализа становится не только само умение соотносить образ мира со временем, но и способность ребенка аргументировать свою гипотезу, выделяя всё наиболее существенное и опираясь на личный жизненный опыт. С помощью данного инструмента можно достаточно оперативно обнаружить те трудности формирования представлений о мире, которые требуют коррекции: недостаточная дифференцированность, фрагментарность, упрощенность, отрыв от личного опыта впечатлений, наблюдений и действий, неумение ребенка откладывать решение в случае сомнений, инициировать коммуникацию со взрослым при затруднениях. Выявив такого рода трудности у ребенка, учитель может обоснованно ставить развивающие и коррекционные задачи обучения.

Печать
Библиография
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Хайдарпашич, М.Р.  Можно ли считать представления сформированными, если ребенок умеет раскладывать картинки по временам года? [Электронный ресурс] / М.Р. Хайдарпашич // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2013. –  Альманах №17. – Электрон. ст. - Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-17/mozhno-li-schitat-predstavlenija-sformirovannymi
Список литературы
  1. Додзина, О. Б. Отражение особенностей взаимодействия с предметным и социальным миром в лексическом развитии детей с аутизмом: дис. … канд. психол. наук.: 19.00.10: защищена (00.00.00) / Додзина Оксана Борисовна. – Москва, 2006.
  2. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья / [Н.Н. Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова]. – М.: Просвещение, 2013. – 42 с. – (Стандарты второго поколения).
  3. Кукушкина О.И. Информационные технологии в контексте отечественной традиции специального образования [Электронная книга] (5,5 Мб) : Монография. — М. : Полиграф сервис, 2005.
  4. Кукушкина, О.И. Компьютерная программа «Лента времени» / О.И. Кукушкина // Дошкольное воспитание. — 2007. — № 12.
  5. Лента времени. Цикл специализированных компьютерных программ «Картина мира». Программа первая / Кукушкина О.И., Королевская Т.К., Гончарова Е.Л. — [Прикладная программа] (205 Мб). — М.: Полиграф сервис, 2002.
  6. Никольская, О.С. Аффективная сфера как система смыслов, организующих сознание и поведение [Текст] / О.С. Никольская. – М. : МГППУ, 2008. – 464 с.
  7. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых [Текст] / М. В. Осорина. – Спб: Питер, 1999.
  8. Хайдарпашич, М.Р. Изучение представлений о временах года при помощи компьютерной программы «Лента времени» / М.Р. Хайдарпашич // Дефектология. — 2007. — № 2.
  9. Хайдарпашич, М.Р. Некоторые особенности познавательного развития нормально развивающихся дошкольников, находящихся в смешанных группах ДОУ / М.Р. Хайдарпашич // Дефектология. — 2008. — №5.
Статьи выпуска: