Выпуски

Ранний возраст

Альманах №3 · Выпуск второй · 2001 год

Альманах №3. Ранний возраст
Третий выпуск альманаха продолжает публикацию работ сотрудников института и их соавторов, относящихся к одному из наиболее значимых направлений исследований ИКП РАО. Они посвящены вопросам психолого-педагогической оценке благополучия в психическом развитии ребенка первого года жизни, дающей ориентиры для возможно более раннего выявления угрозы отклонений и позволяющей специалистам и родителям оказать ребенку своевременную и адекватную помощь. Как и предыдущие, данный выпуск содержит работы разных лет, сохраняющие, по мнению редакции, свою актуальность. В самом общем, содержание этого выпуска может быть определено как обращение к психолого-педагогической диагностике проблем, которые могут значительно затруднять развитие коммуникации младенца с близкими, и, соответственно, стать в будущем причиной выпадения ребенка из образовательного пространства. Среди таких проблем на первый план закономерно выступают нарушения слуха, речевого и эмоционального развития.

Логопедическое обследование ребенка первого года жизни

Разенкова Ю.А.
Нарушение предпосылок формирования речи у детей 1-го года жизни - это, как правило, следствие поражения центральной нервной системы различного генеза, а также следствие сочетания различных неблагоприятных факторов: биологических, социальных. Вредные факторы, воздействующие на мозг в период его интенсивного развития, приводят к задержке развития.
Ключевые слова

Логопедическое обследование ребенка первого года жизни

логопедическое обследование
дети первого года жизни
доречевое развитие ребенка
предречевое развитие ребенка
нарушения предпосылок формирования речи
ранняя помощь

Схема логопедического обследования ребенка 1-го года жизни

Разенкова Ю.А.
Схема логопедического обследования ребенка 1-го года жизни.
Ключевые слова

Схема логопедического обследования ребенка 1-го года жизни

ранняя помощь
доречевое развитие ребенка
предречевое развитие ребенка
предпосылки развития речи ребенка

Варианты заключения логопеда (1-й год жизни)

Разенкова Ю.А.
Варианты заключения логопеда (1 год жизни). Возрастная норма. Развитие с опережением. Задержанное развитие.
Ключевые слова

Варианты заключения логопеда (1-й год жизни)

ранняя помощь
доречевой период развития ребенка
предречевой период развития ребенка
задержка развития речи

Методика выявления значимых раздражителей для стимулирования гуканья, гуления и лепета

Разенкова Ю.А.
Материал - яркая озвученная игрушка. Методика выявления: наблюдают за ребенком в течение 20-30 мин. Рекомендуется наблюдать за ребенком в период наибольшей голосовой активности - через 10-15 мин после еды, после занятия, после общения с матерью и т.д.
Ключевые слова

Методика выявления значимых раздражителей для стимулирования гуканья, гуления и лепета

ребенок первого года жизни
ранняя помощь
предпосылки развития речи
стимулирование гуканья
гуления и лепета ребенка

Педагогический скрининг, направленный на выявление младенцев с подозрением на снижение слуха

Шматко Н.Д. , Пелымская Т.В.
Одной из причин отклонений в развитии ребенка может быть даже незначительное снижение слуха. В связи с этим при обследовании ребенка в ПМПК необходимо убедиться в том, что он хорошо слышит. Уже в возрасте 1-го года ребенок способен реагировать на звуковые стимулы так же, как и взрослый человек, в частности при нормальном слухе он воспринимает шепотную речь на расстоянии не менее 6 м.
Ключевые слова

Педагогический скрининг, направленный на выявление младенцев с подозрением на снижение слуха

безусловные ориентировочные реакции на звук
возрастные особенности
слух в пределах возрастной нормы
звучащие игрушки
речь

Методика педагогического обследования слуха детей с нарушенным слухом первого года жизни

Шматко Н.Д. , Пелымская Т.В.
При возникновении первых подозрений на снижение слуха необходимо начинать целенаправленную педагогическую работу. Эта необходимость вызвана двумя причинами. Первая связана с тем, что в большинстве случаев ребенок, у которого подозревается снижение слуха, чем-то отличается в своем поведении от сверстников. Эти отличия могут быть обусловлены как снижением слуха, так и рядом других причин.
Ключевые слова

Методика педагогического обследования слуха детей с нарушенным слухом первого года жизни

безусловные ориентировочные реакции на звук
слух в пределах возрастной нормы
тугоухость
значительная тугоухость
глухота
звучащие игрушки
речь
модулированный сигнал аудиометра

Особенности раннего аффективного развития аутичного ребенка в возрасте от 0 до 1,5 лет

Баенская Е.Р.
Известно, что в своем наиболее характерном виде синдром раннего детского аутизма проявляется в возрасте 2,5 -3 года. Вместе с тем признаки неблагополучного развития, которое потом может проявиться ранним детским аутизмом, в большинстве случаев можно разглядеть гораздо раньше.
Ключевые слова

Особенности раннего аффективного развития аутичного ребенка в возрасте от 0 до 1,5 лет

аффективное развитие
ранний детский аутизм
взаимное приспособление младенца и матери
привязанность
адаптация
©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности