Реализация базовой модели ранней помощи в Омской области / Альманах №33 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Альманах №33 "Ранняя помощь: лучшие региональные практики"

Реализация базовой модели ранней помощи в Омской области

И.Г. Артемова Министерство образования Омской области, Омск
О.В. Марьенкина Министерство образования Омской области, Омск
Е.В. Орлова ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет», Омск

Национальной стратегией действий в интересах детей, принятой Указом Президента Российской Федерации на 2012–2017 годы, поставлены задачи по защите прав и интересов всех категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в поддержке государства и общества, включая детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [7]. Одним из приоритетных направлений государственной поддержки детей-инвалидов и детей с ОВЗ признано создание единой системы служб ранней помощи, которые бы включали медицинскую, реабилитационную, коррекционно-педагогическую помощь ребенку, социально-психологическую и консультативную помощь их родителям; и могли бы обеспечить преемственность ранней помощи и дошкольного образования, тем самым содействуя развитию инклюзивного образования [1, 7].

Действительно, говоря об успешности образовательной интеграции детей с ОВЗ, систему ранней помощи необходимо рассматривать как некий базис, «фундамент» систем специального и инклюзивного образования [2]. Отечественные научные исследования и опыт других регионов позволяют сделать достаточно однозначные выводы о том, что деятельность служб ранней помощи является высоко эффективной [3, 4, 5], а вложенные в их создание и развитие затраты – экономически оправданными, поскольку результаты системы ранней помощи ориентированы на уменьшение количества детей, которые по достижении школьного возраста нуждаются в специализированном обучении [2].

Становление системы ранней помощи в Омском регионе началось сравнительно недавно. Запускающим этапом стали отдельные практики оказания ранней помощи, инициированные специалистами и руководителями структурных подразделений организаций различной ведомственной принадлежности, а также родительским сообществом и социально ориентированными некоммерческими организациями.

Однако стоит отметить, что наряду с положительными результатами отдельных практик оказания ранней помощи, данный опыт нельзя было назвать системным. Кроме того, стоит отметить ряд сложностей и проблем, которые весьма закономерно возникали на данном этапе:

  • отсутствие нормативно-правовой базы и механизмов межведомственного взаимодействия, что затрудняло информирование населения об услугах в сфере ранней помощи, и не способствовало своевременному выявлению детей, нуждающихся в таких видах помощи, что сказывалось на позднем оказании психолого-педагогической помощи, не совпадающей с моментом определения нарушений в развитии ребенка и/или проблем его семьи;
  • недостаточный уровень квалификации специалистов и неготовность к реализации качественных услуг в сфере ранней помощи семье ребенка с ОВЗ;
  • отсутствие сети организаций, оказывающих услуги ранней помощи.

Важным этапом создания региональной системы ранней помощи стало принятие решения Правительством Омской области (2016 г.) об участии в апробации проекта «Система доступного и непрерывного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с раннего возраста», разработанного ФГБНУ «ИКП РАО» и поддержанного АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» (АСИ).

Проектирование начального этапа развития системы ранней помощи в Омской области потребовало взаимосвязанного решения нескольких задач. Первостепенная задача была связана с констатацией существующего на то время положения дел в сфере специального образования региона; с анализом состояния здоровья новорожденных и детей раннего возраста в контексте определения основных проблем и поиска «точки отсчета» по дальнейшему развитию и совершенствованию регионального образования.

Анализ системы образования детей с ОВЗ в Омской области, сложившейся к 2016 г., показал, что в регионе имеется вариативная система образования, включающая развитие следующих направлений.

Первое направление – организация обучения детей с ОВЗ в отдельных образовательных организациях, реализующих адаптивные основные общеобразовательные программы дошкольного, начального или общего (среднего) образования. В отдельных организациях на территории Омской области обучаются более 5 000 детей. Сеть образовательных учреждений для детей с ОВЗ представлена следующими организациями:

  • 53 муниципальных дошкольных образовательных учреждения, работающие по адаптивным образовательным программам дошкольного образования для детей с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи и интеллекта. В настоящее время услугами дошкольного образования охвачено более 1 500 детей с ОВЗ;
  • 42 дошкольные группы компенсирующей направленности, созданные при адаптивных дошкольных и школьных учреждениях, с общим количеством воспитанников 1 683 ребенка;
  • 26 учреждений адаптивного образования, в том числе 22 – с круглосуточным пребыванием обучающихся, в которых обучаются 3 238 детей с ОВЗ и инвалидностью (с использованием дистанционных технологий обучается 261 ребенок-инвалид). Индивидуально на дому обучаются 526 детей с тяжелыми множественными нарушениями и проблемами поведения.

Второе направление реализуется посредством открытия отдельных классов или групп компенсирующей направленности в дошкольных и школьных учреждениях общеразвивающего типа, а также в учреждениях профессионального образования, в которых обучаются более 3 000 детей, а также около 1 000 лиц, достигших совершеннолетия.

В настоящее время открыто 53 группы комбинированной направленности в дошкольных учреждениях общеразвивающего типа. Аналогичная модель реализуется в дошкольных образовательных учреждениях пяти муниципальных районов Омской области. С 2011 года в Омской области предоставляются субсидии из областного бюджета на возмещение затрат юридическим лицам на оказание услуг в сфере дошкольного образования, что позволяет подключить негосударственных поставщиков образовательных услуг. Сейчас в частных учреждениях дошкольного образования функционируют 2 группы для 24 детей дошкольного возраста, имеющих тяжелые нарушения речи. На ступени школьного образования действуют 336 классов в общеобразовательных организациях для 1 406 детей с ограниченными возможностями здоровья, из которых по индивидуальным адаптированным образовательным программам обучаются 933 ребенка с ОВЗ и инвалидностью.

Третье направление – инклюзивное образование, при организации которого обучение детей с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников осуществляется совместно. В настоящее время инклюзивно обучаются около 2000 детей.

Рисунок 1. Организация образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Омской области

картинка

В мае 2012 года Министерством образования Омской области была утверждена Концепция развития интегрированного (инклюзивного) образования в Омской области до 2016 года, для реализации которой был создан Координационный совет. В целях оказания методического сопровождения на базе бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Омской области «Институт развития образования Омской области» (далее – БОУ ДПО «ИРООО») третий год функционирует Учебно-методический центр интегрированного (инклюзивного) образования. В ноябре 2013 года на базе ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» (далее – ФГБОУ ВО «ОмГПУ») открыт Центр инклюзивного образования.

В Омской области осуществляются меры, направленные на создание в образовательных организациях необходимых материально-технических условий для обучения детей с ОВЗ и инвалидностью. В рамках реализации государственной программы «Доступная среда на 2011–2017 годы» нам удалось обеспечить беспрепятственный доступ детей-инвалидов и лиц с ОВЗ в здания и помещения 36 образовательных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования Омской области. В этих организациях произведен ремонт, установлены пандусы, расширены дверные проемы, оборудованы санитарно-гигиенические помещения, приобретено подъемное оборудование.

В 2014–2016 годах Омский регион в числе 17 регионов Российской Федерации принял участие в апробации Федеральных государственных образовательных стандартов обучающихся с ОВЗ. С 01 сентября 2017 года по новым стандартам обучаются более 1100 детей первого, второго и третьего годов обучения.

В целях расширения спектра услуг в рамках психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ и инвалидностью, в декабре 2015 года был открыт Центр развития детей с ОВЗ «Золотой ключик», реализующий вариативные формы сопровождения детей с ОВЗ, включая детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. В декабре 2016 года на базе КОУ ОО «Адаптивная школа-интернат № 17» был открыт Ресурсный центр комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра, деятельность которого направлена на создание условий для оказания систематической психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с аутизмом, и методическую поддержку специалистов.

Каким бы позитивным не был опыт обучения особых детей в общеобразовательных организациях, на первом плане остается создание условий для их дальнейшей социализации. И, конечно, одним из основных показателей социализации является получение профессионального образования. В 2016–2017 учебном году в профессиональных образовательных организациях региона обучаются 684 обучающихся, имеющих ОВЗ, что составляет 2,2 % от общего количества обучающихся в данных организациях. В образовательных организациях высшего образования в настоящее время обучаются 158 студентов, имеющих инвалидность и 13, – имеющих статус лиц с ОВЗ. В Министерстве образования Омской области создана «горячая линия» по вопросам приема в профессиональные образовательные организации и образовательные организации высшего образования инвалидов и лиц с ОВЗ.

На сегодняшний день формируется система мониторинга и учета численности детей с ОВЗ, потребностей в создании условий для получения ими образования, а также наличия этих условий в образовательных организациях региона. Специалистами уже разработан порядок взаимодействия в данной области органов и учреждений системы образования, социальной защиты населения, здравоохранения и федеральной службы медико-социальной экспертизы.

В настоящее время в Омской области проживают 113682 ребенка в возрасте от 0 до 3 лет, более 17% которых составляют дети с ОВЗ и дети группы риска (Рисунок 2). Однако при любом варианте нарушенного развития у детей имеется широкий круг потенциальных возможностей, который сужается по мере взросления ребенка и отсутствия ранней целенаправленной психолого-педагогической поддержки семьи, воспитывающей такого ребенка. Поэтому создание системы ранней помощи, как меры укрепления института семьи и профилактики социального сиротства, является приоритетной задачей Министерства образования Омской области.

Рисунок 2. Статистические данные относительно детей в возрасте от 0 до 3 лет, проживающих в Омском регионе

картинка

Следующей задачей в ходе проектирования региональной системы ранней помощи стало определение желаемого образа ее будущего, конкретизированного в проекте вариативной модели ранней комплексной помощи в Омской области на период 2016–2018 гг. При проектировании универсальной системы ранней помощи в Омской области за основу была взята базовая регионально-муниципальная модель ранней помощи (Ю.А. Разенкова), апробированная ранее в Самарской области и Республике Марий Эл.

Опорными элементами создаваемой системы стали дошкольные и школьные образовательные организации, работающие по адаптивным образовательным программам, а также центры психолого-медико-социального сопровождения, подведомственные Министерству образования Омской области.

В настоящий момент региональная система ранней помощи Омской области представлена сетью типовых служб ранней помощи и консультативно-диагностических пунктов на базе учреждений разных ведомств и организационных форм и созданным единым региональным ресурсным центром, координирующим их деятельность (Рисунок 3).

1 этап – выявление детей с проблемами в развитии или группы риска в учреждениях системы здравоохранения – детских поликлиниках

Информирование населения о деятельности служб (отделов) ранней помощи осуществляется на втором и третьем этапах выхаживания новорожденных педиатрами, узкими специалистами или патронатными медсестрами по месту проживания семьи с проблемным ребенком. Для налаживания механизма взаимодействия с учреждениями системы здравоохранения, в целях своевременного информирования семей о системе ранней помощи, реализуются следующие мероприятия:

  • во-первых, для специалистов медицинского профиля организованы постоянно действующие обучающие семинары, включающие информацию о региональной системе ранней помощи, о важности своевременного включения ребенка и его семьи в психолого-педагогическое сопровождение для успешной профилактики или коррекции возникающих проблем;
  • во-вторых, размещение в учреждениях системы здравоохранения информационных стендов, пропагандирующих идеи ранней помощи семье, возможностях устранения трудностей в развитии ребенка при своевременном начале коррекционной помощи и участия семьи в воспитании ребенка;
  • в-третьих, распространение среди специалистов детских поликлиник информационных буклетов, включающих информацию для родителей о наиболее значимых этапах в развитии ребенка, способах оценки их достижений, а также информацию о консультативно-диагностических пунктах и службах ранней помощи, расположенных в районе проживания семьи.

Рисунок 3. Региональная модель системы ранней помощи детям с ОВЗ или группы риска и их семьям

картинка

2 этап – сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с проблемами в развитии или группы риска в службах (отделах) ранней помощи

Подвергнув качественно-количественному анализу результаты проведенного мониторинга, стало очевидно, что не все образовательные организации обладают достаточными материально-техническими и кадровыми ресурсами для расширения функций специалистов по обеспечению деятельности службы ранней помощи. В связи с этим было принято решение о создании служб ранней помощи в 6 муниципальных образованиях Омского региона, ресурсное обеспечение которых позволяет не только осуществлять комплексное сопровождение семьи, воспитывающей ребенка от 0 до 3 лет с нарушениями в развитии, но и курировать деятельность других отделов ранней помощи по территориальному принципу. Службы ранней помощи действуют на базе центров психолого-медико-социального сопровождения. Безусловно, мы понимаем, что 6 служб ранней помощи не дают возможность охватить все семьи, нуждающиеся в сопровождении, тем более те, которые проживают в отдаленных населенных пунктах. Для увеличения пропускной способности и территориального расширения сети организаций, оказывающих услуги в системе ранней помощи, перед нами встала задача по обеспечению максимальной доступности ранней помощи по месту проживания ребенка. Учитывая возможности образовательных организаций, была организована деятельность консультативно-диагностических пунктов (КДП), которые стали открываться в учреждениях различной ведомственной принадлежности, включая частные дошкольные образовательные учреждения и социально ориентированные некоммерческие организации (Таблица 1).

Таблица 1. Количество консультативно-диагностических пунктов в системе ранней помощи Омского региона

№ п/п Статус организации / ведомственная принадлежность Количество КДП
действующие
2017 год
потенциальные
2018 год
1 Учреждения, подведомственные Министерству образования 46 74
2 Учреждения, подведомственные Министерству здравоохранения 2 10
3 Учреждения, подведомственные Министерству труда и социального развития 4 6
4 Частные дошкольные образовательные учреждения 6 12
5 Социально ориентированные некоммерческие организации 4 10

В работе КДП, в зависимости от возможностей организации, принимает участие 1-2 специалиста, имеющих специальное (дефектологическое) образование и прошедших курсы повышения квалификации по вопросам оказания ранней помощи семье, воспитывающей ребенка младенческого и раннего возраста с ОВЗ или группы риска.

3 этап – включение в группы для детей в возрасте до 3 лет в дошкольных образовательных организациях различной направленности

Принимая во внимание, что основная задача системы ранней помощи – это содействие интеграции и инклюзивному образованию, в нашей модели наблюдается преемственность с дошкольными образовательными организациями. Дети, уровень развития которых максимально приближен к возрастной норме, получают дошкольное образование по общеразвивающим программам. Дети с ОВЗ осваивают адаптированные образовательные программы в 22 образовательных организациях, в которые зачисляются дети в возрасте до 3-х лет, на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.

Координирующую функцию между всеми элементами системы ранней помощи в Омской области выполняет региональный ресурсный центр сопровождения системы ранней помощи, деятельность которого организована на базе казенного учреждения «Центр психолого-медико-социального сопровождения». Основная цель – консолидация усилий специалистов из учреждений различной ведомственной принадлежности и негосударственных поставщиков услуг в сфере ранней помощи через реализацию механизма межведомственного и внутрисетевого взаимодействия (Рисунок 4).

Рисунок 4. Схема межведомственного взаимодействия в региональной системе ранней помощи детям с ОВЗ или группы риска и их семьям

картинка

Перед региональным ресурсным центром стоят следующие задачи:

  • отработка управленческих механизмов и подготовка нормативно-правовой базы служб (отделов) ранней помощи, их ресурсного и материально-технического обеспечения;
  • создание единой информационной базы (реестра) учреждений и организаций, в которых реализуется ранняя помощь, с учетом их ресурсов, функциональных возможностей и кадровой укомплектованности;
  • определение форм и механизма сотрудничества с негосударственными поставщиками услуг в сфере ранней помощи (социально ориентированные НКО и частные дошкольные образовательные учреждения);
  • организация деятельности методического объединения специалистов ранней помощи, как основы для непрерывного повышения квалификации и реализации мероприятий по сопровождению их профессиональной деятельности;
  • мониторинг доступности услуг в системе ранней помощи для семей, воспитывающих детей от 0 до 3 лет с ОВЗ и группы риска, включая отдаленные населенные пункты;
  • проведение оценки качества оказываемых услуг в сфере ранней помощи с выездом в учреждения и через систему анкетирования родителей (законных представителей) ребенка;
  • формирование общедоступного банка электронных ресурсов информационного и учебно-методического назначения, предоставление авторизованного сетевого доступа к ним для всех категорий пользователей;
  • предоставление семье возможности изменения формы получения ранней помощи на любом этапе развития ребенка с ОВЗ или группы риска в зависимости от потребностей самого ребенка и ресурсных возможностей семьи;
  • подготовка методических рекомендаций для специалистов по оказанию ранней помощи и комплексному сопровождению семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья или группы риска.

Третьей задачей, решаемой при проектировании универсальной модели ранней помощи в регионе, было определение тактики перехода от достигнутого состояния системы специального образования на период 2016 года к желаемому будущему – начальному этапу становления системы ранней помощи в образовании Омской области. Для этого были определены следующие задачи:

  1. подготовка и заключение соглашения о межведомственном взаимодействии, которое бы объединяло и выстраивало взаимосвязь между учреждениями системы здравоохранения, образования и социальной защиты;
  2. создание банка данных об организациях различной ведомственной принадлежности, включая негосударственных поставщиков, оказывающих услуги в сфере медико-социального и психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ и группы риска;
  3. проведение мониторинга и оценки имеющихся ресурсов в государственных и негосударственных организациях, оказывающих услуги в сфере образования, реабилитации детей с ОВЗ, с инвалидностью и детей группы риска с раннего детства, или сопровождения их семей;
  4. разработка нормативно-правового обеспечения создаваемой региональной системы ранней помощи и обеспечение организационно-методических условий для успешного ее функционирования и координации деятельности на различных структурных уровнях;
  5. разработка механизмов финансирования модели: обеспечение государственного задания; получение субвенций на обеспечение муниципального задания; предоставление субсидии на возмещение затрат в частных дошкольных образовательных организациях или предоставление субсидий для реализации проектов и программ в сфере ранней помощи социально-ориентированным некоммерческим организациям;
  6. подготовка специалистов из различных ведомственных структур по вопросам оказания услуг по ранней помощи, включая профессиональную переподготовку, курсы повышения их квалификации и другие формы образования и самообразования.

Механизмом реализации проекта стали три «Дорожные карты»:

  • План мероприятий «Дорожная карта» по содействию развитию конкуренции в Омской области на 2016-2018 годы, утвержденный распоряжением Губернатора Омской области от 26 февраля 2016 года № 37-р.
  • План мероприятий «Дорожная карта» по разработке и внедрению межведомственной модели ранней помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья в Омской области в 2016-2018 годах, утвержденный распоряжением Правительства Омской области от 10 августа 2016 года № 122-рп.
  • План мероприятий «Дорожная карта» по разработке и внедрению межведомственной модели ранней помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, с участием негосударственных поставщиков в Омской области в 2016-2017 годах в рамках проекта «Система доступного и непрерывного образования детей с ограниченными возможностями здоровья с раннего возраста».

В ходе реализации Проекта удалось, во-первых, создать универсальную региональную модель системы ранней помощи семьям, воспитывающим детей с ОВЗ, учитывающую географические особенности Омской области, а также условия развития региональных систем здравоохранения и социальной защиты населения. Во-вторых, разработать нормативно-правовую базу, обеспечивающую деятельность создаваемой региональной системы ранней помощи, и определяющую организационно-методические условия их функционирования. В-третьих, организовать систему повышения квалификации специалистов из различных ведомственных структур по вопросам оказания услуг в сфере ранней помощи, включая негосударственных поставщиков. В-четвертых, расширить сеть негосударственных организаций в регионах, осуществляющих раннюю медико-социальную и психолого-педагогическую помощь детям с ОВЗ и их семьям.

Система ранней помощи, построенная на межведомственном и межсетевом взаимодействии, безусловно, позволяет обеспечить максимальный охват муниципальных образований и расширить спектр предоставляемых семье ребенка с ОВЗ услуг. Эффективность межведомственного взаимодействия при этом обеспечивается специально разработанными порядками взаимодействия органов исполнительной власти, учреждений разной ведомственной принадлежности, в том числе и негосударственного сектора.

В настоящее время КУ ОО «Центром психолого-медико-социального сопровождения» заключены в рамках сетевого взаимодействия договоры об оказании научно-методической, практической, консультативной помощи с 12 негосударственными образовательными организациями, оказывающим услуги в сфере ранней помощи детям в возрасте до 3 лет и их семьям. Выстроен алгоритм взаимодействия с негосударственными организациями, осуществляющими деятельность на рынке услуг ранней диагностики, социализации и реабилитации детей с ОВЗ. Координирующую функцию по данным вопросам выполняет Региональный ресурсный центр сопровождения системы ранней помощи. Одной из приоритетных задач является разработка критериев проведения независимой оценки качества предоставления данных услуг, по итогам которой в открытом доступе будет размещен рейтинг организаций (как государственного, так и негосударственного сектора), предоставляющих услуги медико-социального и психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ до 3 лет.

Создаваемая в Омской области система ранней помощи позволит решить важные задачи долгосрочной перспективы:

  • снижение численности детей с ОВЗ к дошкольному возрасту;
  • увеличение числа детей с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательных организациях инклюзивно и по основным образовательным программам;
  • увеличение числа привлеченных негосударственных организаций к решению проблемы ранней помощи семье ребенка с ОВЗ и инвалидностью;
  • снижение числа социальных сирот из числа детей с ОВЗ и инвалидностью за счет своевременного выявления, поддержки и сопровождения.

Безусловно, Омская область только на начальном пути выстраивания межведомственной модели ранней комплексной помощи семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья, однако стоит отметить наличие положительного опыта в решении этой стратегически важной для региона задачи.

Печать
Библиография
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Артемова И.Г., Марьенкина О.В., Орлова Е.В. Реализация базовой модели ранней помощи в Омской области // Альманах Института коррекционной педагогики. 2018. Альманах №33 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-33/implementation-of-basic-model-of-early-intervention-in-the-omsk-region (Дата обращения: 22.10.2018)
Список литературы
  1. Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.08 2016 № 1839-р: извлечение из документа // Нормативные документы образовательного учреждения. – 2016. – № 11.
  2. Малофеев, Н.Н. О развитии службы ранней помощи семье с проблемным ребенком в Российской Федерации / Н.Н. Малофеев, Ю.А. Разенкова, Н.А. Урядницкая // Дефектология. – 2007. – № 6. – С. 60-68.
  3. Разенкова, Ю.А. Научные исследования Института коррекционной педагогики в области ранней помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья и его семье. Сообщение 1 / Ю.А. Разенкова // Дефектология. – 2015. – № 3. – С. 18-28.
  4. Разенкова, Ю.А. Научные исследования Института коррекционной педагогики в области ранней помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья и его семье. Сообщение 2 / Ю.А. Разенкова // Дефектология. – 2015. – № 4. – С. 3-14.
  5. Разенкова, Ю.А. Об идеологических противоречиях в отечественной практике ранней помощи / Ю.А. Разенкова // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2017. – № 4. – С. 3-8.
  6. Разенкова, Ю.А. Предложения по эффективному использованию организационных механизмов для совершенствования и развития системы ранней помощи в различных регионах страны / Ю.А.Разенкова // Дефектология. – 2009. – № 4. – С. 61-64.
  7. Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы» / Режим доступа: http://www.kremlin.ru/acts/bank/35418 (Дата обращения: 31.07.2017).
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.