Детский аутизм: пути понимания и помощи
Альманах №20 · Выпуск третий · 2014 год
Разделенное переживание - путь терапии детского аутизма
Понятие совместно разделенного переживания вводится как ключевое для понимания логики и содержания коррекционной помощи при аутизме. Данное понятие определяет исток и основную движущую силу становления аффективной сферы при нормальном онтогенезе. Описана последовательность формирования способности к разделенному переживанию в ходе благополучного аффективного развития; анализируются проявления его дефицитарности при аутизме. Намечаются пути преодоления этой дефицитарности, обсуждаются основные формы коррекционной работы, направленной на нормализацию психического и социального развития аутичного ребенка.
Ключевые слова
Разделенное переживание - путь терапии детского аутизма
аффективное развитие при аутизмепсихологическая помощь при аутизме
совместно разделенное переживание
совместно разделенное переживание как основа коррекционной помощи при аутизме
Игра в коррекции детского аутизма
Игра рассматривается как базовая форма работы с аутичным ребенком дошкольного возраста, первичная по отношению к другим занятиям. Обосновывается понимание общего направления игровой коррекции при аутизме, как движения «от аутостимуляции – в сторону разделенного переживания». Описываются методы формирования разделенного переживания в игре с аутичным ребенком. Последовательно раскрывается логика игровой коррекционной работы, обсуждаются ее общие принципы, цели и задачи, решаемые на каждом этапе занятий.
Ключевые слова
Игра в коррекции детского аутизма
функции игры в психологической коррекции детского аутизмаот аутостимуляции к разделенному переживанию
логика
цель
задачи коррекционной работы в игре
Использование сюжетного рисования в коррекционной работе с аутичными детьми
В статье рассматриваются цели и содержание сюжетного рисования, используемого в психологической коррекции раннего детского аутизма; анализируются его особенности при работе с детьми, имеющими разные варианты аутистического дизонтогенеза; описываются последовательные этапы работы и конкретные приемы использования рисунка.
Ключевые слова
Использование сюжетного рисования в коррекционной работе с аутичными детьми
рисование с аутичным ребенкомфункции сюжетного рисования в психологической коррекции детского аутизма
логика
цель
задачи коррекционной работы в совместном рисовании
этапы и приемы коррекционной работы
Психологическая помощь ребенку с аутизмом в процессе совместного чтения
Совместное чтение представлено в статье как инструмент психологической помощи ребенку с проблемами в развитии, дополняющий возможности совместной игры и рисунка. Показывается, что вовлечение аутичного ребенка в совместное чтение может продвинуть его в осмыслении, дифференциации и сюжетной организации жизненного опыта, в выделении причинно-следственной связи событий, в выстраивании собственной иерархии целей и желаний. Обсуждаются возможности совместного чтения в коррекции страхов ребенка.
Ключевые слова
Психологическая помощь ребенку с аутизмом в процессе совместного чтения
функции совместного чтения в психологической коррекции детского аутизма осмыслениедифференциация
организация жизненного опыта ребенка
Домашнее воспитание ребенка с аутизмом
В статье описаны особенности организации жизни в семье, имеющей аутичного ребенка, и раскрывается содержание специального подхода к его воспитанию, помогающего ребенку эмоционально осмыслить события жизни, развить возможности произвольного поведения и гибкость в отношениях со средой. Особое значение придается постоянному эмоционально-смысловому комментированию происходящих с ребенком событий как необходимой форме коррекционной работы.
Ключевые слова
Домашнее воспитание ребенка с аутизмом
особенности воспитания ребенка с аутизмомкоррекционная помощь силами близких ребенка
эмоционально-смысловой комментарий
Десять аргументов против АВА - терапии
В статье обосновывается мнение о неадекватности применения АВА-терапии в качестве основного метода коррекции детского аутизма. Обсуждается несоответствие поведенческих методов задаче развития ребенка, подчеркивается необходимость игровых занятий с аутичными детьми дошкольного возраста и создания специальных условий для осмысленного усвоения ими социальных и бытовых навыков.
Ключевые слова
Десять аргументов против АВА - терапии
помощь ребенку с аутизмомABA терапия
аргументы против