Выпуски

Ранняя помощь: от исследований к практике

Альманах №32 · Выпуск шестой · 2018 год

Альманах №32. Ранняя помощь: от исследований к практике
Выпуск Альманаха посвящен вопросам психолого-педагогической помощи близким детей с ОВЗ в овладении способами коммуникации, отвечающей их особым потребностям. Понятно, насколько такая помощь важна для детей раннего возраста, когда создание условий развивающего взаимодействия особенно значимо для прогноза развития. Создание таких условий, в первую очередь, связано с преодолением трудностей формирования первой ведущей деятельности ребенка – его непосредственно-эмоционального общения с близким взрослым. В качестве метода выявления и преодоления специфических трудностей развития общения ребенка с близким человеком предлагается разработанный и апробированный в цикле исследований авторов этого номера метод экспертного анализа видеоматериалов, фиксирующих ситуации естественного и специально организованного взаимодействия матери и ребенка.

Возможности использования метода видео-наблюдения в решении исследовательских и прикладных задач ранней помощи

Серкина А.В.
В материалах статьи на основе аналитического обзора литературы представлены возможности метода наблюдения в ходе эмпирического изучения и оценки взаимодействия матери и ребенка первых лет жизни, в практике психодиагностической, психотерапевтической и педагогической работы с семьями ребенка раннего возраста, включая детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова

Возможности использования метода видео-наблюдения в решении исследовательских и прикладных задач ранней помощи

ранняя помощь
дети с ограниченными возможностями здоровья
взаимодействие матери и ребенка раннего возраста
метод наблюдения
анализ видеоматериалов взаимодействия взрослого и ребенка

Исследование общения взрослого и ребенка первых лет жизни с ограниченными возможностями здоровья: методический инструментарий

Разенкова Ю.А. , Орлова Е.В. , Одинокова Г.Ю. , Кудрина Т.П. , Айвазян Е.Б.
В статье представлена методика изучения общения ребенка с близким взрослым, включающая экспериментально апробированные процедуры сбора, обработки и анализа видеоматериалов взаимодействия, квалификационную сетку анализа коммуникативного поведения взрослых и детей различных категорий младенческого и раннего возраста; систему параметров оценки пространственно-временных, процессуальных и содержательных характеристик общения.
Ключевые слова

Исследование общения взрослого и ребенка первых лет жизни с ограниченными возможностями здоровья: методический инструментарий

ранняя помощь
дети с ограниченными возможностями здоровья
взаимодействие взрослого и ребенка раннего возраста
анализ видеоматериалов взаимодействия взрослого и ребенка
коммуникативные действия взрослого в общении с ребенком

Варианты развития общения у детей первых лет жизни с различными ограничениями здоровья

Айвазян Е.Б. , Разенкова Ю.А.
В материалах статьи представлены варианты, отражающие различное содержание, объем и качество трудностей в развитии общения детей раннего возраста с ОВЗ и близких взрослых. Приводятся данные о частоте выделенных вариантов коммуникативного поведения у детей младенческого и раннего возраста с тяжелыми нарушениями зрения, синдромом Дауна и органическим поражением ЦНС.
Ключевые слова

Варианты развития общения у детей первых лет жизни с различными ограничениями здоровья

ранняя помощь
дети с ограниченными возможностями здоровья
взаимодействие матери и ребенка раннего возраста
развитие общения ребенка раннего возраста
варианты трудностей развития общения
анализ видеоматериалов взаимодействия взрослого и ребенка
дети младенческого возраста с тяжелыми нарушениями зрения
дети раннего возраста с синдромом Дауна
дети раннего возраста с органическим поражением ЦНС

Анализ коммуникативных инициатив матери ребенка второго года жизни с органическим поражением центральной нервной системы

Орлова Е.В.
В статье описаны и иллюстрированы примерами особенности поведения матерей с детьми раннего возраста с органическим поражением ЦНС в специально созданных ситуациях общения. Обосновывается предположение о том, что основным механизмом трудностей развития общения этой категории детей является несоответствие коммуникативного поведения матери возможностям и потребностям ребенка.
Ключевые слова

Анализ коммуникативных инициатив матери ребенка второго года жизни с органическим поражением центральной нервной системы

ранняя помощь
дети с ограниченными возможностями здоровья
взаимодействие матери и ребенка раннего возраста
развитие общения ребенка раннего возраста
анализ видеоматериалов взаимодействия взрослого и ребенка
коммуникативные действия взрослого в общении с ребенком
дети с органическим поражением центральной нервной системы

Особенности коммуникативного поведения детей второго-третьего года жизни с синдромом Дауна и трудности его интерпретации близким взрослым

Одинокова Г.Ю.
В статье описаны и проанализированы некоторые особенности поведения детей раннего возраста с синдромом Дауна, осложняющие их общение с близким взрослым. Показано, что отказ от общения, специфические противоречивые коммуникативные действия ребенка являются сигналом неблагополучия в развитии общения ребенка, которое связано с недостатками коммуникативного поведения близкого взрослого.
Ключевые слова

Особенности коммуникативного поведения детей второго-третьего года жизни с синдромом Дауна и трудности его интерпретации близким взрослым

ранняя помощь
дети с ограниченными возможностями здоровья
взаимодействие матери и ребенка раннего возраста
развитие общения ребенка раннего возраста
анализ видеоматериалов взаимодействия взрослого и ребенка
коммуникативные действия взрослого в общении с ребенком
дети раннего возраста с синдромом Дауна

Взаимодействие воспитателей с детьми-сиротами с тяжелыми множественными нарушениями развития вне ситуации ухода за ними

Серкина А.В.
Статья посвящена анализу взаимодействия воспитателей с детьми с тяжелыми и множественными нарушениями развития во время досуга. Описаны отдельные феномены взаимодействия, способствующие и препятствующие психическому развитию ребенка. Описаны трудности, с которыми сталкивается взрослый при взаимодействии с данной категорией детей.
Ключевые слова

Взаимодействие воспитателей с детьми-сиротами с тяжелыми множественными нарушениями развития вне ситуации ухода за ними

ранняя помощь
дети с ограниченными возможностями здоровья
взаимодействие матери и ребенка раннего возраста
развитие общения ребенка раннего возраста
анализ видеоматериалов взаимодействия взрослого и ребенка
коммуникативные действия взрослого в общении с ребенком
дети с тяжелыми множественными нарушениями развития
дети с глубокой степенью умственной отсталости
дети-сироты

Формирование специальных коммуникативных умений у матерей слепых младенцев с опорой на анализ видеоматериалов

Кудрина Т.П.
В статье рассматривается применение методики анализа видеоматериалов взаимодействия матери с ребенком в контексте формирования коммуникативных умений матерей, воспитывающих недоношенных слепых младенцев. На основе идеи П.Я. Гальперина об ориентировочной основе действия акцент в обучении взрослых делается на освоении ими системы критериев, являющихся основанием для планирования, оценки и изменения собственного поведения во взаимодействии с ребенком.
Ключевые слова

Формирование специальных коммуникативных умений у матерей слепых младенцев с опорой на анализ видеоматериалов

ранняя помощь
дети с ограниченными возможностями здоровья
взаимодействие матери и ребенка раннего возраста
развитие общения ребенка младенческого возраста
анализ видеоматериалов взаимодействия взрослого и ребенка
коммуникативные действия взрослого в общении с ребенком
коммуникативные умения взрослого в общении с ребенком с ограниченными возможностями здоровья
дети младенческого возраста с тяжелыми нарушениями зрения
©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности