Альманах Института коррекционной педагогики - Альманах №22
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики

Исследования, опередившие время. Наследие

Исследования, опередившие время. Наследие
Предлагаемый выпуск альманаха содержит работы ведущих сотрудников Института дефектологии АПН СССР середины прошлого века, создавших основы развития отечественной системы специального образования. Дефектологов в классическом понимании содержания этой специальности – педагогов, врачей, психологов, разрабатывавших комплексный (клинико-психолого-педагогический) подход к исследованиям и помощи детям с проблемами в развитии, чьи профессиональные установки сложились под непосредственным влиянием и в атмосфере развития идей Л.С. Выготского. Подробнее о выпуске»

Аномальные дети. Общее понятие

Р.М. Боскис / Источник: Основы обучения и воспитания аномальных детей [Текст] / под общей редакцией проф. А.И. Дьячкова. – М.; Просвещение, 1965. – 343 с.
Развиваются идеи Л.С. Выготского о сложной структуре аномального онтогенеза. Понятие «аномальный ребенок» раскрывается автором с позиций развития, его динамического своеобразия, которое нельзя описать с точки зрения выпадения отдельных способностей. Повреждение рассматривается лишь как первичное условие возникновения вторичных симптомов, отражающих тенденции хода развития ребенка - возникающие трудности, компенсаторные тенденции и использование сохранившихся возможностей. Эти идеи конкретизируются в рассмотрении особенностей развития разных категорий детей – детей с сенсорными и речевыми нарушениями, с олигофренией.
Читать статью   Ключевые словасложная структура развития, анализ первичных проявлений повреждения, динамическое взаимодействие, первичные и вторичные симптомы, развитие детей с сенсорными нарушениями, интеллектуальные нарушения, речевые нарушения

Клиническая характеристика аномальных детей

М.С. Певзнер, С.С. Ляпидевский, Л.В. Нейман, А.И. Каплан / Источник: Основы обучения и воспитания аномальных детей [Текст] / под общей редакцией проф. А.И. Дьячкова. – М.; Просвещение, 1965. – 343 с.
Представлено значение клинического подхода в изучении закономерностей аномального развития, дается клиническая характеристика патологических факторов, определяющих биологические первопричины аномалий психического развития, особенностей исходных трудностей вне понимания которых невозможно формирование индивидуального подхода в лечебной, и психолого-педагогической коррекционной работе. Взаимодействие множественных факторов патогенеза, включающих этиологию, характер болезненного процесса, локализацию и время поражения рассматривается в контексте процесса развития нервной системы ребенка. Представлены клинические формы олигофрении, дифференцируемые с травматическим и шизофреническим слабоумием, умственной отсталостью, осложненной эпилептическим процессом, характеризуются церебро-астенические состояния, варианты временных задержек психического развития, клиника нарушений речевого развития, поражений зрительной и слуховой функций.
Читать статью   Ключевые словаКлинический подход, изучение закономерностей развития, клиническая характеристика, психическое развитие, этиология, локализация, время поражения, нарушение умственного, речевого развития, клиника поражений зрительной и слуховой функции

Психологическое изучение основных вопросов обучения аномальных детей

Ж.И. Шиф / Источник: Основы обучения и воспитания аномальных детей [Текст] / под общей редакцией проф. А.И. Дьячкова. – М.; Просвещение, 1965. – 343 с.
Определяется предмет и задачи и методы специальной психологии, ее направленность на поиск средств коррекционного обучения, мобилизующего компенсаторные возможности ребенка. В структуре проблем психического развития выделяются общие закономерности и типичные особенности для каждой категории аномальных детей. Трудности и возможности детей изучаются с точки зрения нарушения нормального взаимодействия ребенка со средой и в неразрывной связи с процессом коррекционного обучения. Утверждается ведущая роль обучения в развитии ребенка, необходимость коррекционной работы в зоне его ближайшего развития, показывается, что компенсаторные возможности в полной мере реализуются не в механической отработке отдельных элементарных навыков, а при формировании доступных детям форм сложной психической деятельности, расширяющих возможности их общения и взаимодействия с другими людьми.
Читать статью   Ключевые словаДефектология, специальная психология, задачи, дисциплины, методы, категории детей, общее развитие, типичное развитие аномальных детей, роль обучения в развитии, компенсаторные возможности детей с умственной отсталостью, нарушения слуха, нарушения зрения.

Речь и развитие аномальных детей

Р.М. Боскис, Р.Е. Левина / Источник: Основы обучения и воспитания аномальных детей [Текст] / под общей редакцией проф. А.И. Дьячкова. – М.; Просвещение, 1965. – 343 с.
Показано, что системный характер речевой деятельности требует изучения условий становления сложного взаимодействие различных компонентов языка в норме, и что это особенно важно для понимания закономерностей аномального развития. Прослежена зависимость становления произносительной стороны речи от возможностей слухового и речедвигательного анализаторов; также как овладение лексикой и грамматическим строем речи от развития предметного восприятия и полноценности аналитико-синтетических процессов. Представлена специфика нарушения произносительной и смысловой стороны речи при недостатках слуховой функции у глухих и слабослышащих детей; особенности речевого развития, связанные с нарушением функции зрительного восприятия, с умственной отсталостью. Описаны проблемы речевого развития, связанные с нарушениями артикуляционного аппарата и фонематического восприятия, гностической функции слухового восприятия, с особенностями регуляторных процессов.
Читать статью   Ключевые словаотклонение речевого развития, формирование речевой деятельности, условия и предпосылки развития, произносительная, смысловая сторона речи, нормальное развитие, специфика, нарушения речевого развития при нарушении слуха, зрительного восприятия, умственной отсталости, артикуляционный аппарат, фонематическое восприятие, регуляторные процессы

Педагогическое изучение аномальных детей

А.И. Гольдберг, Н.М. Стадненко, А.Л. Лебедева, И.Н. Манжуло / Источник: Основы обучения и воспитания аномальных детей [Текст] / под общей редакцией проф. А.И. Дьячкова. – М.; Просвещение, 1965. – 343 с.
Представлены задачи и методы педагогического обследования аномального ребенка, необходимость педагогической оценки влияния первичного дефекта, а также выявления и интерпретации комплексного характера взаимодействия первичных и вторичных проявлений, порождающих комбинации, определяющие внутри различных категорий аномальных детей значительное своеобразие развития каждого ребенка. Показана важность оценки актуальных достижений и перспектив развития, выявляющихся в зоне ближайшего развития ребенка для подбора адекватных условий обучения и методов коррекционного воздействия. Определены требования к организации педагогического обследования, позволяющие разграничить возрастные, общие для данной категории детей и индивидуальные особенности, оценить методы педагогического воздействия.
Читать статью   Ключевые словазадачи, возможности, методы, педагогическое обследование, интерпретация, комплексное взаимодействие, нарушение развития, первичные нарушения, вторичные проявления, оценка актуальных достижений, перспектива развития, требования к организации педагогического обследования, подбор условий обучения, методы коррекционного воздействия

Исследования, опередившие время или о связи теории и практики

Н.Н. Малофеев
Анализируется содержание монографии «Основы обучения и воспитания аномальных детей», вышедшей под общей редакцией А.И. Дьячкова в 1962 году и представляющей результаты исследований предыдущих десятилетий, являющихся «золотым веком» отечественной дефектологии. Рассматриваются клинические, психофизиологические, психологические, педагогических работы исследователей, развивающих взгляды Л.С. Выготского на развитие, обучение и воспитание аномального ребенка. Показано, что к середине 60-х годов прошлого века наша страна обладала обоснованной и экспериментально проверенной теорией обучения и воспитания детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, и трудности становления дифференцированной системы специального образования не были связаны с отсутствием научных основ ее развития. Заключается, что плодотворное развитие научной мысли – важное, но не определяющее условие развития практики помощи детям с особыми образовательными потребностями. Указывается, что для реализации накопленных достижений отечественной специальной психологии и педагогики в настоящее время, так же, как и в советский период необходимо формирование социального запроса на освоение наследия культурно-исторической дефектологии, но это все еще дело будущего.
Читать статью   Ключевые слованаучная школа, теория, практика, специальное обучение, дефектология, научные основы, принципы построения специальных учреждений, практика развития, дифференцированная система специального образования