Клинико-психологический анализ нарушений поведения у подростков (сообщение четвертое) / Альманах №9 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Альманах №9 "К 80-летию со дня рождения К.С.Лебединской"

Клинико-психологический анализ нарушений поведения у подростков (сообщение четвертое)

К.С. Лебединская  НИИ Дефектологии АПН РСФСР, Москва

Синдром расторможенности влечений

Данные, представленные в настоящей статье, являются результатом клинико-психологического изучения основных типов подростковых кризов.

В предыдущие годы (1980-1982) была описана структура нарушении поведения по типу психической неустойчивости и повышенной эффективной возбудимости, разграничены их патологические и непатологические варианты, выявлена связь с особенностями протекания периода полового созревания, неврологическими и нейрофизиологическими показателями, а также с особенностями отрицательных средовых влияний.

Было показано, что при психической неустойчивости трудности поведения определяются главным образом наличием признаков эмоционально-волевой незрелости. При повышенной аффективной возбудимости ведущим является гипертрофия свойственной подростковому возрасту взрывчатости, склонность к агрессии у мальчиков, истериоформным проявлениям у девочек.

В настоящей работе рассматривается третья, наиболее тяжелая по своим клиническим проявлениям группа подростков, в нарушениях поведения у которых доминировало расторможение влечений.

Расторможение инстинктов и влечений, как известно, наиболее выраженное в переходные возрастные периоды, особенно подростковый, даже у здоровых детей нередко в определенной мере влияет на поведение.

Л.С. Выготский [1, с. 196], давая структурный анализ подросткового возраста, подчеркивал, что «развитие интересов находится в теснейшей и прямой зависимости от процессов биологического созревания», что «ритм органического созревания определяет ритм в развитии интересов» и, далее, что «интерес появляется на основе развития влечений, а вместе с появлением интереса изменяется и весь характер отношения к среде».

Эти закономерности отчетливо выступают в структуре так называемых подростковых кризов, характеризующихся либо заострением отдельных черт характера, свойственных подростку и ранее, либо появлением специфической дисгармонии характера и поведения. (*Дефектология, 1984, № 4, К.С. Лебединская, М.М. Райская, Г.В. Грибанова, Институт дефектологии АПН СССР)

Проявления ряда влечений, относящихся к психосексуальным, в современной подростковой психиатрии [8, 9] также рассматриваются в рамках возрастной нормы и не расцениваются как патология. Например, начало сексуальной жизни до юридического совершеннолетия (т.е. до 18 лет), при наступлении достаточной физической зрелости (регулярные месячные, остановка роста), считается нежелательным с социальной точки зрения, но не патологическим явлением. А.М. Свядощ [12, с. 99] отмечает, что «умеренная мастурбация (онанизм) в юношеском возрасте обычно имеет характер саморегуляции половой функции». Причиной онанизма могут быть индивидуальные конституциональные различия, определяющие возраст и силу пробуждения полового влечения: подростки, рано созревающие физически, раньше начинают половую жизнь.

В то же время неправильное отношение взрослых к этим вопросам нередко вызывает у подростков тяжелые невротические реакции. И. С. Кон [5, с. 137] справедливо утверждает, что, задача состоит не в том, чтобы «уберечь... от сексуальности, — это и невозможно, и не нужно, а в том, чтобы научить управлять этой важной стороной общественной и личной жизни». Поэтому осведомленность относительно современных представлений о психосексуальном развитии детей и подростков чрезвычайно важна для родителей, воспитателей, педагогов, школьных врачей.

Таким образом, определенная дисгармония в созревании сферы влечений свойственна и здоровому подростку. На фоне же различных акцентуаций характера, психопатических черт личности, остаточных явлений органического поражения ЦНС, интенсификации и ранних сроков начала полового метаморфоза, а также ряда отрицательных социальных влияний расторможенность влечений нередко приобретает патологический характер и определяет поведение подростка.

Авторы, изучавшие патологические расстройства влечений в детском возрасте (Г.Е. Сухарева, 1937, 1974; М. С. Певзнер, 1941; К. С. Лебединская, 1958, 1959; Г. П. Пантелеева, 1971; В. В. Ковалев, 1979 и др.), значительную часть из них связывают с различными нарушениями инстинктивной сферы, однако подчеркивают и большую роль в их реализации неблагоприятных средовых условий.

Психопатоподобные формы поведения с расторможением влечений Г. Е. Сухарева [13] относит к числу наиболее частых патологических состояний пубертатного возраста. При более тяжелых проявлениях этой патологии помимо таких влечений, как повышенные сексуальность, прожорливость, агрессивность, характеризующихся большой степенью выраженности, нередко наблюдаются и влечения, отличающиеся перверзностыо (извращенностью). К ним относятся садистичность в виде немотивированной агрессии с жестокостью, удовольствием от причинения боли окружающим, чаще - детям или животным; отсутствие брезгливости с нередким отказом от мытья; проявления пиромании в виде особого стремления к играм с огнем; склонность к бродяжничеству, а также патологическое тяготение к наблюдению и обсуждению различных событий и происшествий отрицательного, чаще жестокого характера (ссоры, драки, дорожные катастрофы, пожары, убийства и т. д.).

Г.Е. Сухарева указывает на постепенность становления неодолимости ряда влечений. Нередко они возникают реактивно, под влиянием неблагоприятной ситуации, как реакции протеста (побеги), имитации (воровство, сексуальные эксцессы и др.) и лишь в дальнейшем закрепляются как привычные акты. В. В. Ковалев [4] подчеркивает, что более сложные, «социализированные» формы нарушений влечений (привычное воровство, склонность к употреблению алкоголя, наркотиков) присоединяются к расстройствам элементарных влечений и инстинктов позже, с возрастом. Возникновению асоциального поведения наряду с патологией влечений в этих случаях способствуют также снижение нравственных установок, утрата интересов к познавательной деятельности, отказ от учебы и работы. А. Е. Личко [8], выделяя понятие делинквентного поведения, под которым подразумевается склонность к проступкам и негрубым правонарушениям (систематические прогулы, уклонение от учебы и работы, мелкое воровство, хулиганство, драки и т. д.), указывает на его связь как с недостатками воспитания, так и с определенными типами аномалий характера, обусловливающими склонность к расторможению влечений. Л.Мишо (1964) обнаруживает «изначальные нарушения характера» у 70 % делинквентных подростков. Наиболее часто делинквентное поведение встречается у неустойчивых личностей (по данным А.Е.Личко - в 75 % наблюдений). При этом типичны два возрастных «пика»: первый - при переходе из IV в V класс, что совпадает с началом пубертатного периода и усложнением школьной программы, и второй - после окончания 8-летнего образования, с переходом к профессиональному обучению.

Одной из частых форм нарушений поведения в возрасте 12-14 лет А.Е. Личко считает употребление опьяняющих доз алкоголя. Н. И. Фелинская [14] среди подростков, состоящих на учете в милиции, диагностирует склонность к алкоголю в 13%, В. Я. Гиндикин [3] - в 25 %. 40 % подростков, состоящих на учете в милиции, начинают употреблять алкоголь в возрасте 11-13 лет, еще 40 % - в 14-15 и лишь 20 % - в 16-17 лет [10]. Среди «трудных» подростков массовых школ алкоголь употребляют 14% [8], хотя сформировавшийся алкоголизм в этом возрасте встречается редко.

Социально-психологические, юридические исследования, направленные на анализ причин алкоголизации подростков, так же как и клинические исследования деликвентного поведения, подтверждая предрасполагающее значение аномалий характера, указывают на ведущую роль неблагоприятных микросоциально-средовых факторов. Среди подростков, госпитализированных в психиатрическую больницу по поводу психопатии и декомпенсации акцентуации характера, злоупотребляли алкоголем 23%, а у 6% уже был диагностирован хронический алкоголизм. При этом предпочтительность к злоупотреблению алкоголем, не достигающему степени алкоголизма, обнаружена у подростков с чертами неустойчивости (45%) и у подростков эпилептоидного склада (35%) [8].

Печать
Библиография
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Лебединская, К.С.  Клинико-психологический анализ нарушений поведения у подростков (сообщение четвертое) [Электронный ресурс] / К.С. Лебединская // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2005. –  Альманах №9. – Электрон. ст. - Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-9/kliniko-psihologicheskij-analiz-narushenij-povedenija-91
Статьи выпуска: