Альманах №30
02.10.2017 Дата публикации статьи: 02.10.2017
Альманах №30 · Кохлеарная имплантация. Какая реабилитация нужна ребенку после КИ?
Альманах №30 · Кохлеарная имплантация. Какая реабилитация нужна ребенку после КИ?

Коммуникативные умения детей с КИ, не прошедших или не завершивших реабилитации. Результаты эмпирического исследования

Ильюшина С.В. ГБОУ школа-интернат №33 Выборгского района, Санкт-Петербург
Красильникова О.А. ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», Санкт-Петербург
Люкина А.С. ФГБОУ ВО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», Санкт-Петербург

Для полноценного использования слуховых возможностей, полученных в результате кохлеарной имплантации (КИ), детям необходима послеоперационная реабилитация. В настоящее время разработано два подхода к реабилитации: слуховой метод (И.В. Королёва) [2] и "3П-реабилитация" - подход, базирующийся на традициях отечественной научной школы сурдопсихологии и сурдопедагогики (Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина) [4,6], а также соответствующая ему онтогенетически ориентированная система работы сурдопедагога с ребенком (А.И. Сатаева) [6,7]. Вместе с тем остается достаточно большим количество имплантированных детей младшего школьного возраста, которые не прошли реабилитацию в полной мере [1]. Такие дети вынужденно обучаются в школах для слабослышащих и позднооглохших. Одной из центральных проблем является состояние их коммуникативных умений.

В организованном нами исследовании коммуникативных умений приняли участие 40 учащихся начальных классов с КИ (от 7 до 11 лет), обучающиеся в среде слабослышащих школьников [3].

Все дети экспериментальной группы до имплантации использовали слуховые аппараты. На момент проведения операции они в разной степени владели вербальной коммуникацией: 10 % детей дошкольного возраста вступали в вербальную коммуникацию и использовали фразовую речь; 10 % составили дети раннего возраста, у которых на момент имплантации не было и не могло еще быть развернутой речи; 80 % детей не владели самостоятельной фразовой речью, их коммуникация осуществлялась другими средствами. Имплантация была сделана в возрасте от 2 до 10 лет. Все дети проходили реабилитацию по месту проведения операции, однако реабилитация по месту жительства проводилась в различных учреждениях: в ДОУ комбинированного вида (47,5 %), компенсирующего (15 %), общеразвивающего и дополнительно занимались с сурдопедагогами (27,5 %), или проходили реабилитацию в центрах реабилитации слуха (10 %). Большинство испытуемых на момент проведения констатирующего эксперимента были способны воспринимать на слух речь разговорной громкости, однако ее понимание было неточным, неполным, ограниченным в условиях открытого выбора. 80 % испытуемых с КИ периодически или постоянно сопровождали устную коммуникацию дактильным проговариванием или жестовой речью.

Таким образом, характеристика детей с КИ подтверждает тот факт, что в экспериментальную группу вошли имплантированные глухие школьники, не завершившие реабилитацию, использующие имплант как слуховой аппарат и вынужденно оказавшиеся в среде слабослышащих.

Изучение коммуникативных умений школьников было организовано по трем направлениям педагогической диагностики: 1) в процессе общения детей друг с другом и взрослыми; 2) в процессе сотрудничества со сверстниками в организации совместного дела; 3) в процессе передачи информации на основе прочитанных текстов и создания рассказа по картине/серии картин.

Диагностика коммуникативных умений по всем направлениям осуществлялась в форме выполнения детьми индивидуальных заданий и наблюдения за ними в учебной деятельности и естественных условиях общения на переменах. Программа исследования в процессе индивидуального выполнения заданий составлена с учетом рекомендаций и заданий А.Г. Зикеева, К.В. Комарова, К.Г. Коровина, О.А. Красильниковой, Е.Г. Речицкой, Е.В. Пархалиной, Г.А. Цукерман, Н.Е. Вераксы.

Изучение коммуникативных умений по первому направлению педагогической диагностики предполагало организацию наблюдения за общением детей со взрослыми и сверстниками на уроках и переменах. Обратимся к видеофрагментам.

На видеофрагменте 1 - беседа имплантированного первоклассника со взрослым. Мальчик участвует в диалоге, внимательно слушает, не отвлекается, старается понять собеседника, в случае непонимания переспрашивает. Иногда ему требуется повтор ранее сказанного, иногда – его перефразирование или наводящие вопросы. Ответы ребенка на вопросы логичные, конструктивные, но самостоятельная речь не всегда понятна. Ученик следит за пониманием его речи взрослым, если чувствует, что не понят – повторяет фразы устно или устно-дактильно. Однако качество устной речи при этом не улучшается. Вместе с тем во время беседы о празднике в школе ребенок не только отвечает на заданные вопросы, но и сам проявляет инициативу, распространяя свои ответы дополнительной информацией (Будут песни и стихи).

Видео 1. Беседа со взрослым Фрагмент беседы имплантированного первоклассника со взрослым

2017-09-04

Фрагмент беседы имплантированного первоклассника со взрослым

На видеофрагменте 2 представлено наблюдение за действиями учащихся 1-го класса до начала занятия с учителем-дефектологом. Хорошо видно, что дети между собой не общаются. В какой-то момент у них возникает короткая беседа о том, где у каждого из них проходят индивидуальные занятия. Но она не получает дальнейшего развития. При этом видно, что мальчик, который ее начал, хочет продолжить разговор, но затрудняется, так как не находит поддержки речевого общения со стороны одноклассника, который занимается своими делами: что-то читает на двери, кривляется перед зеркалом. Обращает на себя внимание и тот факт, что оба школьника не здороваются с вышедшим из кабинета учителем.

Видео 2. Общение со сверстником Видеофрагмент наблюдения за взаимодействием и общением первоклассмников с кохлеарными имплантами до начала занятия с учителем-дефектологом

2017-09-04

Наблюдение за действиями учащихся с КИ 1-го класса до начала занятия с учителем-дефектологом

Стоит отметить, что хорошее понимание и владение устной речью, как у представленных на видеофрагментах первоклассников, демонстрируют не все имплантированные школьники. В целом изучение коммуникативных умений школьников с КИ в процессе их общения друг с другом и взрослыми показало, что 80 % из них не всегда воспринимают обращенную речь, им часто необходима опора на дактильную или письменную (в виде опорных слов на доске). Дети часто сопровождают свою речь дактилированием, некоторые при общении со сверстниками в неформальной обстановке переходят на жестовую речь. Мало кто из них переспрашивает то, что не понял, ориентируясь при затруднениях на действия одноклассников, не обращаясь к учителю. При этом они не стремятся к взаимодействию со сверстниками и взрослыми, не всегда способны выстроить верную линию поведения: отказывают сверстникам в помощи, игнорируют их, ввязываются в драку. Не всегда соблюдают элементарные нормы речевого этикета и правила поведения на уроке и занятиях.

Второе направление педагогической диагностики – изучение коммуникативных умений в процессе сотрудничества – осуществлялось в ходе совместного выполнения детьми заданий. В условиях индивидуального выполнения заданий использовалась методика «Рукавички» Г.А. Цукерман.

Детям предлагалась устная инструкция: «Это рукавички. Раскрасьте их так, чтобы они были одинаковыми. Но сначала договоритесь о том, как вы будете работать». После этого педагог уточняет понимание задания, при необходимости сопровождая речь дактилированием.

Видеофрагмент 3 демонстрирует совместную работу учащихся 1-го класса с КИ по выполнению задания «Рукавички». После получения задания девочки начинают раскрашивать каждая свою рукавичку, не обсуждая работу и не собираясь действовать вместе. Они увлеченно выбирают цвета для своего рисунка, не обращая внимания на действия друг друга. Их речевая активность касается только технической стороны: сначала у одной из них поломался карандаш, и она попросила его у подруги, потом им понадобилась резинка. Все остальное время девочки не общаются и никак не сотрудничают друг с другом для достижения общего результата.

Видео 3. Работа в паре Видеофрагмент совместной работы учащихся 1-го класса с КИ в паре по выполнению задания «Рукавички»

2017-09-04

Видеофрагмент совместной работы учащихся 1-го класса с КИ в паре по выполнению задания «Рукавички»

На видеофрагменте 4 представлено окончание выполнения работы. Рукавички у одноклассниц получаются разными. Одна из девочек завершает работу и только после вопроса взрослого вспоминает, что варежки должны были быть одинаковыми, и немного озадачивается этим. Другая девочка подтверждает то, что рисунки разные, и продолжает свою работу, не меняя выбранные цвета и нисколько не задумываясь о том, что их задание будет выполнено неверно. Однако и первая девочка очень быстро забывает о конечном результате работы, переключаясь на раскладывание цветных карандашей. Когда детей снова спрашивают о рисунках, они опять ведут себя по-разному: первая признает, что они сделали неправильно, а вторая говорит: «А я разные люблю».

Видео 4. Обсуждение работы Видеофрагмент обсуждения совместной работы учащихся 1-го класса с КИ в паре по выполнению задания «Рукавички»

2017-09-04

Видеофрагмент обсуждения совместной работы учащихся 1-го класса с КИ в паре по выполнению задания «Рукавички»

Наблюдение за совместным раскрашиванием рукавичек учащихся с кохлеарными имплантами 2-4-х классов свидетельствуют о сходных результатах. В процессе работы дети часто переходят к соревнованию в скорости или увлекаются дизайном своего рисунка. При этом школьники практически не обсуждают свои действия и получают разные результаты. Вместе с тем четвероклассники больше следят друг за другом, проверяют свою работу и работу друга и на заключительном этапе готовы исправить ошибку, если сами заметят ее или на нее укажет партнер.

Таким образом, анализ коммуникативных умений младших школьников с КИ в процессе сотрудничества показал, что при выполнении общего задания они редко готовы к его совместному решению, мало контролируют свою деятельность и деятельность друга, увлекаясь процессом и забывая об общем результате. Это приводит к тому, что в процессе работы они почти не сравнивают собственные действия с действиями товарища и не всегда исправляют свои ошибки. Они не стремятся высказывать свою точку зрения на выполнение общего задания, практически не пользуются устной речью при коллективной работе.

Третье направление педагогической диагностики – изучение коммуникативных умений детей в процессе передачи информации на основе прочитанных текстов и создания рассказа по картине/серии картин – показало, что умение оформлять свои мысли в устной речи сформировано у относительно небольшого числа учащихся начальных классов с КИ. Приведем примеры работы первоклассников с КИ с серией картин.

Видеофрагмент 5 наглядно демонстрирует, что у детей не вызывает затруднений установление последовательности картин. Первоклассники раскладывают их в правильном порядке. Однако при составлении связного высказывания школьники перескакивают с картинки на картинку, затрудняются в подборе лексических средств, в плане конструктивной организации предложения, допускают грамматические, морфологические и синтаксические ошибки. Чаще всего дети пользуются структурой двухсоставного предложения, некоторые из них помогают себе жестами и дактилированием. Вместе с тем отдельные учащиеся при составлении рассказа верно и последовательно описывают события, используют распространенные и даже сложные предложения.

Видео 5. Работа с картинками Первоклассники с КИ устанавливают последовательность картинок, раскладывая их в правильном порядке

2017-09-04

Видеофрагмент коррекционного занятия, на котором учащиеся 1-го класса с КИ обсуждают результат совместной работы в паре по выполнению задания «Рукавички»

Сходные результаты получены и при ответах на вопросы по прочитанному тексту. Обратимся к примерам.

Учащимся 1-го классов для прочтения был предъявлен текст:

«Митя и Витя лепили снежные бабы. Носы бабам сделали из морковок, а вместо глаз воткнули угольки. Хорошие получились снежные бабы!

Митя поставил бабу на горку. А Витя поставил бабу под ёлкой. А потом выглянуло солнце. Солнце сильно грело. Одна снежная баба растаяла».

После прочтения детям были заданы следующие вопросы: О ком рассказ? Что делали мальчики? Куда поставил свою бабу Митя? А Витя? Как ты думаешь, чья баба растаяла? Почему?

Видеофрагмент 6 наглядно показывает, что большинство первоклассников умеет читать вслух полными словами или по слогам. Некоторые во время чтения спрашивают о том, что им непонятно (баб), однако после этого начинают читать сначала, а не с того места, на котором остановились.

Видео 6. Чтение текста Чтение текста первоклассниками с КИ

2017-09-04

Видеофрагмент коррекционного занятия - чтение текста первоклассниками с КИ

Видеофрагменты 7-11 свидетельствуют, что не все школьники хорошо понимают то, что прочитали, они плохо ориентируются в тексте, не могут ответить на вопросы не только аналитического характера, но и по его фактическому содержанию, например, О ком рассказ? Куда поставил свою бабу Митя? А Витя? Отвечая на вопросы, отдельные учащиеся выбирают фразы или слова из текста, часто не подходящие по смыслу. Так, на вопрос «О ком рассказ?» девочка зачитывает первое предложение: «Митя и Витя лепили снежные бабы». Иногда дети придумывают сами то, чего не было в рассказе: «Он на горку поставил, а потом спрятал под крышу». Часть школьников при ответе на вопросы используют дактилирование. Кроме этого, некоторые имплантированные школьники не всегда понимают вопрос (Куда поставил свою бабу Митя? Как ты думаешь, чья баба растаяла?), им требуется дополнительное разъяснение, уточняющие вопросы, показ соответствующего места в тексте или помощь в виде устно-дактильного предъявления. Вместе с тем ответы некоторых детей свидетельствуют о верном понимании прочитанного, умении донести информацию из текста до собеседника, способности устанавливать причинно-следственные связи: «Как ты думаешь, чья баба растаяла? Почему?» – «Митина, потому что он на солнышке, а Витя поставил под елкой, солнце не может разгрить».

Видео 7. Первый вопрос на понимание прочитанного текста Понимание прочитанного текста первоклассниками с КИ

2017-09-04

Видеофрагмент коррекционного занятия - понимание прочитанного текста первоклассниками с КИ

Видео 8. Второй вопрос на понимание прочитанного текста Понимание прочитанного текста первоклассниками с КИ

2017-09-04

Видеофрагмент коррекционного занятия - понимание прочитанного текста первоклассниками с КИ

Видео 9. Третий вопрос на понимание прочитанного текста Понимание прочитанного текста первоклассниками с КИ

2017-09-04

Видеофрагмент коррекционного занятия - понимание прочитанного текста первоклассниками с КИ

Видео 10. Четвертый вопрос на понимание прочитанного текста Понимание прочитанного текста первоклассниками с КИ

2017-09-04

Видеофрагмент коррекционного занятия - понимание прочитанного текста первоклассниками с КИ

Видео 11. Пятый вопрос на понимание прочитанного текста Понимание прочитанного текста первоклассниками с КИ

2017-09-04

Видеофрагмент коррекционного занятия - понимание прочитанного текста первоклассниками с КИ

Анализ результатов исследования показывает, что младшие школьники с КИ, обучающиеся в школе для слабослышащих и позднооглохших детей, испытывают затруднения в коммуникативных умениях, требующих внимания к собеседнику и ориентации на его личность, необходимых в совместной и учебной деятельности. Выявлена положительная динамика развития данных умений у детей с КИ в ходе специального начального школьного обучения, однако в большинстве случаев уровень их коммуникативных умений оказывается недостаточен для полноценного общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

Вместе с тем сравнительный анализ использования коммуникативных умений школьниками с КИ в условиях выполнения индивидуальных заданий и на уроках и переменах показывает, что коммуникативная активность имплантированных учащихся на уроках значительно ниже, чем при индивидуальной работе с экспериментатором. Учащиеся с КИ, владея в определенной мере умениями и применяя их в индивидуальном общении в специально организованных условиях, на уроке пользуются ими значительно реже.

По результатам исследования оказалось возможным разделить учащихся с КИ на три группы в зависимости от сформированности коммуникативных умений.

К первой группе относятся школьники, которые при общении ориентируются на собеседника: внимательно слушают, участвуют в диалоге, понимают речевое обращение и переспрашивают при непонимании, оценивают его эмоциональное состояние, соблюдают правила поведения и нормы речевого этикета. Они передают свои мысли с помощью устной речи, при необходимости готовы повторить или перефразировать сказанное; полно понимают прочитанный адаптированный текст и верно отвечают на вопросы по нему. Дети готовы к сотрудничеству со сверстниками: они сообщают свое мнение, контролируют свои действия и действия одноклассника, сравнивают их, могут исправить свою работу для достижения общей цели. В первую группу вошли 2,5 % школьников с КИ.

Обучающиеся второй группы стараются слушать собеседника, однако не всегда понимают обращенную речь слухо-зрительно, опираясь на помощь в виде устно-дактильного предъявления, испытывают сложности при построении диалога, редко проявляют инициативу в общении. Они употребляют этикетные формулы, стремятся использовать устную речь, но при трудностях в восприятии и воспроизведении употребляют дактильную или жестовую форму речи, с одноклассниками переходят на жестовую. В связной речи такие дети испытывают затруднения в плане конструктивной организации предложения; грамматическое оформление высказывания характеризуется наличием морфологических и синтаксических ошибок. Они не умеют ориентироваться в прочитанном тексте, воспринимают его фактическую сторону, с трудом устанавливают причинно-следственные связи. В совместном решении задачи обучающиеся сотрудничают с неохотой, иногда соглашаясь во всем с партнером. Одни из них высказывают свое мнение редко, даже если действия одноклассника не нравятся, другие, наоборот, руководствуются только своей точкой зрения, не принимая другой. В то же время они готовы оказать партнеру помощь и исправить свои ошибки, если это повлияет на общий результат работы. Вторую группу составили 65 % учащихся с КИ.

В третью группу вошли младшие школьники, которые при общении постоянно отвлекаются и не слушают собеседника, с трудом воспринимают речевое обращение слухо-зрительно, но не переспрашивают непонятое, плохо понимают эмоциональные состояния собеседников. В общении с учителем используют дактильную и жестовую речь, с одноклассниками общаются только с помощью жестовой речи. Связная речь таких детей представляет собой слова-предложения, несущие функциональное сообщение, при этом они не следят за пониманием их речи собеседником. Дети плохо понимают содержание прочитанного текста и затрудняются отвечать на вопросы по нему. При решении общих задач школьники не сотрудничают, все делают самостоятельно, не ориентируясь на одноклассника или соревнуясь с ним в скорости выполнения задания. Вместе с тем они могут включиться во взаимодействие при активности партнера по деятельности. В третью группу вошли 32,5 % младших школьников с КИ.

Таким образом, проведенное исследование достаточно убедительно свидетельствует о слабом владении коммуникативными умениями младшими школьниками с КИ, не прошедшими послеоперационную реабилитацию и обучающимися в среде слабослышащих. Основными причинами их отставания от слабослышащих сверстников являются затруднения сурдопедагогов в организации занятий со школьниками с КИ, взаимодействие родителей со своим ребенком как с глухим, отсутствие опыта общения имплантированных детей со слышащими сверстниками. Эти причины касаются коррекционно-образовательного процесса и могут быть устранены при верно организованном подходе [5]. Однако максимальная реализация реабилитационного потенциала развития коммуникации и речи у детей с КИ может быть обеспечена только при условии организации повсеместной полноценной реабилитации после операции кохлеарной имплантации.

  • 1. Дети с КИ в школьном возрасте: четыре истории развития [Электронный ресурс] / М.Р. Хайдарпашич, Е.В. Зельдина, А.И. Сатаева // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2016. – Альманах №24. – Электрон. ст. - Режим доступа: http://alldef.ru/ru/artic
  • 2. Королева, И.В. Кохлеарная имплантация глухих и взрослых (электродное протезирование слуха) [Текст]. – СПб.: КАРО, 2008.
  • 3. Красильникова, О.А., Люкина, А.С. Результаты исследования коммуникативных умений младших школьников с кохлеарными имплантами [Электронный ресурс] / О.А. Красильникова, А.С. Люкина // Письма в Эмиссия. Оффлайн. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – Режим
  • 4. Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Подход к реабилитации ребенка после кохлеарной имплантации [Текст] / О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова // Дефектология. – 2016. - №4. – С. 44-51.
  • 5. Люкина А.С., Красильникова О.А. Подходы к формированию коммуникативных умений у детей с кохлеарными имплантами, обучающихся в среде для слабослышащих и позднооголохших [Текст] / А.С. Люкина, О.А. Красильникова // Проблемы современного педагогического обра
  • 6. Психолого-педагогическая помощь после кохлеарной имплантации. Реализация новых возможностей ребенка [Текст]: монография / Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Н.Д. Шматко и др. - М.: Полиграф сервис, 2014. – 192 с.
  • 7. Сатаева, А.И. Запускающий этап реабилитации ребенка с КИ: четыре сессии работы сурдопедагога [Электронный ресурс] / А.И. Сатаева // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2016. – Альманах №24. – Электрон. ст. - Режим доступа: http://alldef.ru/ru

Библиография


Ильюшина С.В., Красильникова О.А., Люкина А.С. Коммуникативные умения детей с КИ, не прошедших или не завершивших реабилитации. Результаты эмпирического исследования. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №30 2017 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-30/communicative-skills-of-children-with-ci-that-have-not-undergone-or-have-not-completed-the-rehabilitation-of-the-results-of-empirical-research (Дата обращения: 29.03.2024)

©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности