Выпуски

Специальные методы обучения грамоте разных категорий детей с ОВЗ

Альманах №29 · Выпуск первый · 2017 год

Альманах №29. Специальные методы обучения грамоте разных категорий детей с ОВЗ
Выпуск Альманаха посвящен специальным методам обучения грамоте детей с ограниченными возможностями здоровья.

Выпуск подготовлен в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России № 25.8559.2017/БЧ.

Как слепоглухой ребенок узнает, что «а» — это «а»?

Гончарова Е.Л.
Для того, чтобы понять речь, изображенную на бумаге письменными знаками, слепоглухой ребенок должен научиться, во-первых, эти знаки различать, а во-вторых — воссоздавать звуковую форму слова по его буквенной модели. Удовольствие от узнавания при чтении слов, обозначающих хорошо знакомые предметы, действия и ситуации — всего того, что связано с его повседневной жизнью, дает первые положительные читательские переживания и ведет к развитию читательского интереса. В статье рассмотрены различные подходы к обучению чтению слепоглухих детей, в частности, система параллельных текстов, разработанная И.А. Соколянским.
Ключевые слова

Как слепоглухой ребенок узнает, что «а» — это «а»?

Чтение
речь
тактильно
дактильный алфавит
бостонский шрифт
слепоглухой
читательский интерес
текст
Соколянский
Эльконин

Развитие устной речи и обучение грамоте глухих детей в приготовительном классе

Слезина Н.Ф. , Рау Ф.Ф.
Есть быстро меняющиеся вещи, например, технологии. Есть константы, к которым обращаются, несмотря на бегущее вперед время. К таким константам можно отнести методику, разработанную Федором Федоровичем Рау и Ниной Феодосьевной Слезиной в начале 60-х годов и описанной ими в книге «Устное слово». Обзор этой книги, переизданной в 2004 году Институтом коррекционной педагогики в серии «Золотые страницы сурдо-педагогики», мы представляем вниманию читателей. Упражнения и игры, описанные в книге, активно используются в настоящее время для развития устной речи не только глухих и слабослышащих, но и нормально слышащих дошкольников.
Ключевые слова

Развитие устной речи и обучение грамоте глухих детей в приготовительном классе

Устная речь
грамота
глухие
слово
чтение
дактилирование
произношение
учебник
развитие речи

Обучение грамоте слабослышащих школьников: общее и специфическое

Белякова Т.А.
При обучении грамоте слабослышащего ребенка, оказавшегося в ситуации инклюзивного образования, следует непременно учитывать представленную в статье специфику работы со специальным Букварем и накопленный в коррекционном образовании эффективный методический опыт.
Ключевые слова

Обучение грамоте слабослышащих школьников: общее и специфическое

Грамота
букварь
слабослышащие
чтение
письмо
мелкая моторика
методика
специфика работы
инклюзия

Обучение грамоте маленького ребенка с нарушенным слухом

Шматко Н.Д.
В статье обсуждаются вопросы обучения письменной речи и технике чтения детей со сниженным слухом. Для 1,5–2 годовалых малышей успешно применяются методики с использованием письменных табличек и разрезной азбуки. Предложенные упражнения, схемы и рекомендации могут быть полезны и при обучении грамоте детей с кохлеарными имплантами, но не на первоначальном, запускающем этапе реабилитации, а позже — когда ребенок начнет активно овладевать речью на слуховой основе.
Ключевые слова

Обучение грамоте маленького ребенка с нарушенным слухом

Грамота
письменная речь
табличка
соотнести
слова
разрезная азбука
составить
неслышащий
глухой ребенок
обучение грамоте
коррекционная работа

Чтение как цель и средство в системе дошкольного обучения глухих

Корсунская Б.Д.
Слышащий ребенок начинает обучаться чтению, уже владея разговорной речью. Учитывая особенности глухого, обучение разговорной речи следует начинать с восприятия написанных слов и выражений, предназначенных для непосредственного общения. Средством, позволяющим глухому ребенку в раннем возрасте осуществить анализ слова, является дактильный анализ написанного слова, т. е. дактильное чтение. Назначение чтения заключается в том, чтобы за каждой прочитанной фразой у ребенка прежде всего возникало реальное представление, а за прочитанным текстом осознавался заключенный в нем смысл. В статье приведены примерные планы занятий, тексты, описаны методические подходы.
Ключевые слова

Чтение как цель и средство в системе дошкольного обучения глухих

Глухой
письменная речь
дактильное чтение
техника чтения
понимание
содержание
план занятия
текст

Обучение детей с расстройством аутистического спектра (РАС) чтению и письму с помощью создания «Личного букваря»

Лаврентьева Н.Б.
Букварь — первая книга, на материале которой формируются предпосылки осмысленного чтения. Букварь, о котором пойдет речь в данной статье, служит для создания у ребенка представления о букве на основе использования личного жизненного опыта ребенка, связанного с ним самим, его семьей, самыми близкими людьми, с тем, что происходит в их жизни. Хотите узнать, как изучается алфавит с буквы «Я»? Тогда приглашаем к чтению материала родителей, учителей, воспитателей, специалистов-дефектологов.
Ключевые слова

Обучение детей с расстройством аутистического спектра (РАС) чтению и письму с помощью создания «Личного букваря»

аутизм
РАС
букварь
личный опыт
буква
слово
смысл
чтение
книга
семья
окружающий мир
методика

Особенности системы подготовки к обучению грамоте детей с задержкой психического развития

Тригер Р.Д.
В статье представлены принципы подготовительного обучения грамоте детей с ЗПР, подробно описаны два этапа, на которых происходит формирование умений вслушиваться в звучание слова, узнавать, различать и выделять из него отдельные звуки, отработка правильной артикуляция звуков, уточнение их звучания, а также развитие способности последовательно вычленять и сочетать звуки в словах различной слоговой структуры. Затронуты темы обучения детей с ЗПР самоконтролю, накопления сенсорного опыта в выделении твердых и мягких согласных и организации грамматико-орфографической пропедевтики. Описаны конкретные методические подходы, приведены конкретные упражнения, задания и игры.
Ключевые слова

Особенности системы подготовки к обучению грамоте детей с задержкой психического развития

задержка психического развития
ЗПР
чтение
грамота
речь
сенсорный опыт
язык
звук
слово
предложение
методика
упражнение
игра
артикуляция
анализ
схема

Особенности овладения письмом и чтением по системе Брайля

Проглядова Г.А.
Несмотря на то, что овладение письмом и чтением по системе Брайля является трудной задачей для слепого ребенка, исследований в области освоения рельефно-точечного шрифта не так много. Результатом данной работы стало создание, обоснование и экспериментальная проверка системы предупреждения и преодоления трудностей освоения рельефно-точечного шрифта Брайля слепыми младшими школьниками.
Ключевые слова

Особенности овладения письмом и чтением по системе Брайля

Слепой
система Брайля
грамота
начальная школа
пропедевтика
рельефно-точечный
тактильный стимул
коррекционная работа
базовые неречевые умения
©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности