Проблемы аномальной психической конституции в детском возрасте / Альманах №9 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Альманах №9 "К 80-летию со дня рождения К.С.Лебединской"

Проблемы аномальной психической конституции в детском возрасте

К.С. Лебединская  НИИ Дефектологии АПН РСФСР, Москва

При обсуждении проблемы аномальной психической конституции в детском возрасте правомерна постановка ряда вопросов:

  1. Какие критерии определяют принадлежность данного вида психической патологии к конституциональной?
  2. В чем проявляются особенности этиологии и патогенеза данной аномалии?
  3. Какова связь аномальной психической конституции с психическим заболеванием?
  4. Каковы взаимоотношения биологического и социального факторов в формировании аномальной психической конституции?
  5. Каковы критерии и правомерность диагностики аномальной психической конституции на разных возрастных этапах развития ребенка?

Обсуждение этих вопросов может представить определенный интерес, если рассматривать патологическую психическую конституцию как одну из моделей конституциональной аномалии в детском возрасте.

Исходя из клинических задач, мы не ставим себе целью ни определять, ни ревизовать понятия конституции, считая, что данный вопрос может обсуждаться и решаться лишь с общебиологических и философских позиций. Клиническая медицина в силу практической необходимости постоянно оперирует понятиями и критериями нарушения данной функции, не дожидаясь ее точного и унифицированного определения, отвечающего требованиям философии, психологии, биологии. Так, клиническое определение и разграничение различных видов слабоумия, нарушений сознания, эмоциональных расстройств имеет большое значение для диагностики, лечения и прогноза разных психических заболеваний, в то время как проблемы общебиологического, философского смысла таких понятий, как ум, сознание, эмоции, до настоящего времени не являются полностью разрешенными.

*Вопросы дифференциальной психофизиологии в связи с генетикой. Материалы Всесоюзного симпозиума. - Пермь, 1976.

То же самое касается и понятия конституции. Клиническая практика исходит из тех имеющихся определений конституции, которые согласуются с логикой медицинского мышления, основанной на оперировании закономерностями этиологии, патогенеза, клиники и динамики патологических расстройств. Она опирается на общий для различных исследователей радикал определения конституции как совокупности функциональных и морфологических особенностей организма, определяющих его реактивность, сложившихся на основе наследственных и приобретенных свойств и достаточно устойчивых во времени.

С клинической (психиатрической) точки зрения в этом определении конституции под функциональным понимается психические и неврологические (последние - в основном, в своем вегетативном звене), а под морфологическим - анатомические особенности.

Говоря о психической конституции, клиницисты в первую очередь имеют в виду такие компоненты, как склад темперамента, характера, иерархию и направленность потребностей, интересов, задатки и способности.

Одни из этих свойств считаются более тесно связанными с биологическими факторами, как обусловленными наследственно, так и приобретенными в течение онтогенеза. К ним относят особенности темперамента, определяющиеся динамической характеристикой нервных процессов (их силой, подвижностью, уравновешенностью - параметрами, использованными И.П. Павловым при определении типов высшей нервной деятельности), элементарные потребности и влечения, связанные с физиологическими механизмами инстинктивных реакций, низшие эмоции. В значительной мере биологически обусловлены задатки и психический тонус.

Ряд психических свойств формируется социальной средой: характер, как приобретенная форма регуляции темперамента, навыки, направленность интересов, система нравственных установок, высшие эмоции (эстетические, интеллектуальные, сопровождающие процесс познания; нравственные), а также содержательная сторона сознания, приобретенные знания и представления.

Печать
Библиография
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Лебединская, К.С.  Проблемы аномальной психической конституции в детском возрасте [Электронный ресурс] / К.С. Лебединская // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2005. –  Альманах №9. – Электрон. ст. - Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanah-9/problemy-anomalnoj-psihicheskoj-konstitucii-v
Статьи выпуска: