Необходимость разработки специального федерального государственного образовательного стандарта (СФГОС) определена тем, что дети с ограниченными возможностями здоровья (дети с ОВЗ) могут реализовать свой потенциал социального развития лишь при условии адекватно организованного обучения и воспитания – удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и особых образовательных потребностей. Специфика этих потребностей задается характером и степенью нарушения психического развития, однако в наиболее общем виде, для всех детей с ОВЗ, она может быть выражена как необходимость уделять особое внимание развитию жизненной компетенции ребенка.
Если «академический» компонент рассматривается в структуре образования детей с ОВЗ как накопление потенциальных возможностей для их активной реализации в настоящем и будущем, то компонент «жизненной компетенции» - как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми в каждодневной жизни. Формируемая жизненная компетенция ребенка обеспечивает развитие его активных отношений с окружением, является условием присвоения и использования академических достижений.
Соотношение компонентов «жизненной компетенции» и «академического» в структуре образования ребенка с ОВЗ определяется особенностями проблем разных категорий детей, отражает специфику разработки каждой области образования, и соответствует степени активности и независимости жизни, к которой мы готовим ребёнка, исходя из представлений о его возможностях и ограничениях. Задача формирования жизненной компетенции реализуется в каждой содержательной области, она актуальна для всех вариантов СФГОС, и ее значение возрастает от первого варианта к четвёртому.
Обязательным условием развития жизненной компетенции является целенаправленная помощь ребенку в дифференциации и осмыслении его картины мира и её временно-пространственной организации. Концепция СФГОС предусматривает оказание такой помощи всем категориям детей с ОВЗ, во всех вариантах стандарта. Опыт показывает, что в большинстве случаев она необходима детям даже, если к моменту поступления в школу их развитие приближается к возрастной норме и представляется вполне благополучным.
Развитие картины мира ребенка с ОВЗ в большей степени связано с реализацией такой содержательной области СФГОС как «Естествознание и практика взаимодействия с окружающим миром». Само название здесь отражает взаимодополняющие стороны образовательного процесса, а содержательные линии обучения раскрывают академический и практический компоненты:
- Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире.
- Развитие способности использовать знания по природоведению и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной и полноценной жизни в конкретных природных и климатических условиях.
- Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы.
Образование ребёнка с ОВЗ на начальной ступени может считаться качественным и удовлетворять взрослых при условии продвижения ребёнка по обоим направлениям – «академическому» и «жизненной компетенции».
Рассмотрим основные направления коррекционной работы по дифференциации и осмыслению картины мира ребенка и требования к ее результатам к концу начального школьного обучения.
Направления коррекционной работы | Требования к результатам |
---|---|
Расширение и обогащение опыта реального взаимодействия ребёнка с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, формирование адекватного представления об опасности и безопасности. | Адекватность бытового поведения ребёнка с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды. Использование вещей в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации. Расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за пределами дома и школы: двора, дачи, леса, парка, речки, интересных ребенку достопримечательностей и др. |
Формирование целостной и подробной картины мира, упорядоченной во времени и пространстве, адекватно возрасту ребёнка. Формирование умения устанавливать связь между ходом собственной жизни и природным порядком. | Умение ребёнка накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и пространстве. Устанавливать взаимосвязь порядка природного и бытового уклада собственной жизни в семье и в школе, вести себя сообразно этому пониманию (выбрать одежду, спланировать свои занятия в соответствии с сезоном и погодой, быть готовым и уметь соответствовать складывающимся обстоятельствам: помыть грязные сапоги, принять душ после прогулки на велосипеде в жаркий летний день, и т.д.). |
Формирование внимания и интереса ребёнка к новизне и изменчивости окружающего, к их изучению, понимания значения собственной активности и ответственности во взаимодействии со средой. | Развитие любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы, включаться в совместную со взрослым исследовательскую деятельность. Развитие активности, представлений о собственной результативности и ответственности во взаимодействии с миром. Накопление опыта освоения нового при решении актуальных бытовых задач, экскурсий и путешествий, доступных экспериментов и направленных наблюдений. |
Развитие способности ребёнка взаимодействовать в освоении окружающего с другими людьми, осмыслять и присваивать чужой опыт и делиться своим, используя вербальные и невербальные возможности (игра, чтение, рисунок и др.). | Умение передать свои впечатления от происходящего, представить соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком. Умение принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей, делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами. |
Таким образом, основным результатом обучения видится не само накопление знаний об окружающем, а расширение и обогащение опыта реального взаимодействия с бытовым окружением, миром природных явлений и вещей, формирование адекватного представления об опасности и безопасности; целостной и подробной картины мира, упорядоченной во времени и пространстве, адекватно возрасту ребёнка. Формирование умения устанавливать связь между ходом собственной жизни и природным порядком; внимания и интереса к новизне и изменчивости окружающего, к их изучению, пониманию значения собственной активности во взаимодействии со средой; развитие способности взаимодействовать с другими людьми, осмыслять и присваивать чужой опыт и делиться своим.