Трудности семьи, воспитывающей подростка с аутизмом / Альманах №23 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Альманах №23 "Детский аутизм: пути понимания и помощи"

Трудности семьи, воспитывающей подростка с аутизмом

О.С. Никольская ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва

Трудности семьи, воспитывающей аутичного ребенка подросткового возраста имеют свою выраженную специфику.

Известно, что если такой ребенок находится в благоприятных семейных условиях и получает адекватную помощь, то он постепенно смягчает свои аутистические установки и становится несколько более гибок в отношениях с окружающим.

Уходит в прошлое экстремальная избирательность в еде и в одежде, он не столь яростно требует сохранения постоянства в окружающем. Даже в самых тяжелых случаях ребенок все-таки становится более ориентированным в окружающем и приспособленным в быту. Развиваются некоторые навыки коммуникации, связь с близкими становиться менее напряженной, он уже не стремится полностью контролировать их поведение.

Вместе с тем близкие не могут в полной мере радоваться этим успехам ребенка, вместо этого они все более остро воспринимают остающиеся проблемы. Это понятно, теперь он больше отличается от сверстников, чем это было в младшем возрасте, другие дети быстро обгоняют его в своем социальном развитии. Кроме того, как уже отмечалось, и внешне «особость» ребенка становится более явной в чертах лица, в мимике и пластике, бросаются в глаза катастрофическая неловкость, социальная наивность, недоразвитие или особенности речи. Смягчение аутистических установок в сущности начинает обнажать его трудности понимания происходящего и организации социального взаимодействия.

И хотя поведенческие проблемы, такие как страхи, негативизм, агрессия, самоагрессия, импульсивные действия не только не возрастают, но имеют тенденцию к редукции, редкие аффективные срывы теперь представляют реальную опасность и для самого ребенка, и для окружающих. То, что можно было игнорировать в отношениях с пятилетним ребенком, теперь часто становится неразрешимой проблемой. Нарастают постоянное нервное напряжение близких, их физическая нагрузка, возможны реальные физические травмы. В это время одной из основных жалоб близких становится жалоба на отсутствие возможности отвлечься и отдохнуть.

Даже высокоинтеллектуальные аутичные подростки, имеющие энциклопедические знания и освоившие навыки формального логического мышления, затрудняются применить их в житейских ситуациях, использовать на уровне здравого смысла. Именно поэтому и родители таких наиболее успешных подростков могут пережить в это время еще одну стрессовую ситуацию, вновь отмечая расхождение между “успешным” ходом интеллектуального развития, развитием парциальной одаренности и достижениями своих детей в освоении простых житейских навыков и социализации.

Проблемы семей и более проблемных, и более успешных подростков в это время связаны скорее с осознанием непреходящего характера трудностей и необходимости постоянной родительской поддержки, опеки уже выросшего ребенка. И если в его детстве проблемы представали как отдельные конкретные бытовые трудности ухода за ребенком, его обучения, обеспечения его безопасности, и в разрешении каждой из них отмечался постепенный дающий надежду прогресс, то теперь перед семьей встает глобальная задача обеспечения будущего ребенка. И в этом смысле подростковый возраст и юность, возможно, являются наиболее драматичным моментом в жизни аутичного человека и его близких. По данным американских исследователей примерно половина детей, с так называемым “легко выраженным аутизмом”, переводится в именно это время из родительского дома, из семьи в специальные учреждения.

Семья подростка с аутизмом часто находится не просто в состоянии хронической усталости, но переживает тяжелый кризисный период. В период достижения ребенком совершеннолетия близкие находятся под воздействием стресса не менее сильного, чем в период первой постановки ребенку диагноза отклонения в развитии. Остающиеся проблемы проявляются крайне остро и имеют большее социальное значение. Становится ясно, что и глубоко аутичные подростки и взрослые, и люди, имеющие более легкие формы аутизма, остаются все еще недостаточно подготовленными к самостоятельному выходу в более сложную социальную среду, и продолжают нуждаться в специальных программах психолого-педагогической поддержки. Но также и семья, воспитывающая подростка с аутизмом, нуждается в специальной поддержке не в меньшей степени, чем семья маленького аутичного ребенка. Именно в это время отмечаются поиски родителями психологической помощи, адресованной уже не только ребенку, но и им самим.

Печать
Библиография
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Никольская, О.С.  Трудности семьи, воспитывающей подростка с аутизмом [Электронный ресурс] / О.С. Никольская // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2015. –  Альманах №23. – Электрон. ст. - Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-23/trudnosti-semi,-vospityivayushhej-podrostka-s-autizmom
Список литературы
  1. Аутичный ребенок: пути помощи [Текст] / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. - М. : Теревинф, 1997. - 341,[1] с.
  2. Никольская О.С. и др. Аутизм: возрастные особенности и психологическая помощь. – М.: Полиграф сервис, 2003.