Выпуски

К 80-летию со дня рождения К.С.Лебединской

Альманах №9 · · 2005 год

Альманах №9. К 80-летию со дня рождения К.С.Лебединской
Этот выпуск альманаха посвящен научному наследию Клары Самойловны Лебединской (1925-1993) выдающегося детского психиатра и дефектолога, ближайшей ученицы основателя отечественной детской психиатрии Груни Ефимовны Сухаревой. Уже первое исследование Клары Самойловны дает начало новому направлению в науке – детской психоэндокринологии, его результаты обобщены в вышедшей в 1969 году монографии «Нарушения психического развития при патологии темпа полового созревания», которая и сегодня остается читаемой и цитируемой.

Проблемы аномальной психической конституции в детском возрасте

Лебединская К.С.
Какие критерии определяют принадлежность психической патологии к конституциональной? В чем проявляются особенности этиологии и патогенеза аномалии? Какова связь аномальной психической конституции с психическим заболеванием? Каковы взаимоотношения биологического и социального факторов в формировании аномальной психической конституции? Каковы критерии и правомерность диагностики аномальной психической конституции на разных возрастных этапах?
Ключевые слова

Проблемы аномальной психической конституции в детском возрасте

психическая конституция
психопатия
социальный фактор
биологическое повреждение мозга

Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития

Лебединская К.С.
Клиническое изучение ЗПР представляет определенные сложности, так как в этих случаях речь идет о структурных признаках и закономерностях динамики не болезненного состояния, а аномалии развития - нарушениях психического онтогенеза. Аномалия психического развития в значительной степени представляет собой область специальной психологии, изучающей деформацию нормальных психических функций и психического развития в условиях патологии.
Ключевые слова

Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития

задержка психического развития
этиология
церебрально-органический фактор

Клинико-нейропсихологический и нейрофизиологический анализ аномалий психического развития детей с явлениями «минимальной мозговой дисфункции»

Лебединская К.С.
При разработке принципов и методов клинического нейропсихологического исследования А.Р. Лурия широко использовал данные нормального детства (1960, 1966, 1979 и др.). Обращение к детству было закономерным, так как сравнительное изучение развития и распада дает возможность описать структуру психических процессов и соотнести ее с данными патологии отдельных систем головного мозга.
Ключевые слова

Клинико-нейропсихологический и нейрофизиологический анализ аномалий психического развития детей с явлениями «минимальной мозговой дисфункции»

ЭЭГ
недоразвитие
повреждение психических функций
онтогенез
функциональные системы мозга

Клинико-психологический анализ нарушений поведения у подростков (сообщение первое)

Лебединская К.С.
В последние годы усиливается внимание широкого круга исследователей (врачей, психологов, cоциологов, педагогов и др.) к проблеме нарушений поведения у подростков. При изучении биологических факторов интересы сосредоточиваются на особенностях гормонально-эндокринной перестройки этого возраста, процессах ретардации либо акцелерации полового созревания, декомпенсации органической неполноценности нервной системы.
Ключевые слова

Клинико-психологический анализ нарушений поведения у подростков (сообщение первое)

пубертат
нарушения поведения
нервно-психическая неустойчивость
патологический и непатологический уровни расстройств

Клинико-психологический анализ нарушений поведения у подростков (сообщение второе)

Лебединская К.С.
В сообщении 1 приведена клинико-психологическая характеристика основных видов нарушений поведения у «трудных» подростков, обучающихся в массовых школах. Каждому из клинико-психологических вариантов нарушений поведения соответствует свой спектр преимущественных возрастных психогенных реакций.
Ключевые слова

Клинико-психологический анализ нарушений поведения у подростков (сообщение второе)

психическая неустойчивость
нарушения поведения
средовой фактор
церебральная недостаточность

Клинико-психологический анализ нарушений поведения у подростков (сообщение третье)

Лебединская К.С.
В предыдущих сообщениях, касающихся клинико-психологической характеристики «трудных» подростков, обучающихся в массовых школах, было показано, что наблюдаемые у них основные типы нарушений поведения связаны с преобладанием явлений: 1) психической неустойчивости, 2) аффективной возбудимости, 3) расторможенности влечений.
Ключевые слова

Клинико-психологический анализ нарушений поведения у подростков (сообщение третье)

половое созревание
аффективная возбудимость
органическая недостаточность ЦНС
патологический и непатологический уровни расстройств

Клинико-психологический анализ нарушений поведения у подростков (сообщение четвертое)

Лебединская К.С.
Данные, представленные в настоящей статье, являются результатом клинико-психологического изучения основных типов подростковых кризов. В работе рассматривается третья, наиболее тяжелая по своим клиническим проявлениям, группа подростков, в нарушениях поведения у которых доминировало расторможение влечений.
Ключевые слова

Клинико-психологический анализ нарушений поведения у подростков (сообщение четвертое)

расстройства влечений
психопатоподобные нарушения
асоциальное поведение
медикаментозная терапия

Особенности психического развития детей с аутизмом первых двух лет жизни

Лебединская К.С.
Психическое развитие и социальная адаптация ребенка с РДА в очень большой мере зависят от наиболее ранней диагностики этой аномалии развития. Своевременное начало «поддерживающей» терапии и психолого-педагогической коррекции способствует максимальной мобилизации здоровых ресурсов психического развития такого ребенка, реконструкции эмоциональной, когнитивной, моторной сфер, личности в целом, социальной адаптации.
Ключевые слова

Особенности психического развития детей с аутизмом первых двух лет жизни

дизонтогенез
аутизм
стереотипность
нарушения речи
негативизм
сензитивность

Вопросы дифференциальной диагностики

Лебединская К.С.
В клинической практике диагностика РДА, особенно в первые годы жизни ребенка, нередко представляет значительные трудности, так как эта дизонтогения в своих отдельных клинико-психологических звеньях имеет много общего с другими аномалиями психического развития у детей. Как указывалось, это обусловлено сходством ряда «возрастных» симптомов и возможной общностью других патогенетических механизмов аномального развития.
Ключевые слова

Вопросы дифференциальной диагностики

дизонтогенез
аутизм
дифференциальная диагностика
нарушения коммуникации

Медикаментозная терапия раннего детского аутизма

Лебединская К.С.
Проблема медикаментозной терапии раннего детского аутизма (РДА) имеет свой исторический путь, связанный как с эволюцией взглядов на эту патологию, динамикой отношения к ее лечению, так и традициям медицины, прежде всего – детской психиатрии в разных странах.
Ключевые слова

Медикаментозная терапия раннего детского аутизма

РДА
детская шизофрения
терапевтическая мишень
поддерживающее лечение
психолого-педагогическая коррекция

Книжное приложение

Тезисы конференции «Нарушения эмоционального развития как клинико-дефектологическая проблема», посвященной 80-летию К.С. Лебединской

Перейти

©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности