Альманах Института коррекционной педагогики - Альманах №19
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики

Детский аутизм: пути понимания и помощи

Детский аутизм: пути понимания и помощи
В этом выпуске альманаха мы продолжаем публикацию статей, посвященных проблеме детского аутизма. Мы планируем познакомить читателя с историей клинического и психолого-педагогического изучения феномена аутизма в России, с тем, как развивались представления о необходимых аутичным детям формах помощи в нашей стране (статья О.С.Никольской). Здесь же мы публикуем статью М.Ю.Ведениной, в которой содержится обзор основных коррекционных подходов к синдрому детского аутизма на Западе. Основной темой номера станет обсуждение и обоснование коррекционного подхода, разработанного сотрудниками ИКП РАО (статья О.С.Никольской, Е.Р.Баенской). Понимание данного подхода невозможно без обращения к проблеме раннего развития аффективной сферы и фиксации признаков нарушения этого развития при формирующемся синдроме. Этим темам будут посвящены материалы Е.Р.Баенской, здесь же будет определено понятие «совместно-разделенного переживания», являющееся центральным для понимания сути данного коррекционного подхода. Мы продолжаем публикации, посвященные практической психологической помощи детям с аутизмом, и, обращаясь к раннему возрасту, представим метод игровой холдинг терапии (статья М.М.Либлинг). Это трансформация известного за рубежом и до сих пор вызывающего споры метода, который в нашей модификации оказался достаточно эффективным в помощи семьям, воспитывающим аутичных детей раннего и дошкольного возраста. Подробнее о выпуске»

Изучение проблемы детского аутизма в России

О.С. Никольская
В статье анализируется история клинического и психолого-педагогического изучения аутизма в нашей стране за последние 45 лет. Выделяются этап разработки этой темы преимущественно в русле психиатрии, а также этап медико-психолого-педагогического изучения аутистического развития в НИИ Дефектологии с конца 70-ых годов. Кратко изложена модель аутистического развития как глубокого первазивного расстройства, связанного с нарушением активности и снижением порога аффективного дискомфорта в контактах аутичного ребенка со средой.
Читать статью   Ключевые словадетский аутизм, глубокое первазивное расстройство, модель аутистического развития, медико-психолого-педагогического изучение

Обзор основных зарубежных подходов к оказанию психолого-педагогической помощи детям с аутизмом

М.Ю. Веденина
Благодаря данной публикации читатель сможет получить представление о современных подходах к коррекции аутизма за рубежом. Каждое из рассмотренных в статье направлений базируется на своих теоретических позициях, по-своему видит общую картину расстройства и его причины. Из описанных путей помощи наиболее близким к нашему подходу, несмотря на разницу в теоретических основаниях, представляется DIR-модель (метод Floor-time)
Читать статью   Ключевые словао современных подход к коррекции аутизма, пути помощи, DIR-модель, метод Floor-time

Коррекция детского аутизма как нарушения аффективной сферы: содержание подхода

О.С. Никольская, Е.Р. Баенская
Статья посвящена основам подхода к коррекции аутистических расстройств развития, разработанном в Институте коррекционной педагогики. Изложена модель нарушения развития аффективной сферы аутичного ребёнка, которая лежит в основе данного коррекционного подхода. Описаны и обоснованы важнейшие этапы психокоррекционной работы: подключение взрослого к активности аутичного ребенка, развитие совместных переживаний, их смысловая проработка и усложнение. Акцент в статье сделан на развитии активных осмысленных отношений аутичного ребёнка с миром как главной цели всего психокоррекционного воздействия.
Читать статью   Ключевые словаautistic disorder, affective development, self-stimulation, joint emtional experiences

Закономерности раннего эмоционального развития в норме

Е.Р. Баенская
В статье прослеживается ход нормального становления аффективной сферы ребенка в раннем возрасте, анализируются его последовательные достижения в развитии отношений с окружением, в формировании индивидуального аффективного опыта. По аналогии и в дополнение к принятому в отечественной психологии развития понятию «совместно разделенное действие» вводится понятие «совместно разделенное переживание», определяющее исток и движущую силу развития индивидуальной аффективной жизни младенца.
Читать статью   Ключевые словазакономерности раннего нормального эмоционального развития, аффективная жизнь младенца, совместно разделенное действие, совместно разделенное переживание, отношение с окружением

Раннее аффективное развитие детей с аутизмом

Е.Р. Баенская
В публикации рассматриваются первые характерные признаки формирующегося синдрома детского аутизма; прослеживается динамика ранних трудностей аффективного развития ребенка, искажающих ход психического онтогенеза; выделяются их сочетания, характерные для разных вариантов аутистического дизонтогенеза. Прослеживается связь наиболее ярких проявлений сложившегося синдрома аутизма с первичной дефицитарностью ранних форм аффективного взаимодействия ребенка с близкими; определяется основное направление и содержание коррекционной помощи.
Читать статью   Ключевые словааутистический дизонтогенез, синдром аутизма, формы аффективного взаимодействия ребенка, детский аутизм

Игровая холдинг терапия при аутизме: методические особенности и этические аспекты применения

М.М. Либлинг / Источник: журнал «Дефектология», 2014 г., №3
Статья рассказывает об игровой холдинг терапии – модификации известного зарубежного метода. Читатель познакомится с опытом применения игровой холдинг терапии в коррекционной помощи детям с аутизмом и их семьям. Приводится исследование психологического механизма данного метода, показавшее, что в процессе игровой холдинг терапии формируется привязанность аутичного ребенка к матери, качественно сопоставимая с привязанностью ребенка младенческого и раннего возраста к матери при нормальном онтогенезе. Уточняются методические рекомендации и обсуждаются этические аспекты терапии
Читать статью   Ключевые словаигровая холдинг терапия, дети с аутизмом, привязанность ребенка к матери, психологический механизм