Альманах №29
09.08.2017 Дата публикации статьи: 09.08.2017
Альманах №29 · Специальные методы обучения грамоте разных категорий детей с ОВЗ
Альманах №29 · Специальные методы обучения грамоте разных категорий детей с ОВЗ

Обучение грамоте слабослышащих школьников: общее и специфическое

Белякова Т.А. ГБОУ "Школа 2103", Москва

Обучение грамоте приходящих в специальную (коррекционную) школу слабослышащих детей имеет свои особенности, которые отражаются и в специальном Букваре для этой категории детей, выдержавшем множество изданий.

Общей для слышащих и слабослышащих является цель — это обучение умению читать и писать, овладение звуко-буквенным анализом и синтезом. Общим является и принцип подбора речевого материала для обучения грамоте: он должен быть доступный, знакомый и интересный детям.

Закономерно, что содержание специального букваря соотносится с содержанием программы по изучению родного языка, что вполне согласуется с принципами построения букварей для слышащих детей.

Специфичной является последовательность введения и освоения букв в букваре для слабослышащих детей. Она отлична от той, что принята в обучении слышащих и определяется исключительно произносительными возможностями детей с нарушенным слухом. Соответственно, последовательность освоения букв в букваре для слабослышащих детей соотносится не с программой по родному языку, а с индивидуальными программами формирования и коррекции произносительной стороны речи.

Важное отличие букваря для слабослышащих состоит и в том, что обучение глобальному чтению предшествует обучению аналитическому чтению. Исходной точкой в обучении глобальному и аналитическому чтению является сюжетная история, поэтому прочитываемые слова не изолированы от контекста, не формальны, они связаны общим смыслом с сюжетом.

Структура «Букваря» для слабослышащих детей отражает три этапа их обучения грамоте:

  • добукварный (подготовительный);
  • букварный;
  • послебукварный.

Добукварный период охватывает первые двадцать две страницы Букваря для слабослышащих. Исходным для обучения технике чтения становится целостный сюжет — любопытная жизненная история, представленная в сюжетной картинке, и только под ней предметные картинки, название которых требуется прочитать глобально. Благодаря такому построению работы прочитываемые детьми слова всегда осмысливаются в контексте ранее рассказанной и представленной в картинках истории.

картинка
картинка
картинка
картинка

На подготовительном этапе вводится глобальное чтение, которое предшествует освоению аналитико-синтетического способа чтения и является обязательным для слабослышащих детей — его эффективность доказана многолетней практикой. Слабослышащие первоклассники учатся складывать слова на основе зрительного анализа целостного образа слова, делая это по образцу и по памяти. Зрительное восприятие слабослышащих детей сохранно, может служить надежной опорой для осмысленного освоения техники чтения с первых уроков обучения грамоте.

Профилактика и коррекция часто встречающихся у слабослышащих первоклассников недостатков мелкой моторики становится обязательным элементом работы учителя в добукварный период обучения технике чтения и письма. С помощью специальных упражнений, представленных в конце каждой страницы, учитель сможет проводить необходимую и специальную работу по коррекции мелкой моторики кисти рук и пальцев.

картинка
картинка
картинка

Важным принципом построения букваря является доступность инструкции к заданиям — используются только знакомые и уже надежно освоенные детьми вербальные инструкции. Это помогает избежать дополнительных трудностей при освоении техники чтения («Покажи», «Прочитай», «Сложи слово» и т.д.). Обязательным является контроль правильности самостоятельного глобального чтения, базовым приемом работы — подбор картинок к табличкам и табличек к картинкам.

Итогом добукварного периода обучения слабослышащих детей технике чтения и письма является их умение читать глобально знакомый речевой материал.

картинка

Букварный период — основной и потому он охватывает большую часть учебника. При обучении грамоте в школе для слабослышащих детей используется тот же метод, что в обучении слышащих детей — аналитико-синтетический, поэтому структура этой части Букваря относительно традиционна. Отличия заключаются в последовательности освоения букв, особом внимании к развитию фонематического слуха детей. Вновь исходным и задающим смысл обучению технике чтения и письма становится сюжетная история, интересная ребенку. Сюжетной картине соответствуют предметные картинки. Теперь уже предлагается прочитать слова, найти новую букву в прочитанных словах, назвать все слова, в которых встречается изучаемая буква, определить на слух и зрительно ее место в данных словах. В конце урока учитель непременно возвращается к сюжетной картинке и вводит в рассказ по ней слова с новой буквой или привлекает к ним внимание детей.

картинка
картинка
картинка
картинка
картинка
картинка
картинка
картинка

Послебукварный период «Букваря» составляют короткие рассказы, стихи и тексты для самостоятельного чтения. Работа завершается тем, что слабослышащий первоклассник начинает осмысленно читать короткие тексты. При обучении грамоте слабослышащего ребенка, оказавшегося в ситуации инклюзивного образования, следует непременно учитывать показанную специфику и накопленный в специальном образовании эффективный методический опыт.

картинка
картинка
картинка
картинка
картинка

*В статье использованы страницы книги "Букварь для школ слабослышащих // Н.Ю. Донская, Н.И. Линикова. - Москва, Просвещение, 1989."

  • 1. Букварь для школ слабослышащих // Н.Ю. Донская, Н.И. Линикова. - Москва, Просвещение, 1989.
  • 2. Основы специального обучения слабослышащих детей [Текст] / Под ред. Р.М. Боскис. - М.: Просвещение, 1968. - 310 с.
  • 3. Рау, Ф.Ф. О механизме восприятия устной речи при нормальном и нарушенном слухе [Текст] / Ф.Ф. Рау // Дефектология. – 1972. – № 6. – С. 23-29.
  • 4. Психология глухих детей [Текст] / под ред. И.М. Соловьева, Ж.И. Шиф, Т.В. Розановой, Н.В. Яшковой. - 2-е изд., стереот. - М.: Советский спорт, 2006. - 448 с.: ил. - (Золотые страницы сурдопедагогики). - Доп. тит. л. изд. 1971 г. - Библиогр.: с. 460-494.

Библиография


Белякова Т.А. Обучение грамоте слабослышащих школьников: общее и специфическое. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №29 2017 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-29/literacy-teaching-for-deaf-pupils-general-and-specific (Дата обращения: 24.04.2024)

©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности