Альманах №33
12.03.2018 Дата публикации статьи: 12.03.2018
Альманах №33 · Ранняя помощь: лучшие региональные практики
Альманах №33 · Ранняя помощь: лучшие региональные практики

Особенности реализации базовой модели ранней помощи в Республике Марий Эл

Салакина О.М. ГОУ РМЭ "Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции, подготовки семей для принятия детей и их профессионального сопровождения", Йошкар-Ола, Республика Марий Эл

Понимание новых возможностей для развития специального образования в Республике Марий Эл стало отправной точкой в проектировании начальных этапов системы ранней помощи семье с проблемным ребенком и внедрении его результатов на регионально-муниципальном уровнях образования [4]. Была разработана и принята Республиканская целевая программа «Реабилитация и комплексное сопровождение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья на 2007–2010 гг.», где определены задачи и комплекс мероприятий по созданию нового направления в образовании – системы ранней помощи. Заказчиком экспериментального проекта в 2006–2007 гг. стало Министерство образования Республики Марий Эл, основным исполнителем – Государственное образовательное учреждение Республики Марий Эл «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Детство» [5,6].

Цель эксперимента была определена следующим образом – проектирование начальных этапов системы ранней помощи семье с проблемным ребенком, включающее модель взаимодействия и социального партнерства систем здравоохранения, социальной защиты населения и образования в регионе в качестве ее важнейшего системообразующего компонента, и внедрение проекта на регионально-муниципальном уровнях образования в сроки с 2007 по 2010 г. [6].

В рамках проекта Министерство образования Республики Марий Эл обозначило в качестве наиболее важной задачи консолидацию усилий специалистов различной ведомственной принадлежности по обеспечению взаимодействия и социального партнерства в раннем комплексном подходе к реабилитации детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья [6].

Проектирование системы ранней помощи семье с проблемным ребенком на начальном этапе потребовало взаимосвязанного решения трех глобальных задач.

Первая задача была связана с констатацией существующего на то время положения дел в сфере специального образования Республики Марий Эл, с фиксацией основных социальных тенденций, в том числе, состояния здоровья новорожденных и детей раннего возраста, с изучением структуры потребностей семей с проблемными детьми раннего и дошкольного возраста в контексте определения основных проблем и поиска «точки отсчета» к дальнейшему развитию и совершенствованию регионального специального образования.

Подводя итоги в решении задачи первого уровня, можно было сказать, что актуальность и необходимость создания региональной системы ранней помощи определялись следующими факторами:

  • ценностными ориентациями государства и общества в гарантировании прав граждан и предоставлении им возможностей социальной адаптации и развития, активного участия в жизни общества и наиболее полной реализации своей индивидуальности;
  • сложившейся специфической демографической ситуацией в регионе;
  • прогнозируемым в будущем увеличением количества детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов детства, нуждающихся в специальном образовании;
  • прогнозируемым в будущем увеличением количества семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья, выбирающими для своего ребенка общеобразовательную систему;
  • стоящим перед региональным образованием выбором: развитием сети специальных учреждений или созданием условий для постепенного сближения массового и специального образования через развитие процессов интеграции и ранней помощи;
  • отсутствием системы ранней помощи семьям детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в образовании республики как нового структурного элемента системы специального образования, позволяющего создать благоприятные условия для развития интеграционных процессов.

Второй задачей, важной на этапе проектирования системы ранней помощи семье с ребенком с ограниченными возможностями здоровья в Республики Марий Эл, было определение образа желаемого будущего состояния системы, параметры ее строения и функционирования. Выполнение задачи было нацелено на описание совокупности идей и развернутых, но еще недостаточно конкретизированных представлений о желаемом и ожидаемом результате начального этапа становления системы ранней помощи.

В ходе реализации задач второго уровня была создана вариативная модель оказания ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Республике Марий Эл, охватывающая деятельность и функции Министерства образования, Министерства здравоохранения и Министерства социальной защиты населения. В основу вариативной модели оказания ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Республике Марий Эл была положена базовая модель регионально-муниципальной системы (Разенкова Ю.А.), апробированная в образовательном пространстве Самарской области (2001-2007 гг.) [3].

Рисунок 1. Вариативная модель оказания ранней комплексной помощи детям с ОВЗ в Республике Марий Эл, включающая систему межведомственного взаимодействия

Схема вариативной модели оказания ранней комплексной помощи детям с ОВЗ

По горизонтали в модели (рисунок 1) представлены уровни структуры системы, системные функции, а также связи различных уровней:

  • уровень Министерств (разработка нормативной документации, целевых (республиканских) программ, обеспечение материальной базы сопровождения, координация деятельности всех ведомств);
  • республиканский уровень (организационная и методическая работа, координация деятельности учреждений по своей вертикали, исследовательская, экспериментальная деятельность по отработке методик диагностики и сопровождения);
  • муниципальный уровень (непосредственная работа по оказанию ранней помощи).

По вертикали (рисунок 1) представлена иерархия в работе ведомств, отражающая модель взаимодействия и социального партнерства системы образования с системами здравоохранения и социальной защитой населения в качестве системообразующего компонента ранней помощи и социального механизма поддержки семьи ребенка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья.

В рамках разработанной модели учреждения здравоохранения выявляют детей раннего возраста, прежде всего, с выраженной патологией. В настоящее время медицинскими работниками проводится обязательная диспансеризация детей в возрасте до одного года, благодаря чему проблемы в развитии детей выявляются уже на ранних этапах. При этом следует отметить, что вследствие сотрудничества со специалистами системы образования медики начали обращать более пристальное внимание на предикторы возможного неблагополучия в речевом и эмоциональном развитии детей. С другой стороны, из системы образования и социальной защиты населения направляются дети раннего возраста для проведения углубленной медицинской диагностики, позволяющей уточнить проблемы в их развитии (рисунок 2).

Рисунок 2. Горизонтальная структура модели оказания ранней комплексной помощи детям с ОВЗ в Республике Марий Эл

Схема горизонтальной модели оказания ранней комплексной помощи детям с ОВЗ

Работники дошкольных учреждений проводят психолого-педагогическую диагностику развития или функциональных возможностей детей с 1,5 лет. Так, в ходе внедрения этой модели в 2009–2010 учебном году было проведено обследование 81 % детей в возрасте до трех лет и выявлено, что свыше 1/3 из них составляют дети «группы биологического риска», 4 % – имеют те или иные выраженные проблемы развития. Последние направляются в муниципальные службы ранней помощи, функционирующие при Центрах психолого-медико-педагогического сопровождения, которые были открыты при 4 муниципальных Центрах.

В условиях ограниченного финансирования системы образования экономически целесообразным было преобразование муниципальных Центров в межрайонные, обслуживающие детей двух–трех районов. Мобильные группы специалистов выезжают на места и совместно с медицинскими работниками проводят диагностику уровня развития детей, консультируют родителей, составляют индивидуальные программы сопровождения семей, где воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья.

Специалисты Центров также курируют работу педагогов дошкольных групп для детей раннего возраста, тесно сотрудничая с членами психолого-медико-педагогических консилиумов учреждений. В настоящее время консилиумы созданы в 72 % дошкольных учреждений республики.

Дети с ограниченными возможностями здоровья, не охваченные системой дошкольного воспитания, получают помощь специалистов (логопедов, психологов, дефектологов) непосредственно на базе Центров.

Координацию работы и методическое руководство деятельностью по оказанию ранней помощи детям и их семьям осуществляет Лаборатория ранней помощи детям и их семьям, созданная при Республиканском «Центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции, подготовки семей для принятия детей и их профессионального сопровождения «Детство». Сотрудники Центра тесно взаимодействуют с республиканскими учреждениями здравоохранения. Проводят совместные семинары, где специалисты изучают опыт работы коллег в смежной области, вырабатывают единую стратегию совместной деятельности, обсуждают наиболее сложные диагностические случаи. Большую работу сотрудники Лаборатории проводят в Республиканском перинатальном центре, где среди персонала и пациенток распространяется информация о возможностях оказания ранней комплексной помощи детям как в Республике, так и за ее пределами; оказывается психологическая поддержка матерям в случае рождения детей с выраженной патологией, что является также профилактикой социального сиротства детей с ограниченными возможностями здоровья.

Совместная работа проводится и с территориальными службами социальной поддержки населения, которые предоставляют информацию о детях-инвалидах раннего возраста, направляют их на консультации к специалистам Центра «Детство».

Третьей задачей было определение стратегии и тактики перехода от достигнутого состояния системы специального образования Республики Марий Эл к 2006 году к желаемому будущему: начальному этапу становления системы ранней помощи. Предполагалось на основании описания и выбора генеральной стратегии наметить тактику развития подсистем системы ранней помощи. Для этого были определены следующие задачи:

  • обеспечение реализации единой политики в области ранней помощи и реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • совершенствование системы специального образования в Республике за счет создания четырех межрайонных служб ранней помощи детям и их семьям;
  • создание регионального ресурсного центра по проблемам ранней помощи детям на базе Лаборатории ранней помощи детям и их семьям, созданной при Республиканском «Центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции, подготовки семей для принятия детей и их профессионального сопровождения «Детство»;
  • разработка нормативно-правового обеспечения создаваемой системы ранней помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям;
  • обеспечение организационно-методических условий для осуществления модельной реализации создаваемой системы;
  • апробация и внедрение новых организационных форм и современных технологий ранней психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья раннего возраста и их семьям;
  • повышение качества профессиональной подготовки и переподготовки психологических и педагогических кадров, осуществление профессиональной поддержки специалистов, работающих в службах ранней помощи;
  • апробация и внедрение информационных технологий по проблемам сохранения и укрепления психического и соматического здоровья детей с проблемами в развитии; формирование адекватного отношения социума к проблеме раннего выявления и ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям.

Механизм запуска и внедрения модели оказания ранней комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Республике Марий Эл был определен в рамках системы мероприятий Республиканской целевой программы «Реабилитация и комплексное сопровождение детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья».

Система программных мероприятий включала:

  1. Проектирование и открытие служб ранней помощи в Республике.
    • Отбор кадров специалистов для служб ранней помощи по критериям квалификации, профессиональных потребностей и мотивации.
    • Создание и внедрение проектных моделей межрайонных служб ранней помощи в регионе.
    • Создание проектной модели регионального ресурсного центра по проблемам ранней помощи детям на базе Лаборатории ранней помощи детям и их семьям, созданной при Республиканском «Центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции, подготовки семей для принятия детей и их профессионального сопровождения «Детство» и ее реализация;
  2. Нормативно-правовое обеспечение модельной реализации создаваемой региональной системы ранней помощи детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья и их семьям в образовании.
    • Создание нормативно-правового механизма взаимодействия и социального партнерства образования, здравоохранения и социальной защиты населения;
    • Создание современной нормативно-правовой базы Лаборатории ранней помощи детям и их семьям, созданной при Республиканском «Центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции, подготовки семей для принятия детей и их профессионального сопровождения «Детство» в качестве регионального ресурсного центра по проблемам ранней помощи детям;
    • Создание положения о службе ранней помощи со штатным расписанием и квалификационными характеристиками специалистов;
    • Создание пакета документов с типовыми договорами, заключаемыми с учреждениями-партнерами службы ранней помощи.
  3. Материально-техническое обеспечение условий для осуществления модельной реализации создаваемой региональной системы ранней помощи в образовании.
    • Обеспечение служб необходимой мебелью, оборудованием и инвентарем.
    • Обеспечение служб развивающими игрушками и материалами.
    • Обеспечение служб компьютерной, множительной техникой, видеотехникой и телевизорами.
    • Проведение ремонта помещений для служб ранней помощи.
  4. Методическое обеспечение модельной реализации системы ранней помощи в образовании.
    • Обеспечение служб ранней помощи методической литературой.
    • Обеспечение служб ранней помощи технологиями диагностики, видеофильмами, компьютерными программами.
    • Обеспечение служб ранней помощи методической литературой для работы с родителями.
  5. Реализация системы повышения профессиональной подготовки, переподготовки кадров и профессиональной поддержки специалистов служб ранней помощи.
    • Организация и проведение курсов повышения квалификации и подготовки кадров специалистов для системы ранней помощи.
    • Организация систематической и качественной профессиональной поддержки специалистов служб ранней помощи.
    • Проведение семинаров, конференций, круглых столов.
  6. Создание информационной среды, поддерживающей деятельность служб ранней помощи.
    • Разработка и внедрение пакета информационных материалов по работе служб ранней помощи.
    • Работа с региональной прессой, радиовещанием и телевидением.
    • Подготовка образовательных программ, информационно-справочных материалов, связанных с ранней помощью детям с отклонениями в развитии и их семьям, по проблемам реабилитации детей-инвалидов и детей с хроническими заболеваниями.

Получены важные результаты экспериментальной работы, свидетельствующие о высокой социально-экономической эффективности работы служб ранней помощи, подтверждающие выводы, сделанные в исследованиях Института коррекционной педагогики РАО ранее:

  • ранняя помощь обеспечивает максимально широкий охват детей с проблемами в развитии на ранних этапах онтогенеза (помощь оказывается не только детям с уже выявленными отклонениями в развитии, но и детям группы риска младенческого и раннего возрастов, у которых могут чаще, чем у их сверстников, возникать те или иные проблемы в развитии);
  • позволяет преодолевать разрыв между моментом определения первичного нарушения в развитии ребенка и началом оказания комплексной медико-психолого-педагогической помощи, а также консультативной помощи родителям;
  • позволяет предупреждать возникновение вторичных по своей природе нарушений в развитии у детей, обеспечивает максимальную реализацию реабилитационного потенциала и тем самым максимально возможное снижение уровня риска социальной недостаточности ребенка;
  • система ранней помощи позволяет максимально раскрыть возможности и реабилитационный потенциал семьи в оказании помощи и поддержки ребенку;
  • открывает для значительной части детей с ограниченными возможностями здоровья включение в общий образовательный поток (интегрированное обучение) на более раннем этапе возрастного развития (в дошкольном возрасте), что исключает для этих детей необходимость дорогостоящего специального школьного образования.

В настоящее время в рамках реализации «Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08 2016 № 1839-р) в республике проанализирована и систематизирована работа по выявлению и оказанию помощи детям раннего возраста [1,2]. Службы ранней помощи действуют во всех муниципальных психолого-медико-педагогических центрах. Часть дошкольных образовательных организаций в рамках инновационной деятельности также внедряют в работу технологии оказания ранней психолого-педагогической помощи. В результате оказанной психолого-педагогической помощи и медикаментозной терапии у 73 % детей отмечается устойчивая положительная динамика в развитии. Ведение республиканской базы данных о детях с ОВЗ с раннего возраста помогает отслеживать динамику их развития на всех этапах получения ими образования, начиная с раннего возраста до профессионального обучения [1,2].

В целях совершенствования системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ на базе специальных (коррекционных) образовательных организаций с 2014 года организована работа ресурсных площадок [2]. Основными задачами ресурсных площадок являются: обобщение и распространение позитивного опыта работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, включая опыт работы по оказанию ранней комплексной помощи детям с ОВЗ и их семьям; оказание методической (научно-методической) поддержки педагогическим, руководящим работникам других образовательных учреждений по внедрению в практику их работы коррекционных образовательных технологий.

  • 1. Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08 2016 № 1839-р: извлечение из документа // Нормативные документы образовательного учреждения. – 2016. – № 1
  • 2. Информационно-аналитические материалы «О положении детей и семей, имеющих детей, в Республике Марий Эл» за 2016 год / Под ред. Н.А. Шуплецовой, Министра социального развития Республики Марий Эл. – 2017.
  • 3. Разенкова, Ю.А. Предложения по эффективному использованию организационных механизмов для совершенствования и развития системы ранней помощи в различных регионах страны / Ю.А. Разенкова // Дефектология. – 2009. – № 4. – С. 61-64.
  • 4. Швецова, Г.Н. Исследование проблем управления региональной образовательной системой: монография / Г.Н. Швецова. – Йошкар-Ола: Марийский филиал негосударственной автономной некоммерческой образовательной организации «Московский открытый социальный универси
  • 5. Швецова, Г.Н. Теоретические основы управления региональной образовательной системой: монография / Г.Н. Швецова. – Йошкар-Ола: Марийский филиал негосударственной автономной некоммерческой образовательной организации «Московский открытый социальный универси
  • 6. Швецова, Г.Н. Программно-целевое управление региональной образовательной системой [Текст]: монография: в 2 ч. – Йошкар-Ола: МОСИ, 2010. – 226 с.

Библиография


Салакина О.М. Особенности реализации базовой модели ранней помощи в Республике Марий Эл. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №33 2018 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-33/features-of-the-implementation-of-the-basic-model-of-early-intervention-in-the-republic-of-mari-el (Дата обращения: 19.04.2024)

©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности