Психолого-педагогическая служба в педиатрии / Альманах №31 / Архив / Альманах Института коррекционной педагогики
АЛЬМАНАХ Института коррекционной педагогики
Альманах №31 "Психологическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в педиатрическом стационаре"

Психолого-педагогическая служба в педиатрии

А.Л. Венгер ГБОУ ВО Московской области, Университет «Дубна» , Дубна

В настоящее время широко признана необходимость наличия психолого-педагогической службы в педиатрии. Перед ней стоит ряд задач, относящихся как к медицинской, так и к социально-психологической сфере:

  • способствовать эффективности лечения;
  • создать оптимальные условия для физического и психического развития больного ребенка, его социальной адаптации;
  • обеспечить повышение качества жизни больного ребенка и его семьи.

Эти задачи взаимосвязаны. Течение болезни во многом зависит от психологического состояния больного ребенка. В свою очередь, особенности его здоровья оказывают значительное влияние на психологическое состояние и психическое развитие.

Среди психологических факторов, наиболее существенно влияющих на состояние здоровья, можно выделить эмоциональный фон ребенка, уровень его психического тонуса, отношение к своей болезни. Так, крайне негативно сказываются депрессивные и субдепрессивные состояния, сниженный или неустойчивый психический тонус, пессимистическое или, напротив, анозогнозическое отношение к болезни, неверие в возможность выздоровления. Всë это служит источником психосоматических расстройств, утяжеляющих течение болезни. От психологического состояния зависят также поведенческие проявления, имеющие большое значение для успешности лечения: соблюдение режима жизни и питания, выполнение лечебных процедур и т.п.

Рассматривая влияние нарушений здоровья больного ребенка на его психологическое состояние и психическое развитие, можно выделить первичные, вторичные и третичные нарушения, обусловленные болезнью. К первичным нарушениям относятся болевые ощущения, ограничение активности, повышенная утомляемость и истощаемость, а в некоторых случаях – вызванные болезнью нарушения в работе центральной нервной системы. Вторичные нарушения обусловлены реакцией ребенка на свое состояние. К ним относятся снижение самооценки и мотивации, сосредоточенность на проблемах здоровья в ущерб нормальным возрастным интересам и увлечениям, пессимистические представления о будущем. Третичные нарушения вызваны искажением социальной ситуации развития, нормативной для ребенка данного возраста. Это проявляется в пропусках школы, ограничении общения со сверстниками в результате госпитализации, неблагоприятной реакции родителей на болезнь ребенка, недостатке деятельности (предметной, игровой, изобразительной, учебной, самообслуживания, элементов труда).

Среди неблагоприятных вариантов родительской реакции на болезнь ребенка встречается как недооценка тяжести заболевания, фиксация на учебе и поведении, так и, напротив, сосредоточенность на лечении, игнорирование задач развития. Первый тип реакции нередко приводит к тому, что к ребенку предъявляются повышенные требования, несоответствующие его физическому состоянию. Это чревато интеллектуальными и физическими перегрузками, усилением астении, вызванной болезнью. Возможно также недостаточно серьезное отношение родителей к назначениям и рекомендациям лечащего врача. При втором типе реакции происходит искусственная инфантилизация ребенка, не учитываются и не удовлетворяются психологические потребности, присущие его возрасту. Для обоих типов реакции характерно снижение содержательного (личностно ориентированного) общения с ребенком, замещение его техническими манипуляциями (обучающими или лечебными). Встречается также чрезмерная ориентация родителей на ситуативные желания ребенка («Ему же хочется!»), приводящая к нарушению медицинских рекомендаций. Преобладают такие неблагоприятные стили родительского воспитания как гиперопека и гиперконтроль. У родителей часто наблюдается недостаточное владение способами общения с больным ребенком. Все описанные проблемы нередко усугубляются неблагоприятным собственным эмоциональным состоянием родителей, их тяжелыми переживаниями в связи с болезнью ребенка.

Со стороны медицинского персонала также встречается недостаточно целостное отношение к ситуации лечения. Так, характерна недооценка значения эмоционального состояния ребенка или неумение его распознать. Типична сосредоточенность на лечении при игнорировании задач развития. В ряде случаев врачи и средний медицинский персонал недостаточно владеют способами общения с ребенком. Нередко ситуация ухудшается в результате неблагоприятного собственного эмоционального состояния, профессионального выгорания.

Таким образом, в деятельности психолого-педагогической службы могут быть выделены следующие направления:

  • работа с детьми;
  • работа с родителями;
  • работа с семьей в целом;
  • работа с врачами и со средним медицинским персоналом.

Работа с детьми включает такие виды работы как:

  • психолого-педагогическая диагностика;
  • педагогическая коррекция;
  • психологическая коррекция;
  • эмоциональная поддержка;
  • психотерапия;
  • общеразвивающие занятия.

В зависимости от возраста и состояния здоровья ребенка работа может проводиться в индивидуальной или групповой форме.

Среди видов работы с родителями могут быть выделены:

  • психолого-педагогическое просвещение;
  • обучение родителей занятиям с детьми;
  • тренинг внутрисемейного общения;
  • психологическая поддержка;
  • психотерапия.

Важным принципом работы с родителями является их ориентация на социальную адаптацию ребенка. Необходимо указывать им задачи работы с ребенком, а не прогноз, который почти никогда не может быть стопроцентно точным. С родителями, как и с детьми, возможна работа в индивидуальной или в групповой форме.

Работа с врачами и со средним медицинским персоналом включает:

  • психолого-педагогическое просвещение;
  • обучение формам общения с детьми;
  • психологическую (эмоциональную) разгрузку.

В большинстве случаев наиболее уместна групповая форма работы.

В соответствии с изложенными положениями, в течение ряда лет проводилась научно-практическая деятельность лаборатории специальной психологии и коррекционного обучения ФГАУ НМИЦ здоровья детей Министерства здравоохранения РФ. Был определен функционал специалистов: дефектолога, логопеда, клинического психолога, семейного психолога в зависимости от возраста ребенка, характера заболевания, прогноза, индивидуальных особенностей ребенка и семьи.

Разработаны схемы диагностического обследования детей разного возраста, стандартная форма фиксации результатов. Определены методы индивидуальной и групповой работы с детьми, родителями, семьями – применительно к возрасту, к разным видам заболеваний и к индивидуальным особенностям детей. Разработанные методы эмпирически проверены более чем на 5 000 детей и родителей. Собраны катамнестические данные, подтверждающие эффективность этих методов. Намечены формы и методы работы с медицинским персоналом.

Основными задачами дальнейшей работы, на наш взгляд, являются:

  • более детальная дифференциация методов работы в зависимости от характера заболевания, состояния ребенка, прогноза, индивидуальных психологических особенностей;
  • углубление взаимодействия с врачами и средним медицинским персоналом;
  • расширение практического внедрения психолого-педагогического сопровождения больного ребенка и его семьи в лечебных учреждениях.
Печать
Библиография
Распечатать фрагмент
Поделитесь нашими статьями с Вашими друзьями
Венгер, А.Л.  Психолого-педагогическая служба в педиатрии [Электронный ресурс] / А.Л. Венгер // Альманах Института коррекционной педагогики. – 2017. –  Альманах №31. – Электрон. ст. - Режим доступа: http://alldef.ru/ru/articles/almanac-no-31/the-contradictions-in-communicative-behavior-of-young-children-with-down-syndrome
Список литературы
  1. Буслаева А.С., Венгер А.Л., Лазуренко С.Б. Задачи психологической помощи тяжело больному ребенку и его родителям. // Культурно-историческая психология. 2016. Том. 12, № 1. С. 56–65.
  2. Венгер А.Л., Морозова Е.И. Экстренная психологическая помощь детям и подросткам: учебное пособие. Дубна: Гос. Ун-т «Дубна», 2016. -144 с.
  3. Профилактическая педиатрия / ред. А.А. Баранова. М.: Союз педиатров России, 2012. - 484 с.
Лицензия Creative Commons
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivs» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 3.0 Непортированная.
Статьи выпуска: