Выпуски

Экспериментальные исследования. Фокус времени.

Альманах №59 · Выпуск второй · 2025 год

Альманах №59. Экспериментальные исследования. Фокус времени.
Выпуск о том, что привлекает и волнует современных исследователей, дефектологов и психологов, что представляется им важным, требующим изучения - связь прошлого и настоящего, возможное или естественное изменение норм развития ребенка, социально-ответственное поведение ребенка с ОВЗ, его жизнь в цифровом социуме, новые требования к организации инклюзивных процессов, готовность специалистов и современное состояние системы высшего дефектологического образования.

Пионерские исследования читательского развития детей с ОВЗ Г.Я.Трошина

Гончарова Е.Л.
Статья посвящена исследованиям в области литературного творчества, чтения и читательского развития выдающегося отечественного ученого, врача и педагога Г.Я. Трошина. Представлена профессиональная биография ученого, рассматриваются пионерские для своего времени суждения о методологии и методах исследования чтения, об общем и специфическом в читательском развитии нормальных и отсталых детей, о возможностях преодоления нарушений чтения и читательского развития, описан опыт и теоретические основания сравнительного изучения чтения и читательского развития умственно отсталых детей.
Ключевые слова

Пионерские исследования читательского развития детей с ОВЗ Г.Я.Трошина

исследования
чтение
техника чтения
читательские предпочтения
дети
варианты развития
умственно отсталые
сравнительные исследования
ученые русского зарубежья
русский ученый. Трошин
Григорий Яковлевич

Возрастные особенности самостоятельности и социально ответственного поведения младших школьников с интеллектуальными нарушениями

Феоктистова Ю.С.
В статье представлены результаты первого этапа констатирующего эксперимента, направленного на изучение социальной ответственности младших школьников с лёгкой умственной отсталостью. Проективная авторская рисуночная методика позволила получить данные об усвоенных детьми навыках социально ответственного поведения в школе и дома, об их отношении к своим повседневным обязанностям. С помощью методики «Незаконченные рассказы» определялись представления детей о вариантах ответственного поведения в различных жизненных ситуациях. Полученные данные позволили определить у младших школьников с умственной отсталостью основные доступные им сферы проявления ответственности - помощь близким и выполнение домашних обязанностей. Анализ и обобщение полученных экспериментальных данных создали основу для разработки последующих этапов экспериментальной работы.
Ключевые слова

Возрастные особенности самостоятельности и социально ответственного поведения младших школьников с интеллектуальными нарушениями

социальная ответственность
навыки социально ответственного поведения
ответственное действие
самостоятельность
младшие школьники
дети с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями

Моделирование как психологическое средство формирования социальной ответственности у младших школьников с интеллектуальными нарушениями

Медникова Л.С. , Феоктистова Ю.С.
В статье обосновывается метод моделирования, составивший основу обучающего эксперимента и выступивший в роли психологического средства формирования социально ответственного поведения у детей с интеллектуальными нарушениями. Целью статьи является доказательство эффективности использования данного метода. Рассматривается содержание экспериментального обучения, раскрывается одно из важнейших условий построения и присвоения детьми моделей ответственного действия, заключающееся в использовании механизмов формирования поведения в коррекционной работе с детьми. Показано, как с учетом этих механизмов в ходе обучения строилось моделирование игровых ситуаций социального взаимодействия, которое обеспечивалось командной работой педагогов, детей и их родителей.
Ключевые слова

Моделирование как психологическое средство формирования социальной ответственности у младших школьников с интеллектуальными нарушениями

социальная ответственность
социально ответственное поведение
метод моделирования
психологическое средство
механизмы формирования поведения
младшие школьники с интеллектуальными нарушениями

Нормирование параметров глазодвигательных реакций при диагностике свойств внимания с использованием буквенного теста

Никишина В.Б. , Петраш Е.А. , Симонова Д.И. , Кузнецова А.А. , Недуруева Т.В.
Целью работы является нормирование параметров глазодвигательных реакций при диагностике свойств внимания с использованием буквенного теста. Разнообразие существующих психодиагностических инструментов оценки свойств внимания характеризуется недостаточной согласованностью. Возникает необходимость поиска показателей, позволяющих осуществлять целостную психологическую диагностику процесса внимания, с другой - их объектвизации. Был разработан и апробирован буквенный тест, основанный на принципах, заложенных в таких инструментах как «корректурная проба», методика Мюнстерберга. Представлены критериальные аспекты стимульного материала, стандартов процедуры диагностического процесса и нормативных показателей свойств внимания (устойчивость, концентрацию и избирательность) по параметрам глазодвигательных реакций для разных возрастных групп.
Ключевые слова

Нормирование параметров глазодвигательных реакций при диагностике свойств внимания с использованием буквенного теста

диагностика свойств внимания
показатели глазодвигательных реакций
нормативные значения параметров свойств внимания

Инклюзивная грамотность как проблема экспертного обеспечения чемпионатов «Абилимпикс»

Кантор В.З. , Кобрина Л.М. , Антропов А.П. , Войлокова Е.Ф.
В статье представлены материалы эмпирического изучения уровня инклюзивной грамотности экспертов чемпионатов по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс». По материалам широкомасштабного диагностического обследования с использованием авторского опросника констатируется неоптимальность профессионально-личностного статуса экспертов в соответствующем аспекте, выражающаяся в редуцированном уровне инклюзивной грамотности подавляющего большинства из них, что обнаруживается во всех их социально-профессиональных группах, при отсутствии тех, кто продемонстрировал бы высокий ее уровень. При этом имеет место дивергенция знаниевого и деятельностного компонентов инклюзивной грамотности экспертов при опережающем развитии деятельностного компонента и стагнации знаниевого.
Ключевые слова

Инклюзивная грамотность как проблема экспертного обеспечения чемпионатов «Абилимпикс»

Инклюзивная грамотность
инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья
чемпионат «Абилимпикс»
эксперты
знаниевый компонент
деятельностный компонент

Ретроспектива становления системы высшего дефектологического образования в России

Шилова Е.А.
В статье представлено исследование развития системы высшего дефектологического образования в контексте изменений практики обучения детей с ОВЗ. Автором выделено три основных этапа: предпосылки становления системы высшего дефектологического образования, дифференцированная подготовка дефектологических кадров; кардинальная перестройка системы высшего дефектологического образования. На каждом этапе проанализированы ключевые характеристики профессиональной подготовки будущих специалистов, включая организационную структуру и уровень профессиональной подготовки, законодательную базу и направления обучения, специализацию, квалификационные требования, профессиональную направленность и сферу деятельности, а также требования к результатам, структуре, содержанию и условиям профессиональной подготовки.
Ключевые слова

Ретроспектива становления системы высшего дефектологического образования в России

дефектолог
специальное образование
дети с ограниченными возможностями здоровья
профессиональная подготовка дефектологических кадров

Выявление жизненных ситуаций, требующих от современного младшего школьника с ОВЗ самостоятельного использования цифровых устройств

Тенкачева Т.Р.
В статье представлены результаты исследования жизненных ситуаций, требующих от школьника с ОВЗ умения пользоваться цифровыми устройствами, что дает возможность выделить в будущих стандартах образования детей с ОВЗ отдельный раздел жизненной компетенции школьников, обеспечивающий соответствующую их возрасту способность полноценно жить в цифровом мире. Методы исследования – направленное динамическое наблюдение, анализ, дифференциация, алгоритмизация процессов, структурированное описание объектов и явлений. Участники исследования: младшие школьники с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой развития, нарушением интеллекта. Результат исследования – описание алгоритмов действий с цифровыми устройствами, необходимых для решения житейских задач младшими школьниками с ОВЗ.
Ключевые слова

Выявление жизненных ситуаций, требующих от современного младшего школьника с ОВЗ самостоятельного использования цифровых устройств

компонент жизненной компетенции
школьники с ОВЗ
цифровые инструменты
алгоритмы действий с цифровыми устройствами
©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности