Сурдопедагогическое сопровождение ребенка и его семьи при подготовке к операции и пребывании в клинике / Альманах №21 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Альманах №21 "Кохлеарная имплантация: взаимодействие медиков и сурдопедагогов"

Сурдопедагогическое сопровождение ребенка и его семьи при подготовке к операции и пребывании в клинике

Н.Д. Шматко ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва

От момента принятия положительного решения до проведения операции может пройти достаточно много времени. Подчеркнем, что время ожидания операции не должно быть потерянным для развития ребенка, поэтому и до операции необходима педагогическая работа, как с ребенком, так и с его семьей. Если кандидатом на имплантацию становится внезапно оглохший дошкольник, то ему показана срочная операция, конечно, при отсутствии медицинских противопоказаний. Несмотря на краткость периода ожидания, сурдопедагог и в этом случае должен сделать все возможное, чтобы:

  • сохранить ребенку речь
  • подготовить его к настройке речевого процессора
    подготовка ребенка к настройке речевого процессора Фрагмент занятия сурдопедагога по подготовке настройки речевого процессора

    2015-09-22

    Фрагмент коррекционного занятия. Сурдопедагог (А.И. Сатаева) готовит ребенка к настройке речевого процессора
  • включить семью в занятия с ребенком до операции

Если кандидатом на имплантацию становится глухой ребенок, то в период ожидания операции сурдопедагогу требуется продолжать (или немедленно начинать) систематическую традиционно построенную коррекционную работу. При этом особенно важно обратить особое внимание на формирование умений:

  • воспринимать на слух с помощью индивидуальных слуховых аппаратов неречевые (а по возможности и речевые) звучания;
  • подготовить его к будущей настройке речевого процессора;
  • включить семью в занятия с ребенком до операции

На этапах хирургического вмешательство и заживления шва важна психологическая поддержка и информационная помощь семье оперируемого ребенка. Время пребывания ребенка в клинике и период заживления сурдопедагог использует для работы с родителями. Он старается добиться понимания близкими того, что успешная операция и хорошо работающие импланты сами по себе еще не гарантируют перехода ребенка к естественной коммуникации и спонтанному речевому развитию. Сурдопедагог настраивает семью на оказание систематической помощи ребенку на всех дальнейших этапах реабилитации; готовит близких к решению сложной задачи перестройки после операции уже сложившихся и привычных всем форм коммуникации и взаимодействия; разъясняет необходимость подбора в будущем подходящего ребенку с кохлеарными имплантами образовательного маршрута, обеспечения ему психолого-педагогического сопровождения в новой среде; использует время до подключения речевого процессора для доступных развивающих занятий с ребенком, включая в работу членов его семьи.

Печать
Библиография
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Шматко, Н.Д.  Сурдопедагогическое сопровождение ребенка и его семьи при подготовке к операции и пребывании в клинике [Электронный ресурс] / Н.Д. Шматко // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2015. –  Альманах №21. – Электрон. ст. - Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-21/surdopedagogicheskoe-soprovozhdenie-rebenka-i-ego-semi-pri-podgotovke-k-operaczii-i-prebyivanii-v-klinike
Список литературы
  1. Миронова, Э.В. Если ваш ребенок внезапно потерял слух… [Текст] / Э.В. Миронова // Обучение внезапно оглохших (детей и взрослых) восприятию устной речи: учеб.-метод. пособие – М.: Пайдейя, 2000. – С. 242-245.
  2. Психолого-педагогическая помощь после кохлеарной имплантации. Реализация новых возможностей ребенка. Монография. – М.: Полиграф сервис, 2014. – 192 с.
Статьи выпуска: