Клинико-психологический анализ нарушений поведения у подростков (сообщение второе) / Альманах №9 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Альманах №9 "К 80-летию со дня рождения К.С.Лебединской"

Клинико-психологический анализ нарушений поведения у подростков (сообщение второе)

К.С. Лебединская  НИИ Дефектологии АПН РСФСР, Москва

Синдром психической неустойчивости

В предыдущем сообщении приведена клинико-психологическая характеристика основных видов нарушений поведения у «трудных» подростков, обучающихся в массовых школах.

Необходимость разработки дифференцированной психолого-педагогической коррекции побудила нас выделить следующие основные клинико-психологические варианты нарушений поведения: 1) с преобладанием психической неустойчивости; 2) с преобладанием аффективной возбудимости; 3) с преобладанием расторможенности влечений.

Каждому из них соответствует свой спектр преимущественных возрастных психогенных реакций. Относительно меньшее место имеет специфика нозологии.

Указанные типы нарушений поведения обнаруживают связь с биологическими факторами: неполноценностью центральной нервной системы большей частью резидуально-органического генеза, характером отклонений сроков и темпа полового созревания.

Выявилась бесспорная роль средового фактора, в первую очередь неблагоприятных условий воспитания. При этом наблюдалась определенная связь между типом нарушения поведения и характером асоциальности среды. В формировании и оформлении нарушений поведения отмечалось большое значение педагогической запущенности.

Было показано, что каждый из типов нарушений поведения может иметь как непатологический, так и патологический уровень. Критериями патологичности поведения являлись: выраженная интенсивность расстройств, их стойкость, присоединение немотивированных аффективных расстройств, невротических наслоений либо явлений вегетативной дистонии, хроногенно спаянных с расстройствами поведения.

Настоящее сообщение посвящено клинико-психологическому анализу синдрома психической неустойчивости: сопоставлению клинико-психопатологических особенностей (характеристики состояния эмоционально-волевой, интеллектуальной сферы, специфических подростковых реакций), психологической и нейрофизиологической картины подросткового криза, неврологического статуса, характера отклонений сроков и темпа полового созревания со средовыми факторами и влиянием последних на проявления психической неустойчивости.

Термин «психическая неустойчивость» многозначен. Это понятие прошло сложный путь от описания особенностей определенного психического склада личности до выделения самостоятельной формы психопатии по типу «неустойчивых» (Э. Крепелин, 1904). Неустойчивые личности описываются разными авторами под разными названиями: «безвольные», «слабовольные», «повышенно-внушаемые», «с неустойчивым настроением», «реактивно-лабильные» и т. д. Одни авторы (М. Блейлер, Н.И. Озерецкий) объясняют основные проявления психической неустойчивости преимущественно лабильностью эмоциональной сферы; другие (П.Б. Ганнушкин, Э. Крепелин, Е.А. Осипова, К. Шнайдер, Т.П. Симсон, А.П. Кулаков) придают особое значение недоразвитию волевых проявлений; третьи (Э. Бирнбаум, Г.Е. Сухарева, А.И. Кутанин и др.) отмечают выраженную неустойчивость в обеих сферах психической деятельности. А.Е. Личко относит понятие психической неустойчивости к неустойчивости к неустойчивости именно поведения, в отличие от эмоциональной лабильности, которую он рассматривает в рамках колебаний настроения. Основу психической неустойчивости, по мнению ряда исследователей (Э. Крепелин, Г.Е. Сухарева и др.), составляют явления парциального или частичного психического инфантилизма.

Г.Е. Сухарева относит психическую неустойчивость к вариантам задержанного развития, которое проявляется главным образом недостаточной зрелостью эмоционально-волевой сферы. При этом особо подчеркивается дисгармония психических проявлений с парциальностью инфантилизма, недоразвитием высших форм волевой деятельности, которые мешают приспособлению к требованиям окружающей среды. Автор подчеркивает, что для незрелых, неустойчивых личностей характерно отсутствие сложной мотивации поступков, недостаточная способность сдерживать, тормозить свои влечения, отказ от выполнения внезапно возникающих желаний.

Клиника синдрома психической неустойчивости у детей и подростков описана Г.Е. Сухаревой, М.С. Певзнер, И.А. Юрковой, М.И. Лапидесом и Е.И. Исаевой, К.С. Лебединской, В.В. Ковалевым и др. в рамках различных нозологических групп. Известны варианты дисгармонического и органического инфантилизма с психической неустойчивостью, такие же варианты органической психопатии, психогенные формирования психического инфантилизма при дефектах воспитания по типу гипоопеки (аномальное развитие личности по типу психической неустойчивости), гиперопеки (аномальное развитие личности по типу «кумира семьи»). Многие исследователи отмечали социальную значимость данной аномалии личности. Э. Крепелин, подчеркивая безвольность и внушаемость неустойчивых личностей, писал об их «нецелеустремленной криминальности». А.М. Халецкий отмечал, что в судебной психиатрии чаще всего приходится сталкиваться с неустойчивыми импульсивными психопатами. О.Е. Фрейеров (1965) указывает, что неустойчивые личности составляют 2,4 % в судебно-психиатрической практике. Н.И. Фелинская (1970) подчеркивает, что 17 % правонарушителей обнаруживают психическую незрелость.

Г. Бальмер (1973) выдвигает вопрос о необходимости создания специального учета так называемых, «угрожаемых» детей, т.е. особо внушаемых и зависимых от среды и живущих в неблагоприятных социальных условиях. А.И. Коротенко (1971), анализируя динамику неустойчивых личностей, отмечает, что их социальная адаптация значительно больше зависит от влияния окружающей среды, чем от них самих. Автор имеет в виду, с одной стороны, их повышенную внушаемость и импульсивность, с другой — полюс незрелости высших форм волевой деятельности, неспособность к выработке устойчивого, социально-одобряемого жизненного стереотипа и, как следствие этого, неорганизованность, отсутствие стремления к преодолению трудностей, склонность идти по пути наименьшего сопротивления, невыработанность собственных запретов, подверженность отрицательным внешним влияниям.

Катамнестические исследования показывают, что психическая неустойчивость является фоном, на котором нередко формируются различные варианты невротических расстройств, алкоголизма, наркоманий, психопатий (В.Я. Гиндикин, В. А. Гурьева,1971, и др.).

Авторы, изучавшие пути компенсации неустойчивых личностей, отмечают, что в отличие от активного пути компенсации, при котором положительные характерологические особенности формируются личностью самостоятельно, как форм приспособления к окружающей среде, психопатическая личность типа неустойчивых может компенсироваться только пассивно — при создании благоприятной микросоциальной среды, в которой ее патологические характерологические особенности проявляются в меньшей степени. Это положение имеет значение для поисков путей коррекции психической неустойчивости у подростков: использования как их отдельных характерологических черт, так и определенных жизненных условий. Отсюда очевидна важность диагностики именно начальных проявлений синдрома психической неустойчивости, еще до пубертатного периода, с использованием подражательности и внушаемости таких личностей для воспитания у них готовых стереотипов поведения.

Мы используем термин «психическая неустойчивость» в применении к нарушениям поведения у подростков, вслед за рядом исследователей понимая под ним отсутствие сформированности собственной линии поведения в силу повышенной внушаемости, склонность руководствоваться в поступках эмоцией удовольствия, неспособность к волевому усилию, к систематической трудовой деятельности, стойким привязанностям, и вторично, в связи с перечисленными особенностями,— социальную незрелость личности, проявляющуюся в слабости и неустойчивости морально-нравственных установок.

В наблюдаемую нами группу подростков с явлениями психической неустойчивости вошли 76 школьников 13-16 лет, учеников VI-VIII классов массовых школ Москвы; из них - 53 «трудных» и 23 подростка того же возраста, составивших контрольную группу, где обнаруженные признаки психической неустойчивости не приводили к явлениям дезадаптации поведения.

Клинико-психопатологическое изучение сочеталось с экспериментально-психологическим, направленным на выявление связи нарушений поведения по типу психической неустойчивости с интеллектуальными особенностями и структурой личности. Оценка интеллектуальных функций производилась при помощи адаптированного варианта методики Векслера, а также методик классификации, пиктограмм, сравнения понятий, простых аналогий и др. Работоспособность изучалась при помощи корректурной пробы. Личностные особенности исследовались методами определения самооценки, уровня притязаний, а также применением специального опросника, выявляющего характер личностной направленности подростка.

Нейрофизиологический анализ заключался в оценке фоновой электрической активности мозга (ЭЭГ) подростка с применением функциональных проб.

Группа «трудных» подростков. Основные нарушения поведения связаны с наличием черт эмоционально-волевой незрелости: отсутствием чувства долга, ответственности, неспособностью тормозить свои желания, подчиняться требованиям дисциплины и коллектива и, наоборот, повышенной внушаемостью к неправильным формам поведения окружающих. Без стимула непосредственно получаемого удовольствия эти подростки были непродуктивны в целенаправленной деятельности. Они постоянно нуждались в стимуляции извне (подбадривании, напоминании, организации внимания, перемене видов деятельности). Будучи неспособными к длительному волевому усилию и преодолению трудностей, предоставленные себе, в учебной деятельности они быстро теряли интерес к занятиям; рано возникающие и частые прогулы способствовали формированию педагогической запущенности.

Инфантильность прежде всего обращала на себя внимание в эмоциональном облике этих подростков. Они отличались веселым, беззаботным фоном настроения, общительностью без глубоких и стойких привязанностей, выраженной эмоциональной поверхностностью.

Печать
Библиография
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Лебединская, К.С.  Клинико-психологический анализ нарушений поведения у подростков (сообщение второе) [Электронный ресурс] / К.С. Лебединская // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2005. –  Альманах №9. – Электрон. ст. - Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-9/kliniko-psihologicheskij-analiz-narushenij-povedenija-89
Статьи выпуска: