Альманах № 48
14.10.2022 Дата публикации статьи: 14.10.2022
Альманах № 48 · Детский аутизм: пути понимания и помощи
Альманах № 48 · Детский аутизм: пути понимания и помощи

Помощь подросткам, взрослым с особенностями ментального развития в овладении более взрослой психологической позицией

Костин И.А. ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», Москва
Источник публикации: Особый ребенок. Исследования и опыт помощи. Вып. 12: науч.- практ. сб. – М. : Теревинф, 2021 – 376 с.

Понятие взрослости, при всей его содержательной насыщенности, довольно неуловимо и культурно обусловлено. Здесь мы не будем касаться поколенческих различий в становлении взрослой внутренней позиции (хотя сейчас нередко говорят о невзрослеющем поколении молодых людей, родившихся на рубеже тысячелетий). Известно, что ощущение себя взрослым человеком – «чувство взрослости» – возникает в онтогенезе в подростковые годы, являясь одним из важных новообразований этого возраста. Опыт работы и психологические исследования свидетельствуют, что в случае молодых людей с особенностями развития – с нарушениями опорно-двигательного аппарата, нарушениями интеллектуального и эмоционально-волевого развития – психологическое взросление часто проходит очень своеобразно, как правило – значительно задерживается, а порой практически не наступает. И сам достигший совершеннолетия человек с особенностями, и его близкие постепенно привыкают, что он является объектом опеки и заботы (а в случае устойчивых нарушений поведения – требует еще и пристального надзора), что он не самостоятелен и не принимает решений относительно своей жизни, что понятие ответственности за свои действия для него неприменимо, а проявления посильной заботливости о близких от него совершенно не ожидаются. Конечно, объективно существующие ограничения значительно затрудняют становление переживания взрослости и взрослого поведения; но, на мой взгляд, практически всегда можно помочь человеку с особенностями продвигаться вперед на пути к взрослению. Этот долгий путь требует доверительного сотрудничества между самим особенным человеком, его близкими, специалистами, социумом.

Особенно отчетливо это видно, как мне кажется, на примере молодых людей с расстройствами аутистического спектра (РАС), в силу парадоксальности достижений и дефицитов, столь свойственной этому нарушению развития, и в силу наиболее выраженных трудностей в сфере прежде всего – в самом широком смысле – социального взаимодействия.

Подростку, молодому человеку с аутистическим нарушением развития для осознания своего взросления, для принятия внутренней позиции взрослого, безусловно, нужна помощь. В связи с широкой полиморфностью аутистических расстройств она может быть разной по массивности, по конкретным целям и по методам, но в том или ином виде такая помощь нужна и «высоко-», и «низкофункциональным» аутичным людям. Вот некоторые важные, на мой взгляд, направления такой помощи:

а) Развитие общих представлений о возрастной периодизации и средней продолжительности человеческой жизни. Мне неоднократно приходилось слышать самые поразительные ответы на вопрос, сколько лет может прожить человек, от подростков и даже взрослых с, казалось бы, в целом очень неплохими когнитивными возможностями и запасом знаний. Здесь может играть роль столь характерная для искаженного психического развития фрагментарность представлений о мире. Часто не сформированы такие понятия, как «младенец», «подросток», «юноша», «человек зрелого возраста», «пожилой» и др.; в активном словаре из слов, касающихся возрастной отнесенности, моут присутствовать только «ребенок» и «взрослый», иногда еще слово «старик», «старый» (нередко очень аффективно заряженное).

Соответственно, и себя точно отнести к определенному месту на линии человеческих возрастов многим людям с РАС очень нелегко. В этом тоже им нужно помогать – использовать в отношении к ним соответствующие возрасту обращения и формы имени, а также, конечно, обсуждать вопросы возрастной самоидентификации. Мне неоднократно приходилось сталкиваться с тем, что достигшие паспортной взрослости люди с РАС не очень-то ощущают себя взрослыми, а близкие зачастую невольно подкрепляют инфантильную идентификацию своих больших детей. Один молодой человек с РАС на своем третьем десятке лет даже активно протестовал против отнесения себя ко взрослым, решив для себя «побыть ребенком до 66 лет»; но чаще возрастная отнесенность (подчеркнем еще раз – без специальной помощи) просто осознается очень слабо или искаженно. Так, по данным Н.А. Мальцевой, взрослым людям с РАС свойственно отождествление «актуального» и «идеального» возрастов, а на линии жизни они склонны относить свой нынешний возраст к более раннему, чаще – к первой трети жизненного пути человека (Н.А. Мальцева, 2019, с. 79).

Обсуждая тему возрастов с «особыми» людьми, целесообразно разделять юридические и психологические возрастные понятия. Так, необходимо на доступном уровне давать представления о правах и ответственности, которые связаны с моментом наступления совершеннолетия; но необходимо также сформировать представление о постепенности фактического взросления человека. Пример хорошего упражнения для развития представлений о возрастах – упражнение из пособия «Я взрослею» (С.В. Андреева, 2018, с. 86): для обсуждения предлагается, что «Я хочу, я могу» и что «Я должен» в разных возрастах.

б) Любому подростку, юноше полезно помогать порассуждать о том, что с ним будет через год или через 5. И молодым людям с нарушениями развития тоже; только, скорее, помощи в выстраивании картины будущего им потребуется больше. В исследовании Н.А. Мальцевой показано, что молодые люди с аутистическими расстройствами с трудом выстраивают временную перспективу своей жизни, слабо представляя будущее: «На линии жизни обычно отмечаются события, относящиеся к прошлому, особенно часто — к недавнему прошлому, в рассказах и воспоминаниях события недавнего прошлого также легче актуализируется, при этом бывает затруднено обращение к планам на будущее» (Н.А. Мальцева, 2019, с. 79).

в) Уточнение представлений о том, чем психологически отличается взрослый человек от ребенка. Эта тема – хороший повод для обсуждения в рамках как групповой, так и индивидуальной работы с молодыми людьми с РАС и с другими особенностями развития. Как правило, при ответе на вопрос об отличиях взрослого от ребенка молодые люди отмечают прежде всего права взрослого – посещать развлекательные мероприятия, создавать семью, покупать спиртное и т.п. Зачастую такие категории, как ответственность за свои действия (способность понимать и учитывать их последствия), принятие взрослым собственных решений о своей жизни, ориентация на моральные и культурные нормы, заботливое отношение к близким, способность прикладывать волевые усилия для достижения цели – оказываются большим открытием для участников подобных обсуждений. Содержание этих понятий можно делать предметом неторопливого разговора, с примерами «детских» и «взрослых» поступков из жизни, книг, кино.

Говоря о «взрослости», нужно говорить и о «детскости»: ребенок может проявить нетерпение, эгоцентризм и капризность, порой дети ведут себя не ориентируясь на культурные нормы, и это все – нормально. Стоит обсудить и оборотную, радостную сторону «детскости» – непосредственность, эмоциональность, искренность детей, которая так подкупает взрослых.

г) Уточнение представлений о взрослости касается и круга умений, без которых не обойтись взрослому самостоятельному человеку. Очень полезная работа с группами с самым разным уровнем возможностей – перечислить, чему должен научиться взрослый человек. Как правило, молодые люди с большим азартом включаются в коллективное составление подобного списка, называя самые разные, преимущественно бытовые навыки. Необходимо, однако, иметь в виду, что далеко не все умения-части самостоятельной жизни будут когда-либо доступны всем участникам такого обсуждения (например, такие сложные навыки, как самостоятельное посещение врача или центра «Мои документы», планирование бюджета, противостояние телефонным мошенникам и т.п.). Мы можем мотивировать молодых людей с ограниченными возможностями стараться быть более самостоятельными, но нельзя ставить для них знак равенства между «взрослостью» и «самостоятельностью». Ведь даже если человек нуждается в помощи в тех или иных повседневных ситуациях, он может оставаться во взрослой позиции – быть терпеливым, ответственным и т.п. Это деликатная тема, обсуждение которой не должно снизить у его участников ощущение уверенности и безопасности.

д) Уточнение представлений о мире профессий, о доступной работе; профориентация и повышение мотивации к поиску работы, к трудовой деятельности. Многие люди с особенностями развития к своему юношескому возрасту хотели бы работать, однако для их успешного трудоустройства в значительной части случаев нужны адаптированные рабочие места (например, в ремесленных мастерских), специалисты сопровождения, а это делает трудоустройство молодежи с особенностями развития социально-экономической проблемой. Известно, что среди молодых людей с РАС только ничтожно малая часть – 0,53% – получает среднее или высшее профессиональное образование (А.В. Хаустов, Шумских, 2019).

Эти объективные трудности сочетаются с порой невероятно наивными представлениями самих молодых людей о своем профессиональном будущем. «Я стану писателем, дирижером, телеведущим», – приходилось мне слышать от разных подростков с «высокофункциональным» аутизмом. Помощь таким молодым людям должна включать спокойное, эмоционально нейтральное обсуждение разных работ с точки зрения требований к здоровью и личностным качествам претендентов, состава трудовых операций, необходимых для данной работы умений. Полезно дать молодым людям с особенностями и общее представление о рынке труда, о профессиях массовых и более редких (и потому более конкурентных). Не всегда стоит строго «развенчивать» неадекватные ожидания молодых людей, но имеет смысл поговорить о «запасном варианте», возможно более массовом и менее престижном, и о том, что не всегда мечта оказывается достижимой. Для большинства людей с особенностями нужна еще и помощь в социальной адаптации на месте учебы или работы (к новому коллективу, его правилам и «неписаным законам»), в частности – в установлении уместной дистанции с сослуживцами.

В то же время между «взрослостью» и «трудоустройством» также нельзя ставить знак равенства! Конечно, работа – важная часть взрослого образа жизни, и это надо донести до человека с ограниченными возможностями, но ведь бывают и неработающие взрослые, которые остаются вполне взрослыми людьми. Человек с инвалидностью может жить и на социальное пособие (пенсию), если это его выбор; и это совершенно не обязательно означает, что психологическая помощь процессу его взросления провалилась.

е) Обсуждение с молодыми людьми с особенностями развития такой темы, как возможность вступления в отношения с противоположным полом и создания семьи. Известно, что некоторые из них (в частности, люди с высокофункциональным аутизмом) тяжело переживают свое одиночество, трудности вступления и поддержания отношений – вплоть до депрессивных проявлений. Говоря на эту крайне деликатную тему, важно также не отождествлять «взрослость» и «наличие собственной семьи», поскольку далеко не у всех взрослых людей есть свои семьи. В то же время такие темы, как знакомство, развитие отношений (и их прекращение при отсутствии взаимности), выражение своих теплых чувств (привязанности) в соответствии с культурными нормами, гендерные стереотипы поведения – все это должно обсуждаться с вырастающими людьми с особенностями развития, если у них есть запрос на такое обсуждение или они демонстрируют интерес к этим темам. В такой работе также можно опираться, в частности, на пособия С.В. Андреевой (С.В. Андреева, 2018).

ж) Любому человеку, даже с самыми тяжелыми вариантами нарушений, нужно предоставлять возможность что-то выбирать: истинная взрослость невозможна без осуществления собственного выбора, принятия собственных решений. В поведенческих подходах выбор, по крайней мере выбор из предлагаемых альтернатив, рассматривается как необходимый навык, которому целенаправленно обучают начиная с дошкольного возраста; но, конечно, сформированный навык выбирать из предлагаемого не будет сам по себе перенесен на более сложные жизненные дилеммы.

Даже если самому молодому человеку объективно не по силам принять какие-то сложные решения относительно своей жизни, они все равно должны приниматься с его посильным участием, обсуждаться вместе с ним. Как любому подростку или юноше, человеку с особенностями нужно совершать и ошибки тоже, и, сталкиваясь с последствиями своих действий, набираться опыта – это неотъемлемая часть взросления. Но для этого нужно, чтобы близкие и специалисты предоставляли ему такую возможность, а впоследствии помогали проанализировать, к чему привели те или иные действия.

з) Предоставление возможности заботиться о других, находиться в помогающей позиции. Нужно иметь в виду, что без специальной психолого-педагогической работы, спонтанно, люди с особенностями развития, скорее всего, не начнут проявлять заботливое отношение к тем, кто рядом с ними. Особенно это заметно, пожалуй, также на людях с РАС: они имеют все шансы вырасти крайне эгоцентричными людьми, если не «взращивать» в них радость от оказания помощи ближнему, от уступки и компромисса ради ближнего, буквально с дошкольного возраста. И дело здесь не в том, что аутичные люди – все поголовно какие-то особенно «безнравственные»: им действительно трудно без специальной помощи почувствовать нужды, трудности, боль другого человека в силу трудностей формирования «модели психического».

Красноречивым примером может быть отношение к подаркам на праздники: большинство подростков и молодых людей с РАС, привычно ожидая подарки от близких на Новый год и другие праздники, самостоятельно не прикладывают усилий для того, чтобы самим что-то подарить своим родным.

Таким образом, культивирование заботы о других, эмоциональное заражение радостью от усилий, приложенных ради ближнего, то есть развитие механизмов 4-го уровня аффективной регуляции (О.С. Никольская, 2008) – это важные составляющие воспитания и сопровождения взросления особенных детей и молодых людей.

В заключение необходимо отметить, что вся коррекционно-развивающая работа по помощи во взрослении людям с особенностями развития должна проходить, конечно, на положительном эмоциональном фоне, а сам образ взрослого человека должен быть позитивно эмоционально насыщенным. Радость и похвала за терпение, проявления внимания и заботы о других, учет последствий своих поступков со стороны особых молодых людей – такая же важная часть работы, как обсуждение тех или иных аспектов взрослого поведения.

  • 1. Андреева С.В. Я взрослею! Методические рекомендации / Электр. ресурс: https://docs.edu.gov.ru/document/aa8ece12500aeaa045cec180820c6a43/download/1951/
  • 2. Мальцева Н.А. Представления о времени у подростков с расстройствами аутистического спектра. – Дисс. … канд. психол. наук. – М., 2019. – 105 с.
  • 3. Никольская О.С. Аффективная сфера как система смыслов, организующих сознание и поведение. – М.: МГППУ, 2008. – 464 с
  • 4. Хаустов А.В., Шумских М.А. Организация образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра в Российской Федерации: результаты Всероссийского мониторинга 2018 года // Аутизм и нарушения развития. 2019. Т. 17. № 3. С. 3—11.

Библиография


Костин И.А. Помощь подросткам, взрослым с особенностями ментального развития в овладении более взрослой психологической позицией. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах № 48 2022 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-48/career-guidance-and-employment-for-people-with-asd-what-can-be-achieved-and-how-can-we-help (Дата обращения: 27.04.2024)

Статьи выпуска:
©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности