Альманах Института коррекционной педагогики - Альманах №26
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики

Дефектология. Развитие традиций отечественной научной школы

Дефектология. Развитие традиций отечественной научной школы
В этом выпуске Альманаха объединены работы современных исследователей, психологов и педагогов, принадлежащих отечественной школе дефектологии. Это научно-методические разработки, затребованные практикой и адресованные самым разным категориям детей. Общей для всех них является научная основа - следование традициям культурно исторического подхода, понимание системности в развитии психических функций и необходимости рассмотрения их становления во взаимодействиеи ребенка с другими людьми. Представленные исследования принадлежат ключевым направлениям развития отечественной дефектологии, отвечающим приоритетным запросам современного общества. Подробнее о выпуске»

Мать и слепой недоношенный младенец: особенности взаимодействия

Т.П. Кудрина
В статье представлены результаты исследования поведения матерей и преждевременно родившихся младенцев, имеющих ретинопатию недоношенных V стадии, в ситуациях взаимодействия. Проанализированы особенности организации пространства и установление дистанции взаимодействия, способы инициирования общения. Рассмотрены варианты коммуникативных действия матерей, раскрыта специфика поведения во взаимодействии с близким взрослым слепых недоношенных младенцев, представлена феноменология паттернов поведения слепых недоношенных младенцев в различных ситуациях общения.
Читать статью   Ключевые слованедоношенные слепые младенцы, ретинопатия недоношенных, зрительная депривация, пространственно – временные характеристики взаимодействия, коммуникативные действия, поддержание взаимодействия, социальная депривация

Феномены общения ребенка раннего возраста с синдромом Дауна в ходе взаимодействия с матерью

Г.Ю. Одинокова
В статье освещается один из аспектов исследования общения в паре «мать - ребенок раннего возраста с синдромом Дауна», в частности, феномены общения ребенка. Определяются цель и направления коррекционной работы по преодолению неблагополучия в развитии общения в указанной диаде
Читать статью   Ключевые словасиндром Дауна, общение матери и ребенка, феномены общения ребенка, действия общения и характеристики действий общения, признаки развития общения, признаки нарушения развития общения, потребность в общении, ограниченная потребность в общении, ранняя помощь, преодоление неблагополучия в развитии общения матери и ребенка

Особенности взаимодействия в диаде «воспитатель-младенец с синдромом Дауна»

И.А. Выродова
Статья написана по результатам исследования структуры и содержания представлений воспитателей о профессиональной деятельности и младенцах-сиротах с синдромом Дауна. Публикуемый материал затрагивает проблему профессиональной подготовки и повышения квалификации воспитателей дома ребенка.
Читать статью   Ключевые словамладенцы-сироты с синдромом Дауна, представления воспитателей о детях с синдромом Дауна и содержании своей профессиональной деятельности, профессиональная подготовка воспитателей дома ребенка.

Развивающее взаимодействие: опыт работы в доме ребенка

И.А. Выродова
В статье обозначаются причины недостаточной профессиональной компетентности воспитателей специализированного дома ребенка и описывается опыт работы по налаживанию личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с младенцами-сиротами, страдающими органическим поражением центральной нервной системы.
Читать статью   Ключевые словамладенцы-сироты с органическим поражением центральной нервной системы, причины недостаточной профессиональной компетентности воспитателей специализированного дом ребенка, опыт работы налаживания личностно ориентированного взаимодействия

Возможности музыкальных занятий в коррекционной работе с детьми, имеющими сложные нарушения развития

И.С. Константинова
В статье представлен опыт музыкальных занятий с детьми, имеющими сложные нарушения развития. Описана роль развития у детей чувства ритма как основы для улучшения состояния импрессивной и экспрессивной речи и, как следствие, адаптации в группе сверстников и регуляции собственного поведения. В качестве инструмента анализа использовался нейропсихологический подход к оценке состояния ребенка и изменений, происходящих с ним в результате работы команды специалистов.
Читать статью   Ключевые словаДети со сложными нарушениями развития, музыкальные занятия, нейропсихологический подход, развитие чувства ритма как основы для улучшения состояния импрессивной и экспрессивной речи

Работа сурдопедагога после КИ. Перестройка эмоционального взаимодействия с ребенком на обретенной им полноценной сенсорной основе - условие запуска процесса естественного развития слухового восприятия и речи

А.И. Сатаева
В статье представлены основные направления и содержание работы с имплантированными детьми на запускающем этапе реабилитации. Выделены 4 сессии в работе сурдопедагога по отношению к ребенку с КИ и его близким. Предложены основные показатели становления эмоционального диалога с ребенком с КИ на новой сенсорной основе, показатели завершения каждой сессии и всего запускающего этапа реабилитации. Особое внимание автор уделяет значению работы родителей с ребенком, необходимость которой которая позволяет изменить дальнейшую жизнь. Приведены примеры, подтверждающие переход ребенка с КИ на путь естественного развития, коммуникации и речи. Статья предназначена как для специалистов, занимающихся реабилитацией детей после кохлеарной имплантации, так и для родителей, воспитывающих детей с нарушенным слухом.
Читать статью   Ключевые словареабилитация детей с КИ, кохлеарная имплантация, сессии работы сурдопедагога, взаимодействие родителей с ребенком с КИ, показатели завершения сессии, эмоциональный диалог, новая сенсорная основа

Эмоционально-смысловой подход к коррекции расстройств аутистического спектра

О.С. Никольская
Специфика искажения психического развития при аутизме связывается с нарушение формирования аффективной сферы, определяющей направленность развития взаимоотношений ребенка с людьми и средой в целом. Для нормализации аффективного развития, предлагается эмоционально-смысловой подход. Он предполагает установление эмоционального контакта с ребенком и вовлечение его во взаимодействие с совместным проживанием и осмыслением происходящего. Развитие в эмоциональной общности с близким взрослым позволяет ребенку стать более выносливым, активным и заинтересованным, совместное осмысление и организация жизненного опыта дает ему большую свободу и конструктивность в контактах с окружением, открывает возможность продвижения в развитии когнитивной сферы.
Читать статью   Ключевые словаРДА, аутизм в детстве, искажение психического развития, эмоционально-смысловой подход в помощи детям с аутизмом

Начальный период психологической помощи ребенку с аутизмом. Сообщение 1. От стереотипной аутостимуляции к совместной игре

О.С. Аршатская, О.С. Никольская
В статье рассмотрены функции стереотипной аутостимуляции как средства саморегуляции у детей с аутизмом. Показано, что она служит ребенку для восполнения недостатка впечатлений, необходимых для стабилизации психического тонуса и экранирования от неприятных, пугающих впечатлений. Формулируются задачи и описываются коррекционные подходы в работе со стереотипными действиями ребенка. На конкретном примере показывается, что они могут быть использованы для установления эмоционального контакта и вовлечения ребенка с аутизмом в совместную игру. Обозначаются необходимые условия существенного снижения у ребенка самой потребности в механической аутостимуляции.
Читать статью   Ключевые словаАутизм, РАС, дети с аутизмом, функции стереотипной аутостимуляции, использование стереотипных действий для установления эмоционального контакта, осмысление стереотипных действий в совместной игре