Проблемы здоровья подростков в Российской Федерации / Альманах №31 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Альманах №31 "Психологическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в педиатрическом стационаре"

Проблемы здоровья подростков в Российской Федерации

Л.С. Намазова-Баранова Федеральное государственное автономное учреждение «Научный центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГАУ «НЦЗД» МЗ РФ), Москва
А.А. Баранов Федеральное государственное автономное учреждение «Научный центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГАУ «НЦЗД» МЗ РФ), Москва
Е.В. Антонова Федеральное государственное автономное учреждение «Научный центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГАУ «НЦЗД» МЗ РФ), Москва
Р.Н. Терлецкая Федеральное государственное автономное учреждение «Научный центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГАУ «НЦЗД» МЗ РФ), Москва
В.Ю. Альбицкий Федеральное государственное автономное учреждение «Научный центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГАУ «НЦЗД» МЗ РФ), Москва
М.И. Слипка Федеральное государственное автономное учреждение «Научный центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГАУ «НЦЗД» МЗ РФ), Москва
С.Р. Конова Федеральное государственное автономное учреждение «Научный центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ФГАУ «НЦЗД» МЗ РФ), Москва

Процесс развития общества во многом определяется уровнем популяционного здоровья подростков, который оказывает значимое влияние на здоровье нации в целом и формирует ее культурный, интеллектуальный, производственный и репродуктивный потенциал 1. По определению Всемирной организации здравоохранения подростки – это молодые люди в возрасте от 10 до 19 лет 2. В России окончанием детского возраста считается достижение совершеннолетия, то есть 18 лет, но некоторые демографические показатели рассчитываются для категорий от 10 до 14 лет и от 15 до 19 лет.

В настоящее время в России (на начало 2017 года) насчитывается 11293 тыс. детей в возрасте 10-17 лет, что составляет 8,1 % от общей численности населения страны. В сложившейся ситуации смертность населения подросткового возраста является актуальной социально-демографической проблемой, а ее тенденции, причины и возрастно-половая специфика – объектами пристального изучения. В РФ это, прежде всего, связано со сложившейся кризисной демографической ситуации, уменьшением численности населения и его плотности 3. Потери жизни в подростковом возрасте сказываются на уровне средней продолжительности жизни, уменьшении числа лиц активного трудоспособного возраста и связанных с этим экономическими потерями государства. Главное экономическое последствие преждевременной смертности подростков – уменьшение численности трудового потенциала страны. В Российской Федерации за последних 10 лет показатель подростковой смертности сократился на 35,3 %. Однако более чем в 70 % случаев причинами смерти являются травмы и отравления 4. Среди основных внешних причин смертности подростков особую тревогу вызывает уровень суицидов, на которые приходится около одной четверти травматической смертности в этом возрасте. Это самый высокий уровень в Европе. В России высока смертность от повреждений с неопределенными намерениями или повреждений без уточнений, которые маскируют значительную часть таких социально обусловленных причин, как убийства и отравления наркотиками 5.

На фоне положительных достижений в снижении подростковой смертности, неутешительными остаются показатели, характеризующие заболеваемость детей подросткового возраста, особенно 15-17 лет. Состояние здоровья российских подростков существенно хуже, чем у их сверстников в других странах.

Наибольший рост заболеваемости отмечается по классам так называемых «школьных» болезней наиболее зависимых от образа жизни: нарушения и заболевания опорно-двигательного аппарата (в основном – различные виды нарушения осанки), нарушения зрения, болезни органов пищеварения 6. Причинами развития этих нарушений являются неправильный режим питания, сна и отдыха, снижение двигательной активности, неконтролируемое использование различных гаджетов. Унифицированный подход к занятиям физкультурой в школе, рассчитанный на «среднего» ученика, не вызывает интереса к таким урокам, скорее, отталкивает. Около 10 % подростков их не посещают. А неправильно подобранные одежда и обувь, тяжелые рюкзаки с учебниками усугубляют ситуацию 7.

В 30 % случаев у детей обнаруживаются проблемы, вызванные несоответствием рациона питания потребностям стремительно растущего детского организма. Большинство школьников едят слишком мало белковой пищи, испытывают нехватку витаминов, растительной клетчатки, а вот углеводов в их рационе слишком много. В развитие болезней желудочно-кишечного тракта (гастритов и гастродуоденитов, дискинезии желчевыводящих путей, язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки) вносят свой вклад отсутствие регулярного питания, постоянное изменение режима, высокий уровень эмоционального напряжения 8.

При чем, показатели заболеваемости не отражают в полной мере реальную ситуацию, т.к. пациенты и их родители обращаются в медицинские учреждения только в случае возникновения острой клинической ситуации 9. С проявлениями функциональных нарушений в работе органов и систем детского организма они пытаются справиться сами. Данное предположение было подтверждено в ходе многоцентрового исследования заболеваемости детского населения ФГАУ «Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей» Минздрава России. Полученные в результате показатели истинной заболеваемости в 1,5 раза превышают данные официальной статистики, а в больших городах – в 2 раза 10.

В настоящее время особую обеспокоенность вызывает состояние нервно-психического здоровья подростков. За 10 лет общая заболеваемость психическими расстройствами и расстройствами поведения подростков в возрасте 15-17 лет увеличилась на 11,3 %. Нервно-психические расстройства (неврозы, проблемы в работе вегетативной нервной системы, астено-невротический синдром, синдром дефицита внимания и гиперактивности), нарушения работы сердечно-сосудистой системы (артериальная гипертензия, нарушения ритма сердца), болезни органов зрения (дальнозоркость, близорукость, астигматизм) чаще отмечаются у учащихся 8–11 классов 11. В это время организм становится очень чувствителен и малоустойчив к высоким учебным нагрузкам, эмоциональному напряжению, вызванному сложными взаимоотношениями с преподавателями и сверстниками, неблагоприятной атмосферой в семье, нарушением режима дня, недосыпанием.

Еще одной социальной проблемой является тенденция все более частого использования в обучении электронных гаджетов. К сожалению, внедрение новых средств информационно-коммуникационных технологий в школах (интерактивные доски, ридеры, ноутбуки, мобильные планшеты, компьютерные программы, Wi-Fi и др.) далеко не всегда сопровождается соблюдением требований санитарного законодательства и безопасных условий их использования. Свободное время школьники-подростки также проводят перед телевизором и перед компьютером. Все это сказывается на самочувствии детей: около 65 % подростков жалуются на усталость, не меньше 55 % – на проблемы со зрением и головные боли 12.

Часто встречающейся проблемой подросткового возраста, являются такие пищевые отклонения как анорексия, булимия, другие расстройства приема пищи; расстройства сна, ночные кошмары и др.), невротические расстройства, связанные со стрессом (например, приступы страха, тревоги, депрессии), и расстройства, которые проявляются разными жалобами при отсутствии реальных подтверждений болезни (специалисты называют их соматоформными нарушениями). По данным ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, у 60 % подростков обнаруживаются так называемые «предболезненные психические расстройства» (например, зависимости – игромания; церебрастения – быстрая утомляемость, проблемы с памятью, сосредоточенностью, головные боли). У значительной части подростков выявлена высокая предрасположенность к различным формам девиантного поведения (агрессивные наклонности были обнаружены у каждой третьей девушки и каждого шестого молодого человека, а склонность к саморазрушающему поведению – у 22 % девушек и 40 % юношей) 13.

Важнейшей социальной проблемой, связанной с состоянием психического здоровья, являются случаи употребления подростками психоактивных веществ, что составляет более 30 % в структуре всех психических и поведенческих расстройств. В проведенном нами исследовании в ряде школ Московской области, где учатся дети из достаточно благополучных семей (дети инженерных и научных работников) более 66 % мальчиков и 80 (!)% девочек подтвердили опыт знакомства с алкоголем 14.

Пробовали курить более 50 % опрошенных. Среди опрошенных подростков более 15 % мальчиков и 12 % девочек пробовали курить наркотические вещества, причем более 2 % респондентов делали это много раз. Почти 5% мальчиков и 0,6 % девочек (р≤0,05) пробовали вдыхать наркотические вещества через нос, 1,5 % подростков пробовали употреблять таблетки, содержащие наркотические вещества 15.

С начала 90-х годов в России действует Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Он определяет гуманное отношение к пациентам, и в какой-то мере повышает доверие людей к специалистам, облегчая обращение за психиатрической помощью. И все же сложившаяся за долгие годы система психиатрической помощи отпугивает подростков и их родителей, заставляя скрывать имеющуюся проблему. По мнению экспертов и по данным многочисленных исследований, проведенных врачами и социологами, статистика не отражает реальное положение дел в этой области, поскольку в нашей стране по-прежнему принято обращаться к врачу-психиатру только в случае крайней необходимости.

Последнее десятилетие ХХ века ВОЗ объявил десятилетием охраны репродуктивного здоровья подростков, поэтому во многих странах была проведена серия исследований, показавших основные социальные проблемы, с которыми сталкиваются юноши и девушки развитых стран, в том числе России:

  • раннее начало половой жизни;
  • пренебрежение средствами контрацепции;
  • высокая заболеваемость инфекциями, которые передаются половым путем.

Необходимо заметить, что частота регистрации инфекционных заболеваний, передающихся половым путем, среди 15–19-летних российских девушек снизилась за последние 15 лет в 4–6 раз, но при этом она по-прежнему остается высокой. Знания о том, как защититься от таких проблем, подростки черпают прежде всего из СМИ и Интернета. Опросы подростков показали, что данная тема на уроках биологии или основах безопасности жизнедеятельности обсуждается крайне редко и положительный ответ о том, что информация о личной гигиене подростков, в том числе о негативном влиянии инфекций на здоровье, была получена в школе, дали только 4 % опрошенных 16.

Отсутствие знаний в области репродуктивного здоровья негативно влияет на поведение девочек-подростков. Так, опыт сексуальных отношений к возрасту 18 лет имеют 41,9 % девочек, больше половины девушек допускают возможность сделать аборт. Россия по-прежнему лидирует среди стран Европы по количеству рождений и абортов у матерей в возрасте до 20 лет, при чем в большинстве случаев девушки-подростки прерывают первую беременность, нанося тем самым непоправимый вред своему здоровью 17.

Важным показателем здоровья детского населения является число детей с инвалидностью, т.е. стойким ограничением жизнедеятельности. Доля подростков среди детей-инвалидов приближается к 30 % и продолжает расти. Кроме того, по мнению ряда экспертов, значительная часть детей, нуждающихся в оформлении инвалидности остаются неучтенной официальной статистикой в силу ряда причин 18.

Существующая структура проблем здоровья российских подростков показывает, что более 65 % из них имеют ограничения в выборе профессии и профиля обучения в средней и высшей школе. В связи с чем многие осваивают профессию, которая была выбрана вынужденно и не вызывает большого интереса. Опрос выпускников и их родителей показал, что решение о будущей профессии они принимали без профессиональной помощи психологов и педагогов (60 %), в том числе без учета рекомендаций врачей-педиатров (в 97 %). К сожалению, эта стратегия часто затрудняет полноценную профессиональную реализацию, приводит к появлению психологических проблем и обострению хронических болезней 19.

Заключение:

Подавляющее большинство подростков считают себя здоровыми, однако, многие из них не доживают до взрослой жизни, умирая от негативного воздействия различных внешних причин или от болезней, которые можно было бы предотвратить или успешно контролировать 20.

Сегодня самыми серьезными проблемами подросткового возраста являются:

  • Ранние беременности и роды. Ежегодно на девушек 15–19 лет приходится более 10 % родов и более 20 % болезней, вызванных беременностью и родами. Более одной трети девушек сообщают, что их первый сексуальный опыт был принудительным.
  • Болезни, передающиеся половым путем, особенно ВИЧ/СПИД.
  • Неправильное питание (как недоедание, так и переедание).
  • Снижение показателей психического здоровья. Так, 20 % молодых людей страдают депрессиями, расстройствами настроения и питания, токсикоманией, склонны вести себя небезопасным образом (суицидальные формы поведения, в том числе увлечение экстремальными видами спорта). Среди подростков 15–19 лет самоубийство – вторая по значимости причина смерти.
  • Наличие вредных привычек: употребление табака, алкоголя и психоактивных веществ (в России средний возраст начала постоянного курения – 12 лет!).
  • Смерть от внешних причин: травмы, дорожно-транспортные происшествия, отравления, суициды.

На становление здоровья подростков большое влияние оказывают условия и образ жизни. Социальные изменения, произошедшие в России за последние 20 лет (миграция населения, материальное расслоение общества, высокое число разводов и гражданских браков) обострили такие проблемы, как увеличение числа детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, недостаточное количество структур, оказывающих медико-социальную помощь. По некоторым данным, около 20 % всего детского населения РФ находится в трудной жизненной ситуации. Поэтому современным подросткам так необходима своевременная комплексная медико-психолого-педагогическая помощь, неотъемлемой частью которой должно стать повышение педагогической компетенции родителей и их активное участие в реализации назначений специалистов. Формирование у подростков привычки ведения здорового образа жизни и принятие мер по лучшей защите молодых людей от рисков для здоровья имеют решающее значение для здоровья населения и социальной инфраструктуры стран в будущем, а также для предотвращения проблем со здоровьем в зрелые годы.

Печать
Библиография
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Проблемы здоровья подростков в Российской Федерации [Электронный ресурс] / Л.С. Намазова-Баранова, А.А. Баранов, Е.В. Антонова, Р.Н. Терлецкая, В.Ю. Альбицкий, М.И. Слипка, С.Р. Конова // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2017. –  Альманах №31. – Электрон. ст. - Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanac-no-31/difficulties-of-development-of-communication-in-children-first-years-of-life-with-disabilities
Список литературы
  1. Антонова Е.В. Здоровье российских подростков 15-17 лет: состояние, тенденции и научное обоснование программы его сохранения и укрепления / диссертация на соискание ученой степени доктора медицинских наук // Научно-исследовательский институт педиатрии Научного центра здоровья детей РАМН. Москва, 2011.
  2. Баранов А.А., Алексеева Е.И., Антонова Е.В. и др. Руководство по амбулаторно-поликлинической педиатрии, 2 изд. испр. и доп. Под ред. А.А. Баранова. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2009. - 592 с.
  3. Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Альбицкий В.Ю. и др. Состояние и проблемы здоровья подростков России / Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2014. – № 6. – С. 10-14.
  4. Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Терлецкая Р.Н. и др. Результаты профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних в Российской Федерации / Российский педиатрический журнал, 2016, том 19, №5, С. 287-293.
  5. Энциклопедия для родителей / Союз педиатров России, Научный центр здоровья детей, Российская академия педиатрии; под ред. Л.С. Намазовой-Барановой.- М.: ПедиатрЪ, 2017. – 740 с.
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.
Статьи выпуска: