Альманах Института коррекционной педагогики - Альманах №20
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики

Детский аутизм: пути понимания и помощи

Детский аутизм: пути понимания и помощи
Этот выпуск альманаха посвящен методам и формам коррекционной помощи аутичному ребенку дошкольного возраста, разработанным О.С. Никольской и ее коллегами. Статья Е.Р. Баенской посвящена ключевому для понимания данного подхода понятию «совместно-разделенное переживание». Обсуждается развитие способности к разделенному переживанию при нормальном онтогенезе и нарушение ее формирования при аутистическом развитии. Основные и взаимодополняющие формы психологической работы с аутичным ребенком – игра, рисование и совместное чтение – являются темами отдельных материалов, в каждом из которых подробно описываются цели, задачи, и конкретные методы коррекционной помощи. Внутри каждой статьи прослеживается общая логика работы и обсуждается специфика помощи при разных вариантах синдрома. Важнейшей частью коррекции детского аутизма и расстройств аутистического спектра является специальное устройство домашнего воспитания, которое родители могут организовать при условии постоянной поддержки специалистов (статья О.С. Никольской). В отдельном материале приводятся аргументы против использования в качестве базового подхода к коррекции детского аутизма одного из бихевиоральных методов – АВА-терапии (статья М.М. Либлинг). Подробнее о выпуске»

Разделенное переживание - путь терапии детского аутизма

Е.Р. Баенская
Понятие совместно разделенного переживания вводится как ключевое для понимания логики и содержания коррекционной помощи при аутизме. Данное понятие определяет исток и основную движущую силу становления аффективной сферы при нормальном онтогенезе. Описана последовательность формирования способности к разделенному переживанию в ходе благополучного аффективного развития; анализируются проявления его дефицитарности при аутизме. Намечаются пути преодоления этой дефицитарности, обсуждаются основные формы коррекционной работы, направленной на нормализацию психического и социального развития аутичного ребенка.
Читать статью   Ключевые словааффективное развитие при аутизме, психологическая помощь при аутизме, совместно разделенное переживание, совместно разделенное переживание как основа коррекционной помощи при аутизме

Игра в коррекции детского аутизма

М.М. Либлинг
Игра рассматривается как базовая форма работы с аутичным ребенком дошкольного возраста, первичная по отношению к другим занятиям. Обосновывается понимание общего направления игровой коррекции при аутизме, как движения «от аутостимуляции – в сторону разделенного переживания». Описываются методы формирования разделенного переживания в игре с аутичным ребенком. Последовательно раскрывается логика игровой коррекционной работы, обсуждаются ее общие принципы, цели и задачи, решаемые на каждом этапе занятий.
Читать статью   Ключевые словафункции игры в психологической коррекции детского аутизма, от аутостимуляции к разделенному переживанию, логика, цель, задачи коррекционной работы в игре

Использование сюжетного рисования в коррекционной работе с аутичными детьми

Е.Р. Баенская / Источник: журнал «Дефектология», 2008 г., № 4
В статье рассматриваются цели и содержание сюжетного рисования, используемого в психологической коррекции раннего детского аутизма; анализируются его особенности при работе с детьми, имеющими разные варианты аутистического дизонтогенеза; описываются последовательные этапы работы и конкретные приемы использования рисунка.
Читать статью   Ключевые словарисование с аутичным ребенком, функции сюжетного рисования в психологической коррекции детского аутизма, логика, цель, задачи коррекционной работы в совместном рисовании, этапы и приемы коррекционной работы

Психологическая помощь ребенку с аутизмом в процессе совместного чтения

О.С. Никольская / Источник: журнал «Дефектология», 2007 г., №1
Совместное чтение представлено в статье как инструмент психологической помощи ребенку с проблемами в развитии, дополняющий возможности совместной игры и рисунка. Показывается, что вовлечение аутичного ребенка в совместное чтение может продвинуть его в осмыслении, дифференциации и сюжетной организации жизненного опыта, в выделении причинно-следственной связи событий, в выстраивании собственной иерархии целей и желаний. Обсуждаются возможности совместного чтения в коррекции страхов ребенка.
Читать статью   Ключевые словафункции совместного чтения в психологической коррекции детского аутизма осмысление, дифференциация, организация жизненного опыта ребенка

Домашнее воспитание ребенка с аутизмом

О.С. Никольская
В статье описаны особенности организации жизни в семье, имеющей аутичного ребенка, и раскрывается содержание специального подхода к его воспитанию, помогающего ребенку эмоционально осмыслить события жизни, развить возможности произвольного поведения и гибкость в отношениях со средой. Особое значение придается постоянному эмоционально-смысловому комментированию происходящих с ребенком событий как необходимой форме коррекционной работы.
Читать статью   Ключевые словаособенности воспитания ребенка с аутизмом, коррекционная помощь силами близких ребенка, эмоционально-смысловой комментарий

Десять аргументов против АВА - терапии

М.М. Либлинг / Источник: журнал «Дефектология», 2014 г., №2
В статье обосновывается мнение о неадекватности применения АВА-терапии в качестве основного метода коррекции детского аутизма. Обсуждается несоответствие поведенческих методов задаче развития ребенка, подчеркивается необходимость игровых занятий с аутичными детьми дошкольного возраста и создания специальных условий для осмысленного усвоения ими социальных и бытовых навыков.
Читать статью   Ключевые словапомощь ребенку с аутизмом, ABA терапия, аргументы против