Альманах Института коррекционной педагогики - Альманах №4
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики

Ранний возраст

Ранний возраст
Четвертый выпуск альманаха продолжает публикацию материалов исследований сотрудников ИКП РАО, посвященных психолого-педагогической оценке благополучия развития ребенка раннего возраста. Собранные в этом номере статьи обращены к периоду второго и третьего годов жизни. В большинстве случаев именно в это время семья начинает ясно осознавать особенности и трудности психического развития ребенка и впервые обращается к специалистам. Соответственно, для специалистов крайне важно иметь адекватные возрасту методы обследования, четко выверенные критерии оценки, позволяющие определить наличный уровень развития, и его перспективы, создать оптимальную программу коррекционной помощи.

Методические рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей (2-3 лет): Ранняя диагностика умственного развития

Е.А. Стребелева
Ранняя диагностика умственных нарушений чрезвычайно сложна и в то же время крайне необходима. В настоящее время известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а в некоторых случаях возможно предупреждение вторичных нарушений развития.
Читать статью   Ключевые словаранний возраст, умственное развитие, обследование, нарушение интеллекта

Педагогическое выявление детей с подозрением на снижение слуха

Э.В. Миронова, Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко / Источник: Из книги "Педагогическая методика выявления детей с подозрением на снижение слуха (младенческий, ранний, дошкольный и школьный возраст)"
Остановимся на характеристике педагогических методик обследования слуха ребенка раннего возраста. Эти методики не требуют аппаратурного оснащения, однако, позволяют выявить детей с подозрением на снижение слуха. Выбор той или иной методики обследования зависит от возраста ребенка и от того, владеет ли он речью.
Читать статью   Ключевые словабезусловные ориентировочные реакции на звук с подкреплением, условная двигательная реакция на звук, звучащие игрушки, речь

Логопедическое обследование

Ю.А. Разенкова / Источник: Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Полиграф-сервис, 1998. - 336 с.
В логопедическом обследовании ребенка 2-го и 3-го года жизни выделены лишь основные направления обследования и те этапы возрастного развития детской речи, без которых представление о ребенке раннего возраста будет недостаточным. Предлагаемая методика логопедического обследования основывается на схеме системного развития нормальной детской речи, составленной Н.С. Жуковой по фактическим материалам книги А.Н. Гвоздева "Вопросы изучения детской речи" (1961), а также на диагностике нервно-психического развития детей 2-го и 3-го года жизни, составленной К.Л. Печорой и Г.В. Пантюхиной (1979 г).
Читать статью   Ключевые словаранняя помощь, логопедическое обследование, понимание речи, активная речь, фонематический слух, доречевое, предречевое и речевое развитие ребенка, ребенок второго-третьего года жизни

Схема логопедического обследования ребенка 2-3-го года жизни

Ю.А. Разенкова / Источник: Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Полиграф сервис, 1998. – С. 212-223.
Схема логопедического обследования ребенка 2-3-го года жизни.
Читать статью   Ключевые словаранняя помощь, логопедическое обследование, ребенок второго-третьего годов жизни, понимание речи

Варианты заключения логопеда (2-3-й год жизни)

Ю.А. Разенкова / Источник: Дети-сироты: консультирование и диагностика развития / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М.: Полиграф сервис, 1998. – 264 с.
Варианты заключения логопеда (2-3-й год жизни).
Читать статью   Ключевые словаранняя помощь, логопедическое обследование, ребенок второго-третьего года жизни, понимание речи, схема логопедического обследования, заключение логопеда

Методика педагогического обследования слуха детей с нарушенным слухом первого года жизни

Т.В. Пелымская, Н.Д. Шматко
Получить достоверную педагогическую характеристику состояния слуха у детей с его нарушениями на основе регистрации безусловных ориентировочных (поведенческих) реакций возможно лишь до 1,5 лет. У детей более старшего возраста происходит затухание безусловного ориентировочного рефлекса, и они уже не дают видимых реакций на многие слышимые звуки. Как правило, большинство детей, слух которых впервые обследуется в возрасте старше 1,5 лет, реагируют лишь на очень громкие (барабан, громкий голос) или на непривычные звуки.
Читать статью   Ключевые словабезусловные ориентировочные реакции на звук, возрастные особенности, слух в пределах возрастной нормы, тугоухость, значительная тугоухость, глухота, звучащие игрушки, речь, модулированный сигнал аудиометра

Комплексное педагогическое обследование ребенка раннего возраста с нарушенным слухом

Т.В. Николаева
В последние десятилетия интенсивно разрабатываются медицинские и педагогические методы раннего (c первых месяцев жизни) выявления детей с нарушенным слухом. Однако, несмотря на значительные достижения в области ранней диагностики нарушенной слуховой функции, большинство детей выявляются лишь в конце раннего возраста – к 2-3 годам или позже.
Читать статью   Ключевые словаребенок третьего года жизни с недостатками слуха, основные линии развития, социальное, познавательное, физическое развитие, предметно-игровая деятельность, состояние речи, педагогическое обследование слуха, протокол, оценка уровня развития

Психологические подходы к изучению процесса адаптации детей раннего (преддошкольного) возраста

Е.И. Морозова
Приоритетность семейного типа воспитания детей в настоящее время неоспорима. Однако социально-экономические условия в нашей стране вынуждают родителей прибегать к общественным формам воспитания детей уже с самого раннего возраста. Особое значение выбор типа воспитания имеет для проблемных детей.
Читать статью   Ключевые словаранний возраст, адаптационные возможности, эмоциональный фон, нервно-психическая организация, познавательная активность