Обучение грамоте слабослышащих школьников: общее и специфическое / Альманах №29 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Альманах №29 "Специальные методы обучения грамоте разных категорий детей с ОВЗ"

Обучение грамоте слабослышащих школьников: общее и специфическое

Т.А. Белякова ГБОУ "Школа 2103", Москва

Обучение грамоте приходящих в специальную (коррекционную) школу слабослышащих детей имеет свои особенности, которые отражаются и в специальном Букваре для этой категории детей, выдержавшем множество изданий.

Общей для слышащих и слабослышащих является цель — это обучение умению читать и писать, овладение звуко-буквенным анализом и синтезом. Общим является и принцип подбора речевого материала для обучения грамоте: он должен быть доступный, знакомый и интересный детям.

Закономерно, что содержание специального букваря соотносится с содержанием программы по изучению родного языка, что вполне согласуется с принципами построения букварей для слышащих детей.

Специфичной является последовательность введения и освоения букв в букваре для слабослышащих детей. Она отлична от той, что принята в обучении слышащих и определяется исключительно произносительными возможностями детей с нарушенным слухом. Соответственно, последовательность освоения букв в букваре для слабослышащих детей соотносится не с программой по родному языку, а с индивидуальными программами формирования и коррекции произносительной стороны речи.

Важное отличие букваря для слабослышащих состоит и в том, что обучение глобальному чтению предшествует обучению аналитическому чтению. Исходной точкой в обучении глобальному и аналитическому чтению является сюжетная история, поэтому прочитываемые слова не изолированы от контекста, не формальны, они связаны общим смыслом с сюжетом.

Структура «Букваря» для слабослышащих детей отражает три этапа их обучения грамоте:

  • добукварный (подготовительный);
  • букварный;
  • послебукварный.

Добукварный период охватывает первые двадцать две страницы Букваря для слабослышащих. Исходным для обучения технике чтения становится целостный сюжет — любопытная жизненная история, представленная в сюжетной картинке, и только под ней предметные картинки, название которых требуется прочитать глобально. Благодаря такому построению работы прочитываемые детьми слова всегда осмысливаются в контексте ранее рассказанной и представленной в картинках истории.

картинка
картинка
картинка
картинка

На подготовительном этапе вводится глобальное чтение, которое предшествует освоению аналитико-синтетического способа чтения и является обязательным для слабослышащих детей — его эффективность доказана многолетней практикой. Слабослышащие первоклассники учатся складывать слова на основе зрительного анализа целостного образа слова, делая это по образцу и по памяти. Зрительное восприятие слабослышащих детей сохранно, может служить надежной опорой для осмысленного освоения техники чтения с первых уроков обучения грамоте.

Профилактика и коррекция часто встречающихся у слабослышащих первоклассников недостатков мелкой моторики становится обязательным элементом работы учителя в добукварный период обучения технике чтения и письма. С помощью специальных упражнений, представленных в конце каждой страницы, учитель сможет проводить необходимую и специальную работу по коррекции мелкой моторики кисти рук и пальцев.

картинка
картинка
картинка

Важным принципом построения букваря является доступность инструкции к заданиям — используются только знакомые и уже надежно освоенные детьми вербальные инструкции. Это помогает избежать дополнительных трудностей при освоении техники чтения («Покажи», «Прочитай», «Сложи слово» и т.д.). Обязательным является контроль правильности самостоятельного глобального чтения, базовым приемом работы — подбор картинок к табличкам и табличек к картинкам.

Итогом добукварного периода обучения слабослышащих детей технике чтения и письма является их умение читать глобально знакомый речевой материал.

картинка

Букварный период — основной и потому он охватывает большую часть учебника. При обучении грамоте в школе для слабослышащих детей используется тот же метод, что в обучении слышащих детей — аналитико-синтетический, поэтому структура этой части Букваря относительно традиционна. Отличия заключаются в последовательности освоения букв, особом внимании к развитию фонематического слуха детей. Вновь исходным и задающим смысл обучению технике чтения и письма становится сюжетная история, интересная ребенку. Сюжетной картине соответствуют предметные картинки. Теперь уже предлагается прочитать слова, найти новую букву в прочитанных словах, назвать все слова, в которых встречается изучаемая буква, определить на слух и зрительно ее место в данных словах. В конце урока учитель непременно возвращается к сюжетной картинке и вводит в рассказ по ней слова с новой буквой или привлекает к ним внимание детей.

картинка
картинка
картинка
картинка
картинка
картинка
картинка
картинка

Послебукварный период «Букваря» составляют короткие рассказы, стихи и тексты для самостоятельного чтения. Работа завершается тем, что слабослышащий первоклассник начинает осмысленно читать короткие тексты. При обучении грамоте слабослышащего ребенка, оказавшегося в ситуации инклюзивного образования, следует непременно учитывать показанную специфику и накопленный в специальном образовании эффективный методический опыт.

картинка
картинка
картинка
картинка
картинка

*В статье использованы страницы книги "Букварь для школ слабослышащих // Н.Ю. Донская, Н.И. Линикова. - Москва, Просвещение, 1989."

Печать
Библиография
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Белякова, Т.А.  Обучение грамоте слабослышащих школьников: общее и специфическое [Электронный ресурс] / Т.А. Белякова // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2017. –  Альманах №29. – Электрон. ст. - Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanac-29/literacy-teaching-for-deaf-pupils-general-and-specific
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.