Методика педагогического обследования слуха детей с нарушенным слухом первого года жизни / Альманах №3 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Альманах №3 "Ранний возраст"

Методика педагогического обследования слуха детей с нарушенным слухом первого года жизни

Т.В. Пелымская "Институт коррекционной педагогики Российской академии образования", Москва
Н.Д. Шматко "Институт коррекционной педагогики Российской академии образования", Москва

При возникновении первых подозрений на снижение слуха необходимо начинать целенаправленную педагогическую работу. Эта необходимость вызвана двумя причинами.

Первая связана с тем, что в большинстве случаев ребенок, у которого подозревается снижение слуха, чем-то отличается в своем поведении от сверстников. Эти отличия могут быть обусловлены как снижением слуха, так и рядом других причин. Поэтому важно одновременно с проведением мероприятий по медицинской диагностике состояния слуховой функции проводить и педагогическое обследование младенца, что будет способствовать дифференциальной диагностике.

Вторая причина связана с особой значимостью раннего начала коррекционной работы с младенцами, имеющими нарушения слуха. Благодаря ей дети даже со значительным снижением слуха уже к 3 годам пользуются речью, хотя и в разной степени. В то же время, если специальные занятия вовремя не начать, то не только глухие, но и слабослышащие дети к 2-3 годам, как правило, остаются немыми; отсутствие у них речи преодолевается с помощью специальных методов педагогического воздействия на протяжении долгих лет коррекционного обучения. Звучание же их речи обычно резко отличается от речи нормально слышащих сверстников.

Данные педагогического обследования позволяют оценить, насколько поведенческие реакции на звуковые стимулы, доступные слуховому восприятию ребенка, соответствуют возрасту. Также выявляются и другие индивидуальные особенности реакций на звук. Эти данные позволяют уточнить структуру нарушения развития малыша и выстроить индивидуальную программу педагогической коррекции нарушенной слуховой функции (включая уточнение режима работы индивидуальных слуховых аппаратов, предложенного врачом-сурдологом).

Данные аудиологического и педагогического обследования сопоставляются между собой, и только при их согласовании можно быть уверенным, что состояние слуха малыша определено верно.

Специалистами предлагаются разнообразные методики педагогического обследования слуха. Одна из них разработана в Институте коррекционной педагогики РАО для педагогической оценки состояния слуха детей младенческого возраста. Состояние слуха детей первого года жизни оценивается на основе безусловных ориентировочных (поведенческих) реакций на комплекс звуковых стимулов.

В качестве звуковых стимулов используются звучащие игрушки (погремушка, шарманка, дудка, гармошка, свисток, кожаный барабан), тоны аудиометра, голос и шепот.

Интенсивность звучания игрушек составляет 75-100 дБ. По интенсивности звучания игрушки мало отличаются, хотя субъективно звук, например шарманки, кажется заметно более тихим, чем барабана. Это следствие того, что в звучании каждой из игрушек преобладает определенная частота. В данном наборе звучаний наиболее выражены частоты 500-5000 Гц (барабан - 500 Гц, гармошка - 2000 Гц, свисток - 2500 Гц, дудка - 3000 Гц, шарманка - 4000 Гц, погремушка - 5000 Гц). Чем ниже частота звука, тем субъективно громче он воспринимается. Таким образом, с помощью звучащих игрушек можно с определенной степенью достоверности определить частотный диапазон воспринимаемых звучаний. Определенную роль играет и расстояние, с которого подается звуковой сигнал.

В качестве речевых сигналов используются звукосочетания типа папапа, пупупу, сисиси и имя ребенка.

Для исследования тонального слуха используется клинический аудиометр, при этом детям до 1,5 лет предъявляется модулированный тональный сигнал в свободном звуковом поле (через акустические колонки) со зрительным подкреплением в виде светящейся картинки со стороны подаваемого звука.

Педагогическое обследование слуха детей первого года жизни, как уже отмечалось, основывается на регистрации безусловных ориентировочных реакций на звук. Они проявляются в замирании (двигательном торможении) или, наоборот, активизации движений, повороте головы или глаз в сторону звука, в плаче, расширении глаз, прекращении или активизации сосания и т. п.

Следует иметь в виду, что безусловные реакции характеризуются быстрым угасанием при повторных предъявлениях. В связи с этим звуковые стимулы предъявляются, начиная с наиболее высокочастотных и с максимального расстояния. По этой причине помещение, где обследуется ребенок, должно быть большим, чтобы иметь возможность подавать сигналы с расстояния 5-6 м. справа и слева от ребенка. Исследование проводят два человека: один подает звуковые сигналы, другой наблюдает за реакциями малыша.

Ребенок, еще не умеющий сидеть, лежит на пеленальном столе в распеленатом виде. Над ним склоняется наблюдатель и, ласково "беседуя" с ним, пытается вызвать комплекс оживления: улыбку малыша, активизацию движения рук и ног, спокойные голосовые реакции. Он обращает внимание младенца на какую-нибудь яркую игрушку, перемещая ее вправо и влево на расстоянии 30-40 см. над глазами ребенка. Помощник в это время с расстояния 3-4 м. справа или слева подает сигнал шарманки. Наблюдатель фиксирует наличие и характер реакции. Если реакция отсутствует, то помощник подходит ближе на 0,5 м. и вновь подает сигнал. При отсутствии реакции расстояние вновь уменьшается, пока не достигает 5-10см. от уха ребенка. Получив первую реакцию на звук с того или иного расстояния, помощник отходит на 0,5 м. дальше и вновь предъявляет звучание. Это необходимо для того, чтобы определить то максимальное расстояние, с которого ребенок воспринимает звук. Затем исследуются реакции на данный звук с другой стороны. В протоколе отмечается наличие или отсутствие реакции, расстояние, на котором она обнаружена, а также способность ребенка определить направление звука.

Затем таким же образом предъявляются сигналы погремушки, дудки, гармошки, свистка и, наконец, барабана.

После этого исследуются реакции на голос разговорной громкости, а при их отсутствии - на голос повышенной громкости. Если у малыша отмечается реакция на голос разговорной громкости на расстоянии более 1 м., то сигнал предъявляется и шепотом.

Ребенок более старшего возраста сидит за столиком на руках у матери. Наблюдатель в этом случае садится напротив и привлекает внимание ребенка к игрушкам (пирамидкам, стаканам-вкладышам, бирюлькам). При этом важно, чтобы его внимание не было полностью занято игрушками. Это можно проверить, дунув слегка малышу в затылок. Если он не оборачивается, то надо сменить игрушки или вовсе от них отказаться. Первоначальный сигнал подается помощником со спины с расстояния 5-6 м. Те сигналы, которые ребенок услышал на расстоянии более 1 м., предъявляются ему затем справа и слева. Нужно ответить на вопрос, может ли малыш и с какого расстояния определить направление источника звука, т. е. локализовать звучание. В остальном методика проведения обследования этих детей аналогична описанной выше.

При исследовании реакций на тоны аудиометра малыш сидит на коленях у матери между акустическими колонками. Первоначальный сигнал подается на частоте 500 Гц интенсивностью 30 дБ. При отсутствии реакции интенсивность увеличивается шагом в 5 дБ до появления реакции. Затем исследуются реакции и на других частотах: 1000, 2000, 4000, 6000 Гц.

В результате такого обследования мы получаем сведения о характере реакций ребенка на неречевые звуки, голос и тональный сигнал. Мы узнаем:

звучание каких игрушек и с какого расстояния слышит малыш, может ли он определить, откуда идет звук (локализовать звучание), и с какого расстояния от источников сигнала он может это сделать; реагирует ли малыш на шепот, на голос разговорной или повышенной громкости, с какого расстояния и может ли локализовать этот стимул; на тональный сигнал какой частоты и какой интенсивности ребенок реагирует, может ли его локализовать. По совокупности полученных данных можно выделить четыре уровня состояния слуха.

Первый уровень - слух в пределах возрастной нормы

Дети с нормальным слухом реагируют на весь набор неречевых звучаний на расстоянии 3-5 м. Расстояние, с которого тот или иной ребенок воспринимает все стимулы (от шарманки до барабана), постоянно и зависит от его возраста: чем он младше, тем с более близкого расстояния воспринимается сигнал. На том же расстоянии дети ощущают и звучание голоса разговорной громкости и шёпот. Реакции на тональный сигнал отмечаются во всем диапазоне исследуемых частот при интенсивности 50-80 дБ, что по данным исследователей соответствует возрастной норме. Дети старше трехмесячного возраста способны локализовать источник звука в пространстве справа, слева, сзади. Например:

Артем Ч. (2 мес.) - здоров, физическое развитие соответствует возрасту. Услышав погремушку первый раз с расстояния 1,5 м., замер, через 1-2 с. резко активизировались движения рук и ног. При следующих предъявлениях погремушки на постепенно увеличивающемся - до 3 м. - расстоянии реагировал таким же образом. На звук шарманки реакция отмечена на расстоянии 3 м.: замер, вздрогнули веки, затем глаза широко открылись. На звучания дудки, гармошки, свистка и барабана с расстояния 3 м. реакция бурная: вздрагивает всем телом, замирает, широко раскрывает глаза, пытается повернуть голову в сторону звука. Первая реакция на голос разговорной громкости отмечалась на расстоянии 1,5 м.: перевел взгляд с погремушки на наблюдателя. Эта же реакция имела место при увеличении расстояния до 3,5 м. На таком же расстоянии зафиксирована реакция на шепот: замер, широко открыл глаза. Но уже с расстояния 4 м вызвать реакцию ни на шепот, ни на голос разговорной громкости не удалось. Реакции на тональный сигнал слабо выражены, отмечалось замирание при предъявлении стимулов интенсивностью 70 дБ на всех исследуемых частотах.

Ваня Б. (6 мес.) - здоров, физическое развитие соответствует возрастной норме. На звучание погремушки с расстояния 1,5 м. отреагировал поворотом головы, затем при увеличении расстояния до 3 м. оборачивался на все ее предъявления, а на звук погремушки с 3,5 м. не обернулся, но замер и широко открыл глаза. На шарманку, находящуюся в 4 м. от него, замер, на расстоянии 2 м. повернул голову в сторону звука. Реакция на звучание дудки отмечена с расстояния 4 м. (замер, поднял глаза, но не понял, откуда идет звук), при уменьшении расстояния до 3 м. безошибочно определял направление звука. Аналогичные реакции отмечены на звучание гармошки и свистка. При звучании барабана на расстоянии 4 м. поворачивал голову в разные стороны и искал, что звучит, на расстоянии 3 м. сразу и безошибочно находил источник звука. На произнесение звукосочетания папапа и своего имени шепотом, а затем и голосом разговорной громкости с расстояния 5 м. не отреагировал. При уменьшении расстояния до 4 м. на звукосочетания, произнесенные шепотом, широко открыл глаза, затем повернул голову в сторону говорящего - влево; такая же реакция отмечена и при подаче сигнала справа и сзади. При предъявлении синтетического сигнала поворачивал голову в сторону источника звучания; реагировал на стимулы интенсивностью 60 дБ на частотах 500 и 1000 Гц и 50 дБ на частотах 2000-6000 Гц.

Следует подчеркнуть, что в ряде случаев у детей могут отсутствовать реакции на модулированный сигнал аудиометра. Ряд исследователей отмечает это явление у детей первого года жизни (T.Suzuki, V. Ogiba, 1960). Отсутствие реакции не связано с состоянием слуха, а является возрастной особенностью детей. Тем важнее иметь данные о характере реакций на другие стимулы - звучащие игрушки и голос.

Второй уровень состояния слуха - тугоухость

При тугоухости ребенок также реагирует на все предъявляемые стимулы, но расстояние, с которого отмечаются реакции, нестабильно, оно у одного и того же ребенка изменяется в пределах 0,5-5 м. При этом на максимальных расстояниях воспринимаются, как правило, звучания с наиболее выраженными низкими частотами. Дети способны локализовать источники звука, но лишь в тех случаях, когда стимул воспринимается на расстоянии не менее 1 м. Незначительная часть тугоухих детей реагирует на голос разговорной или повышенной громкости с расстояния 0,3-1,5 м. Тональный сигнал воспринимается в диапазоне до 4000-6000 Гц при интенсивности 55-100 дБ; направление этих сигналов не определяется. Например:

Павлик 3. (11 мес.) -здоров, физическое развитие соответствует возрастной норме. Реакция на звучание погремушки отмечена на расстоянии 50 см от затылка: поднял глаза, затем посмотрел вопросительно на отца, сидящего от него слева. Такая же реакция отмечена на звучание шарманки на расстоянии 35 см. На звучание дудки, гармошки, свистка и барабана с расстояния 5 м. реагировал таким образом: после подачи сигнала сначала смотрел на отца, затем начинал искать источник звука. Обнаружив педагога, который подавал сигналы за его спиной, при повторных предъявлениях поворачивался назад, радовался, голосом пытался имитировать звук. При подаче сигнала справа и слева смотрел назад, где раньше видел педагога, и лишь при расстоянии 1,5 м. локализовывал звук барабана, дудки и гармошки. При предъявлении звукосочетания папапа справа, слева и сзади реакция отмечена на расстоянии 0,5 м. Реакция во всех случаях одинаковая: смотрел на наблюдателя, сидящего перед ним, затем переводил взгляд на отца, сидящего справа. На тональный сигнал реагировал поворотом головы то направо, то налево во время подачи звука. Такая реакция наблюдалась при интенсивности 60 дБ на частоте 500 Гц и 90 дБ на частотах 1000- 4000 Гц, звучания не локализовал.

Третий уровень состояния слуха - значительная тугоухость

При значительной тугоухости ребенок воспринимает, как правило, неполный набор предъявляемых неречевых стимулов. Сокращение их числа происходит за счет звучаний, имеющих наиболее выраженные высокие частоты. Расстояние, с которого ребенок реагирует на разные звучания, нестабильно и колеблется от 0,1- 0,3 м. при восприятии высокочастотных стимулов до 2,5-5 м. при восприятии средне- и низкочастотных. Ребенок способен локализовать те звучания, которые ощущаются им на расстоянии не менее 1 м. Большинство детей не реагируют на голос разговорной и повышенной громкости. Тональный сигнал воспринимается в ограниченном диапазоне частот (до 2000 Гц) при интенсивности 60-100 дБ. Этот стимул не локализуется.

Например, Дима Г. (5 мес.) - здоров, физическое развитие соответствует возрасту. На звучание шарманки и погремушки не реагировал. Реакция на дудку отмечена с расстояния 70 см: замер, затем активизировались движения рук и ног. Таким же образом реагировал на звучания гармошки на расстоянии 1 м. и свистка на расстоянии 2,5 м. Услышав барабан с расстояния 5 м., замер, сморщился, но не заплакал, затем активизировались движения тела. Локализовал звучание барабана справа на расстоянии 40 см, слева на расстоянии 50 см. На голос повышенной и разговорной громкости видимых реакций не отмечено. На тональный сигнал реагировал замиранием при интенсивности 100 дБ на частотах 500, 1000, 2000 Гц.

Четвертый уровень состояния слуха - глухота

Глухой ребенок реагирует лишь на резко ограниченное количество звучаний (в основном на низкочастотные звуки - барабан). Расстояние до источника звука может быть и большим- до 2,5-5 м. Некоторые глухие дети вообще не реагируют на предъявляемые слуховые стимулы. Звучание голоса глухие дети не воспринимают. На тональный сигнал реагируют лишь в диапазоне 500-1000 Гц при интенсивности 70-100 дБ. Локализовать источник звука дети не в состоянии.

Например, Ваня П. (1 г. 1 мес.) - здоров, физическое развитие соответствует возрасту. Во время обследования, сидя на коленях у матери, манипулирует колечками, пытаясь надеть их на стержень. На звучание шарманки, погремушки, гармошки и свистка не реагирует. При подаче сигнала дудкой с расстояния 0,5 м. прекратил движение руки, замер. При звучании барабана на расстоянии 1,5 м. поднял глаза, посмотрел на наблюдателя, затем на мамино лицо. При повторных предъявлениях этого стимула на расстоянии 0,7 м. обернулся и стал искать взором источник звука. При подаче сигнала справа и слева оборачивался назад, где впервые увидел педагога. На голос реакция отсутствовала. На тональный сигнал реагировал поисковыми движениями головы вправо и влево при интенсивности 100 дБ на частоте 500 Гц.

В практической работе нередко встречаются дети, у которых реакции на ту или иную группу стимулов (неречевые звучания, голос, тональный сигнал) не согласуются между собой. Это происходит вследствие индивидуальных особенностей ребенка, его соматического состояния, особенностей внимания, возраста. Например, как уже отмечалось, некоторые дети с нормальным слухом могут не реагировать на тональный сигнал. Часть детей бывает настолько поглощена новой обстановкой и игрушками, что не реагирует даже на воздушную струю и прикосновения.

Рассмотрим некоторые из таких случаев.

Марина И. (11 мес.). Вероятная причина снижения слуха - отягощенная наследственность: у матери сенсоневральная односторонняя глухота. У девочки диагностирована задержка психомоторного развития. При исследовании слуха отмечены реакции на весь набор неречевых звучаний: на шарманку - с 0,5 м., погремушку - с 0,7 м., дудку, гармошку, свисток и барабан - с 5 м. Реакция на голос разговорной громкости отмечена на расстоянии 0,5 м. На тональный сигнал реагировала на частотах 500 Гц - 95 дБ, 1000 Гц - 100 дБ. 2000 Гц - 100 дБ; на частотах 4000 и 6000 Гц реакций не отмечено. Локализовала звучания дудки на расстоянии 0,5 м. и барабана - 1 м. Определить местонахождение источника голоса и синтетического сигнала не могла.

Если делать заключение о состоянии слуха этого ребенка по реакциям на тоны аудиометра и голос (ограниченный диапазон воспринимаемых частот при интенсивности звучания 95-100 дБ, реакция на голос на расстоянии 0,5 м. и отсутствие локализации), то можно констатировать значительное снижение слуха. В то же время восприятие полного набора неречевых стимулов, в том числе высокочастотных звучаний шарманки и погремушки на расстоянии 0,5-0,7 м., позволяет диагностировать тугоухость.

Света Т. (12 мес.). Время и причина снижения слуха не установлены. Здорова, психофизическое развитие соответствует возрасту. При обследовании видимых реакций на неречевые звучания не отмечено. Реагирует на голос повышенной громкости на расстоянии 0,2 м. от затылка. На тональный сигнал реагировала на частотах: 500 Гц - 65 дБ, 1000 Гц - 80 дБ, 2000 Гц - 85 дБ, 4000 Гц- 95 дБ, 6000 Гц - 95 дБ. Локализовать речевой и тональный сигнал не могла. По характеру реакций на тоны аудиометра (восприятие полного диапазона исследуемых частот при интенсивности 65-95 дБ) и на голос у ребенка можно диагностировать значительную тугоухость, в то время как по отсутствию видимых реакций на звучащие игрушки девочку можно по ошибке считать глухой.

Приведенные примеры свидетельствуют о необходимости оценки состояния слуховой функции по совокупности данных о реакциях на различные группы стимулов.

Родителям полезно рекомендовать вести дневник наблюдений над реакциями ребенка. В нем отмечается, на какие звуки реагирует ребенок, и с какого расстояния, может ли он определить местонахождение источника звука. Дневник может выглядеть, например, так (см. табл. 1).

Таблица. Результаты наблюдений за реакциями ребенка

Источник звука15 марта17 апреля20 мая
Шарманка10 см.--
Погремушка30 см.25 см.-
Дудка3 м.2,5 м.2 м.
Гармошка3,5 м.3 м.2 м.
Барабан5 м.5 м.5 м.
Шепот---
Голос разговорной громкости50 см.30 см.У/Р.1

*Голос разговорной громкости 50 см 30 см У/Р.1

Как видно из таблицы, ребенок стал воспринимать меньшее число звучаний и с более близкого расстояния. Это свидетельствует о возможном дальнейшем понижении слуха. В подобных случаях нужно срочно обращаться к врачу-сурдологу, так как своевременное лечение может приостановить этот процесс.

Одновременно с проведением аудиолого-педагогического обследования необходимо немедленно начать проводить с малышом коррекционную работу.

Печать
Библиография
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Пелымская, Т.В.  Методика педагогического обследования слуха детей с нарушенным слухом первого года жизни [Электронный ресурс] / Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2001. –  Альманах №3. – Электрон. ст. - Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-3/metodika-pedagogicheskogo-obsledovanija-sluha-detej
Список литературы
  1. Диагностика и коррекция нарушенной слуховой функции у детей первого года жизни [Текст]: методическое пособие / сост.: Г.А. Таватркиладзе, Н.Д. Шматко. – М.: Полиграфсервис, 2001. – 160 с.
  2. Педагогическая помощь детям с нарушенным слухом в сурдологических кабинетах [Текст]: инструктивно-методическое письмо / Э.В. Миронова, Т.В. Маркова, Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко. – М.: Типография Министерства здравоохранения СССР, 1990. – 70 с.
  3. Педагогические методики выявления детей с подозрением на снижение слуха (младенческий, ранний, дошкольный и школьный возраст) [Текст] / Э.В. Миронова, Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко. – М.: Изд-во УРАО, 2000. – 40 с.
  4. Таварткиладзе, Г.А. Раннее выявление нарушений слуха у детей первых лет жизни [Текст]: методические рекомендации / Г.А. Таварткиладзе, Л.Д. Васильева. – М., 1988. – 15 с.
  5. Тугоухость у детей [Текст] / Д.И. Тарасов, А.Н. Наседкин, В.П. Лебедев, О.П. Токарев. – М: Медицина, 1984. – 240 с.
  6. Шматко, Н.Д. Если малыш не слышит… [Текст]: кн. для воспитателей и родителей / Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская. – М.: Просвещение, 1995 – 126 с.
  7. Шматко, Н.Д. Педагогическое обследование слуха [Текст] / Н.Д. Шматко // Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Полиграф сервис, 1998. – С. 79-85; С. 102-106.