Альманах № 43
24.04.2021 Дата публикации статьи: 24.04.2021
Альманах № 43 · Цифровые инструменты профессиональной подготовки
Альманах № 43 · Цифровые инструменты профессиональной подготовки

Эффективность цифровых инструментов формирования общекультурных и профессиональных компетенций

Бахина А.В. Центр психолого-медико-социального сопровождения, Омск

Введение

Выпускникам университетов предстоит работать в быстро меняющемся мире и образовательной системе, в ситуации гораздо большей неопределенности, нежели предшествующим поколениям дефектологов, и потому уже не вызывает сомнений необходимость формировать у студентов умение самостоятельно и профессионально анализировать происходящие трансформации практики обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), прогнозировать ее дальнейшие изменения, различать устойчивые тенденции развития и сиюминутные инновации, применяя знание социо-культурных детерминант развития специального и инклюзивного образования.

Провести анализ действующей системы образования детей с ОВЗ, определить устойчивые инновации, отличить их от кратковременных модных новаций, обоснованно прогнозировать перемены позволяет включение проблемы образования детей с ОВЗ в социокультурный контекст. На этом представлении основан разработанный в коррекционной педагогике Н.Н. Малофеевым цивилизационный подход к анализу и прогнозированию развития специального и инклюзивного образования.

В рамках данного подхода инструментами анализа и прогнозирования являются две неразрывно связанные периодизации – эволюции отношения государства и общества к лицам с отклонениями в развитии и эволюции системы образования детей с ОВЗ 1, 2, 3. Это универсальные инструменты, поскольку с их помощью можно анализировать и прогнозировать тенденции развития образовательных систем разных стран мира. При этом сравнивать специальное и инклюзивное образование разных стран не только простейшим образом – по хронологическому принципу, но и сопоставлять аналогичные по содержанию периоды в развитии государства, общества, образовательной системы, приходящие в разных странах на разные хронологические сроки.

Овладев этими универсальными инструментами и научившись анализировать меняющиеся социокультурные контексты, студент сможет обоснованно делать выводы об актуальном состоянии практики коррекционной помощи в выбранной стране мира, прогнозировать тенденции и риски её дальнейшего развития, сопоставлять развитие специального и инклюзивного образования в разных странах.

Освоение исходного инструмента – периодизации эволюции отношения того или иного государства и общества к детям-инвалидам – базируется на определенных общекультурных представлениях. Это довлеющие в определенный исторический период ценностные установки общества и государства, развитие гражданского права; моральные нормы, правила, диктуемые главенствующей религией; частота проявления личного милосердия к инаким, случаев деятельной благотворительности; степень урбанизации, соотношение городского и сельского населения; уровень развития медицины; распространение и качество университетского и школьного образования; состояние экономики, уровень жизни и др. 4, 5, 6.

Осмысление эволюции отношения государства и общества к детям с ОВЗ опирается на представления об эпохах развития цивилизации. Освоение инструментов профессионального анализа возникновения и развития практики коррекционной помощи в конкретной стране в определенный хронологический период прямо и непосредственно зависит от качества их общекультурных компетенций, ранее сложившихся у студента представлений об эпохах развития цивилизации, свойственных им устройстве общества и государства, принятых ценностях, правах, религии, морально-этических нормах и правилах поведения; развитии экономики, транспорта и средств связи, урбанизации, медицины и др.

Как показал наш многолетний преподавательский опыт, недостаточность именно общекультурных компетенций препятствует освоению современного, обладающего объясняющей силой, цивилизационного подхода к анализу и прогнозированию тенденций развития системы специального и инклюзивного образования. Складывается ситуация, при которой освоение профессиональных компетенций возможно при условии преодоления недостаточности общекультурных компетенций, расширения кругозора студента 7, 8. Одним из возможных решений этой проблемы мы считаем разработку и применение специальных цифровых инструментов подготовки дефектологов, эффективность которых доказана рядом исследований в коррекционной педагогике 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17.

Для взаимосвязанного формирования общекультурных и профессиональных компетенций мы предложили разрабатывать и применять интерактивные учебные модели действительности и ее изменений на протяжении истории цивилизации 18, 19. Такие модели позволяют студенту моделировать исторические периоды, воссоздавать по заданной структуре социокультурные контексты, в которых складываются и меняются образовательные системы, осмысливать социо-культурные детерминанты перемен в образовании. Чтобы смоделировать по заданным параметрам картину исторического периода, частью которой является образовательная система, студенту понадобится восполнять всеми доступными ему средствами недостатки общекультурной компетенции, пробелы в исторической картине мира.

Следуя принятой в коррекционной педагогике методологии разработки цифровых инструментов обучения дефектологов 20, мы определили и обосновали:

  • формируемые профессиональные умения и требуемые для этого общекультурные компетенции;
  • необходимые виды продуктивной деятельности студентов (моделирование, редактирование, экспериментирование, анализ, сравнение, прогнозирование и др.);
  • необходимый тип цифрового инструмента, его место и функции в учебном процессе.

Требовалось предоставить студентам возможность самостоятельно моделировать по заданным значимым параметрам этапы развития специального и инклюзивного образования и соответствующие каждому социо-культурные контексты, экспериментировать с параметрами, устанавливая взаимное соответствие изменений социума и образовательной практики. Для этого была разработана учебная интерактивная модель изучаемой действительности и ее изменений на протяжении истории цивилизации и три модификации данной модели 21.

Используя базовую модель, студенты моделировали социокультурные контексты по заданным параметрам и устанавливали соответствующие им характеристики системы образования детей с ОВЗ, выявляя их взаимосвязь и взаимозависимость на каждом историческом этапе. Результаты индивидуального моделирования – созданные картины социальной и культурной жизни и соответствующая им система образования – являлись предметом групповой дискуссии на практических занятиях. Работа с интерактивными учебными моделями встраивалась в традиционную практику изучения социо-культурных основ развития специального и инклюзивного образования и качественно преобразовывала ее, насыщая практические занятия и самостоятельную работу студента продуктивными видами деятельности – моделированием, редактированием, экспериментированием, сравнением, анализом, прогнозированием, что необходимо для преодоления недостатков школьного образования и освоения исторической картины мира.

Специально проверялась эффективность созданных электронных инструментов обучения будущих дефектологов.

Организация экспериментального обучения студентов

Обучающий эксперимент проводился на базе ВГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» в течение одного семестра.

В экспериментальную работу были включены сорок два (42) студента второго курса, обучавшихся по направлению «Специальное (дефектологическое) образование по профилям «Логопедия», «Специальная психология», «Дошкольная дефектология».

Участники эксперимента были разделены на две группы: экспериментальную (ЭГ) и контрольную (КГ). Для чистоты эксперимента в каждую группу были включены студенты разного профиля профессиональной подготовки. По возрастному составу группы являлись однородными.

Занятия в экспериментальной и контрольной группах проводились согласно учебному плану профиля и в соответствии с требованиями образовательного стандарта высшего педагогического образования (ВПО).

Объем теоретической подготовки был одинаков в ЭГ и КГ, условия для проведения лекционных занятий были равными и традиционными – интерактивная модель «Калейдоскоп картин действительности и ее изменений» не применялась преподавателем.

Практические занятия в экспериментальной и контрольной группах проводились одним преподавателем (автором исследования). Тематика семинарских занятий в обеих группах была идентичной, количество семинарских занятий и часов для самостоятельной работы было равным в обеих группах.

Семинарские занятия и самостоятельные работы в КГ проводились по традиционной методике, без применения электронных инструментов обучения. Студенты ЭГ, напротив, могли использовать интерактивную модель «Калейдоскоп картин жизни западноевропейцев и ее изменений».

В начале семинарских занятий студенты при помощи цифрового калейдоскопа создавали картины пяти изучаемых периодов эволюции отношения государства и общества к инвалидам и детям с ОВЗ. Картины компоновались по единой структуре:

  • доля населения, обладающего личными, т. е. гражданскими правами;
  • доля населения, проявляющего милосердие к инаким, вовлеченного в деятельную благотворительность;
  • доля детского населения, охваченного школьным образованием;
  • главенствующая в стране религия;
  • развитие медицины;
  • развитие транспорта;
  • развитие средств связи и коммуникаций;
  • развитие науки;
  • выдающиеся деятели данной эпохи;
  • вооружение и военная техника;
  • тенденции моды.

Каждый параметр содержал множество характеристик, от студента требовалось выбрать соответствующие заданной исторической эпохе и создать, таким образом, на экране целостную картину жизни людей определенного периода эволюции отношения государства и общества к инвалидам и детям с ОВЗ и соответствующую этому периоду образовательную систему. При помощи калейдоскопа студенты создавали по заданной структуре социокультурный контекст жизни страны, в котором сложилось и укоренилось определенное отношение к инвалидам. Так, например, требовалось смоделировать первый период эволюции отношения к инвалидам по заданной в калейдоскопе структуре. Студенты, опираясь на анализ текста учебника «Специальное образование в меняющемся мире», выявляли базовые характеристики периода (законодательное закрепление личных (гражданских) прав привилегированной части мужского населения, урбанизация страны, признание ценности обучения грамоте, движение от редких прецедентов актов милосердного отношения к убогим и калекам к практике их социального призрения и др.). Смоделированная студентами картина жизни людей, соответствующая первому периоду эволюции, дает представление о социокультурном контексте, в котором ребенок инвалид мог обрести свое первое право – право на жизнь (см. Рис 1).


картинка

Рисунок 1. I период «Обретение ребенком-инвалидом права на жизнь»

Для освоения целостной картины периодов эволюции отношения государства и общества к детям с ОВЗ, студентам ЭГ предлагалось при помощи калейдоскопа воссоздавать целостную картину каждого периода по 1-2 параметрам, т. е. достраивать целостную картину, имея в своем распоряжении лишь ее фрагмент, основываясь на понимании взаимосвязей частей целого и действуя по принципу «если... – то …». Например, если все члены общества обладают гражданскими правами, признают ценность и уникальность каждого индивидуума вне зависимости от его пола, расы, национальности, состояния здоровья, то произошел переход от унитарного к открытому гражданскому обществу, а следовательно – состоялся переход к социальной инклюзии и интеграции систем общего и специального образования.

Студентам предлагалось преобразовывать картины жизни одного периода эволюции в другой, выбирая изменения тех параметров социокультурной жизни страны, которые в совокупности приводили к смене отношения к детям-инвалидам и далее – к изменениям образовательной системы.

Предлагаемые упражнения включали экспериментирование с характеристиками действительности и их соотношениями на модели. Например, требовалось изменить представленную в калейдоскопе картину действительности таким образом, чтобы отношение к инвалидам изменилось, и система образования перешла на новый этап своего развития.

Применялись упражнения на редактирование допущенных ошибок в моделировании картин жизни определенного периода эволюции отношения к инвалидам и развития образовательной системы. В картину периода намерено вводились несоответствия характеристик социокультурного контекста жизни людей определенной эпохи, требовалось заметить противоречие и устранить его. Так, например, из картины периода следовало, что доля населения, обладающая гражданскими правами ничтожно мала, случаи сострадательного отношения к инвалидам редки, при этом подавляющая часть родителей желала бы дать детям школьное образование. Студенту предстояло выявить несоответствие между развитием гражданского права и процентом населения, признающим ценность школьного образования, объяснить и устранить.

В ЭГ также использовались модификации основной модели. В одной из них картина действительности определенного исторического периода открывалась для анализа не сразу и целиком, а фрагмент за фрагментом, и каждый раз от студента требовалось выдвигать и визуализировать в таблице свою гипотезу(ы) и переосмысливать их под влиянием новой порции полученной информации. Такое упражнение помогало сделать явным и видимым предметом анализа сам ход размышлений студента, их представления о базовых характеристиках периода эволюции отношения к инвалидам и их связи с этапами развития системы.

Для освоения периодизации развития практики помощи детям-инвалидам и ее социокультурной детерминированности студентам предлагалось моделировать этапы развития образовательной практики и воспроизводить соответствующие каждому из них социокультурные контексты. Их взаимосвязь являлась предметом внимания и освоения.

На заключительном этапе использовалась модификация модели, необходимая для оценки сформированности умения анализировать и прогнозировать тенденции развития практики коррекционной помощи. Студент получал текстовое описание социокультурного контекста жизни европейской страны в определенный хронологический период. Приведем вариант упомянутого текста.

«Во второй половине XVIII в. в Англии начинается Великая индустриальная революция (промышленный переворот), на производстве физический труд людей заменяется машинным. Происходит массовое внедрение станков и механизмов в различные отрасли промышленности (прядильная машина, паровая машина). Быстрыми темпами развивается сеть железных дорог. Промышленная революция и железные дороги превращают Англию в страну городов, по уровню урбанизации Великобритания выходит на первое место в мире. К 1901 г. 80 % населения империи являются горожанами.

Получает развитие мелкое и среднее предпринимательство, ускоряется процесс формирования среднего слоя населения, включающее собственников, людей, зарабатывающих интеллектуальным трудом.

Промышленная революция обусловила рождение и стремительный рост нового социального класса – пролетариата. Наёмные рабочие, не обладающие правом собственности на средства производства, начинают активную борьбу за свои права (заработная плата, условия труда, пенсии и пр.). Одним из первых её результатов становится принятие Билля о 10-часовом рабочем дне (1833 г.). Закон ограничивает продолжительность времени работы женщин и детей на текстильных фабриках. Билль о шахтах (1842 г.) вводит запрет на подземные работы для женщин и детей до 10 лет. В 1847 г. принят Билль об охране труда.

Реформы избирательного права (1867, 1884 гг.) наделяют право голоса домовладельцев, сельское населения.

В 1740-1780 гг. активизируется филантропическая деятельность: открываются первые благотворительные школы, больницы, воскресные школы. Создано общество для предотвращения жестокого обращения с детьми (1844 г.). К концу XIX в. Англия располагает разветвленной сетью благотворительных обществ. Филантропы и Церковь все чаще проявляют заботу об инвалидах, детях групп риска.

В индустриальной стране образование осознается ценностью. В 70-е г. XIX в. учреждаются комитеты по образованию, которым вменяется организация на местах начальных школы при отсутствии школ церковных. Закон 1870 г. кладет начало созданию системы государственных начальных школ, они перестают быть «вероисповедными». Вводятся государственные субсидии школам, переставшим взимать с родителей плату за обучение их детей. Предусмотрены дополнительные денежные субсидии местным школьным управлениям за обеспечение обязательного начального обучения детей до 13 лет, за расширение содержания начального образования. К 1881 г. школьное начальное образование становится обязательным, а с 1891 г. бесплатным. В последнюю четверть XIX в. открываются женские колледжи в Оксфорде, Кембридже, Лондоне.

Все большее влияние на умонастроение населения начинают играть средства массовой информации».

Студенту предлагалось проанализировать текст, выбрать данные, существенные для определения проживаемого Англией периода эволюции отношения к детям-инвалидам, смоделировать этот период в калейдоскопе, подобрать соответствующий этап развития британской системы специального образования, попытаться сделать обоснованный прогноз дальнейшего развития практики коррекционной помощи в Англии.

Подобные задания позволяли объективно оценивать умения студентов:

  • выделять социокультурные характеристики жизни общества, значимые для оценки его отношения к инвалидам;
  • определять проживаемый страной период эволюции отношения к детям-инвалидам;
  • соотносить отношение к инвалидам с определенным социокультурным контекстом жизни страны, в котором данное отношение формируется и закрепляется;
  • выдвигать гипотезы, обоснованно менять их, аргументированно рассуждать о жизни общества и развитии образовательной системы в контексте его отношения к инвалидам и детям с ОВЗ;
  • определять этап развития образовательной системы на основе анализа социокультурного контекста жизни страны;
  • понимать культурно-историческую обусловленность перемен в практике помощи детям с ОВЗ: становления индивидуального обучения, появление частных и государственных школ, развития и дифференциации национальных систем специального образования, интеграции систем общего и специального образования, развитие образовательной интеграции и далее – инклюзии;
  • использовать две взаимосвязанные периодизации в качестве универсальных инструментов анализа и прогнозирования тенденций развития практики помощи детям с ОВЗ любой стране мира.

Для оценки перечисленных умений был разработан набор усложняющихся контрольных заданий. В каждом задании студенту предлагалось описание социокультурного контекста жизни того или иного государства в определенную историческую эпоху, требовалось определить проживаемый страной период эволюции отношения к детям-инвалидам, этап развития образовательной системы, спрогнозировать дальнейшее развитие практики помощи детям с ОВЗ.

Приведем примеры контрольных заданий.

Инструкция: проанализируйте описание Франции начала ХХ века и определите проживаемый страной период эволюции отношения к инвалидам, этап развития системы специального образования, сделайте прогноз дальнейшего развития практики коррекционной помощи.

Происходит ускорение промышленного роста, преодолен аграрный кризис. Важную роль в подъёме экономики сыграл уровень образования населения. Усилия правительств Третьей республики по развитию начального, среднего и высшего образования принесли свои плоды - французская индустрия не испытывала нехватки ни в профессионально обученных рабочих, ни в квалифицированных инженерах и предпринимателях. В начале XX в. Франция заняла лидирующее положение в автомобильной, авиационной, электроэнергетической, алюминиевой промышленности, то есть в отраслях, отличающихся повышенными требованиями к знаниям, квалификации и конструкторской смекалке работников.

Профсоюзы успешно ведут борьбу за сокращение продолжительности рабочего дня, в 1905 году шахтеры добиваются 8-часового рабочего дня. Накануне Первой мировой войны 10-часовой день стал нормой на большинстве промышленных предприятий. В 1906 году принят закон об обязательном еженедельном дне отдыха, у миллионов работающих людей появилось время для досуга.

В 1907 году работающие женщины приобретают право распоряжаться собственным заработком независимо от мужчины.

Правительство инициирует и поддерживает позитивные перемены общественной жизни, способствуя развитию и распространению новых форм быта и общения. Меняется облик городов, особенно крупных. Бывшие прежде средоточием нищеты, антисанитарии и преступности, они превратились в центры «индустрии развлечений», культурного досуга, а также просветительской, политической, благотворительной и прочей общественной деятельности.

Наступает «золотой век» периодической печати, количество ежедневных газет в столице и провинции исчислялось многими сотнями, а число еженедельников за 30 лет увеличилось вдвое и составило в 1913 г. 2 тыс. наименований.

Церковь отделена от государства (1905 г.). Гарантируется свобода совести и свободное отправление всех культов, ни один из них не субсидируется государством. Единственным источником существования католической Церкви остаются пожертвований верующих, что делает затруднительным содержание образовательных организаций. Происходящие перемены способствуют демократизации образования и укреплению светской школы.

Начальное образование во Франции, согласно законам 1881-1882 гг., бесплатное, обязательное, светское.

В начале ХХ века дети малоимущих родителей могли рассчитывать на получение лишь начального образования. Дети из состоятельных семей получали образование в классических лицеях – средних школах высокого уровня».

Для правильного выполнения такого рода контрольных заданий требовалось выделить в тексте и проанализировать характеристики, значимые для понимания периода эволюции отношения нации к инвалидам, а именно: наличие гражданских прав у разных сословий, признание ценности начального школьного образования. Соотнести совокупность выделенных данных о жизни Франции с III периодом эволюции отношения к детям-инвалидам – обретением частью детей-инвалидов права на специальное образование. Показать, что это соответствует этапу становления системы специального образования. Для построения обоснованного прогноза дальнейшего развития практики коррекционной помощи требовалось применить периодизации Н.Н. Малофеева и показать, что следующим этапом в развитии системы специального образования станет ее дифференциация по горизонтали и вертикали, что будет обусловлено строго определенными изменениями социо-культурного контекста жизни.

Приведем еще один пример контрольного задания.

Инструкция: проанализируйте описание Испании начала ХХ века и определите проживаемый ею период эволюции отношения к инвалидам, этап развития испанской образовательной системы, дайте прогноз дальнейшего развития практики коррекционной помощи в Испании.

Страна переживает политический и экономический кризис. Проиграв войну США, Испания теряет свои последние колонии - Кубу, Пуэрто-Рико и Филиппины. Это поражение обнаружило полный военный и политический упадок некогда могучей страны. В регионах Испании ширится националистические движения: каталонцы и баски требуют самоуправления. Начиная с 1912 г. становится ясно, что политическая система Испании не в состоянии справиться с вызовами времени. Кабинеты министров сменяют друг друга, но реформ в политической системе не происходит.

В годы первой мировой войны Испания объявила нейтралитет. Экономический спад в послевоенные годы усугубил социальные проблемы.

Отсутствие крупных инвестиций в модернизацию сельскохозяйственного производства в немалой степени объяснялось естественными благоприятными климатическими и природными условиями страны для производства зерновых, вина, оливкового масла, выращивания цитрусовых, овощей и фруктов. В первой четверти XX в. Испания остается аграрной страной, сохраняются земельная аренда, субаренда и батрачество, подавляющее большинство сельского населения живет в бедности.

По уровню грамотности населения Испания отстает от большинства западноевропейских стран. Неграмотными в 1900 г. были 63 % населения (для сравнения: во Франции — около 24 %), особенно высока неграмотность среди женщин (71 %). Начальное образование заключалось в элементарном усвоении основ языка, счета и катехизиса. Содержание образовательных программ во многом определяла Римско-католическая Церковь, а учителями были священники и монахи. Частные школы являлись платными и доступными детям из состоятельных семей. В первой четверти XX в. высшее образовании получало не более 0,2 % общего числа выпускников школ.

Государственная религия – Римско-католическая, в период Реставрации (1875-1923 гг.) Церковь значительно укрепила свои и без того доминирующие позиции в таких сферах, как общественная мораль и образование.

Женщина по-прежнему ограничивалась даже в праве на наследство. Вплоть до 1933 г. она могла наследовать имущество родителей и мужа, но распоряжалась им только будучи вдовой или незамужней. Замужняя женщина не могла распоряжаться имуществом семьи».

Для правильного выполнения данного задания вновь требовалось оценить долю населения, обладающего гражданскими правами, долю населения, признающую ценность школьного образование, охват образованием детского населения страны. Следовало соотнести совокупность выделенных данных со II периодом эволюции отношения к детям-инвалидам. Анализ текста позволял доказать невозможность возникновения в Испании в упомянутые сроки системы специального образования, но обязательность расширения сети церковных и светских приютов для инвалидов. Студент мог прогнозировать переход от признания испанцами права детей-инвалидов на призрение к праву части детей-инвалидов на специальное образование и следующее за этим появление первых специальных школ.

Результаты и их обсуждение

В ходе анализа результатов выполнения контрольных заданий были выделены четыре группы студентов: те, кто выполнил самостоятельно и правильно все контрольные упражнения, те, кто выполнил большинство из них; те, кто выполнил меньшую часть упражнений и те, кто не справился ни с одним заданием.

Полностью сформированными мы считали умения студентов, сумевших проанализировать все предложенные тексты, выделить значимые социокультурные характеристики, точно определить период эволюции отношения в указанной стране в конкретный временной отрезок, соотнести период эволюции с этапом развития образовательной системы, дать обоснованный прогноз тенденций дальнейшего развития практики помощи детям с ОВЗ.

В основном сформированными мы считали умения студентов, сумевших проанализировать текстовые описания двух стран, и в большинстве случаев вычленить значимые социо-культурные детерминанты, правильно определить период эволюции отношения в указанной стране в указанный хронологический отрезок; соотнести период эволюции с этапом развития образовательной системы, обосновать свой прогноз тенденций дальнейшего развития практики помощи детям с ОВЗ.

Частично сформированными мы считали умения студентов, сумевших проанализировать описание социокультурного контекста жизни одного государства, вычленить значимые характеристики, правильно определить период эволюции отношения в указанной стране в указанный хронологический отрезок; соотнести период эволюции с этапом развития системы специального образования, дать прогноз тенденций дальнейшего развития практики помощи детям с ОВЗ.

Сравнительная характеристика результатов экспериментальной и контрольной групп показала, что студенты, не справившиеся ни с одним из контрольных заданий, выявлены только в контрольной группе, их численность оказалась велика – 43,8 % (см. Рис. 2).


картинка

Рисунок 2. Процент студентов ЭГ и КГ, не справившихся ни с одним контрольным заданием

Не вызывает сомнения, что причиной выявленных различий являлось применение в ЭГ и неприменение в КГ интерактивной модели действительности и обеспечиваемой ей продуктивной деятельности по освоению периодизаций эволюции отношения государства и общества к детям-инвалидам.

В пользу эффективности разработанной интерактивной учебной модели и ее модификаций свидетельствует и процент студентов ЭГ, у которых удалось сформировать «полностью» или «в основном» искомые профессиональные умения (см. Рис. 3-5).


картинка

Рисунок 3. Процент студентов ЭГ и КГ с полностью сформированными профессиональными умениями


картинка

Рисунок 4. Процент студентов ЭГ и КГ со сформированными в основном умениями


картинка

Рисунок 5. Результаты выполнения контрольных заданий студентами ЭГ и КГ после экспериментального обучения

Анализ данных, отраженных на диаграмме (см. Рис. 5), показывает явное преимущество обучения с использованием электронного инструмента.

Качественный анализ полученных данных позволил выделить трудности выделения значимых социокультурных характеристик в текстовом описании картины жизни страны – избыточный, недостаточный, неверный набор характеристик. Наряду с трудностями понимания текста были выявлены трудности соотнесения картины жизни страны, проживаемого периода эволюции отношения к инвалидам с этапом развития образовательной системы, трудности выделения существенных параметров для решения задачи, трудности соотнесения необходимого множества параметров, трудности применения двух взаимосвязанных периодизаций в качестве инструментов анализа и прогнозирования. Подчеркнем, данные трудности встречались в три раза чаще у студентов КГ, в сравнении с ЭГ, соответственно, 50,7 % против 17 %.

Анализ результатов выполнения комплекса контрольных заданий студентами экспериментальной группы до и после обучающего эксперимента подтвердил эффективность работы с использованием интерактивной учебной модели действительности и ее изменений (см. Рис. 6).


картинка

Рисунок 6. Динамика результатов выполнения контрольных заданий студентами ЭГ до и после обучающего эксперимента

В контрольной группе студентов, обучавшихся по традиционной системе, динамика результатов была значительно ниже (см. Рис. 7).


картинка

Рисунок 7. Динамика результатов выполнения контрольных заданий студентами КГ до и после обучающего эксперимента

Итак, проведенный анализ умений студентов экспериментальной и контрольной групп анализировать меняющиеся социокультурные контексты, определять соответствующие им этапы развития образования, прогнозировать тенденции развития специального и инклюзивного образования показал существенные преимущества обучения с использованием интерактивных учебных моделей, позволяющих обеспечивать взаимосвязанное формирование общекультурных и профессиональных компетенций современного дефектолога, преобразовывать традиционные практические занятия и самостоятельную работу, насыщая их активными методами обучения и продуктивными видами учебной деятельности.

  • 1. Бахина А.В. Информационные технологии как средство обучения умению анализировать тенденции развития практики специального и инклюзивного образования // Информатизация образования: теория и практика : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (Омск, 18-
  • 2. Бахина А.В. Компьютерный инструмент для освоения студентами-дефектологами социокультурных основ образования детей с ОВЗ // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2016. № 1. С. 58-62.
  • 3. Бахина А.В. Проектирование интерактивной модели действительности для освоения студентами социокультурных основ специального и инклюзивного образования // Дефектология. 2015. № 3. С. 58-65.
  • 4. Бахина А.В. Электронный инструмент формирования общекультурных и профессиональных компетенций дефектолога // Дефектология. 2016. № 2. С. 25-37.
  • 5. Бахина А.В. Электронный инструмент формирования представлений студентов-дефектологов о социокультурных основах образования детей с ограниченными возможностями здоровья // В сборнике: Дефектологическая наука – практике. Материалы I Всероссийского съезда де
  • 6. Китик Е.Е. Виртуальные инструменты формирования профессиональных компетенций логопедов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2015. № 6. С. 33-41.
  • 7. Китик Е.Е. Виртуальные практики – современный инструмент подготовки логопедов // В сборнике: Дефектологическая наука-практике. Материалы I Всероссийского съезда дефектологов. 2016. С. 112-117.
  • 8. Кукушкин И.И. Электронные инструменты формирования профессиональных компетенций в области специальной психологии и коррекционной педагогики // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2015. №8. С. 11-13.
  • 9. Кукушкин И.И. Электронный инструмент формирования у студентов умения профессионально ориентироваться в литературе // В сборнике: Дефектологическая наука-практике. Материалы I Всероссийского съезда дефектологов. 2016. С. 147-151.
  • 10. Кукушкин И.И. Электронный каталог публикаций как инструмент введения в профессию // Дефектология. 2015. № 3. С. 74-81.
  • 11. Кукушкина О.И. Виртуальная лаборатория студента дефектолога: цифровые инструменты профессиональной подготовки // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2018. № 190. С. 15-27.
  • 12. Кукушкина О.И. Проектирование интерактивных моделей для обучения студентов умению анализировать и прогнозировать тенденции развития практики / О.И. Кукушкина, А.В. Бахина // Дефектология. 2014. № 6. С.59-65.
  • 13. Кукушкина О.И. Интерактивные модели нормального онтогенеза – инструмент формирования профессиональных компетенций дефектологов разного профиля // Специальное образование: материалы XI междунар. науч. конф., 22-23 апр. 2015 г. / под общ. ред. проф. В.Н. Ск
  • 14. Маевская Н.В. Информационные технологии в высшей школе: проектирование демонстрационной базы данных «Нарушения в применении средств общения у детей» // Дефектология. 2011. № 4. С. 52-57.
  • 15. Маевская Н.В. Проектирование компьютерных инструментов обучения студентов - логопедов в работе с заикающимся ребенком // Дефектология. 2012. № 6. С. 75-80.
  • 16. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа : учеб. пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. – М. : Просвещение, 2009. 319 с.
  • 17. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия. Учеб. пособие для студентов пед. вузов: в 2 ч., Ч. 1 / Н.Н. Малофеев. – М.: Просвещение, 2010. 319 с.
  • 18. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Россия. Учеб. пособие для студентов пед. вузов: в 2 ч., Ч. 2 / Н.Н. Малофеев. – М.: Просвещение, 2010. 320 с.
  • 19. Хайдарпашич М.Р. Виртуальная библиотеке исследователя-дефектолога «Феномены развития представлений о мире у детей в разных условиях обучения» // Дефектология. 2015. № 2. С. 64-70.
  • 20. Хайдарпашич М.Р. Компьютерный инструмент педагога для оценки представлений о мире в контексте формирования жизненной компетенции ребенка // Дефектология. 2013. № 1. С. 55-67.

Библиография


Бахина А.В. Эффективность цифровых инструментов формирования общекультурных и профессиональных компетенций. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах № 43 2021 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-43/the-effectiveness-of-digital-tools-for-the-formation-of-general-cultural-and-professional-competencies (Дата обращения: 26.04.2024)

©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности