Альманах №59
28.06.2025 Дата публикации статьи: 28.06.2025
Альманах №59 ·
Альманах №59 ·

Выявление жизненных ситуаций, требующих от современного младшего школьника с ОВЗ самостоятельного использования цифровых устройств

Тенкачева Т.Р. ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», Екатеринбург

Введение

Проведенное ранее пилотное исследование [10] показало, что современный школьник с ограниченными возможностьями здоровья (далее ОВЗ), живущий в условиях крупного города, регулярно сталкивается с необходимостью применения цифровых устройств. Умение пользоваться такими устройствами является неотъемлемой частью жизни такого ребенка и касается различных ситуаций: оплата товаров и услуг при помощи платежного терминала; оплата товаров и услуг при помощи касс самообслуживания; покупки в мобильном приложении; оплата кружков и секций на сайте онлайн; навигация: транспорт, поиск мест; использование цифровой техники; общение в социальных сетях; чтение; просмотр развлекательного контента; просмотр обучающего видеоконтента; игры в режиме онлайн и офлайн; слушание музыки.

В концепции стандарта образования школьников с различными ограничениями здоровья показано, что обязательным компонентом содержания их образования является компонент жизненной компетенции, что отличает его от содержания образования здоровых сверстников, которые не нуждаются в столь целенаправленном и специальном формировании различных житейских умений.

[...] образование младшего школьника с ОВЗ может считаться качественным и удовлетворять взрослых при условии продвижения ребенка по обоим направлениям – «академическому» и «жизненной компетенции».

Требуется обеспечить явное представление компонента жизненной компетенции в программах для детей с ОВЗ, задач формирования конкретных представлений, умений и навыков в каждой области жизненной компетенции в соответствии с особыми образовательными потребностями каждого ребенка.

В Концепции образовательного стандарта для детей с ОВЗ были определены необходимые направления коррекционной помощи в сфере жизненной компетенции, общие для всех детей с ОВЗ:

  • Развитие у ребенка адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях.
  • Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни.
  • Овладение навыками коммуникации.
  • Дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации.
  • Осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

На начальной ступени школьного образования в каждой области обучения предлагается выделить основные, взаимосвязанные содержательные линии обучения, раскрывающие жизненную компетенцию ребенка с ОВЗ младшего школьного возраста:

Язык и речевая практика

Развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму. Овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Математика и применение математических знаний

Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др. в различных видах обыденной практической деятельности, разумно пользоваться карманными деньгами и т. д.).

Естествознание – практика взаимодействия с окружающим миром

Развитие способности использовать знания по природоведению и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. Понимание преимуществ, выгоды и трудностей места проживания.

Знания о человеке – практика личного взаимодействия с людьми

Развитие представлений о себе и круге близких людей, осознание общности и различий с другими, способности решать соответствующие возрасту задачи взаимодействия со взрослыми и сверстниками, выбирать адекватную дистанцию и формы контакта, обогащение практики эмоционального сопереживания и самостоятельного морального выбора в обыденных житейских ситуациях и др.

Знания в области искусств – практика художественного ремесла и художественного творчества

Развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от разных видов искусств, собственной ориентировки и индивидуальных предпочтений в восприятии искусства. Формирование эстетических ориентиров (красиво и некрасиво) в практической жизни ребенка и их использование в общении с людьми, в организации праздника и обыденной жизни.

Обществознание – практика жизни в социуме

Развитие понимания непосредственного социального окружения, практическое освоение социальных ритуалов и навыков, соответствующих возрасту и полу ребенка [2].

Вместе с тем предусмотренные этой концепцией (2008 г.) разделы не предусматривают отдельного раздела, где были бы представлены умения, обеспечивающие современному школьнику понимание непосредственного цифрового контекста своего социального окружения, практическое освоение умения применять необходимые цифровые инструменты, соответствующие возрасту и полу ребенка.

Это обусловлено тем, что в 2008 году городская цифровая среда не была столь развитой как сегодня, со времени принятия ФГОС НОО для детей с ОВЗ прошло более 10 лет, со времени принятия Концепции – 17 лет, что является значимым отрезком времени для стремительно развивающейся цифровой среды городов России.

На современном этапе развития цифрового общества нам представляется недостаточным включить умения пользоваться цифровыми устройствами в раздел «Практика жизни в социуме», кажется более целесообразно выделить их в самостоятельный раздел/подраздел «Практика жизни в цифровом социуме», систематизировать и подробно описать необходимые умения, тем более что именно этот раздел/подраздел будет наиболее «подвижным» под влиянием стремительного развития и качественного обновления как самих цифровых устройств, так и способов их применения, что будет требовать оперативного изменения формируемых у детей умений.

Мы предлагаем провести экспериментальное исследование, направленное на изучение жизненных ситуаций, требующих от школьника с ОВЗ умения пользоваться цифровыми устройствами и позволяющее выделить в будущих стандартах образования детей с ОВЗ отдельный раздел жизненной компетенции школьников, обеспечивающий соответствующую их возрасту способность полноценно жить в цифровом мире.

Задачи исследования

  • анализ повседневного жизненного опыта школьников с ОВЗ с позиций необходимости применения цифровых устройств;
  • выявление и описание жизненных ситуаций, требующих от современного младшего школьника с ОВЗ применения цифровых устройств;
  • дифференциация значимых для детей с ОВЗ жизненных ситуаций, требующих применения цифровых устройств;
  • анализ и описание алгоритмов действий, необходимых для применения цифровых устройств в выделенных жизненных ситуациях.

Методы исследования

Динамическое наблюдение, анализ, дифференциация, алгоритмизация процессов, структурированное описание объектов и явлений.

Результаты исследования

Проведенные динамическое наблюдение и анализ повседневного жизненного опыта школьников с ОВЗ (с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, нарушением интеллекта) позволили выявить, составить перечень и описать основные житейские ситуации, требующие от них применения цифровых устройств: оплата товаров и услуг при помощи платежного терминала; оплата товаров и услуг при помощи касс самообслуживания; покупки в мобильном приложении; оплата кружков и секций на сайте онлайн; навигация: транспорт, поиск мест; использование цифровой техники; общение в социальных сетях; чтение; просмотр развлекательного контента; просмотр обучающего видеоконтента; игры в режиме онлайн и офлайн; слушание музыки.

Выделенные жизненные ситуации были разделены на две группы по критерию организации обязательных повседневных дел и организации личного свободного времени. Результат такой дифференциации жизненных ситуаций представлен в таблице. Подчеркнем, что в основе дифференциации лежит не разделение алгоритмов действий или самих цифровых устройств, исходным предметом анализа является жизненный опыт ребенка с ОВЗ, регулярно воспроизводимые в его жизни ситуации, требующие умения ориентироваться в цифровых устройствах и применять их в соответствии с возрастом и кругом интересов и потребностей.

Таблица 1. Дифференциация жизненных ситуаций, требующих от младшего школьника с ОВЗ умения использовать цифровые устройства

Использование цифровых устройств для организации своей повседневной жизни Использование цифровых устройств для организации и проведения личного свободного времени
  • оплата товаров и услуг при помощи платежного терминала;
  • оплата товаров и услуг при помощи касс самообслуживания;
  • покупки в мобильном приложении;
  • оплата кружков и секций на сайте онлайн;
  • навигация: транспорт, поиск места назначения;
  • использование цифровой техники.
  • общение в социальных сетях;
  • чтение;
  • просмотр развлекательного контента;
  • просмотр обучающего видеоконтента;
  • игры в режиме онлайн и офлайн;
  • прослушивание музыки.
Дифференциация жизненных ситуаций, требующих от младшего школьника с ОВЗ умения использовать цифровые устройства

Обозначенные жизненные ситуации наблюдаются в повседневном обиходе различных нозологических групп младших школьников с ОВЗ: с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, нарушением интеллекта.

Результатом проведенного исследования является описание алгоритмов действий с цифровыми устройствами, необходимых для решения житейских задач младшими школьниками с ОВЗ.

Алгоритмы действий с цифровыми устройствами при организации повседневной жизни

Оплата товаров и услуг при помощи платежного терминала

Алгоритм действий:
  1. Подготовка к оплате:
    • Уточнить у сотрудника возможность оплаты при помощи платежного терминала, используя речь или альтернативные средства коммуникации.
    • Достать банковскую карту или мобильное устройство с приложением для оплаты (например, с использованием технологии NFC).
    • Убедиться, что карта активна и на ней достаточно средств для оплаты.
  2. Выбор способа оплаты:
    • Ознакомиться на экране терминала с вариантами оплаты, опираясь на навыки чтения (карта, бесконтактная оплата и т. д.).
    • Выбрать на экране терминала нужный способ оплаты (карта, бесконтактная оплата и т. д.).
    • Вставить карту в терминал или приложить ее/мобильное устройство к бесконтактному считывателю.
  3. Проверка суммы:
    • Убедиться, что на экране терминала отображается сумма, соответствующая стоимости покупок.
    • Если сумма неверна, попросить сотрудника предприятия исправить ее, используя речь или альтернативные средства коммуникации.
  4. Ввод ПИН-кода (если требуется):
    • Если сумма больше установленного лимита для бесконтактной оплаты, ввести ПИН-код на терминале.
    • Внимательно следить за тем, чтобы ПИН-код не увидели посторонние.
  5. Завершение оплаты:
    • Убедиться в подтверждении транзакции на экране терминала (надпись «Оплата успешна» или звуковой сигнал), опираясь на навыки чтения.
    • Принять решение о необходимости получения бумажного экземпляра чека и проинформировать об этом сотрудника организации (используя речь или альтернативные средства коммуникации).
    • Забрать чек (если он выдан) и карту/мобильное устройство.
  6. Проверка результата:
    • Убедиться, что товар или услуга оплачены и чек (если был) сохранен для возможных возвратов или проверок.
  7. Выход из магазина:
    • Убрать карту или устройство в безопасное место.
    • Покинуть кассовую зону.

Оплата товаров и услуг при помощи касс самообслуживания

Алгоритм действий:
  1. Выбор кассы:
    • Подойти к свободной кассе самообслуживания.
    • Ознакомиться с размещенной на экране информацией и убедиться в готовности кассы самообслуживания к работе.
  2. Сканирование товаров:
    • Просканировать штрих-коды каждого товара.
    • Проверить корректность введенных данных.
  3. Проверка суммы:
    • Проверить общую сумму на экране, опираясь на навыки чтения.
  4. Выбор способа оплаты:
    • Ознакомиться на экране кассы самообслуживания с вариантами оплаты, опираясь на навыки чтения (карта или мобильное приложение).
    • Выбрать на экране терминала нужный способ оплаты (карта или мобильное приложение).
  5. Ввод ПИН-кода (если нужно):
    • Если сумма больше установленного лимита для оплаты, ввести ПИН-код на терминале.
    • Внимательно следить за тем, чтобы ПИН-код не увидели посторонние.
  6. Подтверждение оплаты:
    • Убедиться в завершении оплаты
    • Принять решение о необходимости получения бумажного экземпляра чека и выбрать соответствующий раздел на экране (используя речь или альтернативные средства коммуникации).
  7. Получение чека и завершение:
    • Убрать карту или устройство в безопасное место.
    • Забрать чек и покупки.

Покупки в мобильном приложении

Алгоритм действий:
  1. Запуск приложения:
    • Выбрать мобильное приложение на цифровом носителе.
    • Открыть мобильное приложение для покупок.
  2. Выбор товаров:
    • Ввести названия необходимых товаров в поисковую строку или найти нужные товары в каталоге.
    • Ознакомиться с характеристиками товаров из предложенного перечня. При необходимости ознакомиться с отзывами на товары или обратиться за разъяснениями к производителю в соответствующих разделах мобильного приложения.
    • Опираясь на детализированные характеристики, выбрать необходимые товары.
  3. Добавление товаров в корзину:
    • Уточнить характеристики товара (размер, цвет и т.п.)
    • Нажать на кнопку добавления в корзину.
  4. Проверка корзины:
    • Открыть корзину.
    • Проверить товары (количество, характеристики, цена)
  5. Выбор способа доставки:
    • Ознакомиться со способами и сроками доставки выбранных товаров.
    • Выбрать способ доставки.
    • Выбрать (или указать) адрес, по которому будет осуществляться доставка.
  6. Подтверждение заказа:
    • Проверить выбранные товары, их количество и цену, условия и адрес доставки.
    • Подтвердить заказ.
  7. Выбор способа оплаты и оплата товара:
    • Ознакомиться с вариантами способов и условиями оплаты, опираясь на навыки чтения (карта или мобильное приложение).
    • Выбрать способ оплаты.
    • Оплатить товар.
  8. Ожидание подтверждения:
    • Получить уведомление об успешной покупке.
    • Сохранить чек
    • При возникновении трудностей при оплате товаров связаться с технической поддержкой, используя ресурсы мобильного приложения или другие цифровые инструменты.
  9. Ожидание товара:
    • Отслеживать этапы доставки товаров в мобильном приложении.
    • Ожидать прихода товара по необходимому адресу в установленные сроки.
  10. Получение товара:
    • Предоставить курьеру/менеджеру пункта выдачи товара QR-код или цифровой код для получения товаров.
    • Проверить соответствие наименований товаров, их количества и качества заявленным.
    • Подтвердить получение товара устно курьеру/менеджеру пункта выдачи или в мобильном приложении.

Оплата кружков и секций на сайте онлайн

Алгоритм действий:
  1. Переход на сайт:
    • Открыть сайт кружков или секций.
  2. Поиск нужного кружка:
    • Ознакомиться с перечнем кружков и секций на сайте.
    • Выбрать нужный кружок или секцию.
  3. Заполнение данных:
    • Открыть форму для внесения данных о получателе услуги.
    • Заполнить форму.
    • Указать период оплаты.
  4. Выбор способа оплаты:
    • Ознакомиться с вариантами способов оплат, опираясь на навыки чтения (банковская карта, электронные кошельки).
    • Выбрать способ оплаты (банковская карта, электронные кошельки).
  5. Ввод данных для оплаты:
    • Ввести данные карты в соответствующую форму. Проверить их корректность.
    • Подтвердить транзакцию.
  6. Подтверждение:
    • Получить подтверждение успешной оплаты.
    • Сохранить чек.

Навигация: транспорт, поиск места назначения

Алгоритм действий:
  1. Запуск навигационного приложения:
    • Открыть приложение для навигации (например, Яндекс Карты).
  2. Поиск пункта назначения:
    • Ввести название или адрес места назначения в строке поиска.
  3. Выбор маршрута:
    • Определить необходимость вербального сопровождения на маршруте.
    • Выбрать способ передвижения.
    • Ознакомиться с вариантами маршрутов, представленными приложением.
    • Выбрать маршрут, подходящий по времени и способу передвижения (пешком, транспорт).
  4. Навигация:
    • Следовать вербальным и невербальным инструкциям навигационного приложения.
      • А. Использование транспорта:
        • Найти необходимую остановку общественного транспорта.
        • По прибытии общественного транспорта на остановку уточнить наличие изменений в движении по маршруту у кондуктора или водителя.
        • Сесть в общественный транспорт, уточнить условия оплаты.
        • Оплатить проезд.
        • Следовать рекомендациям навигационного приложения.
        • приготовиться к выходу: убедиться, что личные вещи не остались в транспорте, и покинуть салон.
      • Б. Пеший способ передвижения:
        • Следовать вербальным и невербальным инструкциям навигационного приложения, сверяясь с адресными табличками.
  5. Прибытие на место:
    • Достигнуть рекомендованного пункта назначения.
    • Проверить соответствие необходимого пункта назначения с фактическим, опираясь на адресные таблички или вступив в коммуникацию со взрослым.

Алгоритмы действий с цифровыми устройствами при организации и проведении личного свободного времени

Общение в социальных сетях

Алгоритм действий:
  1. Открытие социальной сети:
    • Зайти в социальную сеть (например, ВКонтакте).
  2. Выбор собеседника:
    • Выбрать собеседника с учетом задач взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
    • Открыть чат с нужным человеком или создать новый и добавить в него необходимых пользователей.
  3. Написание сообщения:
    • Написать текст сообщения с соблюдением социальных ритуалов и адекватной дистанции (при необходимости прикрепить файл).
  4. Отправка сообщения:
    • Нажать кнопку «Отправить».
  5. Ожидание ответа:
    • Дождаться ответа и продолжить диалог, опираясь на навыки письменной коммуникации.

Чтение развлекательного и образовательного контента

Алгоритм действий:
  1. Открытие приложения:
    • Выбрать приложение для чтения в соответствии с целями и требованиями безопасности.
    • Запустить приложение для чтения развлекательного и образовательного контента или другой задачи (например, Читай-город).
  2. Выбор книги или статьи:
    • Ввести название (ключевые слова) интересующих книг/статей/блогов в поисковую строку или найти их в каталоге.
    • Ознакомиться с предложенным перечнем развлекательного и образовательного контента. При необходимости ознакомиться с аннотациями и отзывами на книги/статьи/блоги или обратиться за разъяснениями к близким взрослым.
    • Выбрать интересующие книги/статьи/блоги в соответствии с целями чтения и требованиями безопасности.
  3. Чтение:
    • Читать контент, уделяя внимание интересным или важным моментам в соответствии с целями.
  4. Запоминание ключевых моментов:
    • Делать заметки или выделения, используя цифровые либо графические инструменты (при необходимости).
  5. Завершение чтения:
    • Сохранить прогресс чтения.
    • Определить успешность достижения целей чтения.
    • Закрыть приложение.

Просмотр развлекательного контента

Алгоритм действий:
  1. Выбор платформы:
    • Выбрать приложение для просмотра в соответствии с целями и требованиями безопасности.
    • Открыть платформу для просмотра (например, Rutube).
  2. Поиск видео:
    • Ввести названия (ключевые слова) интересующих клипов/фильмов в поисковую строку или найти их в каталоге.
    • Ознакомиться с предложенным перечнем развлекательного контента. При необходимости ознакомиться с аннотациями и отзывами на представленные материалы или обратиться за разъяснениями к близким взрослым.
    • Выбрать интересующие клипы/фильмы в соответствии с целями просмотра и требованиями безопасности.
  3. Запуск видео:
    • Нажать кнопку воспроизведения.
  4. Просмотр:
    • Просматривать видео и при необходимости ставить на паузу.
  5. Оценка и завершение:
    • Оценить или написать комментарий к просмотренным материалам.
    • Рекомендовать/не рекомендовать развлекательный контент.

Просмотр обучающего видеоконтента.

Алгоритм действий:
  1. Выбор платформы:
    • Выбрать сайт или образовательную платформу в соответствии с целями и требованиями безопасности.
    • Зайти на сайт (например, Rutube) или образовательные платформы (например, Coursera).
  2. Поиск обучающего видеоконтента:
    • Ввести название (ключевые слова) интересующего видеоконтента в поисковую строку или найти его в каталоге.
    • Ознакомиться с предложенным перечнем обучающего видеоконтента. При необходимости ознакомиться с аннотациями и отзывами или обратиться за разъяснениями к близким взрослым.
    • Выбрать интересующий видеоконтент в соответствии с темой, целями и требованиями безопасности.
  3. Просмотр:
    • Смотреть видео.
    • Делать заметки, используя цифровые или графические инструменты (при необходимости).
  4. Постановка вопросов:
    • Записать вопросы для уточнения у взрослого в комментариях (при необходимости).
  5. Завершение:
    • Определить успешность достижения целей просмотра видеоконтента.
    • Повторить полученную информацию самостоятельно или с привлечением близких взрослых/сверстников.
    • Рекомендовать/не рекомендовать обучающий видеоконтент, используя средства вербальной и невербальной коммуникации.

Игры в режиме онлайн и офлайн

Алгоритм действий:
  1. Выбор игры на цифровых платформах или цифровых носителях в соответствии с условиями и требованиями безопасности.
  2. Запуск игры:
    • Открыть нужное игровое приложение на цифровых платформах или цифровых носителях.
  3. Выбор режима:
    • Выбрать режим онлайн или офлайн при необходимости.
  4. Начало игры:
    • Начать игровой процесс, следуя инструкциям игры.
  5. Взаимодействие с игроками (онлайн):
    • Подобрать партнеров в соответствии с возрастом и особенностями взаимодействия в рамках игры.
    • Вступать в коммуникацию с другими игроками, используя вербальные и невербальные средства коммуникации (в чате или через микрофон).
  6. Завершение игры:
    • Определить успешность достижения целей игры.
    • Закончить игру или сохранить прогресс (при режиме онлайн).
    • Рекомендовать/не рекомендовать игру.

Слушание музыки

Алгоритм действий:
  1. Выбор платформы:
    • Выбрать сайт или музыкальную платформу в соответствии с целями и требованиями безопасности.
    • Открыть сайт или приложение для музыки (например, Яндекс Музыка).
  2. Поиск трека:
    • Ввести название музыкального произведения или плейлиста в поисковую строку или найти его в каталоге.
    • Ознакомиться с предложенным перечнем. При необходимости ознакомиться с аннотациями и отзывами или обратиться за разъяснениями к близким взрослым.
    • Выбрать музыкальное произведение или плейлист в соответствии с личными интересами, индивидуальными предпочтениями, эстетическими ориентирами и требованиями безопасности.
  3. Начало прослушивания:
    • Нажать кнопку воспроизведения и слушать музыку.
  4. Настройка громкости:
    • Отрегулировать громкость в соответствии с личным уровнем комфорта громкости и условиями прослушивания.
  5. Завершение:
    • Остановить музыку по окончании прослушивания.
    • Оценить или написать комментарий к музыкальным материалам.
    • Рекомендовать/не рекомендовать музыкальные материалы.

Алгоритмы действий при неисправности цифровых устройств (компьютер, планшет, устройство мобильной связи)

Неисправности в работе компьютера

Алгоритм действий:
  1. Перезагрузить устройство:
    • Нажать и удерживать кнопку питания, пока устройство не выключится.
    • Дать компьютеру поработать около 30 секунд после выключения.
    • Включить компьютер.
  2. Привлечь взрослого к проверке розетки, кабеля и блока питания:
    • Убедиться, что розетка, к которой подключается компьютер, исправна: подключить к розетке другое устройство для проверки подачи электричества.
    • Проверить правильность подключения всех кабелей и их целостность.
    • Осмотреть блок питания на предмет признаков горения или перегрева.
    • Убедиться, что кнопка питания работает корректно и не застревает.
  3. Включить компьютер:
    • Включить компьютер.
    • Если компьютер не включается, то при помощи взрослого обратиться в службу ремонта.

Неисправности в работе планшета

Алгоритм действий:
  1. Обследовать планшет и зарядное устройство на предмет механических повреждений:
    • Визуально проверить зарядное устройство на механические повреждения.
    • Убедиться в исправности контакта между блоком питания и розеткой, для этого подключить зарядное устройство к другому гаджету.
    • Визуально проверить планшет на механические повреждения.
    • При отсутствии механических повреждений планшета попробовать зарядить планшет другим блоком питания того же производителя.
  2. Перезагрузить планшет:
    • Удерживать кнопки питания в течение 10–15 секунд, либо одновременно нажать на кнопку питания и уменьшения (в некоторых случаях — увеличения) громкости в течение того же промежутка времени.
  3. Если действия не дали результата, обратиться в сервисный центр при помощи взрослого.

Неисправности в работе устройства мобильной связи

Алгоритм действий:
  1. Внезапное отключение устройства мобильной связи
    • Обследовать устройство мобильной связи и зарядное устройство на предмет механических повреждений:
      • Визуально проверить зарядное устройство на механические повреждения.
      • Убедиться в исправности контакта между блоком питания и розеткой, для этого подключить зарядное устройство к другому гаджету.
      • Визуально проверить устройство мобильной связи на механические повреждения.
      • При отсутствии механических повреждений устройство мобильной связи попробовать зарядить телефон другим блоком питания того же производителя.
    • Перезагрузить устройство мобильной связи:
      • Удерживать кнопки питания в течение 10–15 секунд.
    • Если действия не дали результата, обратиться в сервисный центр при помощи взрослого.
  2. Сбой в функционировании устройства мобильной связи
    • Убедиться, что устройство не находится в режиме полёта:
      • Провести пальцем вниз над главным экраном, чтобы отобразились «Быстрые настройки».
      • Убедится, что знак «Режим полета» (пиктограмма самолёта) не активен (его цвет не отличается от других знаков).
      • Если знак «Режима полёта» (пиктограмма самолёта) активен, то коснуться его, чтобы отключить.
    • Проверить подключение к интернету:
      • Провести пальцем вниз над главным экраном, чтобы отобразились «Быстрые настройки».
      • Найти значок «Мобильный интернет» или «Мобильная передача данных» и активировать его.
    • Проверить мощность сигнала:
      • Найти в правом верхнем углу экрана устройства мобильной связи показатель мощности сигнала (пять палочек) и значок мобильного соединения.
      • Перейти в другое помещение если мощность сигнала низкая или сигнал отсутствует.
    • Проверить баланс счета:
      • Набрать на смартфоне специальный код поставщика услуг (различается в зависимости от поставщика)
      • Если баланс на нуле или в минусе, то обратитесь к взрослым с просьбой оплатить связь.
    • Если действия не дали результата, обратиться в сервисный центр при помощи взрослого.

Алгоритм действий при неисправности (техническом сбое) цифровых ресурсов (приложение, сайт)

  1. Проверить подключение к интернету:
    • Провести пальцем вниз над главным экраном, чтобы отобразились «Быстрые настройки».
    • Найти значок «Мобильный интернет» или «Мобильная передача данных» и активировать его.
    • Найти в правом верхнем углу экрана устройства мобильной связи показатель мощности сигнала (пять палочек) и значок мобильного соединения.
    • Перейти в другое помещение если мощность сигнала низкая или сигнал отсутствует.
  2. Перезагрузить устройство:
    • Удерживать кнопки питания в течение 10–15 секунд.
    • Открыть приложение.
  3. Если действия не дали результата, обратиться в сервисный центр при помощи взрослого.

Выводы

Исходя из описанных выше алгоритмов действий с цифровыми устройствами, необходимых для решения житейских задач младшими школьниками с ОВЗ, мы определяем необходимые детям умения, обеспечивающие современному школьнику понимание непосредственного цифрового контекста своего социального окружения, практическое освоение умения применять необходимые цифровые инструменты, соответствующие возрасту и полу:

  • Умение адекватно оценивать свои силы, понимать, что можно и что нельзя в цифровом пространстве.
  • Умение пользоваться цифровыми инструментами в разных ситуациях.
  • Умение обратиться за помощью, сформулировать запрос о помощи на различных цифровых ресурсах.
  • Умение решать актуальные житейские задачи, используя цифровые инструменты как средство достижения цели.
  • Поиск цифровых ресурсов в соответствии с целью и требованиями безопасности.
  • Выбор цифрового ресурса в соответствии с целью и требованиями безопасности.
  • Поиск интересующего контента. Умение выбирать цифровой контент в соответствии с целью и требованиями безопасности.
  • Управление настройками цифрового ресурса: выбор режима онлайн/офлайн; следование инструкциям.
  • Умение использовать возможности цифровых инструментов для решения актуальных житейских задач в соответствии с принятым способом и порядком действия, характером наличной ситуации: скачивание информации, написание сообщений с учетом специфики требований используемого цифрового ресурса, загрузка файлов на цифровой ресурс; поддержание диалога в режиме онлайн; оформление заметок и комментариев; фиксация промежуточных и итоговых результатов работы с цифровым ресурсов (например, сохранить прогресс чтения или просмотра видео).
  • Умение получать информацию, уточнять ее в ходе использования цифровых инструментов: чтение контента с акцентированием интересных или важных моментов; просмотр видео; прослушивание музыки.
  • 1. Быкова М.С. Цифровые технологии в обеспечении достойной жизни человека / М.С. Быкова // Молодой ученый [Электронное издание]. – 2022. – № 24 (419). – С. 42-46. – URL: https://moluch.ru/archive/419/93186/ (дата обращения: 01.07.2024).
  • 2. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И., Никольская О.С., Малофеев Н.Н. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Е.Л. Гончарова, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Н.Н. Малофеев // Альманах Института коррекционной педагогики [Электронное издание]. – 2009. – № 13. – URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-13/edinaja-koncepcija-specialnogo-federalnogo-gosudarstvennogo (дата обращения: 01.07.2024).
  • 3. Группа ВТБ. Как пользоваться банковским терминалом [Электронный ресурс]. – URL: https://www.vtb.ru/articles/kak-polzovatsya-bankovskim-terminalom/ (дата обращения: 15.05.2025).
  • 4. Давыдова Е.Ю., Сорокин А.Б. Жизненные компетенции в контексте планирования обучения детей с расстройствами аутистического спектра / Е.Ю. Давыдова, А.Б. Сорокин // Психологическая наука и образование. – 2016. – Т. 21, № 3. – C. 120-130. – DOI: 10.17759/pse.2016210314.
  • 5. Карабанова О.А., Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И., Никольская О.С. Развитие образования детей с ОВЗ младшего школьного возраста: целевые ориентиры и стратегические направления. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №36 2019 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-36/the-development-of-education-of-children-with-disabilities-of-primary-school-age-targets,-and-strategic-directions (Дата обращения: 28.06.2025)
  • 6. Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л., Малофеев Н.Н. Специальная психология и коррекционная педагогика: эволюция терминов: учеб. пособие / О.И. Кукушкина, Е.Л. Гончарова, Н.Н. Малофеев. – СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2021. – 128 с
  • 7. Особенности использования цифровых устройств современными дошкольниками / А.Н. Веракса, О.В. Алмазова, Д.А. Бухаленкова, Е.А. Чичинина // Социологические исследования. – 2020. – № 6. – С. 82-92. – DOI: 10.31857/S013216250009455-3. – EDN CWUWHS.
  • 8. Социализация и формирование сферы жизненной компетенции подростков с нарушениями зрения в образовательном пространстве / О.Г. Болдинова, Е.А. Иванова, Н.Ф. Маркова [Электронное издание]. – Электрон. текстовые дан. (350 Кб). – М.: ИКП, 2023. – 1 электрон. опт. диск.
  • 9. Сухомлин В.А., Зубарева Е.В., Якушин А.В. Методологические аспекты концепции цифровых навыков / В.А. Сухомлин, Е.В. Зубарева, А.В. Якушин // Современные информационные технологии и ИТ-образование. – 2017. – Т. 13, № 2. – С. 146-152.
  • 10. Тенкачева Т.Р. Использование цифровых инструментов, обеспечивающих жизненную компетенцию современного школьника с ОВЗ: пилотное исследование / Т.Р. Тенкачева // Альманах Института коррекционной педагогики [Электронное издание]. – 2024. – № 56. – URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-56/the-use-of-digital-tools-that-ensure-the-life-competence-of-a-modern-schoolchild-with-disabilities-a-pilot-study (дата обращения: 13.05.2025).
  • 11. SberCIB Investment Research. Как пользоваться платёжными терминалами [Электронный ресурс]. – URL: https://sbersova.ru/sections/expenses/kak-polzovatsya-platozhnymi-terminalami (дата обращения: 15.05.2025).

Библиография


Тенкачева Т.Р. Выявление жизненных ситуаций, требующих от современного младшего школьника с ОВЗ самостоятельного использования цифровых устройств. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №59 2025 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-59/identification-of-life-situations-requiring-a-modern-younger-student-with-disabilities-of-independent-use-of-digital-devices (Дата обращения: 11.07.2025)

Статьи выпуска:
©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности