Герценовский университет: новые исследования в дефектологии
Альманах № 46 · Выпуск первый · 2021 год
Практика инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: компетенции педагога в оценках учителей
В статье представлены материалы исследования, направленного на изучение специфики оценки различными категориями учителей, работающих в общеобразовательных школах, значимости инклюзивных профессиональных компетенций педагога.
По результатам качественного и количественного анализа результатов опроса 416 учителей начальных классов, учителей основной и старшей школы разного профиля констатируется, что в оценке значимости инклюзивных компетенций педагога для достижения учеником с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) образовательных результатов разного типа имеют место достоверные различия по фактору предметного содержания деятельности учителя. Также зафиксировано значимое опосредующее действие данного фактора на оценку обобщенных параметров компетенций педагога инклюзивного образования. Факторы же, связанные со стажем работы, опытом работы в условиях инклюзии, не оказывают значимого влияния на соответствующие параметры ни самостоятельно, ни в совместном действии.
Полученные материалы свидетельствуют о необходимости дифференцированного подхода как к определению спектра профессиональных компетенций педагога инклюзивного образования, так и к их формированию в системе переподготовки и повышения квалификации педагогов инклюзивных образовательных организаций.
Ключевые слова
Практика инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: компетенции педагога в оценках учителей
инклюзивное образованиедети с ограниченными возможностями здоровья
инклюзивные профессиональные компетенции педагога
индикатор компетенции
предметное содержание деятельности учителя
Изучение взаимодействия семьи и ребенка с нарушением слуха в условиях службы ранней помощи
В статье приведены результаты пилотного изучения взаимодействия между участниками (специалист, ребенок, родитель) коррекционно-развивающих занятий в условиях службы ранней помощи. Выявлены причины, оказывающие низкое влияние на установление контактов родителей с детьми, имеющими нарушения слуха. Описан один из вариантов деятельности специалиста ранней помощи, помогающий налаживанию развивающего взаимодействия семьи со своим ребенком.
Ключевые слова
Изучение взаимодействия семьи и ребенка с нарушением слуха в условиях службы ранней помощи
Сурдопедагогикадети раннего возраста
психолого-педагогическое сопровождение
нарушение слуха
обучение родителей
Особенности временных представлений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Предметом исследования выступили специфические особенности и нарушения временных представлений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) в контексте их влияния на предрасположенность этих детей к дискалькулии.
Представлены и проанализированы результаты сравнительного поисково-констатирующего эксперимента, предполагавшего выполнение детьми заданий диагностической методики, направленной на выявление у дошкольников с нарушениями речи специфических особенностей временных представлений, касающихся отдельных временных интервалов и отражения общепринятых эталонов времени в речи. Констатируется, что дети с ТНР старшего дошкольного возраста находятся на начальном этапе формирования у них временных представлений, с трудом овладевают умением координировать и подчинять свои движения речевой, ритмической и зрительной инструкции, испытывают значительные затруднения при выявлении причинно-следственных и временных связей в процессе составления рассказа по серии сюжетных картин.
Эти негативные особенности являются одним из существенных факторов, обусловливающих предрасположенность к дискалькулии, с учетом чего подчеркивается необходимость поиска и реализации таких форм работы по профилактике данного нарушения, которые должны соотноситься с психологической структурой процесса овладения математикой и видом дизонтогенеза обучающихся.
Ключевые слова
Особенности временных представлений у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
дошкольники с тяжелыми нарушениями речивременные представления
вербальная дискалькулия
дислексическая дискалькулия
математические представления
профилактика
специфические нарушения
Дети с нарушением зрения: своеобразие социального взаимодействия со сверстниками в образовательном процессе
Ключевые слова
Дети с нарушением зрения: своеобразие социального взаимодействия со сверстниками в образовательном процессе
дети с нарушением зрения; слепыеслабовидящие
дети с функциональным нарушением зрения; социальное взаимодействие
готовность к социальному взаимодействию; компоненты социального взаимодействия
социально-перцептивная готовность
готовность к общению и реализации совместной деятельности в процессе социального взаимодействия
Возрастные особенности учебной мотивации первоклассников с интеллектуальной недостаточностью
Ключевые слова
Возрастные особенности учебной мотивации первоклассников с интеллектуальной недостаточностью
учебная деятельностьучебная мотивация
мотивы учебной деятельности
дети с интеллектуальной недостаточностью
первоклассники
Текстовая компетенция младших школьников с дисграфией: опыт диагностики
Ключевые слова
Текстовая компетенция младших школьников с дисграфией: опыт диагностики
единство текстарема
семантика
связность
смысл
текст
текстовая компе-тенция
цельность
Специфика понимания трудных жизненных ситуаций подростками с умственной отсталостью
Ключевые слова
Специфика понимания трудных жизненных ситуаций подростками с умственной отсталостью
пониманиемышление
аналитико-синтетическая деятельность
отношение
самооценка
уровень тревожности
подростки с умственной отсталостью
Личностные ресурсы социальной реабилитации лиц с врожденной и приобретенной зрительной патологией
Ключевые слова
Личностные ресурсы социальной реабилитации лиц с врожденной и приобретенной зрительной патологией
инвалиды по зрениюинтернальность
личностные ресурсы
локус контроля
ослепшие
реабилитационный потенциал
слепорожденные
социальная реабилитация
экстернальность