Альманах Института коррекционной педагогики - Альманах №8
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики

Взаимодействие с семьей, воспитывающей ребенка с проблемами в развитии

Взаимодействие с семьей, воспитывающей ребенка с проблемами в развитии
Этот сдвоенный выпуск альманаха посвящен теме взаимодействия с семьей, воспитывающей ребенка с проблемами в развитии, в последние годы она все более значима для специального образования. Полноценная профессиональная работа всегда предполагала организацию конструктивного сотрудничества специалиста с родителями. Однако если традиционно наиболее четко выделялись задачи обеспечения близких необходимой информацией для понимания проблем и возможностей ребенка, обучение накопленным специальным методам поддержки развития, то теперь более явно осознается другой их пласт - то, что раньше, возможно, воспринималось как само собой разумеющаяся эмоциональная основа взаимоотношений людей, объединившихся для помощи ребенку. Это, прежде всего, выделение задач психологической поддержки семьи, индивидуальной работы с родителями, помогающей им быть устойчивыми, активными, творческими и самостоятельными в помощи ребенку.

Воспитание в семье ребенка раннего возраста со сложным сенсорным или множественным нарушением

Т.А. Басилова
В последние годы мы встречаемся со все большим числом врожденных нарушений зрения и слуха у детей. Все чаще кроме тяжелых нарушений зрения и слуха эти дети имеют и другие аномалии развития, такие как врожденный порок сердца, нарушения моторики и другие.
Читать статью   Ключевые словаврожденные сенсорные нарушения, стимуляция слуха и зрения, эмоциональный контакт с ребенком

Первые шаги навстречу миру у слепоглухого младенца

О.А. Копыл
С 1997-го года в лаборатории содержания и методов обучения детей со сложной структурой дефекта ИКП РАО началась регулярная работа в семьях, имеющих детей с множественными нарушениями, базирующаяся на опыте, накопленном в антропософской лечебной педагогике.
Читать статью   Ключевые словасемья, контакт, психологический климат, развитие

Роль семьи в коррекции врожденных нарушений развития у детей

Г.В. Чиркина
Среди врожденных нарушений (дефектов) развития расщелины верхней губы и неба являются достаточно распространенными – занимают второе место. По статистическим данным Европейских стран, рождение ребенка с расщелиной губы и неба составляет один случай на 500-1000 новорожденных.
Читать статью   Ключевые словарасщелина верхней губы и неба, консультации, упражнения, роль родителей

Психологическая помощь ребенку раннего возраста с тенденцией формирования детского аутизма: совместная работа специалистов и родителей

О.С. Аршатская
Известно, что хотя синдром детского аутизма окончательно формируется к 2,5 –3-м годам, тенденции аутистического развития могут быть выявлены достаточно рано, часто практически с рождения ребенка.
Читать статью   Ключевые словаранний возраст, тенденции аутистического развития, стимуляция аффективного развития, эмоциональное тонизирование, произвольная организация поведения

Новые подходы к организации помощи семьям, воспитывающим проблемных детей раннего возраста

Е.И. Морозова
Специалисты и родители нередко испытывают дефицит знаний в организационных вопросах проведения коррекционных занятий с маленькими детьми, отмечают трудности в адаптационном периоде ребенка к занятиям и детскому учреждению, указывают на сложности общения с проблемными малышами.
Читать статью   Ключевые словадети раннего возраста, коррекционные группы, адаптационные трудности

Психолого-педагогическая работа педагога-дефектолога с матерью в отделении по выхаживанию и реабилитации маловесных детей

О.Б. Половинкина
Настоящее исследование направлено на поиск новых организационных форм оказания психолого-педагогической помощи родителям, воспитывающим детей первого года жизни с органическим поражением центральной нервной системы.
Читать статью   Ключевые словакомплексная реабилитация, педагогическая коррекция, детско-родительские отношения

Результаты изучения материнского отношения к детям раннего возраста с синдромом Дауна

И.А. Сергеева
В настоящее время считается общепризнанным тот факт, что роль родительского отношения для психического развития ребенка очень велика, однако вопрос о факторах и механизмах формирования материнского отношения и его влияния на развитие ребенка все еще остается не достаточно изученным. Особенно актуальной является эта проблема в контексте взаимодействия матери с ребенком, имеющим нарушения в развитии.
Читать статью   Ключевые словасиндром Дауна, эмоциональное отношение матери, уровень развития средств и способов общения у ребенка

К вопросу о детских капризах

А.О. Дробинская
Наиболее частыми поводами обращения за консультацией детей третьего года жизни являются задержка речевого развития и нарушения сна. Однако при подробном опросе родителей нередко звучат жалобы "второго ранга" – "избалованность", "капризность", "трудный характер" ребенка. Обычно под этими бытовыми определениями понимается неспособность ребенка самостоятельно занять себя чем-либо хотя бы на короткое время, требование постоянного присутствия матери и ее внимания, протестное поведение и т.д.
Читать статью   Ключевые словапривязанность, нарушения поведения, диада «мать – дитя», депрессия у матери

Некоторые аспекты психологического изучения беременности: от анализа практики к проектированию исследования

Е.Б. Айвазян, Л.Е. Аронова, Н.А. Урядницкая
Актуальность, значимость и необходимость исследований, посвященных различным аспектам психологии материнства, определяется остротой демографических, экологических и социально-экономических проблем, с которыми сталкивается современная Россия. По данным специальных исследований, доля здоровых новорожденных в течение 7 лет снизилась с 48,3% до 26,5%.
Читать статью   Ключевые словабеременность, материнское отношение, уровни мотивации беременной женщины, пренатальные центры