Среди особенностей коммуникативного развития детей с синдромом Дауна в раннем возрасте наряду с более поздним появлением и своеобразием ответного и инициативного поведения ребенка [Каннингхэм К.К.,Гленн С.М.,1991 Кумин Л,2004 Spiker D.,2011] исследователи упоминают поведенческие трудности, которые наблюдаются ближе к двухлетнему возрасту. Речь идет об игнорировании просьб или обращений взрослого, аутостимуляции, агрессии, капризах, упрямстве, «сверхактивном» поведении, стереотипных действиях, реакциях протеста и т.д. [Уайт П.,2008 Fidler D.J.,2005]. Сложности в поведении негативно влияют на общение ребенка с близкими взрослыми и создают препятствия при его обучении. Указывая на это, исследователи ищут причины и способы коррекции такого поведения [Фили К.М.,Джоунз Э.А.,2010].
В данном исследовании предпринята попытка выявить и описать коммуникативные феномены, которые являются предвестниками известных поведенческих трудностей. В эксперименте приняли участие 33 диады мать – ребенок, в которых было 15 детей с синдромом Дауна (экспериментальная группа – ЭГ) и 18 детей с нормальным развитием (контрольная группа – КГ) [Одинокова Г.Ю.,2016]. Все дети – второго и третьего года жизни. Изучение взаимодействия и общения в парах осуществлялось с применением метода анализа видеоматериалов взаимодействия, подробно представленного в статье данного выпуска альманаха.
В условиях проведенного эксперимента были обнаружены следующие «отклоняющиеся» коммуникативные действия ребенка, которые неблагоприятно влияют на разворачивание диалога. К таким коммуникативным действиям ребенка были отнесены:
- отказ от общения;
- специфические коммуникативные действия;
- противоречивые коммуникативные действия.
Первый феномен – «отказ от общения» – представляет собой неожиданное поведение ребенка, когда во время общения, чаще во второй половине или ближе к концу видеозаписи ребенок уходил от матери, игнорировал ее предложения или отвечал на них протестом, проявлял гнев, агрессию, и общение прерывалось на значительное время. Эта особенность наблюдалась у трети пар мать – ребенок с синдромом Дауна и в одной паре мать – ребенок без особенностей в развитии. Поведение отказа от общения наблюдалось в двух вариантах. В первом ребенок замирает в определенной позе, затихает, действия его затормаживаются, на призывы матери к общению не отвечает или слабо протестует (пассивный отказ от общения). Во втором – ребенок разбрасывает предметы, протестует (отвергающие жесты, недовольные вокализации), кричит, проявляет агрессию, отворачивается и отдаляется от матери (активный отказ от общения). Описываемое поведение ребенка является не только отвержением конкретного предложения матери, ребенок не слышит, не воспринимает другие ее предложения – отказ от общения с матерью приводит к продолжительной паузе во взаимодействии, общение прерывается.
Анализ видеофрагментов общения детей и матерей с фиксацией времени позволяет увидеть, что отказу от общения практически всегда предшествовали сигналы протеста.
11:50. 1 Мать берет и ставит птичку. Ребенок кряхтит, вокализирует, подпрыгивает, приближается к столу, – демонстрирует интерес к игрушке и удовольствие. Сбрасывает со стола все игрушки.
12:01. Мать рукой слегка отстраняет ребенка от стола, говорит, что он опять будет поднимать игрушки. Ребенок приближается к столу вприпрыжку, вокализирует с интонациями удовольствия; берет кубик со стола, отворачивается от матери и бросает его в стену; вокализирует: «У-у-у», издает звуки кряхтения, улыбается.
12:05. Мать наклоняется, грозит пальцем, строго говорит: «Нет, бросать нельзя!».
12:08. Ребенок выпрямляется, изгибает спину, выставляет грудь вперед, руки сжимает в кулаки, – все тело напряжено. Мальчик кричит, смотрит на птичку на столе.
Мать параллельно этому неоднократно просит дать ей пирамидку, указывает на игрушку, показывает жестом «дай-дай».
12:10. Ребенок кричит: «О-О», отмахивается от матери, отстраняет ее руки, бьет по птичке. Мать повторяет просьбу дать ей пирамидку.
12:16. Ребенок выгибает спину, кричит (звук кряхтения, рычания), руки напряжены, ладони раскрыты, жест отталкивания. Не реагирует на обращения матери.
12:17. Мать: «Почему ты сердишься?». Ребенок отворачивается от матери (спина выгнута, тело напряжено), продолжает кричать с интонациями недовольства и протеста.
12:23. Мать говорит: «С., не сердись!». Ребенок отворачивается от матери, сохраняет напряженную позу, трясет руками, кричит и дальше отходит от нее. Описанное поведение ребенка (пребывание в напряженной позе и непрерывающийся крик) сохраняется с 12:16 до 12:28.
Детальный анализ фрагмента длительностью менее минуты дает возможность заметить, что у ребенка был интерес к определенной игрушке – заводной птичке, однако этот интерес проявлялся противоречиво: ребенок дольше смотрел на нее, приближался к ней, улыбался, вокализировал и бил по ней, смахнув со стола на пол вместе со всеми игрушками. Матери не удалось заметить этот интерес, она сдерживала и отстраняла ребенка от стола, с которого он сбрасывал игрушки. На вопросы и запреты матери ребенок сначала реагировал протестом – кричал, напрягал мышцы, швырнул кубик в стену, а затем ушел от матери. После этого общение прервалось: ребенок не слышал и не видел мать.
Дети сообщали матерям о том, что чего-то не хотят, но матерям поначалу удавалось настоять на своем предложении. Однако после этого дети отказывались от любых инициатив и предложений матери, не вникая в их смысл. Общение прерывалось и какое-то время не возобновлялось.
Корреляционный анализ, направленный на поиск взаимосвязи феномена отказа ребенка от общения с другими особенностями поведения ребенка и матери, показал следующее. В поведении ребенка отказы от общения оказываются связанными с низкой инициативностью (r=0,76, р≤0,05), а в поведении матери – с высокой инициативностью и низкой чувствительностью (r=0,70, р≤0,05). Матери предлагали игры, задавали вопросы, требовали от ребенка ответов и т.д. При этом реакции матерей на редкие инициативы детей были недостаточны: матери чаще всего не отвечали на инициативы и предложения детей (не видели их или не придавали им значения) или их отклики были неадекватны содержанию инициативы.
Обнаружена отрицательная корреляция между коммуникативным действием ребенка «Отказ от общения» (r = – 0,70, р≤0,05) и коммуникативным действием матери «Нейтрально или позитивно комментирует все, что привлекает внимание ребенка». Выше было показано, что поведение матери, когда она комментирует то, что находится в ближайшем окружении ребенка и может привлечь его внимание: звуки, явления, предметы, к которым он тянется, игрушки, которые он берет и изучает, – является условием развития как чувствительности, так и инициативности ребенка.
Таким образом, реакции отказов ребенка от общения с матерью можно рассматривать как вариант его протеста на ограничение активности и невозможность удовлетворить свой интерес и предпочтения. Аналогичным образом рассматриваются отказы от общения у детей с расстройствами аутистического спектра, которые также связывают с особенно активным вовлечением ребенка во взаимодействие со стороны взрослых [Никольская О.С.,Баенская Е.Р.,Либлинг М.М. и др.,2003].
Второй феномен – «специфические коммуникативные действия ребенка» – представляет собой некоторые неожиданные, иногда опасные действия, которые совершает ребенок во время общения с матерью и которые заставляют ее переключиться с «разговора», инициатором которого она была, на действия ребенка, вследствие чего разворачивается общение, диалог, связанный с действиями ребенка. Феномен «специфические коммуникативные действия» встречаются в ситуации общения в парах мать – ребенок с синдромом Дауна и мать – нормально развивающийся ребенок с равной частотой (26,67 % и 22,22 %). Это означает, что данный феномен не специфичен для синдрома Дауна и встречается примерно у четверти детско-родительских пар на втором-третьем году жизни ребенка.
Такие проявления поведения ребенка возникают в ответ на предложения матери и их можно оценить как ответные. С другой стороны, действия ребенка не поддерживают, а «перебивают» инициативу матери и сами становятся поводом для нового витка общения, поэтому их можно считать инициативными.
Среди действий ребенка, которые переключали внимание матери, некоторые были опасными: ребенок сильно трет глаза, бьется головой об пол, бросает игрушки во взрослого и др.
Детальный анализ фрагмента видеозаписи с фиксацией времени позволяет увидеть разворачивание «специфического коммуникативного действия ребенка».14:30. Мать предлагает ребенку поиграть с разноцветными и разными по размеру пластмассовыми стаканчиками, вложенными один в другой. После того как ребенок достал по одному все стаканы, мать начинает строить из них башню и привлекает к этому ребенка. Ребенок ставит один стакан на другой, иногда у него это получается, иногда нет. Мать помогает ему, предлагает правильный по размеру стаканчик, разговаривает с ребенком эмоционально, с улыбкой, побуждает ребенка к выполнению действий.
16:15. Ребенок берет предложенный стаканчик (зеленый, с определенным выпуклым рисунком) и изучает его ртом. Мать просит поставить стаканчик на место. Ребенок встает, наклоняется вперед, сгибается пополам: ноги, голова и руки упираются в пол – он «становится на голову» (первый раз), принимает позу, в которой не видит мать. Она приближается к ребенку, разговаривает с ним шутливо, превращает это в игру «Ку-ку», потом сажает его на пол, возвращает к прежнему занятию. Вместе они достраивают башню, ребенок ее разрушает, радуется.
17:25. Мать предлагает ребенку собрать стаканчики: по одному дает ребенку, он вкладывает их один в другой.
17:46. Ребенок берет зеленый стаканчик и изучает его ртом, покусывает край. Мать просит поставить его на место. Ребенок опять «становится на голову» (второй раз). Мать приближается, смотрит на ребенка, с улыбкой говорит: «Ты чуть-чуть ленишься? Ты не хочешь поиграть?». Она щекочет, тормошит ребенка, трогает его за ноги, называет мишкой. Ребенок смотрит на мать, слушает ее, тихо смеется. Она сажает ребенка на пол.
18:05. Ребенок опять «становится на голову» (третий раз). Мать спокойно уговаривает ребенка сесть, говорит о том, что надо собрать стаканчики.
18:15. Она сажает ребенка на пол, ребенок громко вокализирует с интонациями недовольства.
18:21. Ребенок опять упирается головой, руками и ногами в пол (четвертый раз). Мать гладит ребенка по ножкам, говорит, что он утомился. В это время ребенок рукой отрывает и слегка отталкивает руку матери. Мать: «Тебе надоело сидеть?».
18:45. Мать сажает ребенка на пол: «Смотри, как мама будет собирать!». Ребенок смотрит на стаканчики, на действия матери и кричит с недовольством.
18:55. Ребенок опять «становиться на голову» (пятый раз). Мать убирает стаканчики, достает барабан, стучит по нему, привлекает внимание ребенка к игрушке. Мальчик сам садится на пол. Начинает играть с барабаном.
В приведенном наблюдении ребенок пять раз совершает такие действия, которые мать не может игнорировать. В результате она вынуждена отказаться от своей инициативы, предлагает другую игрушку и игру, которые ребенок принимает. «Специфические» коммуникативные действия ребенка в описанном примере указывают на протест, причина которого неясна, однако ребенок не отказывается продолжить общение. Из примера видно, что ребенок проявляет нежелание играть с цветными стаканчиками, но через время соглашается на игру с барабаном. Возможно, ребенок отказывается от определенного сценария игры, предлагаемого матерью и, возможно, хорошо знакомого ребенку: вынимать стаканчики, строить башню, разрушать ее, потом собирать стаканчики, ориентируясь на величину, в которой действия соответствуют дидактическим правилам.
Протестное поведение (первый и второй раз) проявилось после интереса ребенка к зеленому стаканчику, который ребенок стал изучать ртом (облизывать его, покусывать край). Мать не поддержала ребенка, а фактически запретила одни действия с предметом (ориентировочно-исследовательские, самые ранние) и настаивала на других, которые появляются позже. Протест может быть связан с тем, что мать не разрешает ребенку действовать с предметом тем способом, который предпочтителен для ребенка. Можно предположить, что «специфические» действия являются результатом отношений, в которых сдерживается или игнорируется инициативность ребенка.
Корреляционный анализ, направленный на поиск взаимосвязи феномена специфических коммуникативных действий ребенка с другими особенностями поведения ребенка и матери, показал следующее.
В поведении ребенка «специфические коммуникативные действия» имеют отрицательную связь с неоднократным проявлением инициатив (r = – 0,64; р ≤ 0,05). Часто при наличии «специфических» действий наблюдается отказ ребенка от общения (r = 0,53; р ≤ 0,05). У обеих исследованных групп детей «специфические» действия оказались связанными с ограниченным репертуаром средств общения (в контрольной группе r = – 0,66; в парах «мать – ребенок с синдромом Дауна» r = – 0,56; р ≤ 0,05). У детей из контрольной группы отсутствовали или использовались крайне редко предметные средства общения, у детей с синдромом Дауна – предметные и речевые средства общения.
В поведении матери так же, как и в предыдущем случае, обнаружена отрицательная корреляция между «специфическими коммуникативными действиями» ребенка и коммуникативным действием матери «Нейтрально или позитивно комментирует все, что привлекает внимание ребенка» (в группе «мать – ребенок с синдромом Дауна 2-3 года жизни» r = – 0,53, в контрольной группе: r = – 0,48; р ≤ 0,05).
Матери детей с синдромом Дауна со «специфическими» действиями в коммуникации чаще всего не отвечают на инициативы и предложения ребенка, или их ответы неадекватны содержанию инициативы (r = – 0,53, р ≤ 0,05). Это означает, что во время общения с матерью у ребенка есть попытки привлечь ее внимание, чтобы она поиграла с ним или оказала помощь, но мать по какой-то причине не отвечает на них (не видит, не придает значения и т. д.). Или мать реагирует на предложение ребенка, но неадекватно его запросу. Например, мать и ребенок находятся на некотором расстоянии. Ребенок стучит рукой по большим модулям, смотрит на мать. Возможно, он хочет переместить модули или залезть на них. Мать сидит на месте: «Ну что? Играй, играй!».
Протестные «специфические» ответы или инициативы у детей с синдромом Дауна проявляются и тогда, когда матери не понимают их действий и говорят об этом: «Что ты хочешь? Не пойму тебя!». Присутствие «специфических» действий у ребенка указывает на сложности с развитием понимания его матерью: корреляционная связь между «специфическими» действиями и коммуникативным действием матери «демонстрирует непонимание ребенка» (r = 0,74, р ≤ 0,05). Отсутствие со стороны матери действий, направленных на то, чтобы понять, угадать намерения ребенка, наблюдается во втором примере: мать называет возможные причины протеста ребенка, но бездействует.
Таким образом, «специфические коммуникативные действия» ребенка встречаются в диадах как с типично развивающимися детьми, так и с детьми с отклонениями в развитии. В ситуации, когда инициативы ребенка редки, а мать не поддерживает его самостоятельные действия и не пытается понять его намерения, «специфические» коммуникативные действия можно расценивать как активность ребенка, направленную на завоевание внимания матери. Имеющийся у ребенка репертуар средств общения недостаточен, а сниженная чувствительность матери во взаимодействии не помогает ему развивать операциональную составляющую общения, поэтому ребенок фактически изобретает, а затем в практике общения отбирает и все больше предпочитает такие способы воздействия, на которые мать вынуждена обращать внимание.
Третий феномен – «противоречия в коммуникативном действии ребенка», в большинстве случаев приводит к прерыванию общения. Его проявление заключается в том, что в ответе ребенка содержатся средства общения со взаимоисключающим смыслом, например, «да» и «нет». Мать не понимает послание ребенка, сообщает об этом (реплики, типа «Что ты хочешь? Не пойму тебя!») и прерывает общение. Феномен встречался в 40% пар «мать – ребенок с синдромом Дауна» и не встречался в контрольной группе. Дети, у которых наблюдался такой феномен, владели только невербальными средствами общения, что позволяет предположить, что отсутствие данного феномена у типично развивающихся детей связано с наличием речи, которая сводит к минимуму возможность неоднозначной интерпретации невербальных сигналов взрослым.
Часть сигналов ребенка (смотрит на мать, улыбается) выражают интерес ребенка к матери и игрушке, а часть (упирается, выгибается, отводит взгляд) – обратны по значению.
Противоречия в коммуникативных действиях ребенка близки к тому, что было описано Лисиной М. И. (1974), Рузской А. Г. (1974), Сорокиной Т. М. (1977) как факты «амбивалентного поведения», когда у ребенка происходит конфликт двух противоположных стремлений – приблизиться к взрослому и отойти от него. При изучении феномена «амбивалентности» оказалось, что он представляет собой «целостный синдром, который проявляется в локомоциях детей, их эмоциональном состоянии, практических и аффективных связях с окружающими людьми, а также в характере ответа детей на воздействия последних» [Сорокина Т. М.,19779. С.]. Феномен «амбивалентного поведения» представляет собой индивидуально-возрастной вариант, который обнаруживается в общении нормально развивающегося ребенка с малознакомым взрослым и наиболее ярко проявляется на втором году жизни ребенка. В нашем исследовании «послания» с двойным смыслом наблюдались: во-первых, в общении ребенка с синдромом Дауна именно с матерью; во-вторых, не только в ответных, но и в инициативных коммуникативных действиях ребенка, и в его проявлениях, которые еще не стали коммуникативными действиями (например, реагирование ребенка на игрушку, предложенную матерью).
Противоречия в коммуникативных действиях ребенка, выраженные разными средствами, могут быть рассмотрены как отставание в развитии операциональной стороны коммуникативной деятельности. Исследователи, наблюдавшие амбивалентное поведение у типично развивающегося ребенка второго года жизни, говорят о том, что на определенном этапе развития у ребенка, с одной стороны, есть готовность общаться, а с другой – неясность относительно выбора средств [Лисина М.И.,1974 Рузская А.Г.,1974]. По словам Leathers D.G. (1976) 2 в этот период невербальные средства общения для надежности коммуникации должны дублировать друг друга в ответе или реплике ребенка, адресованной взрослому. Процесс подбора средств общения, которые дублируют друг друга по смыслу, дает возможность взрослому постепенно преодолевать двойственность в посланиях ребенка. Это происходит за счет развития практики общения, накопления опыта взаимопонимания в паре, при котором мать учится «читать» сигналы ребенка и придавать им смысл, а у ребенка появляются согласованные по средствам, ясные для матери невербальные отклики и послания.
Таким образом, в невербальном периоде «реплики» ребенка, как при нормальном, так и отклоняющемся развитии, могут содержать смысловые противоречия и быть непонятными для матери. Для дальнейшего развития согласованности важными становятся ответные или последующие действия матери. В нашем исследовании после того, как мать выражает свое непонимание, наблюдались следующие варианты ее поведения:
- мать пребывает в растерянности, замолкает, не инициирует общение;
- мать интерпретирует противоречивые сигналы ребенка как нежелание общаться с ней и прерывает общение.
У 60% детей с синдромом Дауна, также не владеющих речью, но не демонстрирующих данного феномена, в случаях появления непонятных для матери реплик ребенка, у матерей наблюдались следующие реакции:
- мать пыталась дать трактовку непонятным «репликам», наделять их «смыслом» (объективным или позитивным) и пробовала реагировать на них разными способами. Наблюдение за реакцией ребенка помогало ей «догадаться» и сделать правильный выбор;
- мать игнорировала непонятные сигналы и продолжала общение, опираясь на те проявления или средства общения ребенка, которые были ей понятны и могли быть встроены в ход диалога. Так мать удерживала ребенка «в теме» начавшегося общения.
Это сравнение позволяет предположить, что противоречия в коммуникативных средствах ребенка преодолеваются в тех парах, в которых мать не прерывает общение, а ищет способ его продолжения и развития, несмотря на возникающие трудности. При этом ребенок не получает критики, мать как бы удовлетворяется тем качеством его участия в диалоге, которое имеет место.
Корреляционный анализ, направленный на поиск взаимосвязи наличия противоречивых коммуникативных действий с другими особенностями поведения ребенка и матери, показал, что все дети, у которых наблюдались противоречия в репликах, ни разу не проявляли инициативу в общении с матерью в диагностической ситуации или проявляли ее всего единожды (r = 0,87; р ≤ 0,05).
Таким образом, феномен «противоречия в коммуникативных действиях ребенка» является отражением задержки в развитии операциональной стороны общения. На первый взгляд, он кажется следствием отставания в развитии речи, поскольку связан с объективной неоднозначностью невербальных сигналов, но, с другой стороны, он сам тормозит развитие общения, поскольку препятствует развитию диалога и взаимопонимания внутри пары мать – ребенок. Его фиксации способствует особое поведение матери, когда она не поддерживает коммуникативные сигналы ребенка, не предпринимает попыток их интерпретации и прекращает диалог. Тот же самый недостаток поддержки имеющихся ответных действий ребенка, скорее всего, тормозит и развитие инициативных действий, где ребенок в большей степени заинтересован в отклике матери и в том, чтобы быть понятым ею.
В целом, три описанные феномена, в сочетании с низким уровнем инициативности и ограниченным репертуаром средств общения, свидетельствуют о нарушении развития общения и требуют внимания специалистов.
* Исследование выполнено в рамках Государственного задания ФГБНУ ИКП РАО № 25.9040.2017/8.9 «Научно-методическое обеспечение ранней психолого-педагогической профилактики инвалидизации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)».