Альманах Института коррекционной педагогики - Альманах №5
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики

Специальная психология и коррекционная педагогика. К вопросу о терминологии

Специальная психология и коррекционная педагогика. К вопросу о терминологии
Этот выпуск альманаха временно прерывает серию публикаций, посвященных проблемам раннего детства. В дальнейшем она будет продолжена, но сейчас редакция считает важным пригласить читателей к обсуждению материалов, относящихся к теме, на первый взгляд, формальной, представляющей теоретический интерес. Мы предлагаем ряд статей ведущих сотрудников ИКП РАО, в которых определяется предмет, задачи, области применения и приоритеты развития современной специальной психологии, разрабатывается ее терминологическая основа, осмысляются взаимоотношения со специальной (коррекционной) педагогикой.

Специальная психология

Е.Л. Гончарова
Специальная психология - область психологии развития, которая изучает проблемы развития людей с физическими и психическими недостатками, определяющими потребность детей в особых условиях обучения и воспитания и потребность взрослых - в особых формах психологического сопровождения.
Читать статью   Ключевые словаспециальная психология, психология развития, психологическое сопровождение

Коррекционная (специальная) педагогика

О.И. Кукушкина
Коррекционная (специальная) педагогика - это область педагогики, изучающая условия обучения и воспитания, необходимые детям с различными психо-физическими нарушениями для достижения максимально возможного уровня личностного развития, образования и готовности к cамостоятельной взрослой жизни.
Читать статью   Ключевые словаспециальная педагогика, коррекционная педагогика, дифференцированная система специального образования аномальных детей

Нарушения в психофизическом развитии детей

Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина
Нарушения в психофизическом развитии детей – это общее наименование разнообразных трудностей развития детей любого возраста, которое постепенно вытесняет употреблявшийся ранее термин "аномалии развития у детей” (в качестве синонима в настоящее время используется также термин ”отклонения в психофизическом развитии”).
Читать статью   Ключевые словапервичные и вторичные нарушения развития, структура нарушений, «социальный вывих»

Ребенок с особыми образовательными потребностями

Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина
Ребенок с особыми образовательными потребностями (потребностями в образовании) – это вновь возникший и еще не устоявшийся термин, который возникает во всех странах мира при переходе от унитарного к открытому гражданскому обществу, когда оно осознает необходимость отразить в языке свое меняющееся отношение к детям с нарушениями в развитии, новое понимание их прав.
Читать статью   Ключевые словаэволюция терминов, особые образовательные потребности, нарушения психофизического развития, индивидуальный образовательный маршрут

Дефектология

Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина
Дефектология – (от лат. defectus – недостаток и греч. logos – слово, учение) наука о закономерностях и особенностях развития детей с физическими и психическими нарушениями, о принципах, методах, формах организации их воспитания и обучения.
Читать статью   Ключевые словаЛ.С. Выготский, дефектология, коррекционная педагогика, специальная психология, этапы развития, современные приоритеты, ИКП РАО