Альманах Института коррекционной педагогики - Альманах №3
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики

Ранний возраст

Ранний возраст
Третий выпуск альманаха продолжает публикацию работ сотрудников института и их соавторов, относящихся к одному из наиболее значимых направлений исследований ИКП РАО. Они посвящены вопросам психолого-педагогической оценке благополучия в психическом развитии ребенка первого года жизни, дающей ориентиры для возможно более раннего выявления угрозы отклонений и позволяющей специалистам и родителям оказать ребенку своевременную и адекватную помощь. Как и предыдущие, данный выпуск содержит работы разных лет, сохраняющие, по мнению редакции, свою актуальность. В самом общем, содержание этого выпуска может быть определено как обращение к психолого-педагогической диагностике проблем, которые могут значительно затруднять развитие коммуникации младенца с близкими, и, соответственно, стать в будущем причиной выпадения ребенка из образовательного пространства. Среди таких проблем на первый план закономерно выступают нарушения слуха, речевого и эмоционального развития.

Логопедическое обследование ребенка первого года жизни

Ю.А. Разенкова
Нарушение предпосылок формирования речи у детей 1-го года жизни - это, как правило, следствие поражения центральной нервной системы различного генеза, а также следствие сочетания различных неблагоприятных факторов: биологических, социальных. Вредные факторы, воздействующие на мозг в период его интенсивного развития, приводят к задержке развития.
Читать статью   Ключевые словалогопедическое обследование, дети первого года жизни, доречевое развитие ребенка, предречевое развитие ребенка, нарушения предпосылок формирования речи, ранняя помощь

Схема логопедического обследования ребенка 1-го года жизни

Ю.А. Разенкова
Схема логопедического обследования ребенка 1-го года жизни.
Читать статью   Ключевые словаранняя помощь, доречевое развитие ребенка, предречевое развитие ребенка, предпосылки развития речи ребенка

Варианты заключения логопеда (1-й год жизни)

Ю.А. Разенкова
Варианты заключения логопеда (1 год жизни). Возрастная норма. Развитие с опережением. Задержанное развитие.
Читать статью   Ключевые словаранняя помощь, доречевой период развития ребенка, предречевой период развития ребенка, задержка развития речи

Методика выявления значимых раздражителей для стимулирования гуканья, гуления и лепета

Ю.А. Разенкова
Материал - яркая озвученная игрушка. Методика выявления: наблюдают за ребенком в течение 20-30 мин. Рекомендуется наблюдать за ребенком в период наибольшей голосовой активности - через 10-15 мин после еды, после занятия, после общения с матерью и т.д.
Читать статью   Ключевые словаребенок первого года жизни, ранняя помощь, предпосылки развития речи, стимулирование гуканья, гуления и лепета ребенка

Педагогический скрининг, направленный на выявление младенцев с подозрением на снижение слуха

Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко
Одной из причин отклонений в развитии ребенка может быть даже незначительное снижение слуха. В связи с этим при обследовании ребенка в ПМПК необходимо убедиться в том, что он хорошо слышит. Уже в возрасте 1-го года ребенок способен реагировать на звуковые стимулы так же, как и взрослый человек, в частности при нормальном слухе он воспринимает шепотную речь на расстоянии не менее 6 м.
Читать статью   Ключевые словабезусловные ориентировочные реакции на звук, возрастные особенности, слух в пределах возрастной нормы, звучащие игрушки, речь

Методика педагогического обследования слуха детей с нарушенным слухом первого года жизни

Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко
При возникновении первых подозрений на снижение слуха необходимо начинать целенаправленную педагогическую работу. Эта необходимость вызвана двумя причинами. Первая связана с тем, что в большинстве случаев ребенок, у которого подозревается снижение слуха, чем-то отличается в своем поведении от сверстников. Эти отличия могут быть обусловлены как снижением слуха, так и рядом других причин.
Читать статью   Ключевые словабезусловные ориентировочные реакции на звук, слух в пределах возрастной нормы, тугоухость, значительная тугоухость, глухота, звучащие игрушки, речь, модулированный сигнал аудиометра

Особенности раннего аффективного развития аутичного ребенка в возрасте от 0 до 1,5 лет

Е.Р. Баенская
Известно, что в своем наиболее характерном виде синдром раннего детского аутизма проявляется в возрасте 2,5 -3 года. Вместе с тем признаки неблагополучного развития, которое потом может проявиться ранним детским аутизмом, в большинстве случаев можно разглядеть гораздо раньше.
Читать статью   Ключевые словааффективное развитие, ранний детский аутизм, взаимное приспособление младенца и матери, привязанность, адаптация