Выпуски

Экспериментальные исследования

Альманах 56 · Выпуск первый · 2024 год

Альманах 56. Экспериментальные исследования
56 выпуск знакомит читателя с актуальными экспериментальными данными о способности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) адаптироваться в цифровом мире, освоении устной и письменной коммуникации детьми с задержкой психического развития (ЗПР), реабилитации детей с кохлеарными имплантами в новых условиях, а также об отношении студентов и специалистов к инклюзивному образованию и показателях их агрессивности.

Исследование коммуникации и языковых средств у дошкольников с задержкой психического развития

Ларина Л.Ю.
В статье представлены результаты исследования двух взаимосвязанных компонентов речевой компетенции – развития языковых средств и способности применять их в различных ситуациях коммуникации у детей 6–6,5 лет с задержкой психического развития церебрально-органического генеза в современных условиях дошкольного образования. Показаны трудности освоения средств языка, не встречающиеся у старших дошкольников с нормативным развитием и отличающие детей с задержкой психического развития; раскрыты трудности инициации, развертывания и поддержания коммуникации с помощью доступных детям языковых средств в различных ситуациях общения. Обоснован предмет коррекции – преодоление разрыва в освоении языкового и социоязыкового компонентов речевой компетенции у детей с задержкой психического развития.
Ключевые слова

Исследование коммуникации и языковых средств у дошкольников с задержкой психического развития

задержка психического развития
ЗПР
коммуникация
коммуникативные умения
речевые средства
речевая компетенция

Будущие и действующие педагоги: отношение к инклюзивному образованию

Кантор В.З. , Проект Ю.Л.
В статье представлены материалы сравнительного эмпирического исследования отношения будущих и действующих педагогов к инклюзивному образованию. на основании анализа результатов опроса с использованием трех взаимодополняющих диагностических методик, в том числе авторских, в сопоставительном плане характеризуется специфика этого отношения в аспектах установок, психологической готовности к инклюзивному образованию и сформированности необходимых профессиональных компетенций. Выявлены достоверные различия, отсутствие преемственной позиции будущих и действующих педагогов в их отношении к инклюзивному образованию.
Ключевые слова

Будущие и действующие педагоги: отношение к инклюзивному образованию

Будущие и действующие педагоги
отношение к инклюзивному образованию
дети с ограниченными возможностями здоровья
установки в отношении инклюзивного образования
психологическая готовность к инклюзивному образованию
инклюзивные компетенции педагога.

Взаимосвязь показателей агрессивности педагогов и их представлений о последствиях агрессивного поведения подростков

Реан А.А. , Коновалов И.А. , Кузьмин Р.Г.
Статья посвящена исследованию связи представлений педагогов о последствиях агрессивного поведения подростков и показателей агрессивности учителей. Показано, что педагоги, считающие психологические проблемы, трудности социальной адаптации и коммуникативные трудности возможными последствиями проявления подростком агрессии характеризуются значимо более низким уровнем физической агрессии и враждебности. При этом, по параметру «гнев» установлена обратная закономерность – педагоги, согласные с утверждением о рисках негативной жизненной траектории, характеризуются значимо более высокими показателями по данной шкале. Данные обсуждаются в контексте проблематики нормализации агрессии в образовательном учреждении. Результаты значимы для научного поля коррекционной педагогики.
Ключевые слова

Взаимосвязь показателей агрессивности педагогов и их представлений о последствиях агрессивного поведения подростков

агрессия
подростки
учащиеся
педагоги
учителя
последствия агрессии
социальная перцепция

Читательская активность младших школьников с ЗПР

Трошина Е.С. , Овчинникова Т.С.
В статье представлена методика и основные результаты исследования читательской активности младших школьников. В качестве главной характеристики читательской активности рассматривалась связь между тем, что ребенок читал прежде, читает в настоящее время и будет читать в будущем. На основе результатов исследования выявлены различия между детьми, сочетающиеся с другими характеристиками их читательской активности, также выявлены различия в распределении этих характеристик в группах учащихся с ЗПР и детей с нормотипическим развитием.
Ключевые слова

Читательская активность младших школьников с ЗПР

младшие школьники с ЗПР
чтение
читательская активность
отношение к чтению
читательский опыт
читательские предпочтения
читательское развитие
читательское поведение.

Использование цифровых инструментов, обеспечивающих жизненную компетенцию современного школьника с ОВЗ: пилотное исследование

Тенкачева Т.Р.
В статье представлены результаты пилотного исследования по выявлению жизненных ситуаций, в которых современные школьники с ограниченными возможностями здоровья самостоятельно используют цифровые инструменты. Метод исследования – анкетирование. Участники эксперимента: младшие школьники с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой развития, нарушением интеллекта, их сверстники с нормотипическим развитием. Результат исследования – сравнительное описание жизненных ситуаций, в которых эти группы детей самостоятельно используют цифровые инструменты.
Ключевые слова

Использование цифровых инструментов, обеспечивающих жизненную компетенцию современного школьника с ОВЗ: пилотное исследование

компонент жизненной компетенции
школьники с ОВЗ
цифровые инструменты

Надомная 3П-реабилитация семьи и ребенка с КИ: описание детско-родительского случая

Олешова В.В.
В статье представлены особенности работы сурдопедагога при проведении 3П-реабилитации на примере реальной семьи. Проведена оценка развития коммуникации и речи ребенка с кохлеарными имплантами в начале реабилитации и после перехода на путь развития слышащего.
Ключевые слова

Надомная 3П-реабилитация семьи и ребенка с КИ: описание детско-родительского случая

надомная реабилитация
эмоциональное взаимодействие
кохлеарная имплантация
коммуникация
речевое развитие

Исследование слухового поведения младших школьников с кохлеарными имплантами в условиях слухоречевой реабилитации и обучения в среде слабослышащих

Мотовилова Ю.В.
В статье представлены результаты экспериментального исследования слухового поведения младших школьников с кохлеарными имплантами в условиях слухоречевой реабилитации. В качестве инструмента оценивания применена специально разработанная методика направленного наблюдения за слуховым поведением младших школьников с кохлеарными имплантами.
Ключевые слова

Исследование слухового поведения младших школьников с кохлеарными имплантами в условиях слухоречевой реабилитации и обучения в среде слабослышащих

кохлеарная имплантация; дети с КИ; слуховое поведение
реабилитация
©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности