Альманах Института коррекционной педагогики - Альманах № 46
АЛЬМАНАХ института коррекционной педагогики

Герценовский университет: новые исследования в дефектологии

Герценовский университет: новые исследования в дефектологии
Признанный в России и за рубежом как один из лидеров педагогического образования в целом, Герценовский университет представляет собой один из крупнейших научно-образовательных центров в области коррекционной педагогики и психологии. Эти традиции восходят к 1806 г., когда в структуре основанного в 1797 г. Петербургского Воспитательного дома, правопреемником которого является современный Герценовский университет, было открыто первое в стране специализированное учебное заведение – училище для глухонемых детей, что ознаменовало собой зарождение не только отечественной сурдопедагогики, не только отечественной практики систематического обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, но и российской дефектологии как уникальной науки. Подробнее о выпуске»

Практика инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: компетенции педагога в оценках учителей

В.З. Кантор, Ю.Л. Проект

В статье представлены материалы исследования, направленного на изучение специфики оценки различными категориями учителей, работающих в общеобразовательных школах, значимости инклюзивных профессиональных компетенций педагога.

По результатам качественного и количественного анализа результатов опроса 416 учителей начальных классов, учителей основной и старшей школы разного профиля констатируется, что в оценке значимости инклюзивных компетенций педагога для достижения учеником с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) образовательных результатов разного типа имеют место достоверные различия по фактору предметного содержания деятельности учителя. Также зафиксировано значимое опосредующее действие данного фактора на оценку обобщенных параметров компетенций педагога инклюзивного образования. Факторы же, связанные со стажем работы, опытом работы в условиях инклюзии, не оказывают значимого влияния на соответствующие параметры ни самостоятельно, ни в совместном действии.

Полученные материалы свидетельствуют о необходимости дифференцированного подхода как к определению спектра профессиональных компетенций педагога инклюзивного образования, так и к их формированию в системе переподготовки и повышения квалификации педагогов инклюзивных образовательных организаций.

Читать статью   Ключевые словаинклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, инклюзивные профессиональные компетенции педагога, индикатор компетенции, предметное содержание деятельности учителя

Изучение взаимодействия семьи и ребенка с нарушением слуха в условиях службы ранней помощи

О.А. Красильникова, Л.А. Колоярцева

В статье приведены результаты пилотного изучения взаимодействия между участниками (специалист, ребенок, родитель) коррекционно-развивающих занятий в условиях службы ранней помощи. Выявлены причины, оказывающие низкое влияние на установление контактов родителей с детьми, имеющими нарушения слуха. Описан один из вариантов деятельности специалиста ранней помощи, помогающий налаживанию развивающего взаимодействия семьи со своим ребенком.

Читать статью   Ключевые словаСурдопедагогика, дети раннего возраста, психолого-педагогическое сопровождение, нарушение слуха, обучение родителей

Особенности временных представлений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

С.Ю. Кондратьева, В.А. Калягин, А.В. Петрова

Предметом исследования выступили специфические особенности и нарушения временных представлений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в контексте их влияния на предрасположенность этих детей к дискалькулии.

Представлены и проанализированы результаты сравнительного поисково-констатирующего эксперимента, предполагавшего выполнение детьми заданий диагностической методики, направленной на выявление у дошкольников с нарушениями речи специфических особенностей временных представлений, касающихся отдельных временных интервалов и отражения общепринятых эталонов времени в речи. Констатируется, что дети с ТНР старшего дошкольного возраста находятся на начальном этапе формирования у них временных представлений, с трудом овладевают умением координировать и подчинять свои движения речевой, ритмической и зрительной инструкции, испытывают значительные затруднения при выявлении причинно-следственных и временных связей в процессе составления рассказа по серии сюжетных картин.

Эти негативные особенности являются одним из существенных факторов, обусловливающих предрасположенность к дискалькулии, с учетом чего подчеркивается необходимость поиска и реализации таких форм работы по профилактике данного нарушения, которые должны соотноситься с психологической структурой процесса овладения математикой и видом дизонтогенеза обучающихся.

Читать статью   Ключевые словадошкольники с тяжелыми нарушениями речи, временные представления, вербальная дискалькулия, дислексическая дискалькулия, математические представления, профилактика, специфические нарушения

Дети с нарушением зрения: своеобразие социального взаимодействия со сверстниками в образовательном процессе

Г.В. Никулина, А.Г. Фомичева
В статье рассматривается проблема своеобразия социального взаимодействия детей с нарушением зрения со сверстниками на момент их поступления в школу. Доказывается актуальность, значимость данной проблемы и недостаточная её разработанность в тифлопедагогике. Представлена феноменологическая характеристика социального взаимодействия и определена необходимость изучения состояния его структурных компонентов. Отражены основные результаты сравнительного анализа уровня готовности к социальному взаимодействию детей с нарушениями зрения по сравнению с нормально видящими сверстниками. Доказано наличие статистически значительного отставания уровня развития готовности к социальному взаимодействию со сверстниками у первоклассников с нарушениями зрения; определено дифференцированное влияние аномального фактора на уровень развития данного феномена у детей, имеющих разную степень и характер зрительных нарушений; выявлено своеобразие его компонентов у детей, находящихся в условиях зрительной депривации. Доказана необходимость тифлопедагогического сопровождения развития готовности детей с нарушениями зрения к социальному взаимодействию со сверстниками в дошкольном возрасте.
Читать статью   Ключевые словадети с нарушением зрения; слепые, слабовидящие, дети с функциональным нарушением зрения; социальное взаимодействие, готовность к социальному взаимодействию; компоненты социального взаимодействия, социально-перцептивная готовность, готовность к общению и реализации совместной деятельности в процессе социального взаимодействия

Возрастные особенности учебной мотивации первоклассников с интеллектуальной недостаточностью

Л.С. Медникова, Ю.Т. Матасов, А.С. Колоколова
В статье представлены результаты экспериментального изучения учебной мотивации первоклассников с интеллектуальной недостаточностью, обсуждаются возрастные особенности отношения к школе и учению, определяются доминирующие мотивы учения, специфика отношения к содержанию учения, участникам учебного процесса (педагогам, родителям и одноклассникам), подчеркиваются различия мотивационной готовности к обучению детей с ЗПР и умственной отсталостью в сравнении со слабо успевающими нормально развивающимися первоклассниками. Полученные результаты исследования говорят о положительном отношении к школе большинства первоклассников и о существенных различиях в мотивации учения у испытуемых всех групп, о доминировании игровых мотивов учения. Для учебной мотивации нормально развивающихся детей характерна более осознанная мотивация, понимание своих трудностей в учебной деятельности. За положительным отношением к школе первоклассников с интеллектуальной недостаточностью часто скрывается недостаточное понимание сути учебной деятельности, привлекательными в школе для них оказываются перемены, каникулы, игры с одноклассниками. Игровые мотивы учебной деятельности остаются ведущими для детей с интеллектуальной недостаточностью и за пределами дошкольного возраста, что важно учитывать в работе с ними в ходе проведения учебных мероприятий.
Читать статью   Ключевые словаучебная деятельность, учебная мотивация, мотивы учебной деятельности, дети с интеллектуальной недостаточностью, первоклассники

Текстовая компетенция младших школьников с дисграфией: опыт диагностики

В.А. Калягин, П.А. Прищепова
В статье рассматриваются результаты изучения речевой и языковой состав-ляющих текстовой компетенции при написании сочинения обучающимися с дисграфией. Анализ и обобщение данных исследования позволили выявить у них недостатки текстовой компетенции, обусловленные трудностью порож-дения связного письменного высказывания. Оценивались составляющие по-рождения связного текста: изложение содержания в соответствии с замыслом, построение последовательности микротем, членение текста на абзацы, выра-жение текстового субъекта и текстового предиката, включение самостоятель-ных, несамостоятельных, необходимых и не необходимых предложений, от-бор лексических средств, оперирование грамматическими формами, синтак-сическими конструкциями и другие компоненты в ходе создания текстов со-чинений. У обучающихся с разными видами дисграфии был выявлен каче-ственно и количественно неоднородный характер составляющих текстовой компетенции.
Читать статью   Ключевые словаединство текста, рема, семантика, связность, смысл, текст, текстовая компе-тенция, цельность

Специфика понимания трудных жизненных ситуаций подростками с умственной отсталостью

Л.С. Медникова, Ю.Т. Матасов, У.В. Василевская
Статья посвящена проблеме понимания подростками с умственной отсталостью трудных жизненных ситуаций: анализируются теоретические аспекты проблемы, приводятся и обсуждаются полученные экспериментальные данные. Понимание рассматривается как сложный аналитико-синтетический процесс, который в ходе своего развития претерпевает качественные изменения, все больше усложняется с возрастом, позволяя все глубже проникать в сущность изучаемого объекта, раскрывать существенные стороны, связи и взаимоотношения данного объекта с окружающим. Экспериментальное изучение понимания подростками с умственной отсталостью трудных жизненных ситуаций предполагало выявление как специфики понимания, так и возможности опоры на жизненный опыт при восприятии, понимании и осмыслении проблемных жизненных ситуаций, отношения к проблемной ситуации, а также влияния личностных особенностей подростков на отношение к проблеме, понимание и выбор стратегии ее решения. Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о существенных недостатках понимания подростками с умственной отсталостью трудных жизненных ситуаций, связанных с фрагментарностью и неполнотой восприятия картинного и вербального материала, нарушением аналитико-синтетической деятельности, доминированием отрицательного опыта в преодолении трудностей. Дополнительными факторами, осложняющими процесс понимания, могут считаться негативные эмоциональные реакции подростков на трудности, низкая самооценка и повышенный уровень тревожности.
Читать статью   Ключевые словапонимание, мышление, аналитико-синтетическая деятельность, отношение, самооценка, уровень тревожности, подростки с умственной отсталостью

Личностные ресурсы социальной реабилитации лиц с врожденной и приобретенной зрительной патологией

И.П. Волкова, Е.Н. Казанкина
Статья посвящена сравнительному изучению психологических характеристик, определяющих направленность личности лиц с врожденной и приобретенной зрительной патологией во взаимосвязи с показателями их социальной реабилитированности. Представлены результаты эмпирического исследования, раскрывающие различия личностных установок в общении и локуса контроля слепорожденных и ослепших, мужчин и женщин с глубокой зрительной патологией. Выявлены основные характеристики смысложизненных ориентаций и локуса контроля, опосредующие уровень социальной реабилитировнности инвалидов по зрению, и выступающие в качестве личностных ресурсов повышения их реабилитационного потенциала. Показано, что личностными барьерами социальной реабилитации слепорожденных и ослепших являются авторитарная направленность личности и стремление к доминированию в общении, снижающие возможности их социального взаимодействия и эмоциональную устойчивость.
Читать статью   Ключевые словаинвалиды по зрению, интернальность, личностные ресурсы, локус контроля, ослепшие, реабилитационный потенциал, слепорожденные, социальная реабилитация, экстернальность

Список литературы выпуска

  1. Allday R.A., Neilsen-Gatti S., Hudson T.M. Preparation for inclusion in teacher education pre-service curricula. // Teacher Education and Special Education. –2013. –Т. 36. – № 4. – С. 298–311 статьи (1)
  2. Brian Butterworth, Sashank Varma, Diana Laurillard. Dyscalculia: From Brain to Education/Science. 2011. V332.P.1049-1053. ID no. (ISBN etc.): 0036-8075, 1095-9203. статьи (1)
  3. Hamill L.B., Jantzen A.K., Bargerhuff M.E. Analysis of effective educator competencies in inclusive environments //Action in Teacher Education. –1999. –Т. 21. – № 3. – С. 21 -37 статьи (1)
  4. Kahn S., Lewis A.R. Survey on teaching science to K-12 students with disabilities: Teacher preparedness and attitudes // Journal of Science Teacher Education. – 2014. – № 25(8). – p. 885–910. DOI: 10.1007/s10972-014-9406-z статьи (1)
  5. Kosč L. Vyvinova dyskalkulia ako porucha matematicnuch schopnosti v detakom veka // Otasky defektogie. – 1971. – № 4. – Р. 34-48. статьи (1)
  6. Kurth J., Foley J.A. Reframing teacher education: Preparing teachers for inclusive education // Inclusion. – 2014. – № 2(4). – p. 286-300. DOI: 10.1352/2326-6988-2.4.286 статьи (1)
  7. Leach D., Duffy M.L. Supporting Students with Autism Spectrum Disorders in Inclusive Settings // Intervention in School and Clinic. – 2009. – № 45 (1). – p. 31–37 статьи (1)
  8. Navarro-Cruz G.S., Thomas F. L. International Evidence on Effective Early Childhood Care and Education Programs: A Review of Best Practices. - New York: Global Education Review 5(2), 2018. – 20 p. статьи (1)
  9. Norman K., Caseau D., Stefanich G. Teaching students with disabilities in inclusive science classrooms: Survey results // Science Education. – 1998. – № 82(2). P. 127-146. ⦁ DOI: ⦁ 10.1002/(SICI)1098-237X(199804)82:2⦁ <⦁ 127::AID-SCE1⦁ >⦁ 3.0.CO;2-G) статьи (1)
  10. Turan Z. Early Intervention with Children Who Have a Hearing Loss: Role of the Professional and Parent Participation. - London: IntechOpen, 2012. – 18 p. статьи (1)
  11. Айвазян Е.Б., Кудрина Т.П., Одинокова Г.Ю., Орлова Е.В., Разенкова Ю.А. Исследование общения взрослого и ребенка первых лет жизни с ограниченными возможностями здоровья: методический инструментарий // Альманах Института коррекционной педагогики. 2018. Альманах №32 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-32/a-study-of-adult-child-communication-the-first-years-of-life-with-disabilities-a-methodological-toolkit (Дата обращения: 21.10.2020) статьи (1)
  12. Александрова Л.А. Субъективная витальность как составляющая личностного потенциала. В сб.: Д.А. Леонтьев (ред.). Личностный потенциал: структура и диагностика. М.: Смысл, 2011, С. 382-403. статьи (1)
  13. Александрова Л.А., Лебедева А.А., Бобожей В.В. Психологические ресурсы личности и социально-психологическая адаптация студентов с ОВЗ в условиях профессионального образования // Психологическая наука и образование. – Т. 19. – № 1 – 2014. – С. 50-62. статьи (1)
  14. Алмазова А.А., Сосинская И.Н. Текст в системе обучения русскому языку детей с недоразвитием речи. – М.: МПГУ, 2016. – 76 с. статьи (1)
  15. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001. – 288 с. статьи (1)
  16. Бабина Г.В. Анализ смысловой структуры текста учащимися с тяжелыми нарушениями речи / Г.В. Бабина // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология: монограф. сб. / отв. Л.И. Белякова; – М.: МГПУ; Прометей, 2005. – С. 172-178. статьи (1)
  17. Баенская Е.Р. Закономерности раннего эмоционального развития в норме // Альманах Института коррекционной педагогики. 2014. Альманах №19 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-19/zakonomernosti-rannego-emocionalnogo-razvitija-v (Дата обращения: 18.01.2021) статьи (1)
  18. Барцалкина В.В., Кулагина И.Ю. Реабилитационный потенциал личности при химической зависимости // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2017. Том 6. № 1А. С. 34-44. статьи (1)
  19. Белов В.П. Реабилитационный потенциал хронически больного: анализ, содержание, оценка / В.П. Белов, В.А. Вечанов, И.Н. Ефимов // Врачебно-трудовая экспертиза. Социально-трудовая реабилитация инвалидов. – М., 1975. – Вып. 2. – С. 26-31. статьи (1)
  20. Бодров В.А. Роль личностных особенностей в развитии психологического стресса // Психические состояния Хрестоматия. / Сост. Л.B. Куликов. СПб.: Питер, 2000. – С. 448-454. статьи (1)
  21. Божович Е.Д. Учителю о языковой компетенции школьника: психолого-педагогические аспекты языкового образования. – М.: Изд-во Москов. психолого-социального ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. – 288 с. статьи (1)
  22. Братченко С.Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала: Методическое пособие для школьных психологов. – Псков, 1997. – 68 с. статьи (1)
  23. Будько, Т.С. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у дошкольников: конспект лекций / Под. ред. Будько Т.С.; Брестский государственный университет им. А.С. Пушкина. – Брест: Издательство БрГУ, 2006. – 46 с. статьи (1)
  24. Войтенко Р.М. Основы реабилитологии и социальная медицина: концепция и методология. – СПб.: «МЕДЕЯ», 2007. – С. 21-28. статьи (1)
  25. Волкова И.П. Личностные детерминанты переживания экзистенциального кризиса военноослепших // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – № 10. Психолого-педагогические науки. – СПб., – 2008. – С. 7-19. статьи (1)
  26. Волкова И.П. Психология социальной адаптации и интеграции людей с глубокими нарушениями зрения / И.П. Волкова. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. – 2009. – 272 c. статьи (1)
  27. Волкова И.П., Кантор В.З Аксиологические аспекты адаптационно-реабилитационного потенциала инвалидов по зрению: опыт эмпирического изучения // Специальное образование. 2012. – № 1 (25). – С. 18-26. статьи (1)
  28. Волкова И.П., Кантор В.З. Аксиологические аспекты адаптационно-реабилитационного потенциала инвалидов по зрению: опты эмпирического изучения // Специальное образование. 2012. – № 1 (25). – С. 18-28. статьи (1)
  29. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования: Мышление и речь. Проблемы психологического развития ребенка [Текст] / Л. В. Выготский, под ред. А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия. – Москва: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1956. – 519 с. статьи (1)
  30. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. - М.: АСТ. Астрель ЛЮКС, 2005. – 480 с. статьи (1)
  31. Галасюк И.Н., Шинина Т.В. Методика «Оценка детско-родительского взаимодействия» Evaluation of child-parent interaction (ECPI). – М.: ИТД Перспектива, 2017.– 304 с. статьи (1)
  32. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Реабилитация средствами образования: особые образовательные потребности детей с выраженными нарушениями в развитии / Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2021. – № 44. статьи (1)
  33. Грибова О.Е. Текстовая компетенция: лингвистический, психолингвистический и онтолингвистический анализ: моногр. – М.: АПКиП-ПРО, 2009. – 120 с. статьи (1)
  34. Гудилина О.Н. Специфика личностного реабилитационного потенциала подростков с нарушениями статодинамической функции в связи со временем возникновения нарушения и степенью его тяжести // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». 2012. – № 4. – С. 1-16. статьи (1)
  35. Дети с кохлеарными имплантами: научно-популярное издание / под ред. О.И. Кукушкиной, Е.Л. Гончаровой. - М.: Национальное образование, 2017. - 208 с. - (Антология образования). (Инклюзивное и коррекционное образование). статьи (1)
  36. Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. – М.: Педагогика, 1982. –176 с. статьи (1)
  37. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникаации. Проблемы семисоциопсихологии. – М.: Наука, 1984. – 269 с. статьи (1)
  38. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2004. – 42 с. статьи (1)
  39. Знаков, В. В. Понимание как проблема психологии мышления // Вопросы психологии. – 1991. – № 1. – С. 18-26. статьи (1)
  40. Знаков, В.В. Понимание в познании и общении. – М.: Изд-во института психологии РАН. 1998. – 232 с. статьи (1)
  41. Знаков, В.В. Психология понимания: проблемы и перспективы. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. – 448 с. статьи (1)
  42. Иванова Т.Ю. Функциональная роль личностных ресурсов в обеспечении психологического благополучия // Автореф. Канд. дисс. психол. наук. – М., 2016. – 39 с. статьи (1)
  43. Иванова Т.Ю., Леонтьев Д.А., Осин Е.Н., Рассказова Е.И., Кошелева Н.В. Современные проблемы изучения личностных ресурсов в профессиональной деятельности // Организационная психология. – 2018. – Т. 8. – № 1. – С. 85-121. статьи (1)
  44. Ильина С.Ю. Речевое развитие умственно отсталых учащихся старших классов в процессе обучения русскому языку : автореферат дис. ... доктора педагогических наук : 13.00.03. – С.Ю. Ильина. – СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. – 42 с. статьи (1)
  45. Калягин, В.А. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи [Текст]: пособие для студентов, педагогов, логопедов и психологов / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. - Санкт-Петербург: Изд-во КАРО, 2013. – 430 с. статьи (1)
  46. Кантор В.З. Педагогическая реабилитация в системе комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: концептуальные аспекты // Альманах Института коррекционной педагогики. 2020. Альманах № 40. статьи (1)
  47. Кантор В.З., Зарин А., Круглова Ю.А. и др. Педагог инклюзивной образовательной организации: компетентностная модель в контексте вузовских программ профессиональной подготовки. // Образование и саморазвитие (Education and Self-development). – 2021. – № 16(3). – С. 281–301 статьи (1)
  48. Кантор В.З., Проект Ю.Л., Никулина Г.В., Антропов А.П., Кондракова И.Э., Залаутдинова С.Е., Литовченко О.В. Инклюзивные профессиональные компетенции: оценочная парадигма педагогического сообщества [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. – 2021. – Том 10. – № 3. – С. 106–125. DOI:10.17759/cpse.2021100307 статьи (1)
  49. Каплунович И.Я. Измерение и конструирование обучения в зоне ближайшего развития//Педагогика, 2002, № 10. С- 37 – 44. статьи (1)
  50. Катыгин, Ю.А., Умнов, В.П. Связь тревожности как свойства личности с некоторыми психофизиологическими характеристиками // Психофизиология. – Л, 1979. С. 46-49. статьи (1)
  51. Киселева Н.Ю. Логопедическая работа по формированию читательских компетенций у учащихся с дислексией основной школы : дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.03 / Н.Ю. Киселева. – Москва, 2013. – 225 с. статьи (1)
  52. Кондратьева, С.Ю. Профилактика и коррекция дискалькулии в системе формирования культуры познания математики у детей с ОВЗ дошкольного и младшего школьного возраста: монография / С.Ю. Кондратьева. – М.: Парадигма, 2017. – 264 с. статьи (1)
  53. Концепция непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) // Содержание образования в двенадцатилетней школе. М., 2000. статьи (1)
  54. Корнилов, Ю.К. Психологические проблемы понимания. – Ярославль: изд-во ЯрГУ, 2016. – 80 с. статьи (1)
  55. Корнилова, И.Г. Игра и творчество в развитии общения старших дошкольников с нарушениями зрения. Креативная игра-драматизация [Текст]: Для воспитателей дошк. учреждений и родителей / И.Г. Корнилова; Ин-т коррекц. педагогики РАО, [Центр ранней дииагностики и спец. помощи детям с выявл. отклонениями в развитии]. – М. : Экзамен, 2004. – 159 с. статьи (1)
  56. Кудрина, Т.П. Общение матери и слепого младенца [Текст]: Монография / Т.П. Кудрина. – М. : Полиграф Сервис, 2016. – 166 с. статьи (1)
  57. Кудрина,Т.П. Мать и слепой недоношенный младенец: особенности взаимодействия // Альманах Института коррекционной педагогики. 2016. Альманах №26. статьи (1)
  58. Кулагина И.Ю., Сенкевич Л.В. Реабилитационный потенциал личности при различных хронических заболеваниях // Культурно-историческая психология. – 2015. – Т. 11. – № 1. С. 50-60. статьи (1)
  59. Лазуренко С.Б., Венгер А.Л. Психолого-педагогические технологии в комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья // Альманах Института коррекционной педагогики. 2020. Альманах № 40. статьи (1)
  60. Лазуренко С.Б., Павлова Н.Н. Динамика познавательного развития детей-инвалидов как критерий перспектив социальной адаптации во взрослом возрасте / С.Б. Лазуренко, Н.Н. Павлова // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2021. – № 44. статьи (1)
  61. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. – М.: Смысл, 2003. – 487 с. статьи (1)
  62. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребёнка [Текст]: /М.И. Лисина; под ред. А.Г. Рузской. – М.: МПСИ, Воронеж: НПО «Модек», 2001. – 384 с. статьи (1)
  63. Литвак, А.Г. Межличностные отношения и проблема социализации инвалидов по зрению [Текст]: // Актуальные проблемы социализации инвалидов по зрению. – 1999. – С. 171-176. статьи (1)
  64. Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих [Текст]: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. СПб.: Изд-во КАРО, 2006 – 336 с. статьи (1)
  65. Логинова И.О., Петряева О.В. Аналитический обзор исследований по проблеме реабилитации и реабилитационного потенциала в современных медико-психологических публикациях // Psychology. Psychophysiology. 2019, vol. 12, no. 4, pp. 34–43. статьи (1)
  66. Лурия, А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. – М.: Академ. Проект, 2000. – 432 с. статьи (1)
  67. Малофеев Н.Н. Концепция развития образования детей с ОВЗ: основные положения / Н.Н. Малофеев // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2019. – № 36. статьи (1)
  68. Малофеев Н.Н. Концепция развития образования детей с ОВЗ: основные положения // Альманах Института коррекционной педагогики. 2019. Альманах № 36. статьи (1)
  69. Малофеев Н.Н. Концепция развития образования детей с ОВЗ: основные положения // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2019. - № 36. –Режим доступа: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-36/ статьи (1)
  70. Малофеев Н.Н. От институционализации к инклюзивному образованию детей с особыми образовательными потребностями // Альманах Института коррекционной педагогики. 2018. статьи (1)
  71. Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Развитие ранней помощи в образовании детям с ОВЗ и группы риска: основания, ориентиры и ожидаемые результаты// Альманах Института коррекционной педагогики. – 2019. - № 36. –Режим доступа: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-36/ статьи (1)
  72. Маркова А.К. Мотивация учебной деятельности школьника / А.К. Маркова // Вопросы психологии. – 1978. - №3. – С. 136-142. статьи (1)
  73. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: Кн. Для учителя / А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов. – М.: Просвещение, 1990. – 192 с. статьи (1)
  74. Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. – М.: Педагогика, 1984. – 144 с. статьи (1)
  75. Матюшкин, А.М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций. – М.: КДУ, 2009. – 190 с. статьи (1)
  76. Махова В.М. Психическая адаптация детей с интеллектуальной недостаточностью к условиям школьного обучения / В.М. Махова // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2008. – № 12. статьи (1)
  77. Методические рекомендации по организации ранней помощи / Минтруд России. – 2018 – Режим доступа: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/handicapped/274 статьи (1)
  78. Мочалова Л.Н. Показатели сформированности анализа текста у школьников с общим недоразвитием речи // Специальное образование. 2011. № 1. – С. 76-83. статьи (1)
  79. Мухамедрахимов Р. Ж. Мать и младенец: Психологическое взаимодействие [Текст] / Р.Ж. Мухамедрахимов – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. – 288с. статьи (1)
  80. Назаренко М.М., Лыткина А.В. Оценка инклюзивной составляющей профессиональной компетентности учителя // Казанский педагогический журнал. – №6 (119)). – С. 34-39. статьи (1)
  81. Никитина, А.В. Театрализованная игра как фактор развития социального опыта дошкольников с нарушением зрения [Текст]: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук :13.00.03 / Никитина А.В. РГПУ им. А.И. Герцена. – СПб., 2004. – 224 c. статьи (1)
  82. Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л., Карабанова О.А. Развитие образования детей с ОВЗ младшего школьного возраста: целевые ориентиры и стратегические направления // Альманах Института коррекционной педагогики. 2019. Альманах № 36. статьи (1)
  83. Никольская, О.С., Кукушкина, О.И., Гончарова, Е.Л., Карабанова, О.А. Развитие дошкольного образования детей с ОВЗ: целевые ориентиры, стратегические направления и ожидаемые результаты // Альманах Института коррекционной педагогики. 2019. Альманах №36. статьи (1)
  84. Никулина, Г.В. Формирование коммуникативной культуры лиц с нарушением зрения в условиях образовательного и реабилитационного процесса [Текст]: Монография. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. – 299 с. статьи (1)
  85. Осухова, Н.Г. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 288 с. статьи (1)
  86. Перова, Е.А. Трудные жизненные ситуации в предметном поле социальной психологии // Человек в трудной жизненной ситуации: тезисы докл. научно-практич. конф. (Москва, 24 дек. 2003 г. и 8 дек. 2004 г.) / Ред. Е.А. Перова. М., 2004. С. 10–12. статьи (1)
  87. Приказ Минздрава России от 29.12.2012 № 1705н «О порядке организации медицинской реабилитации»; П. 6 Проект Приказа Министерства здравоохранения РФ «Об утверждении Порядка организации медицинской реабилитации детскому населению» (подготовлен Минздравом России 20.03.2019) статьи (1)
  88. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: «МОДЭК», 2000. – 304 с. статьи (1)
  89. Развитие дошкольного образования детей с ОВЗ: целевые ориентиры, стратегические направления и ожидаемые результаты / Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л., Карабанова О.А. // Альманах Института коррекционной педагогики. 2019. Альманах №36 статьи (1)
  90. Резванцева М.О., Григорьева С.И. Влияние детско-родительских отношений на мотивацию обучения у младших школьников / М.О. Резванцева, С.И. Григорьева // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. – 2007. – № 4. – С.105-109. статьи (1)
  91. Романовская И.А., Хафизуллина И.Н. Развитие инклюзивной компетентности учителя в процессе повышения квалификации // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4.; статьи (1)
  92. Российская Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей. – М.: Айрис-пресс: Айрис-дидактика, 2005. – 230 с. статьи (1)
  93. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. – СПб., 2000. 712 с. статьи (1)
  94. Рузская, А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст]: / Ред. А.Г. Рузская. – Москва // Хрестоматия по курсу: «Развитие сотрудничества дошкольников в образовательном процессе» / Сост. И.В. Маврина. – Москва: Московский городской психолого-педагогический университет, 2004. – С. 6-30. статьи (1)
  95. Русецкая, М.Н. Дислексия в контексте когнитивно–коммуникативного развития учащихся с речевыми нарушениями : [Монография] / М.Н. Русецкая. – М. : МГПУ, 2009. – 240 с. статьи (1)
  96. Сайфутдинова Н.Ш. Текстовая компетенция как проектная основа обучения школьников гуманитарным предметам: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.01. / Н.Ш. Сайфутдинова. – Краснодар, 2000. – 18 с. статьи (1)
  97. Сатаева А.И., Буданцов А.В., Взаимодействие сурдопедагога и родителей на запускающем этапе реабилитации после кохлеарной имплантации// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2015. - № 2. – С.17 – 32. статьи (1)
  98. Смирнова, Е.О. Общение дошкольников со взрослыми и сверстниками [Текст]: Учебное пособие. Мозаика – Синтез, 2012. – 192 с. статьи (1)
  99. Толстикова О.Н. Факторы формирования мотивации учебной деятельности умственно отсталых младших школьников: Дис. … канд. психол. наук / О.Н. Толстикова. – Санкт-Петербург, 2013. – 209 с. статьи (1)
  100. Толстикова О.Н., Медникова Л.С. Особенности отношения к учению младших школьников с интеллектуальной недостаточностью / О.Н. Толстикова, Л.С. Медникова // Дефектология. – 2013. – № 5 – С. 14-22. статьи (1)
  101. Фомичева, А.Г. Выявление представлений дошкольников с нарушением зрения о внешнем облике человека: адаптация диагностического материала [Текст]: // Система комплексного сопровождения детей с нарушением зрения: проблемы подготовки кадров. – 2020. – С. 62-66. статьи (1)
  102. Фомичева, Л.В. Образование дошкольников с нарушением зрения: научные и прикладные аспекты [Текст]: Монография. – Санкт-Петербург: РИО ИЦИПТ, 2018. – 220 с. статьи (1)
  103. Чижова В.М., Кардаш О.И. Содержание реабилитационного потенциала постинсультных больных как основа ресоциализации // Социальные аспекты здоровья населения №1(53). 2017, С. 6. статьи (1)
  104. Шкутина Л.А., Рымханова А.Р., Мирза Н.В., Карманова Ж.А. Содержательная структура профессиональной компетентности педагогов в условиях инклюзивного образования // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – № 3. – С. 130-136 статьи (1)
Мы используем cookie. Во время посещения сайта вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
OK