Выпуски

Цифровые инструменты профессиональной подготовки

Альманах № 43 · Выпуск первый · 2021 год

Альманах № 43. Цифровые инструменты профессиональной подготовки
Альманах посвящен одной из самых актуальных и обсуждаемых проблем современной специальной психологии и коррекционной педагогики – трансформации профессиональной подготовки специалистов в цифровую эпоху. Этот номер будет интересен преподавателям ВУЗов, региональных институтов развития образования, молодым ученым, аспирантам, магистрам, студентам, практикам – всем тем, кого интересует создание виртуальных лабораторий студента, цифровых инструментов обучения, осмысленное развитие цифрового пространства обучения дефектологов, способное привести к более эффективному освоению этой уникальной междисциплинарной профессии, качественно иной готовности применять теорию в практической работе, получая первый опыт в виртуальных лабораториях до непосредственного контакта с детьми с ОВЗ. В этом номере читатель сможет найти ответ на вопрос о том, какие типы цифровых инструментов подготовки дефектологов могут быть полезны, каковы их функции, в чем заключается специфика, что меняет их включение в аудиторный процесс, как это влияет на качество и результат обучения будущих специалистов.

Цифровые инструменты в профессиональной подготовке педагогов

Гриншкун В.В.
Современные цифровые технологии в системе подготовки педагогов играют двойную роль. С одной стороны, применение цифровых инструментов способно повлиять на эффективность такой подготовки, с другой стороны, от уровня освоения приёмами последующей профессиональной деятельности в условиях использования цифровых технологий во многом зависит качество труда будущих педагогов. В статье обсуждаются проблемы и возможные перспективы интегрированного использования цифровых инструментов в обоих случаях, – когда они выступают в качестве объекта для изучения и средства обучения при подготовке студентов педагогических специальностей вузов. Подчёркивается необходимость поиска подходов к взаимосвязанному и оправданному применению цифровых технологий. Обосновывается взаимовлияние качества образовательных электронных ресурсов и эффективности комплексной информатизации педагогического образования.
Ключевые слова

Цифровые инструменты в профессиональной подготовке педагогов

цифровые инструменты
цифровые технологии
подготовка педагогов
средства обучения
информатизация образования
электронные ресурсы
цифровая образовательная среда

Цифровые инструменты формирования профессиональных компетенций дефектологов

Кукушкина О.И.
В статье представлены типы и функции специальных цифровых инструментов профессиональной подготовки дефектологов: интерактивных учебных карт нормативного онтогенеза, электронных библиотек иллюстративных детских и семейных случаев, виртуальных профессиональных практик/тренажеров, симуляторов профессиональной деятельности.
Ключевые слова

Цифровые инструменты формирования профессиональных компетенций дефектологов

дефектолог
логопед
профессиональная деятельность
виртуальная реальность
виртуальные тренажеры
виртуальные профессиональные практики
виртуальные симуляторы профессиональной деятельности
электронные библиотеки детских случаев
интерактивные учебные карты
онтогенез

Эффективность виртуальных практик диагностики речевых нарушений

Кукушкин И.И. , Китик Е.Е.
Статья посвящена разработке и применению виртуальных профессиональных тренажеров логопеда, оценке их эффективности. Описана разработанная виртуальная практика диагностики фонетических нарушений с использованием сорока шести детских случаев. Раскрыта методология ее проектирования, структурно-функциональная организация, типы профессиональных упражнений, принципы подбора и усложнения детских случаев, способы обратной связи. Показана высокая эффективность применения виртуальных диагностических практик в профессиональной подготовке логопеда.
Ключевые слова

Эффективность виртуальных практик диагностики речевых нарушений

виртуальный профессиональный тренажер
логопедия
профессиональные компетенции
цифровые инструменты обучения

Интерактивная учебная модель логопедического обследования: формирование рабочей гипотезы

Кукушкина О.И. , Маевская Н.В.
В статье ставится проблема симуляции профессиональной деятельности логопеда для формирования в аудитории готовности студента применять теорию в практической работе с детьми до непосредственного контакта с ними. Описана созданная интерактивная модель исходного этапа профессиональной деятельности логопеда, позволяющая воспроизводить, анализировать и комментировать на любом необходимом множестве детских случаев все шаги в процессе формирования и проверки гипотезы о речевом нарушении, включая не доступные наблюдению в реальной практике.
Ключевые слова

Интерактивная учебная модель логопедического обследования: формирование рабочей гипотезы

виртуальные тренажеры
симуляторы
диагностика
заикание

От цифровых инструментов оценки развития детей к цифровым инструментам профессиональной подготовки дефектологов

Хайдарпашич М.Р.
Выявлены варианты представлений о мире (A, B, C, D), их связь с условиями обучения. дошкольников с нормативным развитием, ЗПР, нарушениями речи, слуха, Представлен педагогический дизайн архитектуры э-библиотеки соответствующих детских случаев, иллюстрирующих необходимость ориентироваться на индивидуальный вариант развития ребенка для корректного определения задач и содержания коррекционной помощи.
Ключевые слова

От цифровых инструментов оценки развития детей к цифровым инструментам профессиональной подготовки дефектологов

дети с нормативным развитием
глухие дети
слабослышащие дети
дети с нарушениями речи
дети с ЗПР
электронная библиотека
дошкольное образование
представления о мире

Эффективность цифровых инструментов формирования общекультурных и профессиональных компетенций

Бахина А.В.
В статье показана эффективность применения интерактивной учебной модели, позволяющей студентам моделировать социокультурные контексты, в которых складываются, укореняются и меняются тенденции развития практики специального и инклюзивного образования в разных странах мира.
Ключевые слова

Эффективность цифровых инструментов формирования общекультурных и профессиональных компетенций

интерактивные учебные модели
профессиональная подготовка дефектологов
социокультурные основы
специальное образование
инклюзивное образование

Какая архитектура электронных библиотек нужна современной аудитории в условиях дистанционного обучения?

Кукушкин И.И.
В статье представлены характеристики современной сетевой аудитории специальной психологии и педагогики и требуемые ей изменения архитектуры электронных каталогов и библиотек профессиональной литературы. Предложен новый способ профессионально ориентированного описания семантики электронного каталога публикаций, каждого отдельного произведения и поисковых запросов.
Ключевые слова

Какая архитектура электронных библиотек нужна современной аудитории в условиях дистанционного обучения?

цифровые инструменты
специальная психология
коррекционная педагогика
инклюзивное образование
электронный каталог
проектирование е-библиотек
профессионально ориентированный поиск
педагогический дизайн
©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности