Альманах Института коррекционной педагогики - Альманах № 47
АЛЬМАНАХ института коррекционной педагогики

Современные исследования белорусских дефектологов

Современные исследования белорусских дефектологов

В выпуске представлены исследования, посвященные центральным проблемам современной специальной психологии и коррекционной педагогики в интерпретации ведущих специальных психологов и дефектологов Республики Беларусь. Предметом рассмотрения являются вызовы времени и новые вопросы коррекционной педагогики, эволюция терминологии, суеверия и идеалы современной специальной психологии, подходы к обучению Детей с множественными тяжелыми нарушениями развития.

Подробнее о выпуске»

Современное специальное образование: вызовы и возможные ответы

В.В. Хитрюк

Объектом анализа выбраны основные вызовы времени, оказывающие влияние на процессы модернизации и трансформации специального образования. Подчеркивается, что особую значимость приобретает понятие особых образовательных потребностей как отправная точка в понимании затруднений, которые испытывает ребенок, и определении качества необходимой поддержки. Показана необходимость разработки типологии особых образовательных потребностей детей с ОВЗ в логике возвращения ребенка на путь нормального развития.

Читать статью   Ключевые словаспециальное образование, инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с особенностями психофизического развития, потенциалы личности, функциональные возможности, особые образовательные потребности, образовательная среда, цифровые инструменты

Суеверия и идеалы современной специальной психологии

Е.С. Слепович, А.М. Поляков

В статье представлен анализ современных тенденций изменения специальной психологии как научного знания и практикоориентированной отрасли по отношению к исходным ее установкам, заданным культурно-исторической психологией. Текст основан на сопоставлении современных представлений об идеалах изучения детей с отклонениями в развитии и психологической помощи им, с одной стороны, и оригинальной позиции специальной психологии – с другой. Анализ затрагивает основные категории научно-исследовательской и практической деятельности психолога, оказывающего помощь детям с отклонениями в развитии: предмет, используемые методы, понятие психического развития, понимание дихотомии «нормальное – отклоняющееся развитие», психологическая практика. Авторы высказывают озабоченность усиливающейся тенденцией редуцировать картину нормального и аномального психического развития ребенка как сложного и многоуровнего процесса качественного преобразования функциональных органов (систем) социального происхождения к их внешним проявлениям (поведению) или физиологической активности организма (головного мозга).

Читать статью   Ключевые словаспециальная психология, культурно-историческая психология, психическое развитие, дети с отклонениями в развитии, высшие психологические функции, экспериментально-генетический метод, аномальное психическое развитие

Эволюция терминологии специальной психологии и коррекционной педагогики: международный словарь 2021

Н.Н. Малофеев, В.В. Хитрюк

Статья раскрывает методологию анализа эволюции терминологии специальной психологии и коррекционной педагогики, подход к разработке международного словаря базовых профессиональных терминов 2021 года. Актуальность работы обусловлена необходимостью пересмотра существующих в научном поле дефектологии понятий, а также формальной и семантической систематизации вновь появившихся терминологических единиц. Создание номинируемого словаря является результатом значимого научно-практического проекта учреждений высшего образования и научных организаций стран СНГ. В фокусе исследования – система терминов, понятий, отражающих происходящие измиенения в обществе, обучении и воспитании детей с особыми образовательными потребностями. Подготовленный словарь является первой попыткой стран постсоветского пространства представить новую для национальных систем образования этих государств терминологию, рассмотреть иные акценты закрепившихся и традиционно используемых понятий.

Читать статью   Ключевые словасловарь терминов, специальное образование, инклюзивное образование, дети с особыми образовательными потребностями, дефектология, коррекционная педагогика

О предмете специальной психологии

Е.С. Слепович, А.М. Поляков

В статье рассматривается проблема предмета специальной психологии. Актуализируется недостаточность собирательных определений ее предмета посредством перечисления категорий изучаемых лиц или типов отклоняющегося развития. Отмечается необходимость обращения к теоретическому фундаменту специальной психологии – культурно-исторической психологии Л.С. Выготского. Специальная психология понимается как отрасль, изучающая законы, закономерности и динамику аномального психического развития, а также условий его исправления. Указывается наличие собственного метода – экспериментально-генетического, который является одновременно исследовательским и практическим. Обосновывается понимание специальной психологии как психологической практики.

Читать статью   Ключевые словаспециальная психология, культурно-историческая теория, дети с отклонениями в развитии, экспериментально-генетический метод, аномальное психическое развитие, психологическая практика

Понятие «психологический диагноз» и его применение в диагностике отклонений психического развития

Е.С. Слепович, А.М. Поляков

Статья посвящена проблемам психологической диагностики отклонений в развитии у детей. Подчеркивается, что главная задача психологической диагностики – разработка системы практической помощи конкретному ребенку с учетом уникальной картины его развития. С позиций культурно-исторического подхода анализируется понятие и уровни психологического диагноза – симптоматический, функциональный и системный. Отмечается важность опоры в процессе психологической диагностики аномального развития на представления о возрастных нормах и психологической структуре дефекта. Анализируются подходы к дихотомии «нормальное – аномальное развитие». Определяется понятие возрастной нормы как социокультурного эталона. Раскрывается понятие «психологическая структура дефекта». Описаны этапы психологической диагностики аномального развития и применение помощи в процессе ее проведения.

Читать статью   Ключевые словапсихологический диагноз, культурно-историческая теория, экспериментально-генетический метод, аномальное психическое развитие, психологическая структура дефекта, психологическая помощь

Воспитание и обучение дошкольников с тяжелыми множественными нарушениями в Республике Беларусь

Е.А. Лемех

В статье в историческом аспекте рассматривается становление оказания помощи детям дошкольного возраста с тяжелыми множественными нарушениями в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации в Республике Беларусь. Анализируются нормативные документы, отражающие содержание работы по данному направлению начиная с 1999 года. Приводится обоснование учебного плана и учебных программ для данного типа учреждений образования по образовательным областям «Самообслуживание», «Коммуникация», «Сенсорная стимуляция», «Предметная деятельность», «Я и мир», «Изобразительная деятельность», «Музыкально-ритмические занятия», «Игра». Как одно из перспективных направлений определяется создание системы оценки качества дошкольного образования лиц с тяжелыми множественными нарушениями в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

Читать статью   Ключевые словавоспитанники с тяжелыми множественными нарушениями, дошкольный возраст, программно-методическое обеспечение, учебный план, центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

Развитие символического опосредствования субъект-субъектного взаимодействия у школьников с задержкой психического развития как фактор предупреждения социальной дезадаптации

А.М. Поляков

В статье обсуждаются типичные для школьников с задержкой психического развития проблемы социальной адаптации. Их возникновение связывается с нарушениями построе-ния субъект субъектных отношений и взаимодействия с другими людьми. В качестве ос-новной культурной формы, опосредствующей развитие субъект субъектных отношений и взаимодействия, рассматривается символ. Освоение школьниками с задержкой психическо-го символических форм медиации и развитие символической функции сознания способ-ствует становлению психологических механизмов преодоления проблем субъект-субъектного взаимодействия и предупреждения различных типов социальной дезадаптации. В статье описана программа психологической коррекции развития символической функции созна-ния у школьников с задержкой психического развития и показана ее эффективность для преодоления трудностей субъект-субъектного взаимодействия. Коррекционная программа включает в себя принципы, цель, возрастно-ориентированные задачи, формы и способы помощи. Приводятся результаты формирующего эксперимента (n=24), доказывающего эффективность коррекционной программы.

Читать статью   Ключевые словашкольники, субъект-субъектное взаимодействие, субъект-субъектные отношения, социаль-ная дезадаптация, задержка психического развития, символ, символическая функция, созна-ние, психологическая коррекция

Формирование общетрудовых умений у младших школьников с легкой умственной отсталостью

В.А. Шинкаренко

В статье рассматриваются научно-методические основы коррекционно-педагогической работы по формированию у младших школьников с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) общетрудовых умений. В этой связи прослеживается эволюция взглядов на коррекционную направленность трудового обучения данной категории учащихся, раскрывается взаимосвязь развития общетрудовых умений с коррекцией развития познавательной деятельности. В статье также характеризуется методика формирования общетрудовых умений, применение которой обеспечивает целенаправленность и повышение самостоятельности учебно-трудовой деятельности учащихся за счет формирования ее интеллектуальных компонентов. Дальнейшая разработка вопросов этой методики определяется как перспективное направление научных исследований в области олигофренопедагогики.

Читать статью   Ключевые словалегкая умственная отсталость (интеллектуальные нарушения), учащиеся, общетрудовые умения, трудовое обучение

Список литературы выпуска

  1. Bodrova E., Leong D.J. Tools of the mind: the Vygotskian approach to early childhood education. New Jersey: Pearson, 2007. 256 p. статьи (1)
  2. Daniels H. Vygotsky and Dialogic Pedagogy // Cultural-historical psychology. 2014. Vol. 10, no. 3. pp. 19-29. статьи (1)
  3. IBEDATA 1977: 2. Terminology: Special education. Paris UNESCO: 1977:2 / Международное бюро просвещения. 1977 // Терминология: Дефектология. статьи (1)
  4. Аб вучэбных планах спецыяльнай адукацыi [Электронный ресурс] : постановление М-ва образования Респ. Беларусь от 26 авг. 2011 № 242 / Кодексы, законы и законодательные документы Республики Беларусь URL: https: // belzakon.net / Законодательство / Постановление _ Министерства_образования_РБ/2011/5852. (Дата обращения: 09.09.2020). статьи (1)
  5. Асмолов А.Г. Непройденный путь: от культуры полезности к культуре достоинства // Вопросы психологии. 1990. № 1. С. 6. статьи (1)
    О предмете специальной психологии (Е.С. Слепович,А.М. Поляков)
  6. Асмолов, А.Г. Психология личности / А.Г.Асмолов. М., 1990. статьи (1)
  7. Блейхер В.М., Крук И.В. Патопсихологическая диагностика. Киев: Здоров'я, 1986. 280 c. статьи (1)
  8. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 301 с. статьи (1)
  9. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 304 с. статьи (1)
  10. Бурман Э. Деконструктивная психология развития / Пер. с англ. под науч. ред С.Ф. Сироткина. Ижевск: ИД «Удмуртский университет», ИД «ERGO», 2006. 284 с. статьи (1)
  11. Бурман Э. Деконструктивная психология развития / Пер. с англ. под науч. ред. С.Ф. Сироткина. Ижевск: ИД «Удмуртский университет», ИД «ERGO», 2006. 284 с. статьи (1)
  12. Бэкхёрст Д. О понятии опосредствования // Культурно-историческая психология. 2007. № 3. С. 61—66. статьи (1)
  13. Василюк Ф.Е. От психологической практики к психотехнической теории // Психологическое образование: контексты развития: сб. ст. / БГУ; под ред. М.А. Гусаковского, А.А. Полонникова. Минск, 1999. С. 73 – 83. статьи (1)
    О предмете специальной психологии (Е.С. Слепович,А.М. Поляков)
  14. Вересов Н.Н. Экспериментально-генетический метод и психология сознания: в поисках утраченного (статья вторая) // Культурно-историческая психология. 2015. № 1. С. 117 – 126. статьи (2)
  15. Вересов Н.Н. Экспериментально-генетический метод и психология сознания: в поисках утраченного (статья вторая) // Культурно-историческая психология. 2015. № 1. С. 117—126. статьи (1)
  16. Вересов Н.Н. Экспериментально-генетический метод и психология сознания: в поисках утраченного (статья первая) // Культурно-историческая психология. 2014. № 4. С. 121 – 130. статьи (2)
  17. Вересов Н.Н. Экспериментально-генетический метод и психология сознания: в поисках утраченного (статья первая) // Культурно-историческая психология. 2014. № 4. С. 121—130. статьи (1)
  18. Вундт В. Психология народов. М.: ЭКСМО; СПб.: Terra Fantastica, 2002. 864 с. статьи (1)
  19. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. С. 243 – 432. статьи (2)
  20. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 4. М.: Педагогика, 1984. С. 243-432. статьи (1)
  21. Выготский Л.С. Вопросы теории и истории психологии / Под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского // Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 1. М.: Педагогика, 1982. С. 291-436. статьи (1)
  22. Выготский Л.С. Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства // Собр. соч. в 6 т. Т. 5. Основы дефектологии. М.: Педагогика, 1983. С. 257 – 321. статьи (1)
  23. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 1. М.: Педагогика, 1983. С. 291 – 436. статьи (1)
  24. Выготский Л.С. Лекции по педологии. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2001. 304 с. статьи (2)
  25. Выготский Л.С. Основы дефектологии // Собрание сочинений: в 6-ти т. Под ред. Т.А. Власовой. Т.5. М.: Педагогика, 1983. 368 с. статьи (1)
  26. Выготский Л.С. Педология подростка / Под ред. Д.Б. Эльконина // Собрание сочинений: в 6-ти т. М.: Педагогика, 1984. Т. 4. С. 5-242. статьи (1)
  27. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка (1928) // Вестн. Московского университета. Сер. 14, Психология. 1991. N 4. С. 5-18. статьи (1)
  28. Выготский Л.С. Проблема культурного развития ребенка // Педология. 1928. №1. С. 58-77. статьи (1)
  29. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 3: Проблемы развития психики. М.: Педагогика, 1983. 368 с. статьи (2)
  30. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6-ти т. Т. 5. Основы дефектологии / Под ред. Т.А. Власовой. М.: Педагогика, 1983. 368 с. статьи (1)
    О предмете специальной психологии (Е.С. Слепович,А.М. Поляков)
  31. Гаврилушкина О.П., Малова А.А., Панкратова М.В. Проблемы социальной и коммуникативной компетентности дошкольников и младших школьников с трудностями в общении // Современная зарубежная психология. 2012. Том 1. № 2. С. 5–16. статьи (1)
  32. Головчиц Л.А. К проблеме терминологии: «Сложные, множественные, комплексные…» нарушения развития // Дефектология. 2011. №3. С. 3–12. статьи (1)
  33. Гончарова Е. Л., Кукушкина О. И. Ребенок с особыми образовательными потребностями // Альманах Института коррекционной педагогики. 2002. Альманах №5. статьи (1)
  34. Гончарова Е.Л. К вопросу о предмете специальной психологии. Приглашение к размышлению // Дефектология. 2004. №1. С. 3 – 8. статьи (1)
    О предмете специальной психологии (Е.С. Слепович,А.М. Поляков)
  35. Гончарова Е.Л. К вопросу о предмете специальной психологии. Приглашение к размышлению // Дефектология. 2004. №1. С. 3-8 статьи (1)
  36. Гончарова Е.Л., Никольская О.С., Кукушкина О.И. Дети с особыми образовательными потребностями в системе понятий культурно-исторической психологии // Альманах Института коррекционной педагогики. 2019. Альманах № 39 статьи (1)
  37. Дефективные дети и школа [под ред. В. П. Кащенко]. М., 1911.; Нервность и дефективность в дошкольном и школьном возрасте. М., 1919. статьи (1)
  38. Дефективные дети школьного возраста и всеобщее обучение. М., 1910; Воспитание – обучение трудных детей: Из опыта работы санатория-школы (совм. с С. Н. Крюковым). М., 1913. статьи (1)
  39. Дефектологический словарь / [Глав. ред.: А. И. Дьячков (глав. ред.) и др.] ; Акад. пед. наук СССР. Науч.-исслед. ин-т дефектологии. – Москва : Педагогика, 1970. 504 с. статьи (1)
  40. Дефектологический словарь в 2-х томах // Гудонис В., Пузанов Б.П. – Издательство: Модэк. 2007. 1544 с. статьи (1)
  41. Дефектология: Словарь-справочник / Авт.-сост. С.С. Степанов; Под ред. Б.П. Пузанова. – ТЦ Сфера; Москва. 2004. 208 с. статьи (1)
  42. Дефектология: Словарь-справочник /Авт. -сост. С. С. Степанов; Под ред. Б. П. Пузанова. – М.: Новая школа, 1996. 80 с. статьи (1)
  43. Древние цивилизации = Ancient civilizations / под общ. ред. Г. М. Бонгард-Левина. М.: Мысль, 1989. С. 471–472. статьи (1)
  44. Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе. Психолого-педагогическое исследование / Г.М. Дульнев. – М.: Педагогика, 1969. – 216 с. статьи (1)
  45. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Н.Н. Малофеев, О.С. Никольская, О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова // Дефектология. 2010. № 1. с. 6-22; статьи (1)
  46. Закон Республики Казахстан «Об образовании», 2007 в редакции 2019. статьи (1)
  47. Записные книжки Л.С. Выготского. Избранное / Под общ. ред. Е. Завершневой и Рене ван дер Веера. М.: Издательство «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2018. 608 с. статьи (2)
  48. Зарецкий В.К. Зона ближайшего развития: о чем не успел написать Выготский… // Культурно-историческая психология. 2007. № 3. С. 96–104. статьи (1)
  49. Зинченко В.П. Сознание как предмет и дело психологии // Методология и история психологии. 2006. Т. 1. Вып. 1. С. 207–232. статьи (1)
  50. Инклюзивное и специальное образование: международный словарь терминов / под общ. ред. А. И. Жука, Н. Н. Малофеева, В. В. Хитрюк. – Минск: БГПУ, 2020. 104 с. статьи (1)
  51. Кисова В.В., Семенов А.В. Сотрудничество как психолого-педагогическое условие социализации дошкольников с задержкой психического развития // Фундаментальные исследования. 2014. № 12. С. 882 – 886. статьи (1)
  52. Клочко, В.Е. Онтопедагогика: психологические основания и гуманитарный потенциал / В.Е. Клочко // Проблемы целеполагания в психологических и педагогических исследованиях: материалы II Забайкальской межрегиональной школы молодых ученых. – Чита: Изд-во ЗабГПУ, 2003. – С. 6–7. статьи (1)
  53. Кодекс Республики Беларусь об образовании URL: https:www.pravo.by/main.aspx?quid=3871&p0=hk1100243. (Дата обращения: 10.05.2017). статьи (1)
  54. Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья до 2030 г. / под общей ред. Н.Н. Малофеева. М. : ФГБНУ «ИКП РАО», 2019. 120 с. статьи (1)
  55. Концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.asabliva.by/main.aspx?guid=2811&queryText. статьи (1)
  56. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. М.: ПЕР СЭ, 2002. 192 с. статьи (1)
  57. Коробейников И.А. Патопсихологическая дифференциация некоторых форм психического недоразвития у детей предшкольного возраста: канд. дис. М.: НИИ АПН СССР, 1980. 146 с. статьи (1)
  58. Коробейников И.А., Бабкина Н.В. Консультативный ресурс психологического диагноза при нарушениях психического развития у детей // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Т. 25. № 4. С. 11—22. doi: 10.17759/cpp.2017250402 статьи (1)
  59. Коробейников И.А., Кантор В.З. Профессиональное образование лиц с ОВЗ и инвалидностью: целевые ориентиры и факторы успешного развития [Электронный ресурс] / И.А. Коробейников, В.З. Кантор // Альманах Института коррекционной педагогики. 2019. Альманах № 36. статьи (1)
  60. Кукушкина, О. И. Дети с особыми образовательными потребностями / О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова // Инклюзивное и специальное образование : международный словарь терминов / под общ. ред. А.И. Жука, Н.Н. Малофеева, В.В. Хитрюк. – Минск : Белорус. гос. пед. ун-т, 2020. С. 29–32. статьи (1)
  61. Кукушкина, О. И., Гончарова, Е. Л., Малофеев, Н. Н. Специальная психология и коррекционная педагогика: эволюция терминов: учебное пособие (текстовое электронное издание)/Санкт-Петербург: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2022. – 1 CD-ROM – Загл. с титул. экрана. – Текст: электронный. статьи (1)
  62. Ларионова С.О. Вторичная профилактика девиантного поведения детей с задержкой психического развития // Специальное образование. 2013. № 2. С. 62 – 71. статьи (1)
  63. Лебединская К.С., Райская М.М., Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. М.: Педагогика, 1988. 168 с. статьи (1)
  64. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте: Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 144 с. статьи (1)
  65. Лемех Е.А. Качество образования воспитанников с тяжелыми множественными нарушениями как проблема организации их непрерывного образования // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». 2020. 5(70). С. 4347. URL: http://grani.vspu.ru/jurnal/75. (Дата обращения: 07.12.2020). статьи (1)
  66. Лемех Е.А. Современные требования к системе оценки качества дошкольного образования лиц с тяжелыми множественными нарушениями // Адукацыя i выхаванне. 2020. № 8. С. 25–32. статьи (1)
  67. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: «Смысл», 2020. 880 с. статьи (1)
  68. Лернер, И.Я. Философия дидактики и дидактика как философия / И.Я. Лернер. М., 1995. статьи (1)
  69. Лисовская Т.В. Жизненные компетенции детей с тяжелыми множественными психофизическими нарушениями: содержание и критерии сформированности. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhiznennye-kompetentsii-detey-s-tyazhelymi-mnozhestvennymi-psihofizicheskimi-narusheniyami-soderzhanie-i-kriterii-sformirovannosti/viewer (Дата обращения: 08.06.2020). статьи (1)
  70. Лубовский В.И. Л.С. Выготский и специальная психология // Вопросы психологии. 1991. №2. С. 118 – 124. статьи (2)
  71. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. М.: Педагогика, 1989. 104 с. статьи (1)
  72. Лубовский, В.И Особые образовательные потребности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование, 2013. № 5. – Режим доступа: http://psyedu.ru/journal/2013/5/Lubovskiy.phtml. статьи (1)
  73. Лубовский, В.И. Особые образовательные потребности / В. И. Лубовский. – Режим доступа: http://psyedu.ru/files/articles/psyedu_ru_2013_5_Lubovskiy.pdf. – Дата доступа: 20.11.2021. статьи (1)
  74. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969. 504 с. статьи (1)
  75. Макавчик И.Ю., Шинкаренко В.А. Развитие научных взглядов на коррекционно-развивающую направленность трудового обучения учащихся начальных классов вспомогательной школы / И.Ю. Макавчик, В.А. Шинкаренко // Наука и образование. – 2019. – № 1. – С. 76–81. статьи (1)
  76. Малофеев Н.Н. Социо-культурные контексты становления практики помощи детям с тяжелыми и множественными нарушениями развития // Альманах Института коррекционной педагогики. 2020. Альманах № 41 статьи (1)
  77. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом: В 2-х частях. – М.: «Печатный двор», 1996. статьи (1)
  78. Малофеев Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа: учебное пособие для студентов пед. вузов / Н.Н. Малофеев. 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2018. статьи (1)
  79. Малофеев, Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития / Н.Н. Малофеев // Дефектология. 1997. № 4. С. 3–15. статьи (1)
  80. Малофеев, Н.Н. Дети с ограниченными возможностями здоровья / Н.Н.Малофеев // Инклюзивное и специальное образование : международный словарь терминов / под общ. ред. А. И. Жука, Н. Н. Малофеева, В. В. Хитрюк. – Минск : Белорус. гос. пед. ун-т, 2020. С. 28–29. статьи (1)
  81. Малофеев, Н.Н. Система специального образования / Н.Н.Малофеев // Инклюзивное и специальное образование : международный словарь терминов / под общ. ред. А.И. Жука, Н.Н. Малофеева, В.В. Хитрюк. – Минск : Белорус. гос. пед. ун-т, 2020. С. 52–57. статьи (1)
  82. Малофеев, Н.Н., Шматко, Н.Д. Комбинированная образовательная организация: от эксперимента к широкой практике / Н.Н.Малофеев, Н.Д.Шматко // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2016. № 1. с. 13-19. статьи (1)
  83. Методика формирования умений учебной деятельности у учащихся с легкой интеллектуальной недостаточностью: пособие / В.А. Шинкаренко [и др.]; под ред. В.А. Шинкаренко. – 2-е изд. – Минск: Четыре четверти, 2017. – 76 с. статьи (1)
  84. Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе / С.Л. Мирский. – М.: Просвещение, 1980. – 183 с. статьи (1)
  85. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003. 384 с. статьи (1)
  86. Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л., Карабанова О.А. Развитие дошкольного образования детей с ОВЗ: целевые ориентиры, стратегические направления и ожидаемые результаты // Альманах Института коррекционной педагогики. 2019. Альманах №36 статьи (1)
  87. Об изменении Кодекса Республики Беларусь об образовании : Закон Респ. Беларусь, 14 января 2022 г. № 154-З [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=H12200154&p1=1&p5=0. – Дата доступа: 05.02.2022. статьи (1)
  88. Об утверждении Примерного положения о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: Приказ М-ва образования Респ. Беларусь, 31 авг. 1999 г., № 559 // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. 1999. № 71. 8/840. статьи (1)
  89. Обучение учащихся I–IV классов вспомогательной школы: пособие для учителей / Под ред. В.Г. Петровой. – М.: Просвещение, 1976. – 479 с. статьи (1)
  90. Основные показатели развития системы специального образования в Республике Беларусь / составители А.И. Попов [и др.]. Мн. : ГИАЦ М-ва образования Респ. Беларусь, 2018. 105 с. статьи (1)
  91. Основные показатели развития системы специального образования в Республике Беларусь. 1995–2010 годы (Информационный бюллетень), Выпуск № 12. Мн. : ГИАЦ М-ва образования Респ. Беларусь, 2011. 132 с. статьи (1)
  92. Павлова Н.П. Трудовое обучение в 1–3 классах вспомогательной школы: пособие для учителя / Н.П. Павлова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1990. – 190 с. статьи (1)
  93. Перечень учреждений образования, на базе которых осуществляется экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования в 2011/2012 учебном году : Приказ М-ва образования Респ. Беларусь, 01июл. 2011, №453. URL: https://referatdb.ru/pravo/58253/index.html?page=2. (Дата обращения: 07.02.2021). статьи (1)
  94. Пинский Б. И. Психология трудовой деятельности учащихся вспомогательной школы / Б.И. Пинский. − М.: Просвещение, 1969. − 152 с. статьи (1)
  95. Поляков А.М. Взаимодействие со сверстниками и развитие символической функции сознания у школьников с задержкой психического развития // Дефектология. – 2020. № 1. – С. 25 33. статьи (1)
  96. Поляков А.М. Методика изучения развития символической функции сознания // Культурно-историческая психология. 2016. Том 12. № 2. С. 59–68. doi:10.17759/chp.2016120206 статьи (1)
  97. Поляков А.М. Развитие символической функции сознания в субъект-субъектном взаимодействии у школьников с задержкой психического развития: автореф. дис. … д-ра психол. наук: 19.00.10; БГУ. Минск, 2018. 49 с. статьи (1)
  98. Поляков А.М. Развитие символической функции сознания в субъект-субъектном взаимодействии у школьников с задержкой психического развития: дис. … д-ра психол. наук: 19.00.10; БГУ. Минск, 2018. 426 с. статьи (1)
  99. Поляков А.М. Субъект и символ. Минск: БГУ, 2014. 255 с. статьи (2)
  100. Понятийно-терминологический словарь логопеда. Под ред. В.И. Селиверстова – М., 1997. статьи (1)
  101. Права человека и инвалидность / Доклад комиссии по правам человека ООН: E/CN, 4/SUB 2/1991/31. статьи (1)
  102. Практикум по патопсихологии / под ред. Зейгарник Б.В., Николаевой В.В., Лебединского В.В. М.: МГУ, 1987. 184 с. статьи (1)
  103. Практикум по патопсихологии: учебное пособие / Под ред. Б.В.Зейгарник, В.В. Николаевой, В.В. Лебединского. М.: Изд-во МГУ, 1987. 103 с. статьи (1)
  104. Программы вспомогательной школы. Общеобразовательные предметы. – М.: Просвещение, 1971. – 320 с. статьи (1)
  105. Психодиагностика: теория и практика. Пер. с нем. / Общ. ред. Н.Ф.Талызиной. М.: «Прогресс», 1986. 208 с. статьи (1)
  106. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования / Под ред. К.М.Гуревича. М.: Педагогика, 1981. 232 с. статьи (1)
  107. Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории. Под ред. А.В.Брушлинского. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997. 576 с. статьи (1)
  108. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика-Пресс, 1999. С. 309. статьи (1)
    О предмете специальной психологии (Е.С. Слепович,А.М. Поляков)
  109. Пузырей А.А. Культурно-историческая психология Л.С. Выготского и современная психология. М.: МГУ, 1986. 116 с. статьи (1)
    О предмете специальной психологии (Е.С. Слепович,А.М. Поляков)
  110. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (практическое руководство). М.: Издательство «Медицина», 1970. 216 с. статьи (1)
  111. Рут С. Дж. Обучение взрослых с физическими недостатками: 70–80-е гг. / пер. с англ. В.И. Матузова. М., 1989. С. 12. статьи (1)
  112. Сакс О. “Человек, который принял жену за шляпу“ и другие истории из врачебной практики. СПб.: Science Press, 2006. 301 с. статьи (1)
  113. Синдром Дауна. Ответы на ваши вопросы / пер с англ. М.: Ассоциация Даун Синдром, 1998. с. 1–2 статьи (1)
  114. Слепович Е.С. Психологическая структура ЗПР в дошкольном возрасте: Автереф. дис. … д-ра психол. наук: 19.00.10 / ИКП РАО. М., 1994. 37 с. статьи (1)
  115. Слепович Е.С., Поляков А.М. Взаимодействие с ребенком с отклонениями в психофизическом развитии как основа оказания ему психологической помощи // Дефектология. 2020. № 2. С. 34 41. статьи (1)
  116. Слепович Е.С., Поляков А.М. Понятие «психологический диагноз» и его применение в диагностике отклонений в психическом развитии ребенка // Спецыяльная адукацыя. № 3(98). 2014. С. 3 – 17. статьи (1)
  117. Слепович Е.С., Поляков А.М. Проблема определения нормального и аномального развития в культурно-исторической психологии // Системная психология и социология. 2018. № 2. С. 18 27. статьи (1)
  118. Слепович Е.С., Поляков А.М. Проблема определения нормального и аномального развития в культурно-исторической психологии // Системная психология и социология. 2018. № 2. С. 18 – 27. статьи (1)
    О предмете специальной психологии (Е.С. Слепович,А.М. Поляков)
  119. Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии. 1991. №2. С.37-49. статьи (1)
  120. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. С. 113–114. статьи (1)
    О предмете специальной психологии (Е.С. Слепович,А.М. Поляков)
  121. Смирнова Е.О., Гударева О.В. Игра и произвольность у современных дошкольников // Вопросы психологии. 2004. № 1. С. 91 – 103. статьи (1)
  122. Современные подходы к болезни Дауна / под ред. Д. Лейна, Б. Стрэтфорда, 1991. статьи (1)
  123. Соколова, Н.Л. Цифровая культура или культура в цифровую эпоху [Электронный ресурс] / Н.Л. Соколова // Международный журнал исследований культуры. 2012. № 3. С. 6–10. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovaya-kultura-ili-kultura-v-tsifrovuyu-epohu – Дата доступа: 20.03.2022. статьи (1)
  124. Сорокин В.М. Специальная психология: Учеб. пособие / Под научн. ред. Л.М. Шипицыной. СПб.: Речь, 2003. 216 с. статьи (1)
    О предмете специальной психологии (Е.С. Слепович,А.М. Поляков)
  125. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И.Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И.Солнцева и др.; Под ред. В.И.Лубовского. 2-е изд., испр. М.: Издательский центр «Академия», 2005. 464 с. статьи (2)
  126. Специальная психология: учебник / Е.С. Слепович [и др.]; под ред. Е.С. Слепович, А.М. Полякова. Минск: Выш. шк., 2021. 527 с. статьи (1)
    О предмете специальной психологии (Е.С. Слепович,А.М. Поляков)
  127. Специальная психология: учебник / Е.С. Слепович [и др.]; под ред. Е.С. Слепович, А.М. Полякова. Минск: Выш. шк., 2021. – 527 с. статьи (1)
  128. Тригер Р.Д. Психологические особенности социализации детей с задержкой психического развития. СПб.: Питер, 2008. 192 с. статьи (1)
  129. Трудовое обучение: учеб. программа для I−V кл. 1 отд-ния вспом. шк. с рус. яз. обучения [Электронный ресурс]. URL: http://www.asabliva.by/sm_full.aspx?guid=84813 (дата обращения: 24.05.2021). статьи (1)
  130. Ухтомский А.А. Доминанта. Статьи разных лет. 1887-1939. СПб.: Питер, 2002. 448 с. статьи (2)
  131. Учебные программы для центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. Самообслуживание. Коммуникация. Сенсорная стимуляция. Предметная деятельность. Я и мир. Игра. Изобразительная деятельность. Музыкально-ритмические занятия. URL: Asabliva.by. – Режим доступа : http://asabliva.by/sm_full.aspx?guid=84783. (Дата обращения: 09.09.2020). статьи (1)
  132. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Электронный ресурс]. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 24.05.2021). статьи (1)
  133. Фролова Ю.Г. Медицинская психология: учебник. Минск: Выш. шк., 2016. 431 с. статьи (1)
    О предмете специальной психологии (Е.С. Слепович,А.М. Поляков)
  134. Хитрюк, В.В. Новые подходы к формированию содержания педагогического образования в контексте принципа инклюзии / В. В.Хитрюк //Адукацыя і выхаванне. 2021. № 10. С. 3-10. статьи (1)
  135. Шинкаренко В.А. Методика трудового обучения младших школьников с интеллектуальной недостаточностью: учеб.-метод. пособие для педагогов учреждений спец. образования с белорус. и рус. яз. обучения / В.А. Шинкаренко. – Минск: Издат. центр БГУ, 2013. – 103 с. статьи (1)
  136. Шинкаренко В.А. Трудовое обучение и воспитание учащихся вспомогательной школы: учеб. пособие / В.А. Шинкаренко. – Минск: Университетское, 1990. – 144 с. статьи (1)
  137. Щедровицкий, Г.П. Схема мыследеятельности: системно-структурное строение, смысл и содержание / Г.П.Щедровицкий // Избранные труды. М.: Школа культурной политики, 1995. статьи (1)
  138. Эльконин Б.Д. Психология развития: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. 4-е изд. М.: Изд. центр «Академия», 2008. 144 с. статьи (1)
    О предмете специальной психологии (Е.С. Слепович,А.М. Поляков)
  139. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с. статьи (2)
  140. Яковлева И.М. Проблемы реализации ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / И.М. Яковлева // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2016. – № 3 (69). – С. 8–12. статьи (1)
Мы используем cookie. Во время посещения сайта вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности.
OK