Введение
Согласно теории привязанности, одной из важных составляющих близких доверительных отношений с партнером являются позитивные образы себя и партнера [12], а установление этих отношений – основная задача развития в юношеском возрасте [18]. Поэтому поиск факторов, определяющих позитивность или негативность образов себя и партнера, представляется важной и актуальной задачей.
Сиблинговая система – является одной из очень важных, но наименее изученных структур семьи, хотя отношения с братом или сестрой чаще всего являются одними из самых продолжительных в жизни человека. Сиблинговые отношения, являются с одной стороны отношениями со сверстниками, а с другой стороны – отношениями внутри семьи, что выделяет их в ряду других близких межличностных отношений. Еще одной отличительной особенностью сиблинговый отношений является то, что ребенок не выбирает, кто будет его братом или сестрой и при этом делит с ним ресурсы родителей и эмоциональный опыт общих семейных событий [2,7].
Формирование образа себя и других значимых фигур начинается в детстве и происходит в контексте семьи как первичной социальной среды. Особую роль в этом процессе играют сиблинговые отношения, отличающиеся высокой эмоциональной насыщенностью, конкуренцией и поддержкой. Именно в отношениях с братьями и сестрами ребенок осваивает базовые социальные навыки, учится конкуренции и сотрудничеству, разделению и защите личных границ, формирует первичные представления о себе и других [2,7].
В психологии накоплен некотрый массив данных о роли таких факторов, как сиблинговая позиция (старший, младший, средний ребенок), разница в возрасте и пол сиблингов на личностное развитие и качество межличностных отношений. Эти параметры традиционно рассматриваются как значимые предикторы в формировании индивидуального стиля поведения, уровня тревожности, регуляторных функций, коммуникативных паттернов и даже предпочтений в выборе партнера [1,3,6,10,16,17,19 и др.]. Исследования показывают, что старшие дети, как правило, более ответственные и контролирующие, младшие — более гибкие и чувствительные, а средняя позиция сопряжена с поиском компромиссов и социальной адаптивностью.
Тем не менее, фактор детности семьи остается менее изученным, хотя представляется потенциально значимым. Под многодетностью в контексте данного исследования понимается наличие трех и более детей в семье (в соответствии с определением, принятом в Российской Федерации). Количество детей в семье определяет плотность взаимодействий, степень конкуренции за родительское внимание, динамику коалиций и ролевых распределений между сиблингами, что, в свою очередь, влияет на самооценку, образ другого и формирование внутренних моделей близких отношений. В многодетных семьях дети чаще сталкиваются с необходимостью гибкой адаптации и распределения ресурсов, в то время как в двухдетных семьях взаимодействие с сиблингом может носить более интенсивный характер [20,22].
Несмотря на малочисленность опубликованных результатов исследований, описывающих индивидуальные особенности детей из двухдетных и многодетных семей, одна из статей, признанная профессиональным сообществом классической, посвящена анализу связи между количеством детей в семье и их интеллектуальным развитием [25]. Исследователи обнаружили, что с увеличением числа детей в семье средний уровень их интеллектуального развития снижается, если у семьи нет достаточного количества ресурсов. Этот эффект, то есть отрицательная связь между размером семьи и интеллектуальным развитием детей, был подтвержден на разных группах детей, не зависит от их возраста, национальной принадлежности, типа местности, где они проживают (город или село) и используемых тестов для измерения интеллектуального развития. В качестве подтверждения подобной зависимости исследователи приводят результаты работ таких авторов как A. Anastasi, М. Breland, J. Blake, R. Zajonc, M. Wagner, M. Storfer и др. [13,14,15,23,24,25].
Эффект размера семьи, влияющий на интеллектуальное развитие детей, неодинаков и может быть усилен или ослаблен в зависимости от других переменных, связанных с конфигурацией семьи. Социо-экономический статус семьи является одним из наиболее важных факторов, влияющих на этот эффект: он часто не проявляется в семьях из верхних 20-25% по социо-экономическому статусу и сильно выражен в семьях среднего класса и бедных семьях. Некоторые исследователи, такие как F. Page и G. Grandon [21] полагают, что большой размер семьи в сочетании с низким социо-экономическим статусом оказывает наиболее отрицательное воздействие на психическое развитие детей.
Е.А. Силина [9] представила исследование, посвящённое личностным характеристикам детей, воспитывающихся в семьях с разным количеством детей. В ходе работы были выявлены следующие закономерности: подростки из многодетных семей проявляют большую зависимость от окружающих, отличаются доброжелательностью и тактичностью. Им также свойственны рациональность, практичность и реалистичный взгляд на жизнь. В то же время, дети из семей с одним ребенком характеризуются большей настойчивостью, уверенностью в себе и склонностью к упрямству. Они чаще действуют интуитивно, проявляют сентиментальность и склонны к конфликтам. Подростки из многодетных семей чаще демонстрируют межличностное поведение по типу «ответственного великодушия», тогда как их сверстники из однодетных семей склонны к критическому восприятию социальных норм. Кроме того, дети из семей с одним ребенком, как правило, обладают более высокой самооценкой своей внешности и уверенностью в собственных силах.
В исследовании Л.Л. Баландиной и Е.А. Силиной [4] отмечается, что дети из многодетных семей демонстрируют более высокую нормативность поведения, дисциплинированность и ответственность, однако могут испытывать трудности в установлении контактов вне семейного круга, что связано с ограниченным опытом взаимодействия с внешним социальным окружением. В то же время, дети из двухдетных семей проявляют большую коммуникабельность и готовность к сотрудничеству, что обусловлено более сбалансированным распределением родительского внимания и возможностями для развития социальных навыков.
Статья И. С. Билиды [5] посвящена особенностям воспитания детей в многодетных семьях. Автор анализирует специфические условия социализации в таких семьях, включая ограниченность индивидуального внимания со стороны родителей, необходимость гибкой адаптации детей, развитие самостоятельности, ответственности и способности к самоорганизации. Особое внимание уделяется воспитательной позиции родителей, а также влиянию семейной структуры на формирование личностных и коммуникативных качеств ребёнка. Отмечается, что многодетная семья создает уникальную среду, где дети учатся выстраивать горизонтальные отношения, распределять ресурсы и учитывать интересы других.
Анализ исследований показывает, что фактор детности семьи действительно оказывает влияние на интеллектуальные, личностные и коммуникативные особенности детей. Дети из многодетных и двухдетных семей демонстрируют различия в уровне ответственности, социальной адаптации, самооценке и стиле общения. Мы предполагаем, что детность семьи может в некоторой мере определять характер построения сиблинговых и романтических отношений. Так, целью исследования стало выявление особенностей образа себя, сиблинга и романтического партнера у молодых людей из двухдетных и многодетных семей.
Выборка и процедура исследования
116 респондентов в возрасте от 18 до 27 лет (M = 21,9; SD = 2,4), из них 52 — из двухдетных семей, 64 — из многодетных, 46 мужчин, 70 женщин. Разница в возрасте с сиблингом не превышала 5 лет. Все участники исследования на момент исследования состояли в романтических отношениях не менее полугода.
В случае, если у участника исследования было несколько сиблингов, респонденту предлагалось самому выбрать, о каком брате или сестре заполнять опросники. Ответы собирались с помощью онлайн-форм.
Методики
Для получения оценок образов себя, сиблинга и романтического партнера было использовано две методики, каждую из которых участники исследования заполняли три раза – про себя, про брата или сестру и про романтического партнера.
Первая методика «Пятифакторный опросник личности» Х. Тсуйи (адапт. Хромов, 2015) [11] — для оценки 5 личностных факторов: Экстраверсия – Интроверсия, Привязанность – Отдаленность, Контролирование – Естественность, Эмоциональность – Эмоциональная сдержанность и Игривость – Практичность.
Вторая методика – биполярный семантический дифференциал. В качестве шкал использовался набор из 10 пар прилагательных: холодный - теплый, легкий - тяжелый, устойчивый - изменчивый, мягкий - твердый, горький - сладкий, надежный - непредсказуемый, темный - светлый, упругий - пластичный, сложный - простой, спокойный – тревожный, показавший эффективность в оценке образов себя, сиблинга и друга в работе О.В. Алмазовой [2].
Статистический анализ
Статистический анализ проводился в программе SPSS 23.0 для Windows. При помощи критерия Колмогорова-Смирнова было выявлено, что распределение по большей части шкал методик значимо отличается от нормального. В связи с этим при анализе везде для единообразия были использованы непараметрические критерии. Для проверки значимости различий между оценками образов себя, сиблинга и романтического партнера был использован критерий Фридмана для нескольких связных выборок, а далее по тем шкалам, по которым получены значимые различия с применением поправки Бонферрони был использован критерий Вилкоксона . Для проверки значимости различий в оценках образов себя, значимого партнера и сиблинга у молодых людей из двухдетных и многодетных семей был применен критерий Манна-Уитни.
Результаты исследования
При помощи методики «Пятифакторный опросник личности» были получены оценки осознаваемого [11], а при помощи семантического дифференциала – оценки неосознаваемого образа себя [8], сиблинга и романтического партнера у участников исследования. Были проведены сравнения оценок как образов разных субъектов между собой, так и каждого из образов в двухдетных и трехдетных семьях.
Сравнение осознаваемых образов себя, сиблинга и романтического партнера в двухдетных и многодетных семьях
В таблице 1 приведены средние и стандартные отклонения оценок себя, сиблинга и друга, полученные при помощи методики «Пятифакторный опросник личности», а на рисунке 1 – графическое представление этих характеристик.
Таблица 1. Средние и стандартные отклонения оценок по шкалам методики «Пятифакторный опросник личности» для образов себя, сиблинга и романтического партнера.
| Шкала Пятифакторного опросника / Образ... | Я | Сиблинг | Партнер | |||
|---|---|---|---|---|---|---|
| M | SD | M | SD | M | SD | |
| Экстраверсия – Интроверсия | 51,7 | 6,81 | 48,4 | 9,70 | 56,1 | 7,83 |
| Привязанность – Отделенность | 49,7 | 11,82 | 54,1 | 8,34 | 41,3 | 16,15 |
| Контролирование – Естественность | 45,2 | 25,43 | 53,4 | 10,22 | 43,8 | 14,29 |
| Эмоциональность - Эмоц. сдержанность | 49,1 | 14,71 | 39,9 | 11,46 | 39,8 | 15,21 |
| Игривость – Практичность | 56,8 | 12,77 | 48,1 | 6,91 | 60,3 | 15,94 |
При помощи критерия Фридмана было установлено, что в оценках образов себя, сиблинга и партнера есть значимые различия по всем шкалам пятифакторного опросника (p<0,05). При помощи критерия Вилкоксона с применением поправки Бонферрони (значимым является уровень значимости 0,017), было установлено, что:
- оценки себя и сиблинга значимо различаются по шкалам «Эмоциональность – Эмоциональная сдержанность» (W=-2,388; p=0,016) и «Игривость – Практичность» (W=-4,274; p<0,001);
- оценки себя и романтического партнера значимо различаются по шкалам «Экстраверсия – Интроверсия», (W=-2,568; p=0,010) «Эмоциональность – Эмоциональная сдержанность» (W=-2,396; p=0,015) и «Игривость – Практичность» (W=-3,693; p<0,001);
- оценки сиблинга и романтического партнера значимо различаются по шкалам «Экстраверсия – Интроверсия» (W=-4,337; p<0,001), «Привязанность – Отделенность» (W=4,112; p<0,001), «Контролирование – Естественность» (W=2,868; p=0,003) и «Игривость – Практичность» (W=-6,552; p<0,001).
Романтический партнер воспринимается экстравертированным и обладающим легким отношением к жизни, стремящимся быть независимым, самостоятельным и спокойным. Сиблингу по мнению участников исследования в большей степени, чем остальным описываемым субъектам присущи доброжелательность, умение сопереживать и поддерживать, высокий уровень самоконтроля и реалистичность. Образ себя сбалансирован: респонденты склонны видеть себя, как умеренно экстравертированных, эмоционально устойчивых и экспрессивных, довольно доброжелательных и не очень импульсивных.
Было проверено, различаются ли оценки осознаваемых образов себя, романтического партнера и сиблинга в двухдетных и многодетных семьях (табл. 2, критерий Манна-Уитни).
Таблица 2. Сравнение оценок по шкалам методики «Пятифакторный опросник личности» в двухдетных и многодетных семьях.
| Шкала Пятифакторного опросника / Семья | Двухдетная | Многодетная | Различия | |||
|---|---|---|---|---|---|---|
| M | SD | M | SD | U | p | |
| Образ себя | ||||||
| Экстраверсия – Интроверсия | 52,3 | 7,81 | 51,4 | 6,21 | 29,5 | 0,607 |
| Привязанность – Отделенность | 54,2 | 10,632 | 46,9 | 11,51 | 25,0 | 0,003** |
| Контролирование – Естественность | 45,2 | 25,43 | 53,4 | 10,22 | 43,8 | 14,29 |
| Эмоциональность - Эмоц. сдержанность | 48,3 | 13,14 | 49,2 | 15,65 | 34,0 | 0,906 |
| Игривость – Практичность | 58,2 | 9,90 | 55,4 | 13,81 | 27,5 | 0,062 |
| Образ сиблинга | ||||||
| Экстраверсия – Интроверсия | 49,2 | 10,83 | 47,7 | 8,93 | 35,5 | 0,383 |
| Привязанность – Отделенность | 52,7 | 9,26 | 54,1 | 7,44 | 32,5 | 0,201 |
| Контролирование – Естественность | 54,8 | 11,91 | 52,1 | 8,47 | 30,5 | 0,177 |
| Эмоциональность - Эмоциональная сдержанность | ||||||
| Игривость – Практичность | 46,7 | 7,79 | 49,2 | 5,80 | 27,0 | 0,140 |
| Образ романтического партнера | ||||||
| Экстраверсия – Интроверсия | 54,1 | 8,30 | 56,7 | 11,17 | 36,0 | 0,411 |
| Привязанность – Отделенность | 40,9 | 13,32 | 41,7 | 12,84 | 38,5 | 0,811 |
| Контролирование – Естественность | 43,4 | 15,72 | 43,5 | 12,73 | 38,0 | 0,797 |
| Эмоциональность - Эмоциональная сдержанность | 35,5 | 15,33 | 40,5 | 10,80 | 35,5 | 0,364 |
| Игривость – Практичность | 59,2 | 16,25 | 60,4 | 13,21 | 39,0 | 0,918 |
Различия в двухдетных и многодетных семьях обнаружены только для образа Я по шкалам «Привязанность – Отделенность» и «Контролирование - Естественность». Представители двухдетных семей представляют себя, как значимо более доброжелательные, эмпатичные и способные к самоконтролю люди, чем юноши и девушки из многодетных семей.
Сравнение неосознаваемых образов себя, сиблинга и романтического партнера в двухдетных и многодетных семьях В таблице 3 приведены средние и стандартные отклонения оценок себя, сиблинга и друга, полученные при помощи семантического дифференциала, а на рис. 2 – графическое представление средних значений.
Таблица 3. Средние и стандартные отклонения оценок по шкалам семантического дифференциала для образов себя, сиблинга и друга
| Шкала Семантического дифференциала / Образ... | Я | Сиблинг | Партнер | |||
|---|---|---|---|---|---|---|
| M | SD | M | SD | M | SD | |
| Холодный – Теплый | -0,1 | 2,2 | -0,4 | 2,2 | 0,5 | 2,1 |
| Тяжелый - Легкий | 0,3 | 2,3 | 0,2 | 2,2 | 0,8 | 2,1 |
| Изменчивый - Устойчивый | 0,8 | 2,2 | -1,2 | 2,1 | 0,4 | 2,4 |
| Твердый - Мягкий | 0,8 | 1,8 | 1,2 | 1,9 | 0,3 | 1,9 |
| Горький - Сладкий | 0,5 | 1,9 | 0,2 | 1,9 | -0,3 | 1,7 |
| Непредсказуемый - Надежный | 1,7 | 1,6 | 1,5 | 1,9 | 0,9 | 1,8 |
| Теплый - Светлый | 0,9 | 2,0 | 0,9 | 2,2 | 0,2 | 1,8 |
| Пластичный - Упругий | 0,9 | 2,0 | -0,3 | 1,9 | 0,6 | 1,9 |
| Сложный - Простой | -0,6 | 1,8 | -0,7 | 1,9 | -0,6 | 1,6 |
| Тревожный – Спокойный | 0,6 | 2,2 | 0,9 | 2,0 | 0,2 | 1,8 |
Рисунок 2. Средние оценки образов Я, сиблинга и романтического партнера по шкалам «Семантического дифференциала»
При помощи критерия Фридмана было установлено, что в образах себя, сиблинга и партнера есть значимые различия в оценках по парам «холодный - теплый», «твердый – мягкий», «непредсказуемый – надежный», «темный – светлый» и «пластичный - упругий» (p<0,05). При помощи критерия Вилкоксона с применением поправки Бонферрони (значимым является уровень значимости 0,017), было установлено, что:
- оценки себя и сиблинга значимо различаются по парам «холодный - теплый» (W=2,990; p=0,007), «твердый – мягкий» (W=-3,405; p=0,001) и «пластичный – упругий» (W=3,142; p=0,002) – сиблинг представляется значимо более холодным, мягким и пластичным, чем сам респондент;
- оценки себя и романтического партнера значимо различаются по парам «тяжелый – легкий» (W=-2,555; p=0,016), «непредсказуемый - надежный» (W=-2,665; p=0,010) и «темный – светлый» (W=-2,578; p=0,015) – партнер представляется значимо более легкий, надежный, и светлый, чем респондент;
- оценки сиблинга и романтического партнера значимо различаются по паре «холодный – теплый» (W=-3,405; p=0,001) – партнер представляется значимо более теплый, чем сиблинг.
В целом, видим, что различий между неосознаваемыми образами сиблинга и партнера меньше, чем себя и сиблинга или себя и партнера.
Было проверено, различаются ли оценки неосознаваемых образов себя, романтического партнера и сиблинга в двухдетных и многодетных семьях (таблица 4, критерий Манна-Уитни).
Далее мы посмотрели, различается ли образ себя, сиблинга и романтического партнера в двухдетных и многодетных семьях. Для этого мы использовали критерий Манна-Уитни для независимых выборок, данные представлены в таблице 4.
Таблица 4. Сравнение оценок по шкалам методики «Пятифакторный опросник личности» в двухдетных и многодетных семьях.
| Шкала Семантического дифференциала / Семья... | Двухдетная | Многодетная | Различия | |||
|---|---|---|---|---|---|---|
| M | SD | M | SD | U | p | |
| Образ себя | ||||||
| Холодный – Теплый | 0,5 | 2,21 | -0,2 | 2,27 | 11,0 | 0,352 |
| Тяжелый - Легкий | 0,2 | 2,20 | 0,3 | 2,10 | 12.5 | 0,382 |
| Изменчивый - Устойчивый | 0,9 | 2,13 | 0,9 | 2,15 | 13,0 | 0,197 |
| Твердый - Мягкий | 1,4 | 2,09 | 0,5 | 1,90 | 9,5 | 0,012* |
| Горький - Сладкий | 0,3 | 2,14 | 0,6 | 1,93 | 12,0 | 0,760 |
| Непредсказуемый - Надежный | 1,5 | 2,18 | 1,9 | 1,66 | 13,0 | 0,429 |
| Теплый - Светлый | 0,8 | 2,41 | 1,1 | 1,84 | 12,5 | 0,837 |
| Пластичный - Упругий | 0,7 | 1,88 | 0,9 | 1,92 | 12,5 | 0,267 |
| Сложный - Простой | -0,9 | 1,81 | -0,5 | 1,29 | 12,0 | 0,945 |
| Тревожный – Спокойный | -0,1 | 2,20 | 0,9 | 1,91 | 9,5 | 0,013* |
| Образ сиблинга | ||||||
| Холодный – Теплый | -0,5 | 2,21 | -0,2 | 2,24 | 52,3 | 0,525 |
| Тяжелый - Легкий | -0,2 | 2,20 | -0,2 | 2,08 | 57,0 | 0,965 |
| Изменчивый - Устойчивый | -1,3 | 2,08 | -0,9 | 2,11 | 47,0 | 0,197 |
| Твердый - Мягкий | 0,2 | 2,12 | 0,3 | 1,91 | 52,5 | 0,541 |
| Горький - Сладкий | 0,3 | 2,13 | 0,1 | 1,93 | 54,0 | 0,760 |
| Непредсказуемый - Надежный | 1,4 | 2,24 | 1,5 | 1,62 | 54,5 | 0,746 |
| Теплый - Светлый | 0,5 | 2,16 | 1,2 | 1,85 | 51,5 | 0,460 |
| Пластичный - Упругий | -0,3 | 1,94 | -0,4 | 1,93 | 55,0 | 0,858 |
| Сложный - Простой | -0,9 | 1,83 | -0,5 | 1,22 | 49,5 | 0,328 |
| Тревожный – Спокойный | 1,1 | 2,21 | 0,9 | 1,90 | 49,5 | 0,344 |
| Образ романтического партнера | ||||||
| Холодный – Теплый | 0,4 | 2,24 | 0,6 | 2,24 | 13,0 | 0,525 |
| Тяжелый - Легкий | 0,5 | 2,23 | 0,7 | 2,19 | 12,5 | 0,965 |
| Изменчивый - Устойчивый | 0,1 | 2,14 | 0,2 | 2,12 | 13,0 | 0,197 |
| Твердый - Мягкий | 0,1 | 2,11 | 0,5 | 1,97 | 12,0 | 0,541 |
| Горький - Сладкий | 0,7 | 2,18 | -0,7 | 1,91 | 8,0 | 0,042* |
| Непредсказуемый - Надежный | 1,1 | 2,20 | 0,7 | 1,63 | 11,5 | 0,746 |
| Теплый - Светлый | -1,1 | 2,43 | 0,4 | 1,83 | 6,5 | 0,021 |
| Пластичный - Упругий | 0,2 | 1,92 | 1,0 | 1,92 | 11,0 | 0,858 |
| Сложный - Простой | -0,2 | 1,88 | -0,8 | 1,22 | 11,0 | 0,328 |
| Тревожный – Спокойный | -0,5 | 2,27 | 0,3 | 1,90 | 10,5 | 0,344 |
В двухдетных семьях юноши и девушки воспринимают себя, как значимо более мягких и тревожных, а партнера, как значимо более сладких, чем в многодетных.
Обсуждение
Полученные результаты подтверждают, что образы себя, сиблинга и романтического партнера, формирующиеся в юношеском возрасте, значимо различаются по ряду личностных и семантических характеристик. Это согласуется с положениями теории привязанности [12], согласно которой восприятие себя и других значимых фигур связано с внутренними рабочими моделями, формирующимися в детстве на основе семейного опыта. Как показало исследование, романтический партнер воспринимается участниками как более экстравертированный, независимый, спокойный и легкий, чем они сами и их сиблинг. Это может отражать проекцию желаемых качеств на объект привязанности — в соответствии с представлением о романтических отношениях как источнике поддержки, эмоциональной устойчивости и легкости. Согласно R.J. Havighurst [18], формирование романтических связей — одна из центральных задач юношеского возраста, что делает позитивность и функциональность образа партнера особенно значимой.
Интересными представляются данные, полученные относительно образа сиблинга, который в восприятии респондентов характеризуется как теплый, мягкий, пластичный, надежный и склонный к эмпатии. Эти черты можно интерпретировать в контексте двойственной природы сиблинговых отношений, одновременно включающих как элементы конкуренции (за ресурсы, внимание), так и сотрудничества, близости, эмпатии и поддержки [2,7]. В отличие от образа партнера, который несет в себе идеализированные и часто компенсаторные черты, образ сиблинга может отражать более реалистичный и многоаспектный опыт отношений в семье.
Выявленные различия между образами особенно значимы в контексте детности семьи. Представители двухдетных семей описывали себя как более вовлеченных, эмпатичных и контролирующих, по сравнению с респондентами из многодетных семей. В условиях двухдетной семьи взаимодействие с сиблингом приобретает более интенсивный характер, а ролевые различия между детьми проявляются более отчетливо, что может способствовать более четкому самоощущению и формированию устойчивого образа Я. Напротив, в многодетных семьях дети чаще сталкиваются с необходимостью гибкой адаптации, конкуренции и перераспределения ролей, что может затруднять развитие выраженной привязанности и способности к саморегуляции.
Кроме того, данные по методике семантического дифференциала показали, что в двухдетных семьях респонденты воспринимают себя как более мягких и тревожных, а партнера — как более сладкого, чем в многодетных. Эти данные могут свидетельствовать о большей эмоциональной открытости и уязвимости в двухдетной системе, где каждый ребенок занимает уникальное и трудно заменимое положение. В многодетной же семье, напротив, эмоциональные проявления могут быть более сдержанными [5,9].
Таким образом, полученные результаты подчеркивают значимость количества детей в семье как социально-психологического фактора, влияющего на внутренние образы значимых других и самоощущение. В то время как пол, сиблинговая позиция и разница в возрасте уже получили широкое эмпирическое и теоретическое освещение [1,16,17], фактор детности семьи продолжает оставаться недостаточно изученным, несмотря на его влияние на когнитивное, личностное и межличностное развитие [10]. Это делает дальнейшее исследование данного аспекта крайне актуальным для понимания формирования идентичности и моделей взаимодействия в юношеском возрасте.
Выводы
- Различия в осознаваемых образах себя, сиблинга и романтического партнера (по методике «Пятифакторный опросник личности») статистически значимы по всем шкалам. Респонденты склонны видеть себя, как умеренно экстравертированных, эмоционально устойчивых и экспрессивных, сиблинга — как более доброжелательного, контролирующего и реалистичного, а романтического партнера — как более экстравертированного, независимого, эмоционально стабильного и легкого.
- В неосознаваемых образах (по методике «Семантический дифференциал») также обнаружены значимые различия. Сиблинги воспринимаются как более холодные и мягкие по сравнению с образом Я, а партнер — как более светлый, надежный и легкий. При этом различий между образом сиблинга и партнера меньше, чем между образом себя и других.
- В осознаваемых образах в зависимости от детности семьи обнаружены значимые различия только в образе себя: участники из двухдетных семей склонны воспринимать себя как более доброжелательных, эмпатичных и способных к самоконтролю, чем участники из многодетных семей.
- В неосознаваемых образах у респондентов из двухдетных и многодетных семей различия также касаются преимущественно образа себя и партнера: респонденты из двухдетных семей описывают себя как более мягких и тревожных, а партнера — как более сладкого, чем участники из многодетных семей.
Несмотря на полученные результаты, исследование имеет ряд ограничений. В первую очередь, стоит отметить ограниченный объем выборки, что снижает статистическую мощность исследования. Кроме того, при проведении исследования не была учтена роль таких переменных, как тип привязанности и характер отношений с сиблингом и романтическим партнером - эти факторы могут влиять на особенности восприятия. Их учет представляется важным в дальнейших исследованиях.
