Альманах №60
18.10.2025 Дата публикации статьи: 18.10.2025
Альманах №60 · Экспериментальные исследования. Московский государственный университет
Альманах №60 · Экспериментальные исследования. Московский государственный университет

Образ себя, сиблинга и романтического партнера у юношей и девушек из двухдетных и многодетных семей

Сербина М.М. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва

Введение

Согласно теории привязанности, одной из важных составляющих близких доверительных отношений с партнером являются позитивные образы себя и партнера [12], а установление этих отношений – основная задача развития в юношеском возрасте [18]. Поэтому поиск факторов, определяющих позитивность или негативность образов себя и партнера, представляется важной и актуальной задачей.

Сиблинговая система – является одной из очень важных, но наименее изученных структур семьи, хотя отношения с братом или сестрой чаще всего являются одними из самых продолжительных в жизни человека. Сиблинговые отношения, являются с одной стороны отношениями со сверстниками, а с другой стороны – отношениями внутри семьи, что выделяет их в ряду других близких межличностных отношений. Еще одной отличительной особенностью сиблинговый отношений является то, что ребенок не выбирает, кто будет его братом или сестрой и при этом делит с ним ресурсы родителей и эмоциональный опыт общих семейных событий [2,7].

Формирование образа себя и других значимых фигур начинается в детстве и происходит в контексте семьи как первичной социальной среды. Особую роль в этом процессе играют сиблинговые отношения, отличающиеся высокой эмоциональной насыщенностью, конкуренцией и поддержкой. Именно в отношениях с братьями и сестрами ребенок осваивает базовые социальные навыки, учится конкуренции и сотрудничеству, разделению и защите личных границ, формирует первичные представления о себе и других [2,7].

В психологии накоплен некотрый массив данных о роли таких факторов, как сиблинговая позиция (старший, младший, средний ребенок), разница в возрасте и пол сиблингов на личностное развитие и качество межличностных отношений. Эти параметры традиционно рассматриваются как значимые предикторы в формировании индивидуального стиля поведения, уровня тревожности, регуляторных функций, коммуникативных паттернов и даже предпочтений в выборе партнера [1,3,6,10,16,17,19 и др.]. Исследования показывают, что старшие дети, как правило, более ответственные и контролирующие, младшие — более гибкие и чувствительные, а средняя позиция сопряжена с поиском компромиссов и социальной адаптивностью.

Тем не менее, фактор детности семьи остается менее изученным, хотя представляется потенциально значимым. Под многодетностью в контексте данного исследования понимается наличие трех и более детей в семье (в соответствии с определением, принятом в Российской Федерации). Количество детей в семье определяет плотность взаимодействий, степень конкуренции за родительское внимание, динамику коалиций и ролевых распределений между сиблингами, что, в свою очередь, влияет на самооценку, образ другого и формирование внутренних моделей близких отношений. В многодетных семьях дети чаще сталкиваются с необходимостью гибкой адаптации и распределения ресурсов, в то время как в двухдетных семьях взаимодействие с сиблингом может носить более интенсивный характер [20,22].

Несмотря на малочисленность опубликованных результатов исследований, описывающих индивидуальные особенности детей из двухдетных и многодетных семей, одна из статей, признанная профессиональным сообществом классической, посвящена анализу связи между количеством детей в семье и их интеллектуальным развитием [25]. Исследователи обнаружили, что с увеличением числа детей в семье средний уровень их интеллектуального развития снижается, если у семьи нет достаточного количества ресурсов. Этот эффект, то есть отрицательная связь между размером семьи и интеллектуальным развитием детей, был подтвержден на разных группах детей, не зависит от их возраста, национальной принадлежности, типа местности, где они проживают (город или село) и используемых тестов для измерения интеллектуального развития. В качестве подтверждения подобной зависимости исследователи приводят результаты работ таких авторов как A. Anastasi, М. Breland, J. Blake, R. Zajonc, M. Wagner, M. Storfer и др. [13,14,15,23,24,25].

Эффект размера семьи, влияющий на интеллектуальное развитие детей, неодинаков и может быть усилен или ослаблен в зависимости от других переменных, связанных с конфигурацией семьи. Социо-экономический статус семьи является одним из наиболее важных факторов, влияющих на этот эффект: он часто не проявляется в семьях из верхних 20-25% по социо-экономическому статусу и сильно выражен в семьях среднего класса и бедных семьях. Некоторые исследователи, такие как F. Page и G. Grandon [21] полагают, что большой размер семьи в сочетании с низким социо-экономическим статусом оказывает наиболее отрицательное воздействие на психическое развитие детей.

Е.А. Силина [9] представила исследование, посвящённое личностным характеристикам детей, воспитывающихся в семьях с разным количеством детей. В ходе работы были выявлены следующие закономерности: подростки из многодетных семей проявляют большую зависимость от окружающих, отличаются доброжелательностью и тактичностью. Им также свойственны рациональность, практичность и реалистичный взгляд на жизнь. В то же время, дети из семей с одним ребенком характеризуются большей настойчивостью, уверенностью в себе и склонностью к упрямству. Они чаще действуют интуитивно, проявляют сентиментальность и склонны к конфликтам. Подростки из многодетных семей чаще демонстрируют межличностное поведение по типу «ответственного великодушия», тогда как их сверстники из однодетных семей склонны к критическому восприятию социальных норм. Кроме того, дети из семей с одним ребенком, как правило, обладают более высокой самооценкой своей внешности и уверенностью в собственных силах.

В исследовании Л.Л. Баландиной и Е.А. Силиной [4] отмечается, что дети из многодетных семей демонстрируют более высокую нормативность поведения, дисциплинированность и ответственность, однако могут испытывать трудности в установлении контактов вне семейного круга, что связано с ограниченным опытом взаимодействия с внешним социальным окружением. В то же время, дети из двухдетных семей проявляют большую коммуникабельность и готовность к сотрудничеству, что обусловлено более сбалансированным распределением родительского внимания и возможностями для развития социальных навыков.

Статья И. С. Билиды [5] посвящена особенностям воспитания детей в многодетных семьях. Автор анализирует специфические условия социализации в таких семьях, включая ограниченность индивидуального внимания со стороны родителей, необходимость гибкой адаптации детей, развитие самостоятельности, ответственности и способности к самоорганизации. Особое внимание уделяется воспитательной позиции родителей, а также влиянию семейной структуры на формирование личностных и коммуникативных качеств ребёнка. Отмечается, что многодетная семья создает уникальную среду, где дети учатся выстраивать горизонтальные отношения, распределять ресурсы и учитывать интересы других.

Анализ исследований показывает, что фактор детности семьи действительно оказывает влияние на интеллектуальные, личностные и коммуникативные особенности детей. Дети из многодетных и двухдетных семей демонстрируют различия в уровне ответственности, социальной адаптации, самооценке и стиле общения. Мы предполагаем, что детность семьи может в некоторой мере определять характер построения сиблинговых и романтических отношений. Так, целью исследования стало выявление особенностей образа себя, сиблинга и романтического партнера у молодых людей из двухдетных и многодетных семей.

Выборка и процедура исследования

116 респондентов в возрасте от 18 до 27 лет (M = 21,9; SD = 2,4), из них 52 — из двухдетных семей, 64 — из многодетных, 46 мужчин, 70 женщин. Разница в возрасте с сиблингом не превышала 5 лет. Все участники исследования на момент исследования состояли в романтических отношениях не менее полугода.

В случае, если у участника исследования было несколько сиблингов, респонденту предлагалось самому выбрать, о каком брате или сестре заполнять опросники. Ответы собирались с помощью онлайн-форм.

Методики

Для получения оценок образов себя, сиблинга и романтического партнера было использовано две методики, каждую из которых участники исследования заполняли три раза – про себя, про брата или сестру и про романтического партнера.

Первая методика «Пятифакторный опросник личности» Х. Тсуйи (адапт. Хромов, 2015) [11] — для оценки 5 личностных факторов: Экстраверсия – Интроверсия, Привязанность – Отдаленность, Контролирование – Естественность, Эмоциональность – Эмоциональная сдержанность и Игривость – Практичность.

Вторая методика – биполярный семантический дифференциал. В качестве шкал использовался набор из 10 пар прилагательных: холодный - теплый, легкий - тяжелый, устойчивый - изменчивый, мягкий - твердый, горький - сладкий, надежный - непредсказуемый, темный - светлый, упругий - пластичный, сложный - простой, спокойный – тревожный, показавший эффективность в оценке образов себя, сиблинга и друга в работе О.В. Алмазовой [2].

Статистический анализ

Статистический анализ проводился в программе SPSS 23.0 для Windows. При помощи критерия Колмогорова-Смирнова было выявлено, что распределение по большей части шкал методик значимо отличается от нормального. В связи с этим при анализе везде для единообразия были использованы непараметрические критерии. Для проверки значимости различий между оценками образов себя, сиблинга и романтического партнера был использован критерий Фридмана для нескольких связных выборок, а далее по тем шкалам, по которым получены значимые различия с применением поправки Бонферрони был использован критерий Вилкоксона . Для проверки значимости различий в оценках образов себя, значимого партнера и сиблинга у молодых людей из двухдетных и многодетных семей был применен критерий Манна-Уитни.

Результаты исследования

При помощи методики «Пятифакторный опросник личности» были получены оценки осознаваемого [11], а при помощи семантического дифференциала – оценки неосознаваемого образа себя [8], сиблинга и романтического партнера у участников исследования. Были проведены сравнения оценок как образов разных субъектов между собой, так и каждого из образов в двухдетных и трехдетных семьях.

Сравнение осознаваемых образов себя, сиблинга и романтического партнера в двухдетных и многодетных семьях

В таблице 1 приведены средние и стандартные отклонения оценок себя, сиблинга и друга, полученные при помощи методики «Пятифакторный опросник личности», а на рисунке 1 – графическое представление этих характеристик.

Таблица 1. Средние и стандартные отклонения оценок по шкалам методики «Пятифакторный опросник личности» для образов себя, сиблинга и романтического партнера.

Шкала Пятифакторного опросника / Образ... Я Сиблинг Партнер
M SD M SD M SD
Экстраверсия – Интроверсия 51,7 6,81 48,4 9,70 56,1 7,83
Привязанность – Отделенность 49,7 11,82 54,1 8,34 41,3 16,15
Контролирование – Естественность 45,2 25,43 53,4 10,22 43,8 14,29
Эмоциональность - Эмоц. сдержанность 49,1 14,71 39,9 11,46 39,8 15,21
Игривость – Практичность 56,8 12,77 48,1 6,91 60,3 15,94
Средние и стандартные отклонения оценок по шкалам пятифакторного опросника для образов себя, сиблинга и романтического партнера
Рисунок 1. Разброс данных оценок образов себя сиблинга и романтического партнера, полученных при помощи методики «Пятифакторный опросник личности» (CI=95%)

При помощи критерия Фридмана было установлено, что в оценках образов себя, сиблинга и партнера есть значимые различия по всем шкалам пятифакторного опросника (p<0,05). При помощи критерия Вилкоксона с применением поправки Бонферрони (значимым является уровень значимости 0,017), было установлено, что:

  1. оценки себя и сиблинга значимо различаются по шкалам «Эмоциональность – Эмоциональная сдержанность» (W=-2,388; p=0,016) и «Игривость – Практичность» (W=-4,274; p<0,001);
  2. оценки себя и романтического партнера значимо различаются по шкалам «Экстраверсия – Интроверсия», (W=-2,568; p=0,010) «Эмоциональность – Эмоциональная сдержанность» (W=-2,396; p=0,015) и «Игривость – Практичность» (W=-3,693; p<0,001);
  3. оценки сиблинга и романтического партнера значимо различаются по шкалам «Экстраверсия – Интроверсия» (W=-4,337; p<0,001), «Привязанность – Отделенность» (W=4,112; p<0,001), «Контролирование – Естественность» (W=2,868; p=0,003) и «Игривость – Практичность» (W=-6,552; p<0,001).

Романтический партнер воспринимается экстравертированным и обладающим легким отношением к жизни, стремящимся быть независимым, самостоятельным и спокойным. Сиблингу по мнению участников исследования в большей степени, чем остальным описываемым субъектам присущи доброжелательность, умение сопереживать и поддерживать, высокий уровень самоконтроля и реалистичность. Образ себя сбалансирован: респонденты склонны видеть себя, как умеренно экстравертированных, эмоционально устойчивых и экспрессивных, довольно доброжелательных и не очень импульсивных.

Было проверено, различаются ли оценки осознаваемых образов себя, романтического партнера и сиблинга в двухдетных и многодетных семьях (табл. 2, критерий Манна-Уитни).

Таблица 2. Сравнение оценок по шкалам методики «Пятифакторный опросник личности» в двухдетных и многодетных семьях.

Шкала Пятифакторного опросника / Семья Двухдетная Многодетная Различия
M SD M SD U p
Образ себя
Экстраверсия – Интроверсия 52,3 7,81 51,4 6,21 29,5 0,607
Привязанность – Отделенность 54,2 10,632 46,9 11,51 25,0 0,003**
Контролирование – Естественность 45,2 25,43 53,4 10,22 43,8 14,29
Эмоциональность - Эмоц. сдержанность 48,3 13,14 49,2 15,65 34,0 0,906
Игривость – Практичность 58,2 9,90 55,4 13,81 27,5 0,062
Образ сиблинга
Экстраверсия – Интроверсия 49,2 10,83 47,7 8,93 35,5 0,383
Привязанность – Отделенность 52,7 9,26 54,1 7,44 32,5 0,201
Контролирование – Естественность 54,8 11,91 52,1 8,47 30,5 0,177
Эмоциональность - Эмоциональная сдержанность
Игривость – Практичность 46,7 7,79 49,2 5,80 27,0 0,140
Образ романтического партнера
Экстраверсия – Интроверсия 54,1 8,30 56,7 11,17 36,0 0,411
Привязанность – Отделенность 40,9 13,32 41,7 12,84 38,5 0,811
Контролирование – Естественность 43,4 15,72 43,5 12,73 38,0 0,797
Эмоциональность - Эмоциональная сдержанность 35,5 15,33 40,5 10,80 35,5 0,364
Игривость – Практичность 59,2 16,25 60,4 13,21 39,0 0,918
Обозначение. ** - p<0,01

Различия в двухдетных и многодетных семьях обнаружены только для образа Я по шкалам «Привязанность – Отделенность» и «Контролирование - Естественность». Представители двухдетных семей представляют себя, как значимо более доброжелательные, эмпатичные и способные к самоконтролю люди, чем юноши и девушки из многодетных семей.

Сравнение неосознаваемых образов себя, сиблинга и романтического партнера в двухдетных и многодетных семьях В таблице 3 приведены средние и стандартные отклонения оценок себя, сиблинга и друга, полученные при помощи семантического дифференциала, а на рис. 2 – графическое представление средних значений.

Таблица 3. Средние и стандартные отклонения оценок по шкалам семантического дифференциала для образов себя, сиблинга и друга

Шкала Семантического дифференциала / Образ... Я Сиблинг Партнер
M SD M SD M SD
Холодный – Теплый -0,1 2,2 -0,4 2,2 0,5 2,1
Тяжелый - Легкий 0,3 2,3 0,2 2,2 0,8 2,1
Изменчивый - Устойчивый 0,8 2,2 -1,2 2,1 0,4 2,4
Твердый - Мягкий 0,8 1,8 1,2 1,9 0,3 1,9
Горький - Сладкий 0,5 1,9 0,2 1,9 -0,3 1,7
Непредсказуемый - Надежный 1,7 1,6 1,5 1,9 0,9 1,8
Теплый - Светлый 0,9 2,0 0,9 2,2 0,2 1,8
Пластичный - Упругий 0,9 2,0 -0,3 1,9 0,6 1,9
Сложный - Простой -0,6 1,8 -0,7 1,9 -0,6 1,6
Тревожный – Спокойный 0,6 2,2 0,9 2,0 0,2 1,8
Средние и стандартные отклонения оценок по шкалам семантического дифференциала для образов себя, сиблинга и друга

Рисунок 2. Средние оценки образов Я, сиблинга и романтического партнера по шкалам «Семантического дифференциала»

При помощи критерия Фридмана было установлено, что в образах себя, сиблинга и партнера есть значимые различия в оценках по парам «холодный - теплый», «твердый – мягкий», «непредсказуемый – надежный», «темный – светлый» и «пластичный - упругий» (p<0,05). При помощи критерия Вилкоксона с применением поправки Бонферрони (значимым является уровень значимости 0,017), было установлено, что:

  1. оценки себя и сиблинга значимо различаются по парам «холодный - теплый» (W=2,990; p=0,007), «твердый – мягкий» (W=-3,405; p=0,001) и «пластичный – упругий» (W=3,142; p=0,002) – сиблинг представляется значимо более холодным, мягким и пластичным, чем сам респондент;
  2. оценки себя и романтического партнера значимо различаются по парам «тяжелый – легкий» (W=-2,555; p=0,016), «непредсказуемый - надежный» (W=-2,665; p=0,010) и «темный – светлый» (W=-2,578; p=0,015) – партнер представляется значимо более легкий, надежный, и светлый, чем респондент;
  3. оценки сиблинга и романтического партнера значимо различаются по паре «холодный – теплый» (W=-3,405; p=0,001) – партнер представляется значимо более теплый, чем сиблинг.

В целом, видим, что различий между неосознаваемыми образами сиблинга и партнера меньше, чем себя и сиблинга или себя и партнера.

Было проверено, различаются ли оценки неосознаваемых образов себя, романтического партнера и сиблинга в двухдетных и многодетных семьях (таблица 4, критерий Манна-Уитни).

Далее мы посмотрели, различается ли образ себя, сиблинга и романтического партнера в двухдетных и многодетных семьях. Для этого мы использовали критерий Манна-Уитни для независимых выборок, данные представлены в таблице 4.

Таблица 4. Сравнение оценок по шкалам методики «Пятифакторный опросник личности» в двухдетных и многодетных семьях.

Шкала Семантического дифференциала / Семья... Двухдетная Многодетная Различия
M SD M SD U p
Образ себя
Холодный – Теплый 0,5 2,21 -0,2 2,27 11,0 0,352
Тяжелый - Легкий 0,2 2,20 0,3 2,10 12.5 0,382
Изменчивый - Устойчивый 0,9 2,13 0,9 2,15 13,0 0,197
Твердый - Мягкий 1,4 2,09 0,5 1,90 9,5 0,012*
Горький - Сладкий 0,3 2,14 0,6 1,93 12,0 0,760
Непредсказуемый - Надежный 1,5 2,18 1,9 1,66 13,0 0,429
Теплый - Светлый 0,8 2,41 1,1 1,84 12,5 0,837
Пластичный - Упругий 0,7 1,88 0,9 1,92 12,5 0,267
Сложный - Простой -0,9 1,81 -0,5 1,29 12,0 0,945
Тревожный – Спокойный -0,1 2,20 0,9 1,91 9,5 0,013*
Образ сиблинга
Холодный – Теплый -0,5 2,21 -0,2 2,24 52,3 0,525
Тяжелый - Легкий -0,2 2,20 -0,2 2,08 57,0 0,965
Изменчивый - Устойчивый -1,3 2,08 -0,9 2,11 47,0 0,197
Твердый - Мягкий 0,2 2,12 0,3 1,91 52,5 0,541
Горький - Сладкий 0,3 2,13 0,1 1,93 54,0 0,760
Непредсказуемый - Надежный 1,4 2,24 1,5 1,62 54,5 0,746
Теплый - Светлый 0,5 2,16 1,2 1,85 51,5 0,460
Пластичный - Упругий -0,3 1,94 -0,4 1,93 55,0 0,858
Сложный - Простой -0,9 1,83 -0,5 1,22 49,5 0,328
Тревожный – Спокойный 1,1 2,21 0,9 1,90 49,5 0,344
Образ романтического партнера
Холодный – Теплый 0,4 2,24 0,6 2,24 13,0 0,525
Тяжелый - Легкий 0,5 2,23 0,7 2,19 12,5 0,965
Изменчивый - Устойчивый 0,1 2,14 0,2 2,12 13,0 0,197
Твердый - Мягкий 0,1 2,11 0,5 1,97 12,0 0,541
Горький - Сладкий 0,7 2,18 -0,7 1,91 8,0 0,042*
Непредсказуемый - Надежный 1,1 2,20 0,7 1,63 11,5 0,746
Теплый - Светлый -1,1 2,43 0,4 1,83 6,5 0,021
Пластичный - Упругий 0,2 1,92 1,0 1,92 11,0 0,858
Сложный - Простой -0,2 1,88 -0,8 1,22 11,0 0,328
Тревожный – Спокойный -0,5 2,27 0,3 1,90 10,5 0,344
Обозначение. * - p<0,05.

В двухдетных семьях юноши и девушки воспринимают себя, как значимо более мягких и тревожных, а партнера, как значимо более сладких, чем в многодетных.

Обсуждение

Полученные результаты подтверждают, что образы себя, сиблинга и романтического партнера, формирующиеся в юношеском возрасте, значимо различаются по ряду личностных и семантических характеристик. Это согласуется с положениями теории привязанности [12], согласно которой восприятие себя и других значимых фигур связано с внутренними рабочими моделями, формирующимися в детстве на основе семейного опыта. Как показало исследование, романтический партнер воспринимается участниками как более экстравертированный, независимый, спокойный и легкий, чем они сами и их сиблинг. Это может отражать проекцию желаемых качеств на объект привязанности — в соответствии с представлением о романтических отношениях как источнике поддержки, эмоциональной устойчивости и легкости. Согласно R.J. Havighurst [18], формирование романтических связей — одна из центральных задач юношеского возраста, что делает позитивность и функциональность образа партнера особенно значимой.

Интересными представляются данные, полученные относительно образа сиблинга, который в восприятии респондентов характеризуется как теплый, мягкий, пластичный, надежный и склонный к эмпатии. Эти черты можно интерпретировать в контексте двойственной природы сиблинговых отношений, одновременно включающих как элементы конкуренции (за ресурсы, внимание), так и сотрудничества, близости, эмпатии и поддержки [2,7]. В отличие от образа партнера, который несет в себе идеализированные и часто компенсаторные черты, образ сиблинга может отражать более реалистичный и многоаспектный опыт отношений в семье.

Выявленные различия между образами особенно значимы в контексте детности семьи. Представители двухдетных семей описывали себя как более вовлеченных, эмпатичных и контролирующих, по сравнению с респондентами из многодетных семей. В условиях двухдетной семьи взаимодействие с сиблингом приобретает более интенсивный характер, а ролевые различия между детьми проявляются более отчетливо, что может способствовать более четкому самоощущению и формированию устойчивого образа Я. Напротив, в многодетных семьях дети чаще сталкиваются с необходимостью гибкой адаптации, конкуренции и перераспределения ролей, что может затруднять развитие выраженной привязанности и способности к саморегуляции.

Кроме того, данные по методике семантического дифференциала показали, что в двухдетных семьях респонденты воспринимают себя как более мягких и тревожных, а партнера — как более сладкого, чем в многодетных. Эти данные могут свидетельствовать о большей эмоциональной открытости и уязвимости в двухдетной системе, где каждый ребенок занимает уникальное и трудно заменимое положение. В многодетной же семье, напротив, эмоциональные проявления могут быть более сдержанными [5,9].

Таким образом, полученные результаты подчеркивают значимость количества детей в семье как социально-психологического фактора, влияющего на внутренние образы значимых других и самоощущение. В то время как пол, сиблинговая позиция и разница в возрасте уже получили широкое эмпирическое и теоретическое освещение [1,16,17], фактор детности семьи продолжает оставаться недостаточно изученным, несмотря на его влияние на когнитивное, личностное и межличностное развитие [10]. Это делает дальнейшее исследование данного аспекта крайне актуальным для понимания формирования идентичности и моделей взаимодействия в юношеском возрасте.

Выводы

  1. Различия в осознаваемых образах себя, сиблинга и романтического партнера (по методике «Пятифакторный опросник личности») статистически значимы по всем шкалам. Респонденты склонны видеть себя, как умеренно экстравертированных, эмоционально устойчивых и экспрессивных, сиблинга — как более доброжелательного, контролирующего и реалистичного, а романтического партнера — как более экстравертированного, независимого, эмоционально стабильного и легкого.
  2. В неосознаваемых образах (по методике «Семантический дифференциал») также обнаружены значимые различия. Сиблинги воспринимаются как более холодные и мягкие по сравнению с образом Я, а партнер — как более светлый, надежный и легкий. При этом различий между образом сиблинга и партнера меньше, чем между образом себя и других.
  3. В осознаваемых образах в зависимости от детности семьи обнаружены значимые различия только в образе себя: участники из двухдетных семей склонны воспринимать себя как более доброжелательных, эмпатичных и способных к самоконтролю, чем участники из многодетных семей.
  4. В неосознаваемых образах у респондентов из двухдетных и многодетных семей различия также касаются преимущественно образа себя и партнера: респонденты из двухдетных семей описывают себя как более мягких и тревожных, а партнера — как более сладкого, чем участники из многодетных семей.

Несмотря на полученные результаты, исследование имеет ряд ограничений. В первую очередь, стоит отметить ограниченный объем выборки, что снижает статистическую мощность исследования. Кроме того, при проведении исследования не была учтена роль таких переменных, как тип привязанности и характер отношений с сиблингом и романтическим партнером - эти факторы могут влиять на особенности восприятия. Их учет представляется важным в дальнейших исследованиях.

  • 1. Алексеева О. С., Ржанова И. Е. Оценка сиблинговых отношений в дошкольном и подростковом возрасте // Психология образования в поликультурном пространстве. 2016. № 4. С. 100–107.
  • 2. Алмазова О. В. Привязанность к матери как фактор взаимоотношений взрослых сиблингов : дис. ... канд. психол. наук. Москва, 2015. 174 с.
  • 3. Алмазова О. В., Мостинец К. О. Развитие регуляторных функций у дошкольников с различной сиблинговой позицией // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2023. № 3. С. 45–52. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-regulyatornyh-funktsiy-u-doshkolnikov-s-razlichnoy-siblingovoy-pozitsiey (дата обращения: 27.06.2025).
  • 4. Баландина Л. Л., Силина Е. А. Психосемантические особенности образа Я и жизненного пути подростков в зависимости от детности семьи // Образование и наука. 2021. № 1. С. 86–103.
  • 5. Билида И. С. Особенности воспитания детей в многодетных семьях // Universum: психология и образование. 2022. № 11(101). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vospitaniya-detey-v-mnogodetnyh-semyah (дата обращения: 30.06.2025).
  • 6. Зуляншина Е. В., Кедярова Е. А., Монжиевская В. В., Уварова М. Ю., Чернецкая Н. И. Особенности межличностных отношений школьников с разной сиблинговой позицией // Психология. Психофизиология. 2023. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-mezhlichnostnyh-otnosheniy-shkolnikov-s-raznoy-siblingovoy-pozitsiey (дата обращения: 27.06.2025).
  • 7. Руфо М. Братья и сестры. Болезнь любви. Екатеринбург : У-Фактория, 2006. 320 с.
  • 8. Серкин В. П. Методы психологии субъективной семантики и психосемантики. Москва : Пчела, 2008. 254 с.
  • 9. Силина Е. А. Психологические особенности подростков из семей с разным количеством детей // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 6(43). С. 62–65.
  • 10. Склярова С. А., Симонова Л. Б. Влияние сиблинговой позиции на формирование личности детей в многодетной семье // Вестник науки. 2024. № 6(75). С. 102–107. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-siblingovoy-pozitsii-na-formirovanie-lichnosti-detey-v-mnogodetnoy-semie (дата обращения: 27.06.2025).
  • 11. Хромов А. Б. Пятифакторный опросник личности: Руководство. Санкт-Петербург : Речь, 2015. 56 с.
  • 12. Шейвер Ф, Микулинджер М., Привязанность у взрослых: структура, динамика, изменения; Санкт-Петербург : Диалектика, 2023. 368 с.
  • 13. Anastasi A. Heredity, environment, and the question “How?” // Psychological Review. 1956. Vol. 63. No. 3. P. 197–208.
  • 14. Blake J. Family size and the quality of children // Demography. 1981. Vol. 18. No. 4. P. 421–442.
  • 15. Breland M. Birth order, family size, and intelligence // Journal of Psychology. 1977. Vol. 95. No. 1. P. 123–130.
  • 16. Brody G. H. Sibling relationship quality: its causes and consequences // Annual Review of Psychology. 1998. Vol. 49. P. 1–24.
  • 17. Daniels D., Plomin R. Differential experience of siblings in the same family // Developmental Psychology. 1985. Vol. 21. P. 747–760.
  • 18. Havighurst R. J. Developmental tasks and education. New York : David McKay Company, 1972. 315 p.
  • 19. McHale S. M., Crouter A. C., McGuire S. A. Congruence between mothers’ and fathers’ differential treatment of siblings: Links with family relations and children's well-being // Child Development. 1995. Vol. 66. No. 1. P. 116–128.
  • 20. Milevsky A. Sibling relationships in childhood and adolescence: Predictors and outcomes. New York : Columbia University Press, 2011. 180 p.
  • 21. Page F., Grandon G. Family size and social development // Social Science Review. 1979. Vol. 53. No. 2. P. 187–193.
  • 22. Sulloway F. J. Born to rebel: Birth order, family dynamics, and creative lives. New York : Pantheon Books, 1996. 653 p.
  • 23. Storfer M. Intelligence and giftedness: The view from recent research. San Francisco : Jossey-Bass, 1990. 274 p.
  • 24. Wagner M. Family configuration and child development. Cambridge : Cambridge University Press, 1985. 205 p.
  • 25. Zajonc R. B. The interaction of birth order and intelligence // Science. 1980. Vol. 208. No. 4448. P. 227–236.

Библиография


Сербина М.М. Образ себя, сиблинга и романтического партнера у юношей и девушек из двухдетных и многодетных семей. // Альманах Института коррекционной педагогики. Альманах №60 2025 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-60/the-image-of-yourself,-sibling-and-a-romantic-partner-among-boys-and-girls-from-two-decadent-and-large-families (Дата обращения: 13.11.2025)

©Альманах. ISSN 2312-0304. Все права защищены. Права на материалы охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Альманах
АЛЬМАНАХ

Первое научное издание, специализирующееся на публикации результатов исследований в области коррекционной педагогики и специальной психологии, не имеющее печатного эквивалента, выпускающееся более 20 лет!

Наш сайт использует cookies (куки). Продолжая им пользоваться, вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с политикой конфиденциальности