Альманах № 48
14.10.2022 Дата публикации статьи: 14.10.2022
Альманах № 48 · Детский аутизм: пути понимания и помощи
Альманах № 48 · Детский аутизм: пути понимания и помощи

Особенности организации дистанционного обучения школьников с РАС

Шаргородская Л.В. РБОО «Центр лечебной педагогики», Москва

В настоящее время дистанционная форма является широко распространенной и используется для организации обучения широкого круга школьников. Особенно актуальными и востребованными такие формы обучения становятся в ситуации ограничения очного обучения по объективным причинам, например, в связи с ограничениями медицинского характера. Несмотря на то, что дистанционное обучение имеет ряд преимуществ, неправильная организация и, особенно, недостаточный учет индивидуальных особенностей обучающихся могут не только затруднять достижение образовательных результатов, но и приводить к серьезным психологическим проблемам у школьников.

Особенно актуально все вышесказанное становится по отношению к школьникам с расстройствами аутистического спектра (РАС). Несомненным преимуществом дистанционной формы обучения для учащихся с РАС является непрерывность учебного процесса. Для детей с РАС крайне важно отсутствие длительных перерывов в обучении. Прежде всего это связано с особенностями социальной адаптации школьников с РАС: им сложно менять привычный распорядок жизни, адаптироваться к новым условиям обучения, привыкать к новым форматам взаимодействия с другими людьми. В ситуации адаптации к новым условиям у школьников с РАС значительно снижаются возможности эффективного обучения [4]. Также важно учитывать, что любое обучение детей с РАС также имеет коррекционную направленность. Вынужденное прекращение обучения прерывает коррекционный процесс, тем самым отрицательно влияя на психическое развитие ребенка с РАС. Важным аспектом организации дистанционного обучения школьника с РАС становится возможность сохранения привычных для него социальных связей [2].

Тем не менее неправильно спланированный и реализованный процесс дистанционного обучения также может иметь негативное влияние как на получение результатов обучения, так и на психическое развитие школьников с РАС. Поэтому очень важно учитывать, что дистанционное обучение для детей с РАС имеет ряд ограничений.

Так, дистанционное обучение подходит не всем учащимся с РАС, а для части аутичных школьников такая организация обучения невозможна без значительного изменения учебного процесса. Речь прежде всего идет о тех детях, у которых использование компьютеров и гаджетов можно отнести к стереотипному и ограниченному поведению. В этой ситуации обучение за компьютером резко снижает возможность ребенка к социальному взаимодействию, на основе которого и строится процесс обучения. Чаще всего в этом случае ребенок играет в одни и те же компьютерные игры, реализует одни и те же рутины и отказывается не только от всего нового, но и от частичного изменения привычных действий.

Обучение в дистанционной форме требует значительной самостоятельности учащегося, так как во время дистанционного обучения объективно меняются формы учебного контроля со стороны учителя. Для школьников с РАС, у которых еще недостаточно сформировано учебное поведение, или учебное поведение заметно нарушается в домашних условиях, возможность учебного контроля со стороны учителя крайне ограничена. В этой ситуации очень важно, чтобы учитель мог опираться на помощь родителей, что требует согласованности действий родителей и учителя. Если не удается достичь понимания между педагогом и родителями ребенка с РАС, дистанционная форма обучения также становится малоэффективной.

Важно, чтобы дистанционные формы работы опирались на уже сложившиеся в оффлайн формате отношения с педагогом, а также на привычные рутины, задания и сформированные навыки. Если у ребенка с РАС не было возможности установить отношения с учителем и выработать привычные и понятные способы взаимодействия, то для некоторых учащихся с РАС это может быть непреодолимым препятствием.

Многие исследователи и педагоги подчеркивают необходимость применения специфичных для данной категории учащихся педагогических подходов и методов [5]. При этом в настоящее время многие из педагогических технологий и приемов, разработанных для обучения детей с РАС, еще не перенесены в дистанционный формат, или их применение не носит систематического характера. Это также значительно снижает возможность применения дистанционных технологий при обучении школьников с РАС.

Одним из важных факторов, влияющих на успешность дистанционного обучения детей с РАС, является готовность педагога, проводящего занятия. При этом важны не только знания и опыт применения информационно-компьютерных технологий в процессе обучения, включающие современные педагогические методы и ресурсы, но и личная готовность педагога к открытости урока. В большинстве случаев учитель должен быть готов к присутствию родителя или тьютора на уроке, уметь оперативно взаимодействовать с ними, проводить занятие, поддерживая свой авторитет, но и не ущемляя при этом авторитета родителя (тьютора). Особенно сложно выстраиваются отношения с родителями, которым трудно полноценно включаться в учебный процесс и контролировать учебное поведение своих детей. В этой ситуации родители могут нуждаться в дополнительном обучении и индивидуальном консультировании.

Важно учитывать, что при обучении школьника с РАС в дистанционном режиме важны не только образовательные результаты, но и поддержание и развитие социальных связей учащегося. Прежде всего речь идет об организации взаимодействия и общения с одноклассниками. При этом не только активное вовлечение учащегося с РАС в процесс обучения, но подбор форм групповой работы требует от учителя продуманности педагогических решений. Это могут быть не только групповые или парные формы работы, но и включение в расписание общих перемен, когда ребята, продолжая оставаться участниками онлайн конференции, могут перекусить.

В настоящее время наиболее распространенными формами дистанционного обучения школьников с РАС являются:

  1. Интерактивное обучение в формате онлайн (с сопровождением или без сопровождения родителя или тьютора);
  2. консультирование родителей в формате онлайн (иногда при этом ребенок может находиться рядом и выполнять задания);
  3. просмотр с дальнейшим разбором и обсуждением видеоуроков;
  4. выполнение школьником интерактивных заданий (самостоятельно или с частичной помощью родителей (тьюторов));
  5. рассылка заданий для выполнения оффлайн с дальнейшей проверкой выполненного задания учителем.

Рассмотрим организацию некоторых из вышеперечисленных форм дистанционного обучения с учетом особенностей школьников с РАС.

Интерактивное обучение в формате онлайн требует значительной вовлеченности ребенка в процесс обучения, концентрации и устойчивости внимания, сформированности базового учебного поведения. Зачастую для эффективного участия в онлайн-конференции ребенку с РАС необходима организационная помощь родителя или тьютора. Также нужно учитывать, что большинство готовых материалов, которые размещены на различных образовательных платформах не являются адаптированными для ребенка с РАС, поэтому подбор необходимых учебных материалов может занять у педагога достаточно много времени.

Во время занятий педагог должен постоянно отслеживать уровень утомляемости ребенка и правильно определять цели занятия, так как их количество в силу повышенной истощаемости аутичного школьника будет ограничено. Необходимо заранее продумать и согласовать с родителями и самим аутичным школьником различные формы отдыха, включая возможность побыть в зоне сенсорной разгрузки, организованной в домашних условиях. Если в таком перерыве используются предметы или занятия, относящиеся к сверхценными или ограниченным стереотипным интересам ребенка, то нужно заранее оценить, способствуют ли они расслаблению и отдыху, и продумать переход от отдыха к продолжению занятия (например, при помощи визуального расписания).

Кроме общих требований при организации он-лайн занятий и уроков могут быть и специфичные или индивидуальные требования, учитывающие особенности аутичных детей. Например, важно продумать задний фон позади учителя – он не должен быть слишком интенсивным по цвету и по рисунку [6].

К педагогическим приемам, повышающим эффективность дистанционного обучения учащихся с РАС в режиме онлайн, можно отнести следующие:

  • использование «мотивирующего» задания в начале занятия;
  • использование дополнительной визуальной поддержку во время онлайн-занятия;
  • использование визуальных расписаний;
  • обеспечение повышенной «демонстративности» педагога.

Использование «мотивирующего» задания в начале занятия.
Мотивирующее задание должно быть интересным, доступным для самостоятельного выполнения и коротким по времени выполнения. Оно выбирается, исходя из реального психологического возраста и интересов ребенка. Так для учащихся начальной школы можно вместе с детьми просмотреть короткий видео-сюжет или мультфильм, попросить показать любимую игрушку или домашнего любимца и рассказать о нем. Можно начинать занятие с знакомой и привычной игры. Такой игрой может быть подвижная игра (повторение определенных движений за ведущим) или на социальное взаимодействие (например, создание общих рисунков на «белой доске» во время онлайн конференции).

Дополнительная визуализация при обучении детей с РАС.
Использование дополнительной визуализации является наиболее распространенным специфичным педагогическим подходом при обучении детей с РАС. Этот подход также достаточно легко реализуется в условиях он-лайн обучения. В качестве визуальной опоры можно использовать правила поведения (в виде фотографий, наглядных картинок или подписей). В начале каждого занятия важно повторить вместе с ребенком правила занятия, а затем, регулярно обращаться к ним в ходе занятия.

Для детей, которым важны поощрения или отметки, необходимо включить в правила, как именно и за что ученик будет получать поощрение или хорошую отметку, а при каких условиях поощрения не будет.

Также к приемам дополнительной визуализации можно отнести визуальное расписание урока (занятия). Это позволяет не только снизить тревожность учащегося с РАС, увеличить его самостоятельность при выполнении заданий, но и помогает переключаться с одного задания на другое и удерживаться до конца задания или занятия. В начале занятия можно показать на экране все расписание целиком, а затем, после выполнения каждого пункта расписания, отмечать уже выполненное задание (например, вычеркивать его).

Такое расписание можно заранее отправить по электронной почте самому школьнику или его родителям, заранее распечатать и положить на рабочее место.

Повышенная «демонстративность» педагога.
Во время проведения онлайн занятий педагогу необходимо быть более эмоциональным, чем при проведении обычных уроков, так как в онлайн формате гораздо сложнее передать все ньюансы коммуникации. Это особенно важно для учащихся с РАС, так как им сложно ориентироваться в невербальной коммуникации. Поэтому педагогу нужно говорить с более выраженными внешне эмоциями, с немного преувеличенной мимикой, отслеживать ответы и реакцию учащихся и, возможно, делать дополнительные паузы для восприятия речи учителя.

Кроме вышеперечисленных приемов на эффективность занятия с аутичным школьником в режиме он-лайн также влияет поведение учителя как коммуникативного партнера. Нарушение коммуникации относится к основным дефицитам детей с РАС, поэтому для выстраивания взаимодействия и общения педагогу важно соблюдать простые правила коммуникации во время занятия:

  • прежде, чем задавать вопрос или давать инструкцию, убедитесь, что ребенок вас слышит. Иногда для этого нужно знать особенности реакции ребенка на обращение (например, для детей, не использующих глазной контакт во время коммуникации);
  • выделите ребенку дополнительное время для ответа;
  • используйте простые фразы (обычно приемлемый размер предложения при вербальной коммуникации педагога с обучающимся – 5-6 слов);
  • дополняйте фразы жестами, следите за тем, чтобы вербальная или невербальная информация совпадали;
  • исключите из речи излишнюю эмоциональность, иронию и сарказм;
  • проверяйте, правильно ли ребенок вас понял, просите, чтобы ребенок повторил ваш вопрос или инструкцию своими словами.

Важным условием правильной организации дистанционного обучения также является качество обратной связи [1].

Для этого педагогу важно постоянно выделять время для обсуждения и проверки домашнего задания, проверки усвоения учащимся материала урока, вспоминать и оценивать вместе с детьми ключевые моменты урока. Важно не только оценивать работу ученика с РАС во время занятия, но и использовать дополнительную визуализацию для демонстрации оценки, объяснять, что именно было сделано правильно, а что нет. Можно в конце занятия сделать общий лист оценок для всех учащихся.

При организации дистанционного обучения значительно возрастает роль родителей в учебном процессе. Родители не только оказывают непосредственную помощь своему ребенку во время урока или занятия, оказывают необходимую психологическую поддержку, но и в целом организуют и поддерживают образовательную среду в домашних условиях [2].

Очень часто способы адаптации, которые используются педагогами в школе, непросто перенести в домашние условия. Прежде всего это связано с негибкостью и сложностями принятия изменений, которые характерны для всех лиц с аутизмом. Для решения этой проблемы родителям и педагогам необходимо вместе определить возможность и способы адаптации домашней среды. Родители могут использовать уже разработанные в школе средства дополнительной визуализации (визуальные подсказки, расписания, др.), просить учителей помогать в введении новых правил и переносе старых, вместе определять способы и приемы мотивации аутичного школьника при проведении уроков и выполнении заданий.

Для решения этих задач важно организовать специальную поддержку родителям со стороны образовательной организации. Наиболее эффективной и распространенной формой такой поддержки являются регулярные и разовые консультации, которые также могут проводиться и по запросу родителей. Такие консультации могут проводиться не только учителем, но и другими специалистами как в групповом, так и в индивидуальном формате.

Значительной помощью родителям может быть предоставление простых правил и рекомендаций по организации учебного процесса в домашних условиях. Например, для предотвращения утомляемости школьника с РАС в домашних условиях:

  • рабочее место учащегося должно быть хорошо освещено, правильно подобрана яркость экрана, настольная лампа находится с правильной стороны (для правши слева, для левши справа);
  • монитор компьютера должен находится прямо перед глазами школьника, на расстоянии 60-70 см;
  • важно правильно подобрать стул или офисное кресло: правильное расстояние стула от стола определяется по расстоянию от груди ребенка и столешницы, которое должно быть равно ширине ладони ребенка, высота стула достаточна, чтобы ноги ребенка стояли на полу (или на подставке);
  • многие аутичные дети не могут усидеть на стуле: они постоянно меняют свое положение, встают, ходят по комнате. В этом случае может помочь использование вместо стула фитболла, кресла-мешка или специальной сенсорной подушки на сиденье;
  • занятия должны проходить в одном и том же месте, желательно не проводить занятия там же, где ребенок занимается другими делами (например, играет или ест);
  • важно, чтобы рабочее место располагалось там, где меньше всего внешних раздражителей (шума, яркого света, движения других людей и др.), лучше не располагать рабочий стол рядом с окном;
  • регулярно необходимо проводить физическую разминку, гимнастику для глаз, упражнения для релаксации и др. Можно разрешать школьнику с РАС использовать для отдыха сенсорные боксы или организовать дома зону сенсорной разгрузки.

Взрослым, непосредственно участвующим в образовательном процессе, необходимо договариваться по всем спорным и сложным вопросам в отсутствии ребенка. Важно заранее договорится о распределении обязанностей между учителем и родителями, о возможных вариантах отступлений от сценария урока при возникновении проблемных ситуаций. Родителям учащегося с РАС необходимо заранее узнать, какие материалы и пособия могут понадобится их ребенку во время урока, и подготовить их к началу занятий.

Противоречия в педагогических воздействиях взрослых прежде всего мешают ребенку развить систему внутренних правил, на которые он мог бы опираться в регуляции собственного поведения во время урока.

Так, например, одной из типичных проблем при организации дистанционного обучения является то, что зачастую родителям трудно определить объем необходимой помощи их ребенку, что может привести к тому, что учащийся практически не может выполнять учебные задачи без поддержки и непосредственного участия родителей.

Таким образом, дистанционная форма обучения, несмотря то, что она не может быть единственной и постоянной, и не подходит для части детей с РАС, может эффективно использоваться в учебном процессе при учете особенностей данной категории обучающихся.

  • 1. Залега, Ю.М. Учимся дома или как помочь своему ребенку, если он обучается дистанционно с применением Интернет-технологий: учебно-методическое пособие для родителей - Красноярск: Красноярский краев. ин-т повышения квалификации и проф. переподгот. работников образования, 2010. - 121 с.
  • 2. Костин И.А., Никольская О.С. Рекомендации по организации домашнего режима в условиях дистанционного обучения ребенка с РАС/ электронный ресурс https://ikp-rao.ru/distancionnoe-obuchenie-detej-s-ovz/
  • 3. О рекомендациях как организовать рабочее место школьника на дистанционном обучении дома/ электронный ресурс https://www.rospotrebnadzor.ru/about/info/news/news_details.php?ELEMENT_ID=14200
  • 4. Памятка для педагогов-психологов по организации сопровождения обучающихся с РАС в условиях перехода на обучение в дистанционном режиме. Федеральный ресурсный центр по проблемам аутизма [электронный ресурс] режим доступа: https://autism-frc.ru/ckeditor_ass
  • 5. 5. Nowell, S., Waters, V., Dees, B., Perkins, Y., Tomaszewski, B., Hume, K., Steinbrenner, J., Sam, A., Szendrey, S., Rentschler, L., & Odom, S. (2020). Supporting online learning for students with autism. Chapel Hill, NC: School of Education and Frank Po
  • 6. Reeve Christine. Online Learning in Special Ed: 3 Ways to Boost Engagement [электронный ресурс] режим доступа: https://autismclassroomresources.com/podcasts/engagement-online-learning-special-ed/

Библиография


Шаргородская Л.В. Особенности организации дистанционного обучения школьников с РАС. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах № 48 2022 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-48/features-of-the-organization-of-distance-learning-schoolchildren-from-races (Дата обращения: 28.03.2024)

Статьи выпуска:
©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности