Анализ данных клинико-психолого-педагогического обследования детей раннего возраста, консультированных в Консультативно-диагностическом центре ИКП РАО / Альманах №2 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Альманах №2 "Ранний возраст"

Анализ данных клинико-психолого-педагогического обследования детей раннего возраста, консультированных в Консультативно-диагностическом центре ИКП РАО

З.М. Дунаева "Институт коррекционной педагогики Российской академии образования", Москва
Л.И. Ростягайлова "Институт коррекционной педагогики Российской академии образования", Москва

В КДЦ ИКП РАО с 1994 года были проконсультированы 433 ребенка раннего возраста (от рождения до 3 лет 11 месяцев). По возрастам дети распределялись следующим образом: от 0 до 1 года - 45, от 1 года до 2 лет - 22, от 2 лет до 3 лет - 137, от 3 лет до 3 лет 11 мес. - 229. Из них: мальчиков - 283, девочек - 150.

Медико-психолого-педагогическая диагностика детей раннего возраста осуществлялась комплексно. Большое внимание уделялось анализу анамнестических данных, неврологического, соматического и психического состояния ребенка. Наряду с клиническими методами использовались и параклинические (ЭЭГ, М-ЭХО, РЭГ, слуховая аудиометрия, зрительные вызванные потенциалы). В ряде случаев применялась компьютерная электропунктурная диагностика. Дети обследовались психологом, логопедом и педагогом-дефектологом. На основании анализа данных обследования составлялось заключение, формулировался диагноз, назначалось соответствующее лечение и давались рекомендации родителям по воспитанию детей.

Из 45 обследованных детей младенческого возраста дети с гипоксически- травматическим поражением ЦНС составляли 15 %, гипоксическим поражением - 50 %, остальные младенцы проходили профилактический осмотр по инициативе родителей.

Дети с гипоксически-травматическим поражением ЦНС наблюдались ежемесячно. В 6 месяцев у них отмечались минимальные неврологические проявления в виде задержки темпа моторного развития.

Дети с гипоксическим поражением ЦНС, проявлявшемся в виде повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, гипертензионного синдрома, задержки темпа психомоторного развития наблюдались динамически в течение 6 месяцев, получали медикаментозное лечение и массаж. Динамическое наблюдение за детьми этой группы в дальнейшем выявило расстройства в эмоционально-волевой сфере, которые проявлялись в нарушениях коммуникативной функции, повышенной возбудимости, невротических реакциях, расстройствах биоритмов сна и бодрствования, снижении уровня познавательной деятельности. В 15 % случаев была выявлена дизартрия, которая носила стертый характер и проявлялась в виде повышенной соливации, вялой артикуляции и легкой смазанности звукопроизношения.

У трех больных при гипоксическом поражении ЦНС диагностировался судорожный синдром. На фоне лечения у них был отмечен стойкий эффект с положительной динамикой ЭЭГ, исчезновение пароксизмальной активности.

Гипертензионно-гидроцефальный синдром наблюдался в 25 % случаев. Он проявлялся в субкомпенсированной форме. В процессе лечения компенсация наступила у всех больных.

Задержка темпа моторного развития сочеталась с мышечной дистонией у 80 % детей. К 6 месяцам у всех детей отмечалась нормализация двигательных функций, возрастных моторных навыков на фоне лечения (витаминотерапия, антихолиностеразная терапия, физиотерапия, массаж, сосудистая терапия).

Обращаемость выявляет частоту пери- и постнатальной патологии. Эти дети составляют группу риска в становлении речевой функции, развитии познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы. Несмотря на стойкую компенсацию в неврологическом статусе, эти дети нуждаются в постоянном динамическом наблюдении до школьного возраста.

При анализе причин, побудивших родителей детей в возрасте от 1 года до 3 лет 11 месяцев обратиться к специалистам, наиболее часто звучали следующие: позднее появление речи, отсутствие фразовой речи, невнятность произношения, нарушение звукопроизношения, запинки в речи и заикание, автономная речь, повышенная раздражительность, возбудимость, плаксивость, нервозность, судорожные приступы, трудности общения со сверстниками, наличие страхов, плохой сон, несформированность навыков опрятности и наличие навязчивых движений, неумение организовать игру, преобладание стереотипных действий с игрушками, недостаточное понимание правил игры, речи взрослого, неумение сосредоточиваться на одном задании и т.д.

Таким образом, предварительный анализ причин обращения на консультацию позволяет выделить три основные группы: отставание в речевом развитии, нарушения поведения и отставание в психическом развитии.

Анализ данных обследования детей показал, что в большинстве случаев (83 %) выявлялась та или иная неврологическая симптоматика, которая позволила говорить о наличии у них органического поражения ЦНС и энцефалопатических состояний различного генеза. В 17 % случаев диагностировались различные функциональные расстройства ЦНС.

По итогам обследования детей раннего возраста наиболее частыми оказались речевые расстройства (50,5 %), среди которых на общее недоразвитие речи (ОНР) приходилось 26,8 %, заикание - 9,2 %, различные формы дизартрии - 14,6 %. В большинстве случаев речевые расстройства сочетались с задержкой психического развития (ЗПР) и сопровождались неврологической симптоматикой. В 29,2 % случаев имели место различного характера расстройства эмоционально-волевой сферы. Среди них на первом месте по частоте встречаемости можно отметить ранний детский аутизм (РДА) (12,3 %), гипердинамический синдром с нарушением поведения и дефицитом внимания - 7,7 %, дети с невротическими и астено-невротическими реакциями, характеризующиеся повышенной утомляемостью и истощаемостью нервных процессов - 9,2 %. Особо следует подчеркнуть, что у 14,9 % детей был выявлен гипертензионный или гидроцефально-гипертензионный синдром, подтвержденный параклиническими исследованиями (РЭГ, М-ЭХО), который значительно утяжелял психическое состояние ребенка, способствуя частым декомпенсациям.

В ряде случаев обращает на себя внимание несоответствие между предъявляемыми родителями жалобами и истинным состоянием детей. Это касалось, в основном, диагностики судорожных состояний у детей, нарушений слуха и раннего детского аутизма. Родители предъявляли жалобы, касающиеся отсутствия речи, непонимания обращенной речи и трудностей в поведении.

Практически все дети прошли курс медикаментозного лечения, которое сочеталось в большинстве случаев с массажем и рефлексотерапией. Особо следует отметить действенность рефлексотерапии и массажа при лечении различных форм дизартрии. Динамическое наблюдение позволяет делать вывод о том, что раннее и адекватное лечение в 90 % случаев дает стойкий положительный эффект.

Анализируя истории развития детей за последние пять лет, можно отметить большой рост заболеваемости ранним детским аутизмом.

Расстройства волевой регуляции поведения у детей раннего возраста в ряде случаев являются причиной несформированности познавательной активности, речевой функции и требуют детальной разработки методов диагностики и коррекции.

Среди речевых расстройств нарастает число дизартрий. Практика показывает, что дизартрии относятся к наиболее стойким речевым нарушениям, трудно поддающимся коррекции и приводящим в школьном возрасте к выраженным нарушениям письма и чтения у детей. Между тем, как возможно более раннее выявление этих нарушений и своевременно проведенное комплексное лечение (медикаментозное, массаж, рефлексотерапия) в сочетании с логопедической работой способствуют достижению значительной положительной динамики.

По мнению ряда авторов изучение данной проблемы представляет большой интерес для невропатологов и логопедов и требует дальнейшей разработки и совершенствования методов коррекционной работы с детьми раннего возраста.

Особо следует отметить тот факт, что из числа обследованных детей в 83 % случаев мы имели дело со сложным дефектом, т.е. с сочетанием двух и более нарушений, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития, трудности обучения и воспитания ребенка. Наиболее часто имеют место сочетание энцефалопатических и дизонтогенетических расстройств. В этих случаях наиболее важное значение приобретает ранняя и правильная диагностика, дифференцированное лечение и своевременная коррекционная работа.

Только комплексный подход к анализу развития ребенка в целом и его психологических и неврологических нарушений является основанием для правильного диагноза и прогноза.

Печать
Библиография
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Дунаева, З.М.  Анализ данных клинико-психолого-педагогического обследования детей раннего возраста, консультированных в Консультативно-диагностическом центре ИКП РАО [Электронный ресурс] / З.М. Дунаева, Л.И. Ростягайлова // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2000. –  Альманах №2. – Электрон. ст. - Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-2/analiz-dannyh-kliniko-psihologo-pedagogicheskogo
Список литературы
  1. Актуальные проблемы диагностики психического развития / Под ред. К.С. Лебединской. - М.: «Педагогика», 1982. Галанов, А.С. Психодиагностика детей. - М.: ТЦ Сфера, 2002.
  2. Диагностика и коррекция аномалий психического развития у детей (клинико-психологические основы) // Сб. науч. трудов. - М. АПН СССР. 1988. Кононова, М.П. Руководство по психологическому исследованию психически больных детей школьного возраста. - М.: Медгиз, 1963.
  3. Марковская, И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. - М.: Научное объединение «Компенс – центр», 1993. Методические рекомендации по диагностике и коррекции задержки психического развития / Под ред. Т.А. Власовой и В.Ф. Мачихиной. - М. 1980.
  4. Рубинштейн, С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999.
  5. Сухарева, Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. – М.: Медицина, 1974.
Статьи выпуска: